Interested Article - PML-тельца
- 2020-06-07
- 1
PML-тельца́ (также известные как я́дерные тельца́ промиелоци́тной лейкеми́и , я́дерные тельца́ PML , я́дерные доме́ны 10 ) — сферические тельца диаметром 0,1—1,0 мкм , имеющиеся в ядрах клеток многих тканей и большинства и входящие в состав ядерного матрикса . Ключевой организующий компонент PML-телец — белок PML , который привлекает в PML-тельца множество разнообразных белков, которые объединяет только способность подвергаться сумоилированию ( посттрансляционная модификация , заключающаяся в прикреплении белков SUMO к белку-мишени). В тельцах PML белки подвергаются посттрансляционным модификациям (особенно сумоилированию), которые приводят к изоляции белков в PML-тельцах, активации или деградации. По морфологическим признакам выделяют несколько подтипов PML-телец, причём все они характеризуются наличием электроноплотной оболочки и внутренней коровой части .
Появление и функционирование PML-телец регулируется такими факторами клеточного стресса, как вирусные инфекции , повреждение ДНК , трансформация и окислительный стресс . Транскрипция белка PML и нескольких белков, с которыми он взаимодействует, значительно изменяется под действием интерферонов . Интересно, что мыши, нокаутные по белку PML, не могут формировать нормальные PML-тельца, но, тем не менее, развиваются и живут нормально, по этой причине PML-тельца, вероятно, не выполняют каких-то исключительно важных и незаменимых биологических функций .
История изучения
Впервые PML-тельца были обнаружены в 1960-х годах как внутриядерные сферические плотные тельца, различимые в электронный микроскоп . Были описаны два вида этих телец: фибриллярные и гранулярные, которые заключали в себе микрогранулы, предположительно, соответствующие рибонуклеопротеинам . Позднее PML-тельца были визуализированы с помощью иммунофлуоресцентной микроскопии с использованием аутоиммунной сыворотки, полученной от пациентов с . С помощью этого метода в 1991 году был обнаружен первый белок, ассоциированный с PML-тельцами, — , а также детально охарактеризованы сами PML-тельца. Впоследствии было обнаружено, что в тех же тельцах, в которых локализуется белок SP100, локализуется и белок PML. Белок PML интересен тем, что обнаруживается при острой промиелоцитной лейкемии ( англ. acute promyelocytic leukemia, APL ) в виде конъюгата с (PML/RARA- онкопротеин ). В клетках APL PML-тельца разрушаются под действием PML/RARA. При этом при лечении APL ретиноевой кислотой и оксидом мышьяка(III) , которое запускает деградацию PML/RARA, PML-тельца снова появлялись. Дальнейшее изучение показало, что PML-тельца претерпевают изменения под действием стрессовых условий, таких как вирусные инфекции, и наличие тяжёлых металлов . В настоящее время активно изучается динамика PML-телец, их связь с другими компонентами ядра, сборка, привлечение в них разнообразных белков и функции на уровне клетки и целого организма .
Структура и состав
Типичное PML-тельце представляет собой сферический объект диаметром 0,1—1 мкм, который может иметь или не иметь микрогранулярную сердцевину. Обычно в клетках, содержащих PML-тельца, имеется от 5 до 15 PML-телец. Они состоят преимущественно из белков и, как правило, не содержат ДНК или РНК . Внешняя оболочка телец сформирована белком PML, а белки, с которыми он взаимодействует, находятся внутри. Как и многие другие ядерные тельца, PML-тельца находятся в интерхромосомном пространстве, где зачастую соседствуют с другими ядерными тельцами . Хотя PML-тельца не содержат ДНК, они часто связаны со специфическими локусами , например, с кластером генов ; предполагается, что PML-тельца регулируют архитектуру хроматина и транскрипцию генов этого локуса. Изменения хроматина в ходе транскрипции или в зависимости от стадии клеточного цикла модулируют структуру и количество PML-телец. Структура PML-телец значительно изменяется при вирусных инфекциях: например, на периферии или в центральной части этих телец могут накапливаться вирусные геномы .
Простые PML-тельца (I и II типов) и оболочки сложных PML-телец (тип III, IVa и V) состоят из нехроматинового фибриллярного материала . Такие PML-тельца выделяются вместе с ядерным матриксом и связаны с его фиброгранулярным компонентом при помощи специальных выступов на их поверхности .
