Interested Article - Иоанн (Береславский)

Иоа́нн (в миру Вениами́н Я́ковлевич Бересла́вский ; В ряде источников утверждается, что настоящая фамилия Береславского Янкельман ; род. 25 сентября 1946, Москва ) — основатель и глава (c 1996 по 2009) собора епископов нового религиозного движения ( секты ) «Православная церковь Божией Матери Державная» (« Богородичный центр »).

Биография

Биография Береславского очень противоречива и известна в основном в изложении его последователей.

Биография изложенная на официальном сайте «Богородичного центра»

Отец — Яков Михайлович Береславский (1906—1974), мать — Татьяна Береславская (1910 г.р.) .

Береславский учился и окончил среднюю школу в Москве. Проявил способности к музыке, закончил детскую музыкальную школу Щербаковского района г. Москвы .

В 1962 году поступил в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова , класс фортепиано Марии Дешалыт, ученицы Генриха Нейгауза . По его окончании в 1966 году получил диплом преподавателя детской музыкальной школы по музыкальным теоретическим дисциплинам и общему фортепиано.

Ещё не окончив училище, на последнем курсе устроился на работу учителем по музыкальной литературе в московской школе № 414 (с 17 сентября 1965 по 9 января 1966 год ), затем преподавателем теоретических дисциплин в вечерней школе музыкального образования № 34 (с 30.08. 1966 по 16.08. 1968 год ) и поступил в 1965 году на вечернее отделение Московского Государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза . Затем перевелся на дневное отделение.

В 1970 году закончил Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза .

Дополнения и уточнения к биографии

По словам Береславского из книги «Игра в сумасшедшего», он хотел уклониться от службы в армии , пытаясь выдать себя за шизофреника , но обследование по направлению военкомата в Психиатрическую клиническую больницу № 4 им. П. Б. Ганнушкина привело к заключению «здоров». Тем не менее, при повторном обследовании военным психиатром г. Москвы Береславскому была поставлена статья 7Б ( психопатия ), с которой «можно было устроиться каким-нибудь золотарём в Институте физкультуры, лаборантом в отделе, где мучили белых крыс — иначе, с чистой совестью зарабатывать себе на жизнь, продолжая заниматься духовными трудами. Радость моя была нескончаема!» .

В экспертизе Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского от 28 декабря 1994 года есть следующая запись:

Из амбулаторной карты психоневрологического диспансера N 6 г. Москвы следует, что Береславский В.Я. наблюдается диспансером с 3.02.71 г. по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении , несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию , дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы. С 1990 г. ПНД не посещает.

Ф. В. Кондратьев отмечает, что Береславский «бывший пациент психиатрической больницы, где он дважды проходил стационарное лечение с диагнозом параноидной шизофрении, инвалид II группы».

Семья

В апреле 1973 года зарегистрирован брак с Тамарой Бодровой (профессия — преподаватель английского языка). В браке родились две дочери (в 1974 и в 1980 годах ).

Религиозная деятельность

В конце 1970-х годы Береславский и его ближайшие сподвижники — Петр Большаков и Илья Попов — организовали «христианскую группу» во главе с Береславским. Группа совместно посещала православные богослужения, ездила по святым местам и изучала сочинения святых отцов Православной Церкви .

В 1980 году принял крещение в Русской православной церкви , в Ильинском храме Ильинской слободы под Можайском Московской области . Паломничал по монастырям, храмам. По его собственным словам, был наставлен от странницы, почаевской старицы Марии Орловской, о существовании и «старчестве» которой мало что известно (в частности — православным верующим), за исключением информации с сайтов, так или иначе относящихся к самому Береславскому .

Большое влияние на Береславского оказала встреча зимой 1982 года в Почаевской лавре со старицей Евфросиньей (Никифоровой) , ученицей схиигумена Амфилохия Почаевского . Старица Евфросинья имела большой авторитет среди своих последователей, она стала первым духовным наставником Береславского . По их представлениям, ей открывалась Божия Матерь, Её новая исключительная роль в истории России и мира в целом в новом тысячелетии . Существование такой ученицы у схиигумена Амфилохия (Почаевского) также вызывает сомнения, так как, по мнению Александра Дворкина : «…позднее находился под духовным влиянием некой „почаевской старицы Евфросиньюшки“, которая под конец жизни объявила себя четвёртой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день…» .

В 1984 году несколько месяцев работал алтарником в храме Ивановской епархии РПЦ .

