Interested Article - Фейдер, Жак

Жак Фейдер ( фр. Jacques Feyder , настоящее имя Жак Фредерикс ; 21 июля 1885 — 24 мая 1948) — бельгийский (с 1928 года — французский ) режиссёр , сценарист , актёр . Большинство картин снял во Франции, работал в США и Великобритании . В 1936 году на Венецианском кинофестивале признан лучшим режиссёром за фильм « Героическая кермесса ». Является ярким выразителем художественного направления « поэтический реализм ».

Il est l’homme-cinéma. Il voit cinéma, pense cinéma, vit pour le cinéma

Это — человек-кино. Он смотрит кино, думает о кино, живёт для кино
Марсель Карне

Биография и творчество

Жак Фредерикс родился в 1885 году в Бельгии (по данным ряда энциклопедических источников, год рождения Фейдера — 1888 ). Окончил школу при воинском подразделении в Нивеле , но военной карьерой не увлёкся. В 25 лет переехал в Париж , где, трансформировав фамилию в Фейдер , начал кинематографическую карьеру на студии Gaumont . Также он играл на сцене парижских театров «Мишель» и «Порт Сен Мартен». Во время гастролей в Лионе в 1913 году он познакомился с актрисой Франсуазой Розе , ставшей вскоре его женой. Снимался как актёр у режиссёра Луи Фейада . Позже работал ассистентом режиссёра. В 1916 году снял свой первый фильм « ». В 1917 году призван на военную службу, в 1919 — демобилизован.

В 1921 году на свой страх и риск за 10 000 франков покупает у Пьера Бенуа права на нашумевший роман «Атлантида» и экранизирует его. Одноимённый фильм получил хорошие отзывы у зрителей и прессы. В следующем году режиссёр экранизирует рассказ Анатоля Франса « Кренкебиль ». Вскоре после этого ему предложили должность художественного руководителя новой кинокомпании Vita Films в Вене, вместе с контрактом на три фильма. Там он поставил фильм «L’Image» (1923), но компания разорилась, и Фейдер вернулся в Париж. Там он обращается к экранизации литературной классики («Кармен» по новелле Проспера Мериме и «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя ), а также пишет сценарии для других режиссёров. В 1928 году натурализовался во Франции. В 1929 году закончил съёмки картины « , которая стала его последним немым фильмом и последним фильмом, снятым им перед отъездом в США. Со временем фильм приобрёл ценность исторического документа, как сатира на парламентаризм, и первоначально был запрещён как «покушение на честь и достоинство Парламента и министров». После долгих хлопот и минимальных цензурных поправок он наконец вышел в прокат, но успех фильма был ослаблен появлением звукового кинематографа .

В 1929 году компания MGM приглашает Фейдера работать в Голливуд . Первой его работой в Америке стал фильм « Поцелуй » с Гретой Гарбо в главной роли (картина стала последней её работой в немом кино). Приняв участие ещё в нескольких проектах и не достигнув соглашения с MGM о дальнейшем финансировании, вернулся во Францию. Здесь в течение трёх лет он создал три картины, признанных впоследствии шедеврами поэтического реализма. « Большая игра » (1934 год) — о молодом парижанине, вступившем во Французский Иностранный легион для спасения чести семьи. Драма « Пансион „Мимоза“ » (1935 год) рассказывает о молодом игроке в казино, запутавшемся в долгах и любовных связях. Вершиной творчества Жака Фейдера, в том числе в направлении поэтического реализма, стал его фильм « Героическая кермесса » (1935 год) — романтическая комедия в исторических декорациях XVII-го века, который был удостоен большого количества наград . Все эти картины созданы в соавторстве со сценаристом Шарлем Спааком . Необходимо упомянуть, что помощником режиссёра в этих трёх фильмах работал будущий классик «поэтического реализма» Марсель Карне . Фейдер часто импровизировал на съёмочной площадке и побуждал к тому же исполнителей: «Дайте актёру свободу действий, что-нибудь да получится», ― любил говорить он.

