Interested Article - Ориша

Статуэтка ориша в музее Леона.

Ориша́ — духи, эманации единого бога (Творца) в религии африканского народа йоруба Ифа , кубинской сантерии и ряде афробразильских культов, таких, как умбанда и кандомбле . Они являются посредниками между Миром Духа и Миром Земли. Считается, что Олодумаре при создании мира очень устал от своей работы и не отвечает на молитвы, поэтому последователи традиции молятся Ориша — тем, кто всегда перемещается между небом и землей.

По традиционным верованиям, существуют 801 Ирунмоле ( йоруба Irunmole — Чистый Дух). 400 из них постоянно находятся в Орун ( Orun — Мир Духа), остальные же 401 постоянно перемещаются из Орун в Айе ( Aye — Мир Земли) и обратно. Таким образом они поддерживают жизнь на Земле, а также порядок и равновесие.

Основные Ориша

  • — принцип хаоса, перемен, преобразования и правосудия в зависимости от его аспекта или дороги, которая была призвана в процессе ритуала. Эшу открывает дорогу и облегчает связь между миром людей и царством Духа. Эшу поддерживает космический и социальный порядок. Ритуалы в африканской традиции йоруба выполняются через обращение к Эшу, потому что он умеет переводить язык людей на язык Духа и, наоборот, язык Духа на язык людей. Эшу предоставляет силу двух миров: Иколе А́йе (видимая реальность) и Иколе О́рун (невидимая реальность).

Согласно древним верованиям, существует 21 аспект или дорога :

  1. — Силы слова.
  2. — Призывается для почтения Ориша Ошун.
  3. — Открывает дорогу в иные миры. Хранитель ashe (энергии) Игбоду — места для проведения инициаций и ритуалов.
  4. — Эшу трав.
  5. — Эшу Божественного Правосудия, платы и справедливости. Призывается для прекращения конфликтов.
  6. — Эшу Личных взаимоотношений.
  7. — Эшу барабанов.
  8. — мистическое и пророческое видение, полученное от Духа.
  9. — Связан с практикой Ифа.
  10. — Эшу жертвоприношений животных.
  11. — Эшу ритуальной одежды.
  12. — леопард, хищник.
  13. — почитается вместе с Олокун — богом морей.
  14. — Эшу танца.
  15. — участвует в процессе преобразования и возрождения.
  16. — Эшу сладостей, призывается для привлечения изобилия.
  17. — Эшу Силы Воинов.
  18. — Эшу необычных мер, неистовый аспект Эшу.
  19. призывается для почтения Ориша Ошун — тайна плодородия.
  20. — связан с духом Предков Эгун.
  21. — Злая Дубина.

Также широко распространены следующие Эшу:

  • — царь Эшу.
  • — призывается для защиты от врагов.
  • — специализируется на чёрной магии и проклятиях.

Силы Ориша

  • — ориша, покровительствующий исцелению инфекционных болезней.
  • — близнецы Таэби и Каиндэ. Покровители детей и смеха. Медиумы под влиянием энергий Ибежи начинают вести себя как дети. В качестве приношений посвящаются сладости.
  • Йеманджа́ или Иеманджи́ — Мать рыб и Мать всех ориша, богиня океана . В романе Жоржи Амаду « Мёртвое море » — богиня моря; её волосы — лунная дорожка на воде. Как одна из Матерей в религии йоруба олицетворяет заботу и поддержку. Подобно любой матери, может также быть строга и сильна. Её энергия приносит стабильность.
  • (Ошала́) — ориша Белого Света, его цвет — белый. Согласно древним сказаниям йоруба, создал людей из глины. Обатала — ориша чистоты, этики и надлежащего поведения. Приносит ясность и понимание, крепкое здоровье и мир. Детьми Обатала на земле йоруба являются судьи ( Ogboni ).
  • Огу́н — бог войны и железа, хранитель правды. Огун обладает огромной, иногда грубой, силой, которую призывают, чтобы удалить препятствия, блокирующие дорогу и личную судьбу. Наносит поражение врагам и является надежной защитой. В природе динамичная и живучая энергия Огун проявляется посредством утвердительных и агрессивных действий. Мачете , цепи и ножи всех видов украшаются его символами.
  • или Йанса́н — женское божество охоты и ветров . Ориша ветра, хранительница кладбищ и рынков. Энергия Ойя приносит внезапные перемены, которое могут привлечь благо или вред. В синкретизме Баии соответствует католической святой Варваре . Чудесному оживлению статуи св. Варвары Громоносицы и её превращению в Ойя/Йансан посвящён роман Жоржи Амаду « Исчезновение святой » ( 1988 ).
  • Оло́кун — ориша Океана. Обеспечивает силу и стабильность, приносит богатство. Искусный целитель. В Ифа Олокун имеет мужской и женский аспекты.
  • Ору́нмила также Орунмила́ — ориша предсказания. Существуют специальные предсказательные техники: , и .
  • также Осани́н или Осанье́ — ориша растений и трав, зная все их тайны, преобразовывает их энергию в магическую силу, что делает каждый ритуал Ифа—Ориша действенным. Осаин взаимосвязан с Эшу и Орунмила́, также помогает Бабалаво в использовании своей силы.
  • — божество охоты, лесов и животных. Помогает самосовершенствованию человека. Его символ — это лук и стрелы. Обитает рядом с Огуном.
  • Ошу́н или Олошу́н — женское божество рек, изначально божество реки Ошун в Нигерии и любви — аналог древнегреческой Афродиты . Приносит любовь, красоту и радость. Ошун олицетворяет любовь, красоту и радость; воплощает источник изобилия, богатства, соития и рождения. Ориша Ошун — хранительница тайн удовольствия ( Oluwa Awo Inu Didun Ipilese ) и не обусловленной любви. В Африке её последователи носят ожерелья из медных бусин. Она — Женственность ( Iwa Obinrin ) и Соблазнительница ( Pansaga Obirin ).
  • Шанго́ — ориша грома и молнии, хранитель социального правосудия. Его символ — двусторонний топор. Шанго — искусный стратег, способный с легкостью провести через самую опасную местность.

Примечания

  1. , с. 192.
  2. , с. 188.

Источники

  • Винсент Вайт. Путь Ифа. Тайны африканских оракулов в традициях Ифа и Водун.

Сиим A. Ю. Афробразильская культура : Единство духовного и материального, синтез религии, науки и искусства (по материалам экспедиции в Бразилию и стажировки в этнографических музеях Франции) : научная статья // МАЭ РАН : сб. научн. ст. / Отв. ред. Фёдорова Е. Г.. — СПб. : МАЭ РАН , 2009. — Вып. 9. — С. 174—193. — 232 с. — (Материалы полевых исследований). — 200 экз. ISBN 978-5-88431-155-8 .

Источник —

Same as Ориша