Улица Дмитрия Ульянова (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотой пояс Дмитрия Донского в 1433 году стал поводом к очередному конфликту между потомками двух сыновей Дмитрия Донского .
8 февраля 1433 года в Москве состоялась свадьба внука Дмитрия Донского великого князя Василия II (Тёмного) с Марией Ярославной . На свадьбу прибыл внук по другой линии, князь Дмитрий Шемяка вместе с братом Василием Юрьевичем (Косым ) (их отец Юрий Дмитриевич и брат Дмитрий Красный отсутствовали).
Во время празднования один из гостей опознал «пояс злат, на чепех, с камением» , надетый на Василии Косом. По Ермолинской летописи это был Захарий Кошкин (по Устюжской летописи — наместник московского князя в Ростове ).
Этот пояс был якобы украден 67 лет назад, в 1366 году в Коломне тысяцким Василием Протасьевичем у великого князя Дмитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной (это был подарок тестя, суздальского князя) . От Василия Протасьевича пояс будто бы достался мужу его внучки, боярину Ивану Всеволожу , в свою очередь подарившему его мужу своей внучки — Василию Косому.
Мать жениха, вдовая княгиня московская Софья Витовтовна публично сорвала с Василия Косого пояс. Оскорбленный Василий в гневе удалился. В результате его отец Юрий Дмитриевич Звенигородский и его сыны начали боевые действия против Москвы, которые оказались успешными. В 1433 году Юрий Дмитриевич занял Москву, Софья вынуждена была бежать вместе с сыном и невесткой к Твери , а затем в Кострому . Далее война продолжалась с переменным успехом, конфликт затянулся на двадцать лет. Например, сначала Василий Косой в 1434 году был ослеплен по приказу Василия II, как раз тогда приобретя прозвище «Косой». А в 1446 году был захвачен и ослеплен Василий II, став отныне «Темным».
В Лицевом летописном своде этот скандал на свадьбе и связанные с ним военные конфликты описаны и подробно проиллюстрированы:
«…на свадьбе у великого князя Василия Васильевича. И тогда узнал Петр Константинович на князе Василии золотой пояс на цепях с драгоценными камнями, который был отдан великому князю Дмитрию Ивановичу князем Дмитрием Константиновичем Суздальским. Об этом упоминаем потому, что много зла произошло из-за этого. Тот пояс на свадьбе великого князя Дмитрия Ивановича подменил тысяцкий Василий. Великому князю дал меньший, а тот отдал своему сыну Микуле , а замужем за Микулой была Мария, старшая дочь того же князя Дмитрия Константиновича Суздальского. А Микула тот пояс отдал в приданое Ивану Дмитриевичу , а Иван Дмитриевич отдал его в приданое за свою дочь князю Андрею Владимировичу . Потом, когда после смерти князя Андрея и возвращения из Орды, Иван Дмитриевич обручал дочь князя Андрея, а свою внучку, за князя Василия Юрьевича, то тот пояс ему отдал; и на свадьбе великого князя Василия Васильевича пояс был на нем. Великая княгиня Софья сняла с него тогда пояс, и из-за этого князь Василий и князь Дмитрий Юрьевич обиделись и ушли из Москвы в Галич к своему отцу, и разграбили город Ярославь, казну всех князей захватили и пошли в Галич. Князь Юрий Дмитриевич пошел ратью против своего племянника великого князя Василия Васильевича…»
Исследователи отмечают, что поскольку пояс издавна был регалией, отъем его у конкурирующей ветви потомков Дмитрия Донского имел символическое значение. «Легенда о похищении пояса родилась среди боярских противников Всеволожского в условиях, когда князь Юрий Дмитриевич продолжал думать о великокняжеском престоле, а Иван Дмитриевич бежал к нему. Великая княгиня Софья Витовтовна усмотрела в истории с поясом стремление обосновать права князя Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол и поэтому взяла на себя роль карающей руки „справедливости“. Для этой цели пришлось пожертвовать и отношениями с Юрьевичами. Пояс, вокруг которого разыгралась ссора, имел не столько ценностное, сколько символическое значение: примерно то же, что шапка Мономаха в более позднее время . Владение поясом как наследием Дмитрия Донского означало преемственность власти от этого славного победителя на Куликовом поле. С поясом также ассоциировалось обладание Нижним Новгородом (пояс некогда принадлежал великому князю Дмитрию Константиновичу)» .
По мнению историка Степана Веселовского , скандал мог быть спровоцирован самим Всеволожем, который был заинтересован в ссоре Юрия Дмитриевича с Василием, чтобы «поссорить Юрьевичей с великокняжеским двором и вовлечь их в дело отца». Для чего и распустил слухи о поясе : «ни Софья, ни её приверженцы, ни московское правительство в целом не были заинтересованы в том, чтобы вызвать разрыв с Юрьевичами и бросить их в объятия отца», пишет он. А. А. Зимин замечает хронологические расхождения: на самом деле Микула погиб в Куликовской битве, когда Всеволожу не было более 10 лет. Также он отмечает, что с обстоятельствами собственно свадьбы все было не просто, например, само обручение Василия II с сестрой серпуховского князя нанесло сильнейший удар по матримониальным планам Ивана Всеволожа — он рассчитывал выдать замуж за великого князя одну из младших дочерей, а теперь его планы провалились. После объявления о помолвке Всеволож обрел приют в Галиче, где, по словам летописца, начал «подговаривати» князя Юрия возобновить борьбу за великое княжение
Есть версия, что история с внезапно обнаруженным спустя 67 лет поясом была выдумана Софьей и её окружением из мести к Ивану Всеволожу, влиятельному московскому боярину, перебежавшему на сторону конкурента её сына в борьбе за великое княжение Юрия Дмитриевича. Вскоре после этого по приказу великого князя Всеволож был ослеплён и прожил недолго . Зимин указывает, что свидетель — боярин Кошкин имел личные причины ненавидеть Всеволожа: невеста князя Мария Ярославна была дочерью двоюродной сестры Кошкина .