Фильм «Героическая кермесса» был снят с разным актёрским составом в двух редакциях: французской и немецкой («Die klugen Frauen», дословно Мудрые женщины ). В каждой из них свою роль играла только Франсуаза Розе — жена Жака Фейдера, снимавшаяся во многих его фильмах. Картину с энтузиазмом оценили в Германии, премьера состоялась в Берлине 15 января 1936 года в присутствии Геббельса . Тем не менее, через несколько дней после начала войны в 1939 году , фильм был запрещён в Германии и оккупированных странах Европы. В 1939 году Фейдер закончил работу над фильмом «Закон Севера», который в период « странной войны » был запрещён цензурой, по-видимому, в связи с полным отсутствием в нём показной бодрости и «воинского духа». На экраны фильм вышел только в 1942 году в сокращённом варианте и под названием «Тропа Севера». Жак Фейдер и Франсуаза Розе спешно были вынуждены искать убежища в Швейцарии .

В Швейцарии Фейдер поставил фильм «Женщина исчезает». Эта картина состоит из нескольких драматических новелл, каждая из которых посвящена изображению трагической судьбы женщины, причём роли всех героинь исполняет Франсуаза Розе. В 1945 году Фейдер вернулся во Францию, где в последний раз он появился на съёмочной площадке в качестве руководителя психологической драмы «Макадам» (практически постановка осуществлялась режиссёром Марселем Блистеном). В этом фильме обратила на себя внимание Симона Синьоре , впервые выступившая в значительной роли. Впоследствии Симона Синьоре с благодарностью вспоминала, каким вниманием окружали её, юную дебютантку, Жак Фейдер и Франсуаза Розе .

Фейдер является автором книги «Кино — наша профессия» (1943, соавтор Ф. Розе).

Жак Фейдер умер в Пранжене , Швейцария 24 мая 1948 года в возрасте 62 лет.

Оценки

Леон Муссинак назвал его «выдающемся первооткрывателем», а Клод Отан-Лора отмечал, что «Жак Фейдер скоро оказался во главе горстки людей, которые боролись за восприимчивость, ум и благородство нашей профессии». Сам Фейдер вспоминал, что Анатоль Франс , просмотрев «Кренкебиля», сказал: «А я, право, даже позабыл, что в моей новелле столько всего…» . По мнению Антониони : «Постоянное общение с таким режиссёром, как Фейдер, человеком светлого ума и к тому же посвящённым во все тайны своего ремесла, завершило и обогатило процесс творческого формирования Карне, развив присущее ему от природы безошибочное чувство формы». «Хотя многие, кто вышел на поле (поэтического реализма) позже и затмил его (например, Карне, Ренуар), вклад Фейдера здесь, несомненно, имеет жизненно важное значение.» Джек Исон, «Большая игра» / Сinelogue.com (6 июля 2010 года).

Память

Избранная фильмография

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 мая 2011. Архивировано из 20 декабря 2013 года.
  2. . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 января 2012 года.
  3. Лурселль Жак. . www.rulit.me. Дата обращения: 13 августа 2017. 27 июля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 29 мая 2011. 27 декабря 2014 года.
  5. Жорж Садуль, «Французское кино» (Париж, Фламмарион, 1962 год)
  6. Божович В.И. . www.rulit.me. Дата обращения: 22 июня 2017. 5 августа 2018 года.
  7. Jacques Feyder et Françoise Rosay. Le cinéma notre métier. Genéve, 1944, p.32. .
  8. 7 августа 2011 года.

Литература

  • Божович В. И. Жак Фейдер. В сб. Французское киноискусство. — М. : Искусство, 1960.
  • Комаров В. История зарубежного кино. — М. : Искусство, 1965. — Т. 1. Немое кино.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I—II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
  • Турицын, Валерий. Малоизвестные киношедевры. — М. : Strelka Press, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-6040967-1-0 .
  • Jacques Feyder et Françoise Rosay. Le Cinéma, notre métier. Éditions Pierre Cailler, Genève, 1946.
Источник —

Same as Фейдер, Жак