Interested Article - Борис (Соколов)

Архиепи́скоп Бори́с (в миру Пётр Алексе́евич Соколо́в ; 8 [20] января 1865 , село Богородское , Тарусский уезд , Калужская губерния 21 февраля 1928 , посёлок Перловка , Московский уезд , Московская губерния ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Рязанский и Зарайский .

Биография

Родился в 1872 году в селе Богородском Тарусского уезда Калужской губернии в семье священника Алексия Никитича Соколова .

В 1893 году окончил Калужскую духовную семинарию по второму разряду. В сентябре того же года епископом Калужским Анатолием был рукоположён во священника к церкви села Истомина Тарусского уезда Калужской губернии .

В марте 1894 года назначен преподавателем Закона Божьего в земской школе того же села. Открыл воскресную школу для «девиц старшего возраста» в том же селе, в которой работал безвозмездно законоучителем до 1 октября 1898 года .

В декабре 1896 года организовал попечительство для борьбы с распространением секты хлыстов .

С сентября 1897 года состоял заведующим и законоучителем Бортниковской церковноприходской школы .

Овдовев, поступил в 1899 году в Санкт-Петербургскую духовную академию в качестве стипендиата Святейшего Синода. В 1903 году оставлен по болезни на второй год , а на следующий год по болезни был уволен из Академии . В сентябре 1905 года был удостоен степени кандидата богословия .

С декабря 1905 по февраль 1907 года заведовал церковноучительской школой в Обшаровке Самарской губернии .

17 марта 1907 года архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) пострижен в монашество с именем Борис в честь благоверного князя Бориса .

В октябре того же года Святейшим Синодом назначен помощником смотрителя в Волынской епархии. В апреле 1908 года и затем с августа 1908 по февраль 1909 года был смотрителем данного духовного училища .

В декабре 1908 года иеромонах Борис получил письменную благодарность от съезда Клеванской округи за отеческое воспитание детей .

В марте 1909 года Святейшим Синодом переведён помощником смотрителя Зарайского духовного училища .

В июне 1911 году Святейшим Синодом назначен смотрителем , где также преподавал отечественную историю и катехизис . В августе 1911 года резолюцией епископа Иоакима (Левицкого) утверждён членом арзамасского уездного отделения Епархиального училищного совета, в декабре того же года — его председателем .

4 февраля 1913 года назначен смотрителем .

13 июня 1914 года назначен смотрителем .

12 августа 1914 года назначен ректором Саратовской духовной семинарии в сане архимандрита .

Незадолго до его приезда в Саратов в стране началась мобилизация ; летом 1914 года помещения семинарии были частично отведены под воинский постой. 18 июля в семинарию переселилось до 70 нижних чинов. Это осложнило проведение традиционных августовских переэкзаменовок и вступительных испытаний. В семинарии был приостановлен ремонт. В епархиальном печатном органе было объявлено, что занятия «откладываются на неопределённое время». Несмотря на трудности, начало учебного года, 15 сентября 1914 года было обставлено необычайно торжественно, чего не наблюдалось в предшествующие годы. Так как ряд аудиторий был занят войсками, приходилось ютиться в оставшихся помещениях. Под учебные классы были отведены даже некоторые комнаты в квартирах начальствующих лиц, в том числе и архимандрита Бориса. Такое ненормальное положение сохранялось до самого закрытия семинарии . Кроме ректорства архимандрит Борис являлся председателем «Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской Духовной Семинарии» .

Новой для семинарии была и введённая с начала 1914/1915 учебного года категория « вольнослушателей ». В начале 1915 года по инициативе епископа Палладия (Добронравова) и ректора архимандрита Бориса был возрождён проповеднический кружок воспитанников Саратовской духовной семинарии. Учебный год в 1915 году завершился ранее обычного — к середине апреля, так как здание необходимо было постепенно освободить для постоя нижних чинов 92-го запасного батальона .

1915/1916 учебный год в саратовской семинарии также откладывался, так как в семинарии ожидали освобождения здания от воинского постоя. Не дождавшись его, руководство учебного заведения решило заниматься посменно, в свободных классах, которые, «удалось семинарии буквально отвоевать для себя». Архимандрит Борис и Н. В. Златорунский отвели от своих квартир комнаты для занятий. Семинаристы разместились в библиотеке, гардеробной и больнице. Не поместившихся в отведённых под общежитие комнатах пристраивали на квартиры городского духовенства и саратовцев-мирян, откликнувшихся на призыв руководства семинарии приютить воспитанников. Около двадцати человек поселились в здании церковно-приходской школы при Духосошественской церкви. Воспитанников поделили на несколько групп. Каждая группа вызывалась в Саратов для учёбы в определённый срок, в то время как ученики остальных классов занимались по домам родителей самостоятельно .

По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 года семинаристы в домовой церкви начали вести с воинами беседы о войне и её христианском восприятии. Семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, в которых учили детей многочисленных беженцев .

Обучение в 1916/1917 учебном году с самого начала вновь шло посменно, «в стеснённых условиях», хотя занятия начались уже 1 сентября. 3 марта 1917 года в здание семинарии вошли вооружённые солдаты, которые хотели, как передавал ректор архимандрит Борис, арестовать «директора заведения, якобы за неприсоединение к новому правительству, и… после заявления всех членов означенного собрания, что все они во главе со своим начальством признают новое правительство и, что, вероятно, здесь недоразумение и смешение семинарии, может быть, с каким-либо другим учебным заведением, солдаты… по выходе из учительской комнаты, подошли к дверям 5 параллельного класса и требовали выдачи начальника заведения, предполагая в этом случае укрывательство со стороны воспитанников» .