Биограф князя Юрия Звенигородского К. П. Ковалёв-Случевский тоже считает, что история была выдумана москвичами, однако с другой целью. Он пишет: «По всей видимости, появлялась некая новая легенда, которая, возможно, возникла уже позднее, в виде оправдания странного поступка со срыванием пояса, совершенного Софьей Витовтовной на свадьбе сына. (…) Похоже, что затея с поясом на самом деле была заранее подготовлена. И для её осуществления в виде театральной постановки (…) ожидали совсем другое действующее лицо — самого князя Юрия. (…) Зачем? А затем, для чего делалось и все предыдущее. Великокняжескому двору все время нужно было доказывать моральное превосходство над семьей Юрия Дмитриевича. Постоянные попытки унизить его и его детей были необходимы, чтобы подорвать его моральный авторитет. (…) Добавим к этому, что Василию Васильевичу постоянно нужен был повод для оправдания своих выступлений против дяди. И даже более того — ему нужна была такая ссора, которая бы наконец спровоцировала встречные действия с его стороны по отношению к племяннику. (…) не только „срывание пояса“, но даже простой намёк на то, что кто-то из Юрьевичей его украл или просто присвоил, означал сильнейшее оскорбление» .
Судьба пояса
Золотой пояс Дмитрия Донского находился в княжеской сокровищнице вплоть до периода Великой смуты. По косвенным данным, Лжедмитрий подарил его в 1605 году одному из родственников своей жены Марины Мнишек. После этого следы уникального раритета теряются.
Исследователи считают, что пояс давно уже стал экспонатом одной из частных закрытых коллекций.
Юрий Михайлович Кларов в книге «Печать и колокол (Рассказы старого антиквара)» (1981), глава «Пояс золот», рассказывает, очевидно, вымышленную историю, как в 1919 году в Харькове реконструкция пояса (1914 год, автор — некий харьковский археолог, искусствовед Всеволод Михайлович Санаев) была использована красными разведчиками для «обольщения» некого полковника Друцкого, большого любителя древностей — якобы начальника белой контрразведки Добровольческой армии генерала Май-Маевского . В рассказе упоминаются Мнишеки , Юрий Хмельницкий , Мазепа и другие владельцы пояса. Герой его повести, коммунист-искусствовед, подпольщик, говорит: «безусловно, пояс, который княгиня Софья сорвала на свадьбе своего сына с Василия Косого, был возвращён в „большую казну“ и находился там по крайней мере до 1605 года, то есть до восшествия на престол Лжедмитрия».
Писатель считает, что пояс был «четырёхконцовым» и выглядел так: «Два конца, предназначенные для оружия, мастер оправил, видимо, золотыми узорчатыми наугольниками, украшенными филигранью и самоцветами. Два других имели полуовальные золотые бляхи, которые при застёгивании пояса составляли овал. На этом овале перегородчатой трехцветной эмалью сделано изображение одного из самых популярных тогда на Руси святых — Димитрия Солунского (…) на поясе он изображён в воинском облачении — с копьём и мечом. По краю овала вычеканена и частично выгравирована сцена торжественного въезда во Владимир великого князя Всеволода Юрьевича с иконой, писанной на гробовой доске этого святого. Остальную часть пояса составляют четырнадцать выгнутых золотых пластинок овальной формы, которые скрепляются между собой репьевидными золотыми кольцами. В центре каждого такого кольца находится жемчужина. На пластинках, обрамлённых филигранью, — чеканные и гравированные изображения. Снизу к пластинкам подвешены миниатюрные золотые колокольчики».
В 1861 году в России студентами императорской Академии художеств было написано несколько картин на этот сюжет — как академическая программа на большую золотую медаль . Сформулирована она была как «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно» . Сюжет был заимствован из 5-го тома «Русской истории» Карамзина. Соискателей было пятеро: П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский , К. Ф. Гун и Б. Б. Вениг .
Из них наиболее известным стало полотно кисти Павла Чистякова (в ГРМ), чье название звучит как «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс».
Название картины В. П. Верещагина в Иркутском музее — «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно» . Верещагин за неё получил звание классного художника 1-й степени и был награждён большой золотой медалью. В собрании ГИМ находится позднее авторское повторение.
3 сентября 1861 года трое — Чистяков, Гун и Верещагин были за свои работы удостоены больших золотых медалей. Картину Чистякова Совет постановил приобрести за 800 рублей и после авторской доработки отправить на всемирную выставку в Лондон . Этот «экзамен» стал вехой развития исторической живописи в России. Васнецов писал в 1900 году своему учителю Чистякову: «Надо помнить, что русская историческая настоящая живопись началась с Вашей Софьи Витовтовны. Дай Вам бог помощи и силы создать Вам что-либо опять истинно художественное и русское. Я уверен — душа Ваша до сих пор полна свежими образами» .