Зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть»
.
В это время овцы ягнятся, и для плодородия овец на Овчара «окликали звёзды»
. Вечером, по приглашению хозяина овец, выходил пастух-овчар за околицу; клали они оба по три низких поклона на все четыре стороны света. Пастух, истово помолившись святому Власию — «пастырю стад небесных и защитнику земных», у околицы становился на руно (овечью шерсть) и произносил особую «окличку». «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному! Загорись огнём негасимым на утеху православным! Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу (имярек). Ты освяти, звезда ясная, огнём негасимым белоярых овец у раба (имя). Как по поднебесью звёздам несть числа, так у раба (имя) уродилось бы овец болей того!»
. Вслед за этим, хозяин, приглашавший пастуха на окличку, вёл его в избу, угощал чем Бог послал, подносил вина, наделял — чём ни на есть, чтобы тому не с пустыми руками за порог уйти
.
На Онисима собирали в амбарах разные семена и выставляли их на мороз на три дня. Этот обычай называется «семенное». Считалось, что такие закалённые семена будут лучше переносить весенние заморозки и дадут обильные всходы
.
В Рязанской, Тульской и некоторых других губерниях именно в этот день «зарнили» пряжу, то есть выставляли её на утренний мороз
.
Отправляясь в дальний путь, в этот день белорусские крестьяне брали с собой немного земли у своего дома, при этом приговаривая: «Отчий дом, отчая земля, оберегите и сохраните раба Божьего (имя) в путях-дорогах»
.
Поговорки и приметы
На Онисима-овчарника зима становится безрогой (теряет свою силу)
.
Овчары окликают звёзды, чтобы овцы ягнились
.
В этот день зима с весной борется: кому идти вперед, а кому прочь убираться
.
Большая прибавка воды в прорубях на Онисима-овчара предвещает хороший сенокос
.
На Онисима зарнят пряжу: выставляют лучший моток на утреннюю зорьку, и от этого пряжа будет бела, чиста и крепка (рязан., тульск.)
.
Коринфский А. А.
//
. —
М.
: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 149—156.
Лаврентьева Л. С , Смирнов Ю. И.
Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. —
СПб.
: Паритет, 2004. — 448 с. —
ISBN 5-93437-117-7
.
Мясников А. Л.
Летописный календарь России. —
СПб.
: Александр ПРИНТ, 2004. — 768 с. —
ISBN 5-7580-0087-6
.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Некрылова А. Ф.
Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. —
СПб.
: Азбука-классика, 2007. — 765 с. —
ISBN 5352021408
.
Рыженков Г. Д.
Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. —
М.
: Современник, 1991. — 129 с. —
ISBN 5-270-01376-2
.
Усов В. В.
Русский народный православный календарь. —
М.
: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. —
ISBN 5-7578-0028-3
.
Васілевіч Ул. А.
// Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. —
Мн.
, 1992. —
С. 554—612
.
11 мая 2012 года.
(белор.)
Кононенко О. А.
Слов'янський світ: ілюстрований словник-довідник міфологічних уявлень, вірувань, обрядів, легенд та їхніх відлунь у фольклорі і пізніших звичаях українців, братів-слов'ян та інших народів / Авт.-упоряд. О. А. Кононенко. —
К.
: Асоціація ділового співробітництва "Український міжнародний культурний центр", 2008. — 781 с. —
ISBN 966-8287-18-3
.
(укр.)