В ноябре 1984 года через икону Одигитрии в Смоленске стал, по его словам, свидетелем откровения Божией Матери, которое, по его словам, было пронизано глубокой социальностью. В нём говорилось о глобальных судьбах XX века, судьбах России и человечества, о том, будет ли атомная война, погибнет ли мир, вернется ли коммунизм, о пути Церкви и священства, о фарисействе в православии . Эти «видения» продолжились и в Москве. С тех пор, по его словам, эта духовная сущность являлась к нему практически ежедневно и диктовала ему свои «откровения» .

В 1985 году Береславский принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь апостола Иоанна Богослова , рукоположение в сан « диакона » и затем « священника » от «схимитрополита», на самом деле запрещённого в служении бывшего рядового священника Русской православной церкви, самозвано выдававшего себя за «катакомбного митрополита» , Геннадия (Секача) ( Истинно-православной катакомбной церкви , ИПЦ). Посвящение совершалось в катакомбном монастыре в Краснодарском крае иерархами ИПЦ в присутствии схимитрополита Геннадия (Секача).

С 1985 по 1991 год Иоанн возглавлял Московскую катакомбную общину «богородичной ветви» ИПЦ, а также катакомбный монастырь . После регистрации религиозного объединения продолжал работать в Москве и других городах России и ближнего зарубежья.

Летом 1990 года вышел на Викентия Чекалина , бывшего диакона Русской православной церкви, лишённого в 1988 году сана за двоежёнство , но выдававшего себя за епископа катакомбного поставления . К тому времени Викентий Чекалин уже успел положить начало иерархии УАПЦ третьей генерации , рукоположив на Западной Украине вместе с бывшим епископом Московского патриархата Иоанном (Боднарчуком) , лишённым сана, Василия (Боднарчука) и Андрея (Абрамчука) . 22 августа 1990 года Боднарчук и епископы Василий (Боднарчук) и Даниил (Ковальчук) в городе Дрогобыч Львовской области возвели сторонника Иоанна (Береславского), иерея Константина Васильева , перешедшего к нему из Московского Патриархата, во «епископа» с титулом «Московский и Каширский», присвоив ему в монашестве имя «Лазарь» . 14 декабря 1990 года в селе Солонское Дрогобычского района Львовской области по протекции Чекалина Иоанн (Боднарчук), Даниил (Ковальчук) вместе с Лазарем (Васильевым) возвели во епископа с титулом «Зеленоградский и Коломенский» Владислава Филиппова, присвоив ему в монашестве имя «Тихон». В тот же день указом № 569 Иоанн (Боднарчук) «за большие заслуги перед Русской Истинно-Православной Церковью и за миссионерскую деятельность во благо Церкви Божией и великого русского народа» возвёл Лазаря (Васильева) в сан «архиепископа Московского и Каширского» .

19 декабря 1990 года Лазарь (Васильев) и по «благословению» Иоанна (Боднарчука) учредили «Российскую автокефальную православную церковь» и провели «поместный собор», на котором избрали Иоанна (Береславского) «епископом Санкт-Петербургским и Валаамским». На этом решении «собора» Иоанн (Боднарчук) 21 декабря 1990 года наложил письменную резолюцию: «Благословляю Архимандриту Иоанну быть Епископом Санкт-Петербургским и Валаамским. Блаженнейший Митрополит Иоанн» . После этого, 25 декабря того же года Лазарь (Васильев) и Тихон (Филиппов) на одной из московских квартир совершили дополнительный «чин хиротесии» над «параклитским пророком» Иоанном (Береславским), усвоившим с этого момента титул «епископа Санкт-Петербургского и Валаамского» . На ставленнической грамоте Береславского Боднарчук написал резолюцию следующего содержания: «Ознакомился. Очень рад. Блаженнейший Митрополит Иоанн» .

15-16 июня 1991 года Иоанн (Береславский) организовал в Москве «Первый Всероссийский богородичный собор», на котором объявил об «исполненнии фатимских пророчеств » и произвёл «присягание России сердцу Девы Марии». 12 ноября 1991 года в московском кинотеатре «Красный Октябрь» он организовал шоу под названием «всероссийский богородичный собор», на котором произошло театрализованное представление «коронация Девы Марии на российский престол» .

Вместе с другими руководителями «Богородичного центра» Иоанн Береславский встретился в Кремле с супругой президента Бориса Ельцина Наиной, передав для президента личное письмо с «посланием Божией Матери» . Были проведены встречи с общественными и политическими деятелями, в том числе с министром обороны СССР Дмитрием Язовым и вице-президентом Российской Федерации Александром Руцким .

