Анонимные музыкальные трактаты
— труды о музыке (преимущественно античные и средневековые), персональная атрибуция которых невозможна или затруднена.
Содержание
Общая характеристика
Анонимы
составляют примерно треть от всех опубликованных музыкально-теоретических трактатов Средних веков. Некоторые тексты возникли из глосс (
схолий
) к более ранним (например, античным) научным трудам. Начиная с эпохи Возрождения количество безымянных сочинений о музыке резко уменьшилось.
Известнейшие издатели музыкальных трактатов прошлого
М. Герберт
и
Э. де Кусмакер
, стремясь к идентификации публикуемых текстов, сделали ряд поспешных заключений об их авторстве, что породило ложные авторские атрибуции и необоснованные выводы о времени возникновения тех или иных научных теорий (концепций) в сохранившихся текстах
. Впоследствии (начиная с конца XIX в. вплоть до наших дней) многие трактаты, опубликованные изначально как авторские, были переклассифицированы в анонимные. Более редки случаи, когда труды, первоначально считавшиеся анонимными, обрели автора
. Так, имя автора трактата «Зеркало музыки» (Speculum musicae)
Якоба Льежского
было установлено по начальным буквам семи книг этого масштабного сочинения
.
Принципы научной идентификации
Для идентификации анонимных музыкально-теоретических трактатов применяются те же принципы, что и для любых других анонимных научных трудов. Используются
указание на первого издателя анонимного текста, нередко с порядковым номером («Аноним III
Беллермана
», «Аноним
Герберта
», «Аноним IV
Кусмакера
»);
ссылка на местонахождение рукописи (
топоним
), на принадлежность анонима к ордену или монастырю («
Картузианский
аноним», «
Цистерцианский
аноним», «Аноним из
Санкт-Эммерама
», «Кёльнский трактат об органуме», «Миланский стихотворный трактат об органуме»);
ссылка на начальную фразу (
инципит
) анонимного текста; этот способ идентификации анонимов считается самым надёжным. Наиболее полный каталог (по инципитам)
средневековых
музыкальных трактатов содержится в первом томе (многотомного) словаря латинской музыкальной терминологии «Lexicon musicum Latinum»
.
Анонимные труды о музыке (выборка)
I. Античные
Псевдо-
Аристотель
. Проблемы (
др.-греч.
Προβλήματα
; III в. до н. э.)
. Большая компиляция в форме катехизиса, содержащая, в основном, тривиальные сведения из (учебных дисциплин)
гармоники
и
метрики
.
Псевдо-Плутарх
. О музыке (
др.-греч.
Περὶ μουσική
; II—III в. н. э.)
. Единственный античный музыкальный трактат (в форме диалога), посвящённый истории музыки.
Анонимы
Беллермана
(III—V вв. н. э.)
. Три небольшие ранневизантийские «гармоники» (учебники гармонии), содержащие (среди прочего) редкие свидетельства античного учения о мелопее (мелодической композиции) и сведения о ритмической
нотации
. Анонимы Беллермана — первые в истории памятники музыкальной науки, содержащие нотные примеры. Инципиты: (1)
др.-греч.
Ὁ ῥυθμὸς συνέστηκεν ἔκ τε ἄρσεως καὶ θέσεως...
, (2)
др.-греч.
Μουσική ἐστιν ἐπιστήμη περὶ μέλος ...
, (3)
др.-греч.
Μουσική ἐστιν ἐπιστήμη θεωρητικὴ καὶ πρακτική...
.
Псевдо-
Птолемей
. Музыка (др. идентификатор — «Неаполитанские фрагменты»,
лат.
Excerpta Neapolitana
)
. Инципит:
др.-греч.
Ἀρχὴ τῶν μουσικῶν λόγων ἐστίν
. Дата не определена.
Псевдо-
Цензорин
. Epitoma disciplinarum (III в. н. э.)
. Один из наиболее ранних дошедших до нас
латинских
трактатов о музыке, пытавшихся ассимилировать в Риме элементарную
греческую
теорию музыки.
II. Средневековые (латинские)
Глоссы к трактату «Основы музыки»
Боэция
, IX—XV вв. Собрание текстов (преимущественно небольшого объёма), выдающих богатейшую средневековую рецепцию классического учебника Боэция.
