Interested Article - Бэла (балет, 1941)
- 2021-06-17
- 2
«Бэла» — балет в 3 актах и 5 картинах на музыку советского композитора В. М. Дешевова . За основу либретто, написанного Б. С. Гловацким, взят сюжет одноимённого рассказа из романа « Герой нашего времени » М. Ю. Лермонтова . Балет поставлен Б. А. Фенстером как выпускной спектакль Ленинградского хореографического училища . Премьера постановки состоялась 25 июня 1941 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (художник Т. Г. Бруни, дирижёр П. Э. Фельдт). Образы героев балета воплотили Н. Б. Ястребова ( Бэла ), А. М. Синицын ( Печорин ), К. Джапаров ( Казбич ), М. Камалетдинов ( Азамат ), В. М. Румянцева ( Невеста, сестра Бэлы ), Х. Мустаев ( Жених ). Все они, за исключением Камалетдинова, на момент премьеры являлись выпускниками хореографического училища .
История создания и постановки
В 1940 году дирекции Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Ленинградского хореографического училища выступили с совместной инициативой создания балета по произведению М. Ю. Лермонтова. Преподаватель актёрского мастерства в ЛГХУ Борис Степанович Гловацкий, ставший впоследствии автором либретто, предложил в 1940/1941 учебном году в контексте юбилейных мероприятий, посвящённых 100-летию со дня гибели поэта, поставить спектакль по роману «Герой нашего времени». В основу балетной постановки решено было положить рассказ «Бэла», который является составной частью романа. Гловацкого привлекли в нём, среди прочего, острота и динамичность сюжета, психологическая напряжённость действия, кавказский колорит, притягательный образ главной героини .
Автором музыки к балету выступил известный ленинградский композитор В. М. Дешевов. На создание партитуры ушло три месяца. В январе 1941 года композитор представил свою музыку в Ленинградском хореографическом училище перед специально созданной комиссией, которая высоко оценила мелодичность и «прекрасную рельефность танцевальных образов» .
Постановкой спектакля занимался двадцатипятилетний хореограф Б. А. Фенстер, которому помогали два ассистента: Н. Е. Шереметевская и К. А. Есаулова, выпускницы балетмейстерского отделения ЛХТ. Консультантом спектакля был приглашён филолог -лермонтовед В. А. Мануйлов , страстный любитель балета .
Гловацкий и Фенстер строго придерживались литературного первоисточника в сюжетной разработке и обрисовке характеров. Однако в отличие от романа денщик Печорина Митька, лишь упомянутый у Лермонтова, стал в балете полноценным персонажем, обладающим самостоятельной хореографической лексикой .
Дата генеральной репетиции спектакля совпала с днём начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. О начале войны стало известно в первом же антракте . Премьера выпускного спектакля, намеченная на 25 июня, оказалась под угрозой срыва. Некоторые юноши получили повестку. Благодаря тому что удалось отсрочить на несколько дней явку в военкомат , премьера прошла в назначенный срок . Д. Шен описывал её так: «Театр был, как всегда на выпускном вечере, переполнен. Балетное представление разворачивалось от картины к картине в атмосфере необыкновенного подъёма и юношеского воодушевления. И спектакль, по отзывам очевидцев, прошёл с бесспорным, ярко выраженным успехом» . Однако запланированный второй концерт по причине военного времени отложили .
Примечания
- , с. 101.
- ↑ Хуммаева Г. Е. // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2007. — № 18 . 4 мая 2021 года.
- Балинская, О. В. Творчество балетмейстера Б. А. Фенстера в контексте развития советского балетного театра : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : специальность 17.00.09 / Балинская Ольга Валерьевна; [Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой]. — Санкт-Петербург, 2017. — С. 15. — 27 с.
- , с. 59.
Литература
- Дюкина Е. Н. «Бэла» // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — Москва: Советская энциклопедия , 1981. — С. 101. — 623 с.
- Шен Д. Владимир Михайлович Дешевов. Очерк жизни и творчества . — Л. : Советский композитор, 1961. — 76 с.
- 2021-06-17
- 2