С 1990 по 2007 год «Богородичный центр» проводил общественные мероприятия .

В мае 1992 года представлял «Богородичный центр» (БЦ) на международном межконфессиональном конгрессе в Монреале , Канада . После окончания конгресса БЦ принят в Международный совет общинных церквей , являющийся коллективным членом Всемирного совета церквей .

31 июля 1992 года в Москве управлением юстиции исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов зарегистрировано религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся» , настоятелем которой является «священник» Паисий (Краснов).

В феврале 1997 года Министерство юстиции России зарегистрировало централизованное религиозное объединение «Православная церковь Божией Матери Державная» (ПЦБМД) , главой собора епископов которой стал т. н. архиепископ Иоанн, продолжавший это служение до мая 2009 года. Решением собора епископов новое наименование организации было принято в честь чудотворной Державной иконы Божией Матери , открывшейся в церкви Вознесения в Коломенском в марте 1917 года, в ночь отречения императора Николая II , согласно церковному преданию, препоручившего Россию Божией Матери.

Весной 2003 года участвовал в международном экуменическом Марианском соборе в хорватском городе Крижевцы (район Загреба), в котором, как утверждается, участвовали греко-католические и католические священники из Италии, Хорватии, Боснии.

В 1991—2006 годах Береславский возглавил и в сослужении с членами ПЦБМД провёл 25 всероссийских соборов т. н. «богородичных христиан». На многих из них присутствовали представители Катакомбной церкви, мариане и «боговидцы» из зарубежья, получающие откровения Божией Матери, некоторые из них признают Береславского в качестве духовного отца .

Авторская деятельность

В 90-х годах были переизданы — «Хроника тюрьмы Санта Йохо» («Дневники Трюса», 1976 год ); «На подступах к вере», 1978 год , издана в 2004 году ; «Страстная пятница», 1980 год , издана с предисловием автора в 1990 году .

Серия книг, статей, сборников проповедей посвящена Катакомбной церкви (напр. Иоанн, архиеп. Церковь в катакомбах. ИПЦ (Истинно-Православная Церковь) времен гонений: 1917—1996 гг. M., Новая Святая Русь, 1997).

Среди изданных книг авторские практические руководства по духовному пути (цикл «Огонь покаянный» (1978—1991), «Преосенение Духа» (2006), «Славяно-теогамическая духовность» (2007—2008)), собрание мистических текстов (небесные откровения и комментарии к ним, дневники, сборники проповедей, беседы), переводы и толкования псалмов (Душа творит Псалтырь, М., 2001; Соловецкий Псалтырьград, М., 2004), книг Нового и Ветхого Завета, сравнительное богословие. Несколько десятков книг Береславского посвящены мариологии, в их числе книга «Явления Божией Матери с I по XX в.» (1995—2003) .

В последнее время публикует стихи, прозу и публицистику за подписью "Блаженный Иоанн Богомил" .

Ведет канал на YouTube, преимущественно с собственным исполнением произведений классической музыки .

По утверждению кандидата философских наук Н. Пилюгиной, тема Второй Соловецкой Голгофы является основной в творчестве Иоанна Береславского.

30 апреля 2021 года на основании иска Прокуратуры Москвы признала книгу Береславского «Роза серафитов. Богомильское евангелие» экстремистской литературой, подлежащей включению в Федеральный список экстремистских материалов .

Награды

Международными общественными организациями и ассоциациями Иоанн Береславский неоднократно был награждён почётными дипломами и наградами.

1994 год — «Международная ассоциация преподаватели за мир во всём мире» ( англ. )( неправительственная организация при ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО) связанная с Церковью объединения Муна и возглавляемая Чарльзом Мерсиека ( англ. Charles Mercieca — эмиссаром Богородичного центра на Западе ) избирает Береславского своим специальным консультантом.

13 июня 1997 года — американское отделение Международной католической общественной организации « Легион Марии » возглавляемое Чарльзом Мерсиека ( англ. Charles Mercieca ) присваивает Береславскому награду .

1998 год — Издательство Международный биографический центр с формулировкой «в знак признания особых достижений» поместило статью о Береславском в 13-е издание энциклопедии «Кто есть кто среди интеллектуалов»( англ. International Who is Who of Intellectuals, Tenth Commemorative Edition . .