Alia musica
(«Иная музыка», заголовок условный и позднейший; инципит: De harmonica consideratione Boetius ita disseruit), IX или X в. Считается первым в истории трактатом, установившим
систему
монодических октавных ладов
григорианского пения
. Автор трактата, взявший за основу
виды октавы
Боэция, поменял их порядок и придал ладам иные (нежели у Боэция) этнонимы, которые (вместе с порядковыми их номерами) отныне закрепились за восемью диатоническими
церковными тонами
.
Musica enchiriadis
(«Учебник музыки»),
Scolica enchiriadis
(«Схолии к учебнику музыки») и ряд родственных трактатов конца IX в., автора которых условно называют
Псевдо-Хукбальдом
. Эти труды содержат первое свидетельство о многоголосной музыке (
органум
и его техника композиции), а также теорию
дасийной нотации
.
Мецский тонарий (инципит: Noe noe ane auctoritas vera…), 830 г. Первый дошедший до наших дней ненотированный
полный
тонарий
.
Псевдо-Бернелин (инципит: Prima species diatessaron…), X в. или начало XI в.
Важный источник по средневековой теории
видов консонанса
как структурных элементов монодических
церковных тонов
.
Аноним II Герберта (инципит: Quinque sunt consonantiae…), иначе «Льежский тонарий» (Tonarius Lugdunenis)
, X или XI в. Первая, теоретическая часть — попытка адаптации учения о ладах Боэция к практике
григорианской монодии
, вторая — обширный (ненотированный) тонарий.
Dialogus de musica
(«Диалог о музыке», инципит: Quid est musica? Veraciter canendi scientia…)
Трактат (без заголовка) с инципитом «Musicae artis disciplina» («Предмет музыкальной науки»)
. Авторов обоих (разных) трактатов назнывают одним и тем же именем «
Псевдо-Одо
»
(около 1000 г.,
Ломбардия
)
. Учение Псевдо-Одо содержит классическое определение
тона
, а также впервые — алфавитную (латинскую)
буквенную систему нотации
от
A
до
G
(включая двойную ступень b/h), воспринятую
Гвидо Аретинским
и применяемую вплоть до наших дней.
Миланский прозаический трактат об органуме (известен под заголовком
Ad organum faciendum
; инципит: Cum obscuritas diaphoniae) и Миланский стихотворный трактат об органуме (инципит: Cum autem diapente et diatessaron organizamus); оба датируются второй половиной XI в. Важнейшие источники сведений о непараллельном органуме.
Аноним Вивелла (без заглавия; инципит: Micros graece, brevis latine), датирован 1070-1100 гг. Самый ценный и обширный комментарий к "Микрологу"
Гвидо Аретинского
. Предмет комментария — пролог и главы 1-13, 15-17, 20. Критическое издание: Expositiones in Micrologus Guidonis Aretini, ed.
J. Smits van Waesberghe
. Amsterdam, 1957, pp.93-172.
Псевдо-Мурис. Сумма музыки (
Summa musicae
; инципит: Amicorum iusta et honesta petitio…). Трактат, который был приписан Гербертом
Иоанну де Мурису
, в действительности создан анонимным автором XIII века. Написанный
прозиметром
, содержит (кроме всего прочего) редкие сведения о технике исполнения хорала, его полифонических обработках (см.
Органум
) и музыкальных инструментах своего времени
.
Аноним IV Кусмакера. О мензурах и дисканте (
De mensuris et discantu
; инципит: Cognita modulatione melorum), 1272—1280. Единственный источник, упоминающий имена музыкантов
школы Нотр-Дам
—
Леонина
и
Перотина
. Описывает жанры и формы музыкальной композиции, принятые в этой школе.
Аноним из Санкт-Эммерама. О мензуральной музыке (
De musica mensurata
; инципит: Quoniam prosam artis musicae mensurabilis; 1279). Посвящён различным аспектам контрапункта, в том числе содержит ценные сведения о технике
гокета
. Впервые издан в 1930 г. Генрихом Зовой (отсюда альтернативная идентификация источника, «Аноним Зовы»). Лучшее издание с английским переводом и комментариями выполнил Дж. Юдкин
.
