Interested Article - Алексий (Сергеев)

Архиепископ Алексий (в миру Виктор Михайлович Сергеев ; 15 января 1899 , Московская губерния 6 апреля 1968 , Москва ) — архиепископ Русской православной церкви .

Биография

Из мещанской семьи. В 1916 году окончил общеобразовательное отделение Школы живописи, ваяния и зодчества , а в 1919 году — архитектурное отделение Школы зодчества .

В 1923 году поступил послушником в Смоленскую Зосимову пустынь Владимирской епархии . 22 марта 1923 года возведён в сан диакона . Смоленско-Зосимову пустынь вскоре закрыли и большинство братии перешло в Высоко-Петровский монастырь .

В 1925 году пострижен в монашество в Высоко-Петровском монастыре Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым) . 16 января 1927 года возведён в сан иеромонаха . Алексий (Сергеев) изображён на картине Павла Корина « Русь уходящая » (по правую руку от блаженного слепца Данилушки) .

Летом 1929 года храм в Петровском монастыре был закрыт, и монахи перешли в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке .

В 1932 году архиепископом Варфоломеем (Ремовым) возведён в сан архимандрита .

16 апреля 1932 года арестован за «проведение систематической антисоветской агитации». Был освобождён одним из первых из арестованных .

С 1932 года был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках , в Москве.

В начале 1933 года подал в правоохранительные органы сведения о том, что при храме преподобного Сергия созданы нелегальный монастырь и духовная академия, и во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу были арестованы двадцать четыре человека — священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик иеромонах .

Архиерейское служение

21 мая 1935 года указом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия архимандриту Алексию определено быть епископом Каширским , викарием Московской епархии .

2 июня 1935 года в храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках, состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Каширского. Хиротонию совершали митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) и викарии Московской епархии — архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) и епископ Бронницкий Сергий (Воскресенский) .

С 3 января 1936 года — епископ Серпуховский , викарием Московской епархии .

18 августа 1937 года назначен епископом Вологодским ; указ «приостановлен» по причине болезни епископа. С 25 августа 1937 года — епископ Егорьевский , викарий Московской епархии . С 14 сентября 1937 года — епископ Ивановский .

В 1938 году, после того как он увидел в советских газетах имя патриаршего местоблюстителя среди «шпионов и диверсантов», поспешил объявить о разрыве с ним и провозгласил « автокефалию » в Иванове. В 1939 году запрещён в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали митрополит Сергий (Страгородский) , митрополит Алексий (Симанский) , архиепископ Палладий (Шерстенников) . Однако вскоре он был принят назад в Московский патриархат, поселился в Москве и уже 22 августа 1940 года участвовал в хиротонии епископа Дамаскина (Малюты) . 31 октября 1940 года назначен епископом Тульским с поручением архиерейских служений в московском храме Святителя Николая в Хамовниках .

После присоединения к СССР Бессарабии и Северной Буковины встал вопрос об устроении церковной жизни в этих землях, и поиски кандидата привели к епископу Алексию. Указом Московской патриархии от 3 декабря 1940 года он был командирован в Кишинёв в качестве управляющего православными общинами Кишинёвской , Бельцкой , Измаильской и Черновицкой епархий сроком на 6 месяцев. Указом Московской патриархии от 12 мая 1941 года назначен архиепископом Кишинёвским и Бессарабским с оставлением за ним Измаильской и Бельцкой епархий и с поручением управления Черновицкой епархией; он титуловался как «экзарх Бессарабский и Севернобуковинский» .

После вторжения немецких войск, в связи с оставлением Молдавии Красной армией , архиепископ спешно покинул свою епархию и был назначен на Орловскую и Курскую кафедру . Известно, что под Воздвижение он служил в кладбищенской церкви Орла. Когда неприятель занял и Орёл 3 октября 1941 года, ему 14 октября был усвоен титул архиепископа Тамбовского (в Тамбовской епархии до конца 1943 года ни одной действующей церкви не имелось).

На февраль 1942 года — архиепископ Уфимский, но в Уфу прибыть не смог, живя в Москве .

С 13 июля 1942 года — архиепископ Рязанский, с позволением выехать в свою епархию. В Рязани в 1942—1944 годах, опасаясь неудовольствия властей, запрещал школьнику Борису Ротову, будущему митрополиту Никодиму , прислуживать в единственной действующей церкви города (на Скорбященском кладбище ) и удалял его из алтаря .