5 мая 2001 года — «Международная ассоциация преподаватели за мир во всём мире» ( англ. ) награждает почётным дипломом имени Альберта Эйнштейна (один из руководителей Чарльз Мерсиека ( англ. Charles Mercieca ) .

В марте 2002 года во время поездки в США Береславскому и сопровождавшим его иерархам Богородичного центра были вручены свидетельства о почётном гражданстве города Хантсвил

Мнения сторонников

: "…поучительным представляется …документ — справка Генеральной прокуратуры России от 13 ноября 1998 года о проверке деятельности общин Богородичного центра (БЦ; Церкви Матери Божией Державной). Приглядевшись к богородичникам — одной из самых популярных отечественных антисектантских страшилок — прокуратура вынуждена была признать: ничего страшного, все законно, обычная христианская церковь. Возмущенные родители? — Типичные семейные конфликты, ставшие предметом спекуляций. «Зомбирование», «кодирование», «зависимый тип личности» у сектантов? — Психиатры поторопились. Как пишет прокуратура, «нельзя согласиться с категоричностью суждений профессора Полищука Ю. И. и профессора Печерниковой Т. П., так как их доводы основаны исключительно на анализе литературы религиозного содержания, издаваемой Богородичным центром, сама же деятельность организации, её результаты и последствия не подвергаются экспертами критике».

И далее: «Доказательств, свидетельствующих о наличии у руководителей и активных участников БЦ умысла на организацию деятельности, сопряженной с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий не установлено» .

Отзывы о творчестве

Поэт и писатель, член Международного ПЕН-клуба Владимир Алейников , писательница и поэтесса Елена Крюкова (Благова) , поэт и прозаик Элла Крылова дали высокую оценку поэтическим произведениям Иоанна Береславского. Доктор медицинских наук, профессора Александр Загорулько, члена национального Союза писателей Украины: «Писать о книге блаженного Иоанна без волнения просто невозможно. И не только потому, что это откровенная поэзия, а в первую очередь потому, что это — Поэзия! Почему-то так случается, что когда размышления о Боге и всем, что с ним связано, пытаются облечь в поэтическую форму, это, за редчайшими исключениями, выглядит, как попытка зарифмовать религиозные истины, придав им некое подобие стиха… Иное дело — эта книга. В стихах блаженного Иоанна откровения приобретают не только соответствующую глубину, но и ту великолепную форму, которая придает им очарование… Лексика блаженного Иоанна избавлена от трудно воспринимаемых современным читателем догматических идиом и тяжеловесности религиозного слога. Напротив, она легка и современна, что делает стих почти невесомым. Сложнейшие проблемы затрагиваются в нём без назидательной натужности» .

Критика

Вопрос каноничности

По словам В. Я. Береславского и свидетельству членов ПЦБМД, в 1985 году он был пострижен в монашество с именем Иоанн и рукоположён во иерея в катакомбном монастыре архиереями Синода катакомбной церкви «схимитрополитами , Феодосием (Гуменниковым) и схимитрополитом Григорием». Данные клирики не имеют апостольского преемства так как их священство восходит к религиозному мошеннику , выдававшему себя за расстрелянного епископа Серафима (Остроумова) .

По данным БЦ 25 декабря 1990 года иерархами, хиротонисанными в неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) , по благословению местоблюстителя главы УАПЦ митрополита Иоанна (Боднарчука) был хиротонисан в сан епископа Российской Автокефальной Православной Церкви. Таким образом, была создана конфессиональная структура, параллельная Московскому Патриархату РПЦ. Бывшая катакомбная община ИПЦ богородичной ветви переходит под омофор Иоанна (Боднарчука), сохранившего связь с Катакомбной церковью (в монашество был пострижен от тайного епископа ИПЦ геннадьевской ветви).

По утверждению религиоведа А. Н. Лещинского, «с хиротонией Иоанна была образована независимая юрисдикция современного православия»' .

В 1992 году в изданиях РПЦ получило распространение «Окружное послание иерархии Тихоновской катакомбной Истинной православной церкви » от 21 мая / 3 июня 1992 г., подписанное «схимитрополитом Феодосием», «митрополитом Епифанием» и заверенное «печатью Синода ИПЦ», в котором утверждалось, что «священники» Иоанн (Береславский), Пётр (Большаков), а также Серафим (фамилия не упоминалась) запрещены в служении. Религиовед Бакланова Г. Ю. утверждает: «„Окружное послание“ секачевской иерархии, скорее всего, действительно, фальшивка…» .

