Interested Article - Часы и знаки

Часы́ и зна́ки — седьмой студийный альбом рок-группы «Машина времени» , записанный и выпущенный в 1999 г. Последний студийный альбом с участием Петра Подгородецкого. Весь альбом был записан в течение полугода. Наиболее известные песни альбома — «Эпоха большой нелюбви» (на неё был выпущен клип ) и «На абрикосовых холмах».

Об альбоме

Весь сезон 1998—1999 мы провели в кругосветном концертном туре, посвященном тридцатилетию «Машины». Песни сочинялись «на перекладных», как десять лет назад. И на этот раз авторов оказалось только трое.

А вот это была уже другая история. Мы писали эти песни опять-таки «на перекладных», во время тура, посвящённого тридцатилетию группы — он растянулся на полтора года. К тому же внутри группы не всё было хорошо — внимательные слушатели обратили внимание, что на пластинке (необычно короткой для «Машины») не было ни одной песни Подгородецкого. А не очень внимательные узнали обо всём в декабре.

Название, по словам Макаревича, говорит о том, что «Часы — это время, жизнь, а знаки, они кругом и всюду вокруг нас, только не все их умеют замечать» .

Впервые, несмотря на то, что альбом был записан ещё с участием Петра Подгородецкого, он представлен на нём только как клавишник. На пластинке нет ни песен, написанных на его музыку, ни спетых им, что могло свидетельствовать о конфликте внутри группы и недовольстве её участниками самим Петром. Диск вышел незадолго до концерта, посвященного 30-летию «Машины времени» и ставшего последним в истории группы, в котором участвовал Подгородецкий. В свете этих событий приобретает некоторую двусмысленность картинка, приложенная к альбому, точнее подпись к ней, которую можно интерпретировать и так, что некий молодой человек из Владивостока любит музыку «Машины времени» и хочет стать участником группы.

Клип «Эпоха большой нелюбви» снял режиссёр Григорий Константинопольский . Мелодия отсылает к « Personal Jesus » группы Depeche Mode .

Песня «Я так устал на войне» — посвящение Александру Любимову .

Отзывы

Леонид Шевченко в рецензии, опубликованной в журнале « Знамя » в 2000 году, выделил ключевую композицию — «Лифт», своего рода « Круг Земной » с четырьмя этажами, и на каждом свои действующие лица и немного музейная обстановка: газированный аппарат , спящий вахтёр , а над ним — настенные часы (как в учреждениях — механические, ядовито-электронные ), и повсюду знаки: плакат о смертельном вреде некипячёной воды, доска почёта с убитыми мухами или реклама концерта «Машины времени» — лица победителей со «смачными» улыбочками.

Кто сегодня у нас командир ? По крайней мере, не великий и ужасный Ленин . Быть может, « Электролюкс — сделано с умом»? Или автор новой книги о вкусной и здоровой пище с предисловием чиновника из Пенсионного фонда ? И там толпа, и здесь толпа. Там — с Лениным, здесь — с чудесными сковородками « Тефаль ». «Все семь миллиардов растерянных граждан эпохи большой нелюбви».

Самый худший вариант: ведро и швабра. И тишина, в которой нельзя спеть и сыграть. Пассажиру нужно выходить, потому что кто-то уже вызывает внизу кабину: поездил сам — уступи другому. А если четвёртый этаж переносит на первый, то снова «пахнет каплями от кашля, пахнет маминым пальто».

«Машина времени» считается легендарной группой — и не просто уважаемым, пережившим всё и всех (СССР, например) динозавром, но коллективом, сумевшим найти свой стиль в контексте «другой страны». Они успешно вписались и стали знаковым явлением среди тех же киллеров и тампонов « o.b. ». Ностальгия в искусстве — спекуляция на самом себе. Поэтому замечательно, что «Машина времени» не эксплуатирует своего прошлого (на мемориальных концертах — « Поворот », « Марионетки »), а всерьёз и надолго обживает настоящее, демонстрируя уверенность и спокойствие .

Сайт « СоюзМузыка » написал, что после двух эффектно выстроенных альбомов «Часы и знаки» оказались шагом назад, в том числе и потому, что записывались в промежутках между концертами юбилейного тура. Впрочем, на качестве песен это почти не сказалось — боевик «Странные дни» оказался одним из самых эффектных выступлений Александра Кутикова, «Лифт» и «Дай мне руку, душа моя» — блестящим образцом фирменной философской лирики Макаревича, а Евгений Маргулис создал отличный оммаж малоизвестному в России фолк-рокеру Джеймсу Тейлору в песне «Не плачь обо мне». Кроме прочего, этот альбом оказался последней совместной работой с Петром Подгородецким — но это уже совсем другая и не самая весёлая история .

Список композиций

Автор всех песен, кроме отмеченных — А. Макаревич.

  1. Эпоха большой нелюбви (3:44) (А. Макаревич, Е. Маргулис — А. Макаревич)
  2. Странные дни (3:40)
  3. Домажо (3:51) (Е. Маргулис)
  4. Дай мне руку, душа моя (3:48)
  5. Когда мы сойдем с ума (3:20) (Е. Маргулис — А. Макаревич)
  6. Лифт (4:08)
  7. Я так устал на войне (3:24) (А. Макаревич, А. Кутиков — А. Макаревич)
  8. Не плачь обо мне (4:41) (Е. Маргулис — А. Макаревич)
  9. На абрикосовых холмах (3:22) (А. Кутиков — А. Макаревич)
  10. Из гельминтов (1:56)

Участники записи

Сессионные музыканты

  • Михаил Клягин — гитара
  • Татьяна Ларина — флейта
  • Пётр Кондрашин — виолончель
  • Владимир Лебедев — тромбон

Персонал в студии

  • Александр Кутиков — сведение
  • Самвел Оганесян — звукорежиссёр, сведение
  • Александр Бармаков — мастеринг
  • Запись — студия «Полифон»
  • Валерий Плотников — фотография
  • Андрей Гусев — дизайн

Примечания

  1. Леонид Шевченко . «Машина времени». Часы и знаки // Знамя . — 2000. — № 8 .
  2. . Дата обращения: 23 февраля 2018. 5 марта 2018 года.
  3. . Дата обращения: 20 ноября 2018. 20 ноября 2018 года.
  4. . Дата обращения: 6 февраля 2021. Архивировано из 26 сентября 2013 года.
  5. . Дата обращения: 17 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
  6. . Дата обращения: 8 марта 2020. 27 января 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Часы и знаки