С 14 июля 1943 года — управляющий Калужской и Тульской епархиями .

8 сентября 1943 года он был участником Архиерейского собора Русской православной церкви . В феврале 1944 года в записке Всеволода Меркулова на имя Иосифа Сталина Алексий упоминался как чекистский агент .

С мая 1944 года — архиепископ Ярославский и Ростовский .

Награждён медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. ».

Во второй половине 1945 года он был послан патриархом Алексием в Америку для переговоров с митрополитом Феофилом (Пашковским) о возобновлении канонической связи Северо-Американской митрополии . 6 сентября архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий прибыл в США. Его приём был подготовлен и осуществлён духовенством и мирянами как Московского патриархата, так Северо-Американской митрополии, объединившихся в специальный Комитет по встрече патриаршего посланника. Помимо представителей Русской православной церкви, к приезду архиепископа Алексия проявили значительный интерес американские религиозные организации, полагая, что его визит будет содействовать делу объединения .

Под воздействием церковно-общественного мнения, которое выражали клирики и прихожане Североамериканского митрополичьего округа, митрополит Феофил изъявил согласие на личную встречу с патриаршим посланником, которая состоялась 25 октября 1945 года в здании американской митрополии. На этой встрече митрополит Феофил предъявил архиепископу Алексию следующие условия воссоединения: полная автономия, утверждение его, митрополита Феофила, главой Церкви в Америке и невмешательство Московской патриархии во внутренние дела автономии. Архиепископ Алексий, ссылаясь на то, что пункты условий представлены на английском языке, потребовал отдельного перевода их на русский язык и отложил продолжение обсуждения до следующей встречи. Патриарх телеграфировал своему посланнику: «Условия Митрополита Феофила признаю неприемлемыми» .

8 ноября состоялась вторая встреча архиепископа Алексия и митрополита Феофила. На ней патриарший представитель выдвинул встречные требования к митрополиту Феофилу: признать патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) главой Американской церкви; разорвать все отношения с главой РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) и созвать в ближайшее время Всеамериканский собор .

С самого начала своей миссии в Северной Америке архиепископ Алексий (Сергеев) резко дистанцировался от патриаршего экзарха митрополита Вениамина (Федченкова) и даже не служил вместе с ним. Считалось, что так переговоры с митрополитом Феофилом будут проходить успешнее. Уверяя, что наделён особыми патриаршими правами, архиепископ Алексий совершенно отстранил митрополита Вениамина от управления епархией и не только не советовался с ним по «американским вопросам», но даже и не слушал его мнения .

7 марта 1946 года архиепископ Алексий (Сергеев) отбыл в Москву, учредив вместо себя «комиссию» по делам примирения во главе с епископом, а вскоре архиепископом Нью-Йоркским Макарием (Ильинским) .

После ревизии его архипастырской деятельности по Ярославской епархии, проведённой епископом Иеронимом (Захаровым) , 13 января 1947 года назначен архиепископом Курским и Белгородским с предупреждением, что ему «надлежит в корне изменить неверный и вредный для Церкви характер управления епархией и не допускать повторения компрометирующих епископа православной Церкви поступков» .

3 июня 1948 года, после ревизии, проведённой в Курске архиепископом Филиппом (Ставицким) , назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским , «с подтверждением ему постановления Священного Синода при перемещении его на Курскую кафедру» . Указу не подчинился и 2 июля уволен на покой, а 24 августа вновь назначен на ту же кафедру.

Когда с зимы 1948—1949 годов в стране вновь ужесточился контроль за деятельностью религиозных организаций, опять начались аресты священнослужителей и закрытия церквей, патриарх Алексий постоянно призывал духовенство к осторожности, сдержанности в действиях, чтобы по возможности исключить любую возможность применения жёстких мер со стороны властей.

Архиепископ Алексий, не будучи сторонником активного архиерейского служения, сделал всё возможное в духе требований властей. Практически были прекращены поездки управляющего по епархии; ежемесячный выпуск бюллетеня о церковной жизни епархии архиепископ посчитал несвоевременным, от священников же он требовал сокращения времени службы, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». Все ходатайства верующих об открытии храмов отклонялись, и, наоборот, заявления-требования местных органов власти о закрытии действующих храмов, как правило, решались положительно. В январе 1949 года он подписал указ по епархии о запрещении священникам выполнять религиозные требы на дому и, наконец, своим решением от 19 апреля 1949 года рекомендовал ограничить колокольный звон на Пасху и «сосредоточить на территории храма или кладбища все обычаи, церковным уставом требуемые совершать вне стен храмов епархии» .