В 1993 году появилась справка «Истинно-православной (катакомбной) церкви — Московского епархиального управления» от 13.02.93, за подписью «епископа Никона (Ламекина)», а также в «Заявлении о деятельности г-на Ламекина С. Н. („архиепископа Никона“)» «Истинно-Православной Церкви — Московской Митрополии», за подписью «Первоиерарх ИПЦ ММ Митрополит Вячеслав» и «Секретарь Архиерейского Синода Епископ Владимир», утверждается, что «Ламекин С. Н. никогда не был членом Российской Истинно-православной церкви и (после 2000 г.) Истинно-православной церкви — Московской Митрополии ни в священном сане, ни в качестве мирянина» . В справке Ламекина С. Н. утверждается, что Береславский и его ближайший сподвижник «Петр» Большаков были «рукоположены́» только в 1988 г. «митрополитом Феодосием», который в 1992 г. вместе с «митрополитом Епифанием» запретил их в служении, а потом изверг из сана и отлучил от своей церкви за « параклитскую ересь третьего завета » .

Члены ПЦБМД считают свою религиозную организацию самостоятельной ( автокефальной ) «церковью», при этом данная организация признания какой-либо из канонических поместных православных церквей не имеет, законность хиротонии В. Я. Береславского каноническими поместными православными церквами не признана.

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 декабря 2019. 16 декабря 2019 года.
  2. , с. 48.
  3. , с. 163.
  4. , с. 208.
  5. , с. 693.
  6. , с. 137.
  7. , с. 600.
  8. Дворкин А. Л. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 512-513. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. Таевский Д. История религии от 26 декабря 2010 на Wayback Machine
  13. от 28 декабря 2009 на Wayback Machine 9—11 November 2004 (англ.)
  14. от 5 июня 2010 на Wayback Machine . , 29.1.1999 (англ.)
  15. Илья Попов от 7 ноября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  16. (недоступная ссылка) //Официальный сайт БЦ
  17. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  18. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  19. Иоанн Береславский. Игра в сумасшедшего. — М., 2005. — С.10.
  20. .
  21. , с. 189.
  22. , с. 107.
  23. от 23 апреля 2012 на Wayback Machine . Newsru .
  24. .
  25. от 16 января 2009 на Wayback Machine . Портал-Credo.ru , 07.02.2006.
  26. , с. 601.
  27. Шумило С. В. // Портал Богослов.Ru. — 16.03.2020. 21 апреля 2021 года.
  28. , с. 170.
  29. , с. 163—165.
  30. , с. 180—181.
  31. , с. 193.
  32. , с. 193—194.
  33. , с. 194.
  34. , с. 73.
  35. , с. 195.
  36. Зубов Н. // Коммерсантъ : газета. — № 11(170). — 02.04.1996.
  37. (недоступная ссылка) . РИА «Новости» , 27.04.2002.
  38. . Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано из 20 декабря 2012 года.
  39. //« Коммерсантъ » № 10(233) от 22.01.1993 г.
  40. Пилюшина Н. от 31 октября 2010 на Wayback Machine // «Соловки Энциклопедия», 10.03.2009
  41. . proza.ru . Дата обращения: 12 марта 2023. 12 марта 2023 года.
  42. . stihi.ru . Дата обращения: 12 марта 2023. 12 марта 2023 года.
  43. . www.youtube.com . Дата обращения: 12 марта 2023. 12 марта 2023 года.
  44. от 19 мая 2021 на Wayback Machine // Информационно-аналитический центр «Сова» , 30.04.2021
  45. , с. 608.
  46. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  47. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  48. от 29 февраля 2008 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  49. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  50. от 27 октября 2007 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  51. Лев Левинсон от 12 февраля 2015 на Wayback Machine //«Экспресс-Хроника», 15.02.1999 г.
  52. Иоанн Заповеди зэка. М.,2009. с.3-7, Предисловие.
  53. Блаженный Иоанн. Поэзия Грааля. т.3 — М.,2008 Предисловие: «Древнее ремесло пророка. Древнее отчаяние юродивого. Древнее приношение священнослужителя. Но древнее всего — то, что ещё только будет, в неизреченном Будущем, что наступит и воссияет. Вернуть древним истинам будущую жизнь — в этом предназначение отца Иоанна. …Апостолов чистой любви не так много приходило на землю. Любите и вы отца Иоанна. Даже ненавидящие его»
  54. Блаженный Иоанн. Часы инкарнации. Харьков, 2008, Предисловие: «Поэзия отца Иоанна — чистая манифестация духа. Его взгляд обращен к горней реальности, только изредка касаясь грешной земли. Его постоянные собеседники — Отец, Христос, Дух, Богородица. Общением с ними наполнена вся его жизнь и поэзия. Говорят, на нескольких праведниках держится мир. Думаю, отец Иоанн — один из них. Он открыт для Бога, и Бог открыт для него».
  55. Евгения ДРУЖИНИНА от 4 марта 2016 на Wayback Machine //Крымские известия, № 79 (3553), 29 апреля 2006 г.:
  56. Предисловие//Блаженный Иоанн. Поэзия Грааля. т.4. — М.,2010. — С.3-4.
  57. . Дата обращения: 15 марта 2013. 29 декабря 2012 года.
  58. . Дата обращения: 15 марта 2013. 1 июня 2012 года.
  59. от 5 апреля 2008 на Wayback Machine //Официальный сайт БЦ
  60. Бакланова Г. Ю. «Православная Церковь Божией Матери Державная» (Социально-философский очерк). М., ООО «Агент», 1999, с.15
  61. . Дата обращения: 3 ноября 2010. 16 апреля 2010 года.
  62. . Дата обращения: 3 ноября 2010. 17 марта 2010 года.

