Interested Article - Варсонофий (Лебедев, Василий Павлович)

Епископ Варсоно́фий (в миру Василий Павлович Лебедев ; 1871 , село Старухино, Новгородская губерния 2 [15] сентября 1918 , гора Золотуха , Кириллов , Череповецкая губерния ) — епископ Русской православной церкви , епископ Кирилловский , викарий Новгородской епархии .

В 2000 году причислен к лику святых Русской православной церкви .

Происхождение и образование

Отец — Павел Михайлович Лебедев, псаломщик Никольского храма Старухинского погоста. Мать — Агриппина Ивановна, овдовела, когда Василию исполнилось 8 лет. На руках вдовы осталось восьмеро детей, старшему исполнилось 14 лет. Младший брат Алексей (в монашестве Арсений) — впоследствии инок монастыря «Забудущие родители», расстрелян 17 декабря 1937 года.

Окончил Боровичское духовное училище; в 1894 году — Новгородскую духовную семинарию , где влияние на него оказал преподаватель по истории раскола Николай Сперовский (впоследствии архиепископ); участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому уезду .

Монашество и миссионерство

С 1894 года являлся помощником епархиального миссионера Новгородской епархии , проповедуя среди старообрядцев. Будучи ещё семинаристом, он досконально изучил старопечатные книги, а учась в выпускном классе, уже ездил на диспуты со староверами.

1 апреля 1895 года принял монашеский постриг с именем Варсонофий . В значительной степени на решение последовать иноческим путём повлияла его встреча со знаменитым миссионером Павлом Прусским , произошедшая за год до блаженной кончины старца. Их беседа утвердила молодого человека в выборе своего призвания и архимандрит Павел благословил его на монашеский подвиг .

9 апреля 1895 года был рукоположён во иеродиакона , 30 июля — в сан иеромонаха и был причислен к братии новгородского Антониева монастыря , при этом продолжал исполнять обязанности миссионера.

С 1896 года стал епархиальным миссионером-проповедником Новгородской епархии. Побудил многих старообрядцев перейти в единоверие (то есть признать административную подчинённость Св. Синоду при сохранении старых обрядов). Умел заинтересовать крестьянскую аудиторию своими выступлениями. Был строителем нескольких единоверческих храмов, где после освящения он торжественно и истово совершал богослужение по древним книгам. Публиковал статьи на миссионерские темы в «Новгородских епархиальных ведомостях», выпустил ряд книг и брошюр. По уездам епархии устраивал краткосрочные курсы для городского и сельского духовенства.

Был одним из главных устроителей новой обители в Боровичском уезде, в местности с необычным названием «Забудущие родители». Она возникла как приписной к Антониеву монастырю скит на древнем кладбище, в 30 верстах от Старухинского погоста. В 1917 году скит был преобразован в самостоятельный монастырь Пятницкая пустынь.

Участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Казани (1897) и Киеве (1908), первом единоверческом в Петербурге (1912). В 1909 году был приглашён в Москву на Первый Поморский съезд старообрядцев-беспоповцев. За свою миссионерскую деятельность был награждён в 1902 году наперсным крестом, в 1909 году возведён в сан архимандрита . Также награждён орденами св. Анны II степени (1912), св. Владимира IV степени (1916).

В конце 1911 года был командирован в Воронцовский женский монастырь Псковской епархии для дознания о деятельности псковских иоаннитов . В результате настоятельница монастыря была смещена, а Св. Синод 13 апреля 1912 года признал иоаннитов «сектой хлыстовской киселёвского толка».

Епископ

11 декабря 1916 года последовало Высочайшее повеление о назначении его 2-м викарием Новгородской епархии. 7 января 1917 года наречён в Грановитой палате Новгородского Кремля, 8 января (ст. ст.) 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского в новгородском Софийском соборе . В хиротонии, которую возглавил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) , участвовали два будущих священномученика — епископы Гдовский Вениамин (Казанский) и Каширский Иувеналий (Масловский) .

Был известен как талантливый проповедник, создал в Кириллове Братство православных жен и мужей, одной из задач которого была охрана православных святынь, главным образом, святынь Кирилло-Белозерского монастыря . С его благословения начались работы по реставрации наиболее чтимых святынь обители — храмовой иконы Успенского собора и древнейшего образа Кирилла Белозерского . Отдал половину архиерейского дома для устройства в монастыре музея-древлехранилища.

Мученическая кончина и прославление

14 сентября 1918 года Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря . На обратном пути из монастыря Варсонофий был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в числе иных, был бессудно казнён Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе ; тела были похоронены там же в одной могиле.

Вместе с ним были казнены:

  • игумения Ферапонтова монастыря Серафима (в миру Елизавета Николаевна Сулимова), (род. в 1859 году, город Устюжна Новгородской губернии). В 1874 году поступила в Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, с 1884 года — послушница, была регентом монастырского хора, организовывала монашескую жизнь на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Пострижена в монашество в 1901 году . С 1902 года — казначея Леушинского монастыря. С 1905 года — настоятельница возобновлённого Ферапонтова монастыря. Игумения ( 1906 ). Много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской Слободы. С мая 1918 года находилась под домашним арестом на монастырском подворье в Кириллове в связи с инцидентом, произошедшим между прихожанами Ферапонтова монастыря и комиссией по составлению описей монастырских ценностей;
  • Михаил Дормидонтович Трубников (род. 1855), дворянин, капитан 2-го ранга в отставке, бывший мировой судья, земский начальник ;
  • Николай Игнатьевич Бурлаков (род. 1889), бывший гласный Кирилловской городской думы, практикант-техник;
  • Анатолий Андреевич Барашков (род. 1870), зажиточный крестьянин деревни Гридино Кирилловского уезда;
  • Филипп Кириллович Марышев (род. 1864), крестьянин деревни Малино Кирилловской волости, торговец.

В 1960-х годах могила была разрушена и осквернена, на её месте построили свинарник. 17 декабря 1998 года на месте казни мучеников был установлен крест. В 2005 году на средства благодетелей Кирилло-Белозерского монастыря на месте расправы построена часовня .

Канонизация

Епископ Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году .

Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной церкви в августе 2000 года он и расстрелянные вместе с ним люди причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Труды

  • Старообрядцы- беспоповцы , обличенные в неправоте веры в своей же моленной. — Новгород , 1902.
  • Заметка по поводу статьи бывшего архимандрита Михаила, напечатанная им в старообрядческом журнале «Церковь», под заглавием «В защиту старообрядчества». Новгород, 1908.
  • Беседы с новгородскими сектантами- пашковцами и баптистами . Новгород, 1909.

Примечания

  1. Старухино (см. от 17 декабря 2017 на Wayback Machine ) не сохранилось; ныне — от 21 февраля 2018 на Wayback Machine в Волокском сельском поселении , Боровичский район Новгородской области , Россия .
  2. Гора Золотуха (см. от 17 декабря 2017 на Wayback Machine ) находится в посёлке Пятачок, ныне в черте города Кириллов Вологодской области.
  3. Стрельникова Е. Р. от 23 июля 2012 на Wayback Machine // Сайт «Ферапонтово».
  4. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 24 декабря 1916, № 52, стр. 1 (451-я годовой пагинации).
  5. Коскелло А. . Православие и мир (15 сентября 2012). Дата обращения: 16 декабря 2017.

Литература

Ссылки

  • Е.Стрельникова. .
  • (Прибавления к Церковным ведомостям. № 3. Пг., 1917).
  • (Прибавления к Церковным ведомостям. № 2. Пг., 1917).
  • .
Источник —

Same as Варсонофий (Лебедев, Василий Павлович)