Постановлением Синода от 17 марта 1950 года назначен архиепископом Калининским и Кашинским .

20 июля 1951 года ему поручено временное управление Великолукской епархией , с сохранением управления Калининской епархией .

В Калининской епархии епископ попал под такое влияние уполномоченного, что согласился с закрытием 19 церквей, включая церковь в селе Завидово . Действия уполномоченного были признаны «поспешными», но богослужения в большинстве из этих церквей возобновились только при преемнике епископа Алексия, Варсонофии (Гриневиче)

29 июля 1954 года, согласно поданному прошению, постановлением Синода уволен на покой . 12 ноября 1954 года новым постановлением лишён архиерейской пенсии и лишён «на будущее время права занимать какую-либо епископскую кафедру» . Во всех областных и краевых газетах были напечатаны выдержки из материалов скандального судебного процесса об ограблении его дома, организованном секретарём епархиального управления Калининской епархии .

Тем не менее 14 марта 1957 года назначен архиепископом Алма-Атинским.

Но уже 20 февраля 1958 года решением Синода, несмотря на его прошение о предоставлении двухмесячного отпуска, уволен на покой «по болезненному состоянию».

Алексий отличался раздражительным и вспыльчивым характером, что было причиной многочисленных конфликтов с окружающими. С 1938 года тяжело болел сахарным диабетом. Проживал на покое в Москве. Скончался 6 апреля 1968 года в Москве. Отпевание состоялось 8 апреля 1968 года в храме на Калитниковском кладбище в Москве. На этом же кладбище он был погребён .

Сочинения

  • «Воры и убийцы в церковной ограде» // Правда о религии в России . — М. , 1942. — С. 335—352.
  • «На алтарь Родины» // Правда о религии в России. — М., 1942. — С. 148—162.

Примечания

  1. от 12 января 2012 на Wayback Machine . База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  2. Балашова Е. . Православие.Ru (5 февраля 2021). Дата обращения: 7 февраля 2021. 5 февраля 2022 года.
  3. от 19 декабря 2019 на Wayback Machine .
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 673. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  5. Е. А. Агеева, В. Г. Пидгайко. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXIX : « К Каменац ». — С. 69-74. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-025-7 .
  6. Галкин А. К. от 22 октября 2014 на Wayback Machine // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2. — С. 92.
  7. «Человек Церкви»: Беседа с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием // ЖМП. — 1998. — № 9 . — С. 38 . — ISSN .
  8. Курляндский И. А. Вклад Русской Православной Церкви в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Советский тыл 1941—1945: повседневная жизнь в годы войны. — М.: Политическая энциклопедия, 2019. — С. 324.
  9. от 19 декабря 2019 на Wayback Machine Русская линия.
  10. Галкин А. К. Архиепископ Алексий (Сергеев) на страницах журналов заседаний Священного Синода. / Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2. — Прил. 4. — С. 114−118.
  11. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine Энциклопедия «Челябинск».
  12. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано из 13 мая 2020 года.
  13. . Дата обращения: 1 декабря 2023. 5 июня 2023 года.
  14. . Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" . из оригинала 17 ноября 2020 . Дата обращения: 19 ноября 2020 .
  15. Астафьев Г. Дело «отца» Александра // Калининская правда. — 29.08.1954. — № 205. — С. 3.
  16. . Дата обращения: 1 декабря 2023. 25 ноября 2023 года.

Литература

  • // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 673. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  • Ершов А. Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. — 231 с. — ISBN 978-5-88636-046-2 .
  • П. У. Архиепископ Алексий (Сергеев), бывший Алма-Атинский: Некролог // ЖМП. — 1968. — № 6. — С. 31—32.
  • Зимина Н. П., Сергеев Ю. Н. Алексий (Сергеев), архиепископ Уфимский и Давлекановский // Башкирская энциклопедия. Т. 1. — Уфа, 2005. — С. 118.
  • Стратулат Н. В. // Христианское чтение . — 2011. — № 3 (38). — C. 144—159.

Ссылки

Источник —

Same as Алексий (Сергеев)