Последний учебный год в Саратовской семинарии начинался в сложной и тревожной обстановке. В здании по-прежнему размещались две батареи артиллеристов и команда выздоравливающих. Свободных помещений было немного. Общежития при семинарии уже de facto не существовало. С 11 сентября 1917 года удалось начать занятия лишь с учениками трёх младших классов .

В конце октября власть в Саратове захватили большевики. В городе не прекращалась стрельба, на улицах устраивались обыски .

2 февраля 1918 года в квартире ректора Саратовской духовной семинарии архимандрита Бориса (Соколова) прошло собрание православного духовенства совместно со старообрядцами , католиками , лютеранами и иудаистами для обсуждения возможных последствий действия декрета об отделении Церкви от государства . На собрание явились вооружённые красногвардейцы, обыскавшие и арестовавшие присутствовавших. Одновременно были произведены обыски в квартирах участников собрания .

В создавшихся условиях о начале нового, 1918/1919 учебного года не могло быть и речи. Видимо, окончательно семинария была разогнана после начала в сентябре 1918 года красного террора

В середине 1919 года назначен настоятелем Жёлтикова монастыря Тверской епархии , выполнял обязанности благочинного монастырей Тверской епархии. За время службы в Жёлтиковом монастыре он снискал особое расположение окрестного крестьянского и рабочего населения, которое не желало расставаться со своим пастырем .

21 ноября 1919 года хиротонисан во епископа Юрьевского , викария Владимирской епархии . Пробыл на кафедре меньше месяца : Тверское епархиальное собрание по инициативе архиепископа Серафима (Александрова) поддержало обращение верующих к церковному руководству с просьбой оставить епископа Бориса в Твери. Прошение было удовлетворено .

9 декабря 1919 года назначен епископом Старицким , викарием Тверской епархии . Жил в Твери . Архиепископ Тверской Серафим (Александров) ценил новопоставленного архиерея за работоспособность, образованность и организаторский талант. В 1920 году архиепископ Серафим (Александров) вошёл в состав Священного Синода, что резко повысило административный статус Старицкого викария, фактически управлявшего Тверской епархией во время отсутствия правящего архиерея .

20 декабря 1921/2 января 1922 года решением Синода переведён епископом Рыбинским , викарием Ярославской епархии в то время как епископ Рыбинский Петр (Зверев) становился епископом Старицким .

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей Рыбинск был охвачен волнениями, в связи с которыми в мае 1922 года епископ Борис был арестован и 22 июля осуждён на 7 лет тюремного заключения по обвинению в «сокрытии ценностей». 19 сентября 1923 года его освободили .

3 ( 16 ) октября 1923 года Патриархом Тихоном назначен архиепископом Рязанским вместо признавшего обновленческое ВЦУ Рязанского архиепископа Вениамина (Муратовского) .

Восстановил деятельность епархиальной канцелярии и институт благочинных, что позволило организовать нормальное руководство епархией. Был последовательным противником обновленчества. Издавал машинописный журнал «Циркуляры» тиражом 70 экземпляров, в котором публиковались как официальные документы, так и отрывки из художественных произведений, рекомендации юриста, полезные советы и др. Всего до 1925 года вышли в свет 34 номера этого издания, распространявшегося по епархии в условиях, когда церковная печать находилась под запретом.

В январе 1924 года был арестован и выслан в Москву без права выезда. Жил под Москвой в посёлке Перловка , оттуда продолжая управлять епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров .

В 1925 году вернулся в Рязань , но в сентябре того же года был вновь арестован. Ему вменялись в вину создание «нелегальной» епархиальной канцелярии, выпуск и распространение «Циркуляров» и др. В марте 1926 года особое совещание Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Бориса к трём годам ссылки в Нарымский край. Из-за обострившейся в тюрьме тяжёлой болезни — астмы — в июне 1927 это наказание было заменено ссылкой в Ярославскую область , а затем ему было разрешено вновь поселиться в посёлке Перловка, где он и скончался. До самой смерти продолжал руководить епархией, направляя своим подчинённым циркуляры, указы и распоряжения.

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве по правую сторону алтаря храма Живоначальной Троицы. Под одним памятником с ним погребён архиепископ Михаил (Воскресенский) .

Труды

  • Две дороги. — Зарайск, 1910.
  • Мудрость духовной школы. — Н. Новгород, 1911.

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 мая 2017. 11 июля 2017 года.
  2. Т. М. Панкова, игум. Серафим (Питерский). // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко ». — С. 40—41. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  3. от 4 марта 2016 на Wayback Machine см. Выпуск 1903 года Курс LX
  4. от 4 марта 2016 на Wayback Machine см. Выпуск 1904 года Курс LXI
  5. Сергий Трубин в « Книгах Google »
  6. . Дата обращения: 1 мая 2017. 17 февраля 2017 года.
  7. Александр Мраморнов. . Дата обращения: 3 мая 2017.
  8. Дата обращения: 1 мая 2017. 3 мая 2017 года.
  9. Цыков Иван Валерьевич от 2 июля 2014 на Wayback Machine . Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук
  10. . Дата обращения: 20 июня 2016. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  11. 10 (23) января Священномученик Пётр (Успенский) // от 28 января 2021 на Wayback Machine

Литература

  • Игум. Серафим (Питерский), прот. Сергий Трубин, мон. Мелетия (Панкова). Высокопреосвященный Борис (Соколов), архиепископ Рязанский и Зарайский // Рязанский Церковный Вестник. — 2003. — № 11. — С.54-62
Источник —

Same as Борис (Соколов)