Литература

  • Ахметова М. В. Утопия преображённого мира в современных эсхатологических представлениях (Белое братство, Богородичный центр, Церковь последнего завета, православные монархисты) // / под ред. Ж. В. Кормина, А. А. Панченко , С. А. Штыркова. — СПб. : Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге , 2006. — С. 203—213. — 304 с. — (Studia Etnologica). — ISBN 5-94380-047-6 .
  • Бочков П. , свящ. // Рязанский богословский вестник. — 2023. — № 1 (27) . — С. 106—125 .
  • // Христианское разномыслие: Словарь. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2004. — 96 с.
  • Воробьёва М. В. // Религиоведение : журнал. — Благовещенск: АмГУ , 2005. — № 3 . — С. 119—123 .
  • Гущин С. // Вестник Центра апологетических исследований. — С-078. — С. 1-11.
  • Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования . — 3-е изд., пераб. и доп. — Н. Новгород : Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — ISBN 5-88213-050-6 .
  • Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. — Белгород: Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999. — 55 с.
  • Кондратьев Ф. В. / под ред. В. С. Ястребова. — Изд-во Юстицинформ, 2010. — 402 с. — ISBN 978-5-9977-0014-9 .
  • Лещинский А. Н. . — М. : , 2005. — 222 с.
  • Лещинский А. Н. // Российское объединение исследователей религии. — 23.03.2005. 27 марта 2009 года.
  • Лещинский А. Н. Типолого-классификационные характеристики и современное состояние организации богородичной ветви в России // . — СПб. : Древо жизни, 2013. — С. 161—168. — 240 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91470--047-5.
  • Лункин Р. Н. Православная церковь Божией Матери Державной (ЦБМД) (Богородичный центр, Православная церковь богородичной ветви) // / отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : Логос, 2004. — Т. I. — 328 с. — ISBN 5-94010-237-9 .
  • Лункин Р. Н., Филатов С. Б. // Русское ревью . — 2008. — Вып. 30 . 11 января 2015 года.
  • Муромцев, К. // Независимая газета : газета. — 10.11.1999.
  • Печерникова Т. П. , Кондратьев Ф. В. , Орсенюк Т. М. и др. . — Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского , 28.12.1994.
  • Православная Церковь Божией Матери «Державная» // Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник / под ред. Н. А. Трофимчука , Ф. Г. Овсиенко , . — 2-е изд., доп. и перераб.. — М. : РАГС , 1998. — 346 с.
  • Силантьев Р. А. // Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский и др.. — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 693. — 928 с. — 100 000 экз. ISBN 5-85270-155-6 .
  • Православная Церковь Божией Матери Державная // Религии народов современной России: Словарь / ред. кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1 .
  • Филатов С. Б. // Иностранная литература : журнал. — 1996. — № 8 . — С. 201—219 . ,
  • Филатов С. Б. // Филатов С. Б. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Антология. — М.: Летний сад, 2002. — 488 с. — С. 401—449. — ISBN 5-94381-058-7 .
  • Шумило С. В. // Церковь и время . — 2020. — 3 (92). — С. 154—212 .
  • Лункин Р. Н. // Русское ревью . — 2008. — № 30. — С. 2.

Ссылки

Источник —

Same as Иоанн (Береславский)