Псевдо-Мурис
. Книжечка о размеренном пении (
Libellus cantus mensurabilis
, ок. 1340); в этом трактате (содержащем свод правил
мензуральной нотации
и ритмики) впервые описана техника
изоритмии
.
Аноним из
Мелька
. Небольшой трактат о ритме и нотации в искусстве музыки (
Tractatulus de cantu mensurali seu figurativo musice artis
; инципит: Quoniam cantum mensuralem seu figuratum musice artis multi ignorantes…), 1462. Первое в истории вхождение популярного музыкального термина
cantus figuratus
(figurativus).
Аноним XIII Кусмакера (на французском языке; инципит: Qui veult savoir l’art de deschant…), ок. 1400 г. Первый трактат о музыке, в котором встречается термин «
аккорд
» (
фр.
acor
<sic>).
Картузианский аноним (конец XV в.). Четыре трактата о музыке, содержащие теоретическое (спекулятивное) учение о музыке, практическое учение о музыкальной композиции и тонарий
.
III. Средневековые (греческие)
Hagiopoiltes («Святоградец»)
. Византийский трактат, содержащий (наряду с тривиальными сведениями из античной гармоники) важные свидетельства о церковной монодии (основные черты византийской
невменной нотации
, теория
гласов
). Сохранился в рукописях XIV и XVIII веков. Гипотетическая дата компиляции «Святоградца» — XII в.
Анонимные византийские и древнерусские труды о музыке, в чём-то аналогичные западным, рассматриваются в статье
.
Примечания
Свод исправлений к трактатным антологиям Герберта и Кусмакера см. в статье:
Лебедев С. Н.
Към проблема за авторството на трактатите в сборниците на Герберт и Кусмакер // Музикални Хоризонти, № 7 (София, 1987), сс. 43-71.
Так, например, анонимный текст, ранее известный как Аноним I Герберта, был идентифицирован
Й.М. Смитсом ван Васберге
как трактат
Берно из Райхенау
под заглавием «De mensurando monochordo».
Инципиты
: (1)
I
ncipit Speculum musicae, (2)
A
ctus activorum in patiente, (3)
C
um in superiore libro, (4)
O
rdo poscit naturalis, (5)
B
oethius, musicae doctor eximus, (6)
U
numquodque opus tanto laudabilius est, (7)
S
implicius in Commentario suo super Aristotelis; отсюда
IACOBUS
(Leodiensis).
Электронная версия этого каталога доступна на
от 12 мая 2010 на
Wayback Machine
.
Издание: Musici Scriptores Graeci <…> ed. Carolus Jan. Lipsiae: Teubner, 1895, pp.37-111.
Лучшее издание:
Barbera A.
The Euclidian division of the canon: Greek and Latin sources. New critical texts and translations // Greek and Latin Music Theory. Vol.8. Lincoln, London, 1991. Русский перевод с комментариями в кн.: Музыкальные писатели античной Греции // Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 2019, с.485-504.
Неоднократно издавался, в том числе, с переводами на современные языки. Важнейшие издания:
Plutarque
. De la musique. Édition critique et explicative par H. Weil et Th. Reinach. Paris, 1900;
Plutarque
. De la musique, ed. F. Lasserre. Olten, Lausanne: Urs Graf Verlag, 1954. 186 p. (оригинальный текст и французский перевод).
Плутарх
. О музыке. Перевод и комментарии В. Г. Цыпина. Предисловие С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 2, с. 9-55.
Издание: Musici Scriptores Graeci <…> ed. Carolus Jan. Lipsiae: Teubner, 1895, pp.266-282. Русский перевод с комментариями в кн.: Музыкальные писатели античной Греции // Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 2019, с.415-425.
Лучшее издание:
Najock D.
Drei anonyme griechische Traktate über die Musik. Eine kommentierte Neuausgabe der Bellermanschen Anonymus. Göttingen: Göttinger Musikwissenschaftliche Arbeiten, 1972. Русский перевод с комментариями в кн.: Музыкальные писатели античной Греции // Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 2019, с.263-309.
Издание: Musici Scriptores Graeci <…>, pp.407-424.
Лучшее издание: Censorini de die natali liber ad Q. Caerellium accedit anonymi cuiusdam epitoma disciplinarum, ed. Nicolaus Sallmann. Leipzig: Teubner, 1983.
