Боссюэ, Жак-Бенинь
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Бени́нь Боссюэ́ ( фр. Jacques-Bénigne Bossuet , 27 сентября 1627 , Дижон — 12 апреля 1704 , Париж ) — французский проповедник и богослов XVII века , писатель, епископ Мо .
Боссюэ был родом из дворянской семьи. Его дед Жак Боссюэ участвовал в гражданских войнах на стороне Католической Лиги . В восьмилетнем возрасте тонзурован. Окончил коллеж иезуитов в Дижоне. В 1642 г. отправился в Париж, где был введён в круг посетителей салона маркизы Рамбуйе ; своей импровизацией обратил на себя внимание Вуатюра .
Изучал философию и теологию в Наваррском коллеже. Испытал влияние святого Винсента де Поля , который стал для него образцом жизни во Христе . В 1652 г. получил степень доктора теологии; рукоположен. До 1659 г. пребывал главным образом в своём диоцезе — в г. Мец , вёл проповедническую деятельность. Затем перебрался в Париж , где в 1662 выступает с проповедью в Лувре и обращает на себя внимание Людовика XIV . В 1669 г. назначен епископом Кондомским , однако в действительности так и не стал руководить диоцезом, так как в 1670 г. король поручил ему воспитание дофина (см. Людовик Великий Дофин ). В этой должности Боссюэ руководил изданием «очищенной» библиотеки классиков Ad usum Delphini . 8 июня 1671 г. Боссюэ был избран членом Французской Академии .
В 1680 г. дофин женился на принцессе Баварской; год спустя Боссюэ был назначен епископом Мо, посвятив остаток жизни защите католической религии. В 1682 г. Боссюэ, на правах одного из духовных лидеров Франции, произносит вступительную речь на ассамблее духовенства, собранной королём для утверждения прав галликанской Церкви в её конфликте с Римом .
В жизни Боссюэ отличался простотой и искренностью, преданным отношением к друзьям, великодушием и щедростью, а также исключительным трудолюбием и упорством. Не случайно соученики по коллежу дали ему прозвище bos suetus aratro , «бык, привыкший к плугу».
Поддерживал переписку с Лейбницем , дружил с Лабрюйером .
Один из современников называл Боссюэ «последним из отцов Церкви ». Боссюэ написал ряд библейских толкований в виде гомилий : на Откровение Иоанна Богослова (1689), на Псалтырь и Песнь Песней (1690), на Притчи , Книгу Екклезиаста , Премудрости сына Сирахова (1693) и на пророчества Исайи о Христе (1704).
Боссюэ поднял проповедь на новый, невиданный ранее уровень. В его представлении проповеднику надлежало обладать глубокими познаниями, прежде всего касательно святоотеческой традиции ( Тертуллиан , Киприан , Климент Александрийский , Григорий Богослов , Августин , Иоанн Златоуст ).
Боссюэ разнообразил проповеди по стилю и тональности (от сугубо дидактических до поэтических), в зависимости от аудитории, к которой обращался. При этом он исходил из принципа Августина: пользование риторическими приёмами не возбраняется, но лишь с учётом основной цели проповеди. Строгость и ясность проведей Боссюэ, их высокая патетика роднит их с творениями французского классицизма ( Корнель , Расин ). Наибольший интерес представляют «Проповедь о провидении» ( 1662 ) и «Проповедь о божественности религии» 1665 ).
Особой популярностью среди сочинений Боссюэ пользовалась книга «Изложение учения католической Церкви» ( L’Exposition de la doctrine de l’Église catholique , 1671 ), которая способствовала обращению Тюренна . В своих историософских трудах Боссюэ заново осмыслил идею провиденциализма . В трактате «Рассуждение о всеобщей истории» ( Discours sur l’histoire universelle , 1681 ) он рассматривал исторические события с точки зрения промыслительных деяний Божьих; проследил путь, которым Провидение вело человечество к Иисусу Христу и Его Церкви.
Боссюэ критиковал рационалистическое истолкование Св. Писания Ришаром Симоном и осуждал квиетизм своего приятеля Фенелона . Не будучи янсенистом и даже осуждая их позицию, Боссюэ в то же время был связан с ригористическим крылом католицизма .
В «Трактате о познании Бога и самого себя» ( Traité de la connaissance de Dieu et de soi-même , 1722 ) ощущается влияние Декарта и Паскаля : по Боссюэ, человек способен познать самого себя лишь через христианское Откровение .
В трактате «Политика, основанная на словах Священного Писания» ( La Politique tirée des propres paroles de l'Écriture sainte , 1709 ) Боссюэ основывался не только на Библии , но и на трудах Аристотеля , Августина, Гоббса , а также на практическом опыте французской монархии. Санкционируя абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу и обусловленную Божественной волей, Боссюэ отличал его от деспотизма и указывал на необходимость следования монархом законам морали . Государственная власть для Боссюэ — способ обеспечить выживание человечества, находящегося во власти дурных наклонностей (следствие первородного греха ).
Боссюэ хотелось воссоединить протестантов с католиками . Его полемический труд «История уклонений протестантских церквей» ( Histoire des variations des Églises protestantes , 1688 ) — ценный источник по истории Реформации ; он содержит выпуклые и вместе с тем нелицеприятные портреты её лидеров — Лютера , Цвингли , Кальвина , Меланхтона (последний вызывал особый интерес у Боссюэ, как жертва эпохи и её заблуждений).
Всемирную славу снискали «Надгробные речи» ( Oraisons funèbres ), которые Боссюэ писал с 1656 г.; они представляют большой литературный интерес. Среди них речи, посвященные Анне Австрийской ( 1667 ), Генриетте Английской ( 1670 ), Марии-Терезии ( 1683 ) и др. Последняя из надгробных речей была произнесена Боссюэ в Соборе Парижской Богоматери по случаю кончины принца Конде 10 марта 1687 г. Боссюэ давно был знаком с Великим Конде и представил его не только выдающимся государственным деятелем, но и уделил большое внимание его обращению (сравнив его с Тюренном). Прощаясь с Конде, Боссюэ прощался и с жанром надгробной речи.