Glossa maior in institutionem musicam Boethii, edd. M.Bernhard et C.M.Bower. Vol.1-4. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 1993, 1994, 1996, 2011.
Издания (с переводами):
Chailley J.
Alia musica (Traité de musique du IXe siècle): Edition critique commentée. Paris, 1965;
Heard E.B.
Alia musica: a chapter in the history of music theory. Diss., Univ. of Wisconsin, 1966.
GS I, 122a (первая редакция), GS I, 313a-314a (вторая редакция). Лучшее издание этого текста:
Bernhard M.
Clavis Gerberti 1 // VMK 7, München 1989, pp.79-81. О датировке этого анонима см. статью:
Warburton J.
Quaestions of attribution and chronology in three medieval texts on species theory // Music Theory Spectrum 22 (2000), p.225-235.
GS I, 338—342. Лучшее издание:
Bernhard M.
Clavis Gerberti <…>, pp.90-189.
от 23 сентября 2015 на
Wayback Machine
. Критическое издание текста, заявленное К.-В.Гюмпелем ещё в 1990-е гг., так и не было осуществлено.
от 23 сентября 2015 на
Wayback Machine
. Современное издание: Брат Петр. Музыкальное искусство / Издание лат. текста, пер. и комм. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории 2019, № 2, с. 24-73.
В ряде средневековых рукописей приписывался
Одо Клюнийскому
, отсюда «Псевдо».
Huglo M., Brockett C.
Odo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L.; N.Y., 2001.
Лучшее издание (с английским переводом и комментариями):
Page Ch.
The Summa musice: a thirteenth century manual for singers. Cambridge [England], New York: Cambridge University Press, 1991; R 2007.
De musica mensurata. The Anonymous of St. Emmeram. Complete critical edition, translation, and commentary by J. Yudkin. Bloomington, 1990.
Лучшее издание: Cuiusdam Carthusiensis monachi tractatus quattuor de musica plana. Edidit Sergey Lebedev. Tutzing, 2000.
Лучшее издание: The Hagiopolites: A Byzantine Treatise on Musical Theory, ed. by Jørgen Raasted //Cahiers de l’Institut du Moyen-Âge Grec et Latin, 45. Copenhagen: Paludan, 1983.
Agapetos P.
The Hagiopolites. A Byzantine treatise on musical theory //Byzantinische Zeitschrift 77/2 (1984), S. 300.
Литература
Hüschen H.
Anonymi // Die Musik in Geschichte und Gegenwart (
MGG
1). Bd.1. Kassel, 1949.
Reaney G.
The question of authorship in the medieval treatises on music // Musica Disciplina 18 (1964), p. 7-17.
Лебедев С. Н.
Към проблема за авторството на трактатите в сборниците на Герберт и Кусмакер // Музикални Хоризонти, № 7 (София, 1987), сс. 43-71.
Bernhard M.
Clavis Gerberti. Eine Revision von Martin Gerberts 'Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum' (St. Blasien, 1784). Teil I // Bayerische Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission. Bd.7. München, 1989. 200 S.
Bernhard M.
Clavis Coussemakeri // Quellen und Studien zu Musiktheorie des Mittelalters, I (= Bayerische Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission. Bd.8). München, 1990, SS. 1-36.
Lexicon musicum latinum medii aevi, ed. M. Bernhard. Fasz.1: Quellenverzeichnis. München, 1992.
Holtz L.
Autore, copista, anonimo // Lo spazio letterario del Medioevo. Vol. I.1: La produzione del testo, a cura di G. Cavallo, C. Leonardi, E. Menesto. Roma, 1992, pp. 325—351.
Sachs K.-J.
Anonymi // Die Musik in Geschichte und Gegenwart (
MGG
2). Sachteil. Bd.1. Kassel, Stuttgart, 1994.
Gushee L.
Anonymous theoretical writings // The New Grove dictionary of music and musicians. Vol.1. London, New York, 2001, p. 441—446.
Лебедев С. Н.
Анонимы // Православная энциклопедия. Т.2. М., 2001, с.475-477.
Meyer Ch.
Les traités de musique. Typologie des sources du Moyen Âge occidental. Turnhout: Brepols, 2001.