Сложные PML-тельца под фибриллярной оболочкой содержат компонент гранулярного строения, вероятно, состоящий из рибонуклеопротеинов. Было высказано предположение, что некоторые из гранулярных PML-телец отпочковываются от ядрышка ; эта гипотеза подтверждается наличием в сложных PML-тельцах специфических . Неизвестно, какие факторы определяют наличие у PML-телец микрогранулярного кора, и его состав плохо изучен. Показано, что в некоторых тельцах он содержит только что синтезированные РНК, а в других — нет. Ряд исследований показал, что PML-тельца могут быть связаны с экспортом мРНК и трансляцией посредством эукариотического фактора инициации трансляции .
В некоторых клетках описаны крупные структуры, содержащие элементы ядрышка; они получили название ядерных телец, ассоциированных со старением ( англ. senescence-associated nuclear bodies, SANBs ). Эти тельца тоже имеют оболочку из PML-белка, однако остальные белки, характерные для PML-телец, находятся не во внутренней части, а непосредственно на оболочке .
В состав PML-телец входят такие белки, как SUMO, DAXX , SP100, LYSP100 ( гомолог SP100) , , PML, NDP55 . Другие белки, такие как PIC1/SUMO-1, обычно связанные с ядерными порами , также могут входить в состав PML-телец . Все эти белки могут реорганизовываться и диспергировать в ответ на разного рода стресс (стимуляцию или тепловой шок) .
В человеческих эмбриональных стволовых клетках PML-тельца формируют «розетки» вокруг центромер или находятся между двумя центромерами. Такие PML-тельца не содержат белков SUMO, SP100 и DAXX, и их роль в биологии стволовых клеток остаётся неизвестной. Кроме того, PML-тельца выявляются вблизи центромер в клетках, обработанных ингибитором протеасом , в G2-фазе клеточного цикла .
В клетках, которые не экспрессируют теломеразу и поддерживают длину теломер посредством гомологичной рекомбинации , имеются PML-тельца, ассоциированные с альтернативным удлинением теломер ( англ. alternative lengthening of telomeres-associated PML bodies, APBs ). Эти PML тельца содержат два типа факторов репарации двуцепочечных разрывов ДНК и гомологичной рекомбинации: Rad50/Mre11/NBS1-комплекс и / , а также фактор репликации А, хеликазу BLM и факторы, связывающие теломерные повторы (TRF1 и TRF2), причём почти все эти белки сумоилированы. В таких клетках теломеры активно удваиваются в S /G2-фазах клеточного цикла .
Динамика
Исследования с использованием методов и показали, что белок PML — это стабильный компонент PML-телец, а белки, которые с ним взаимодействуют, более мобильны, хотя на некоторое время и задерживаются в PML-тельцах. Сами по себе PML-тельца не очень мобильны, хотя по ходу клеточного цикла они могут делиться и сливаться друг с другом. В ходе S-фазы PML-тельца делятся надвое, при митозе исчезают, а во время перехода из митоза в G1-фазу появляются снова. В ходе митоза белки PML остаются связанными друг с другом, но фосфорилируются , десумоилируются и высвобождают своих белков-партнёров. Во время митоза до разрушения ядерной оболочки в прометафазе PML-тельца теряют связь с хроматином и становятся более мобильными. Сам белок PML при митозе взаимодействует с ядерными мембранами и нуклеопоринами , облегчая формирование ядерной оболочки при переходе от телофазы к G1-фазе . Во время этого перехода в ядро возвращаются SP100 (раньше) и DAXX (позже), взаимодействуют со скоплениями белка PML и формируют PML-тельца . Цитоплазматические скопления белка PML выявляются даже в течение G1-фазы, но далее они медленно сокращаются .
Стрессовые воздействия, такие как тепловой шок или тяжёлые металлы, вызывают обратимую фрагментацию PML-телец путём отпочковывания от них микротелец, лишённых SUMO и большинства белков-партнёров PML. При завершении стрессового воздействия размер, местонахождение и количество PML-телец полностью восстанавливаются, свидетельствуя, что PML-тельца формируются в заранее определённых местах .
Было высказано предположение, что в основе формирования PML-телец лежит взаимодействие PML и SUMO. Действительно, в клетках с дефектами сумоилирования наблюдаются нарушения в PML-тельцах. Более того, сумоилирование может обеспечивать и привлечение в PML-тельца белков-партнёров PML, потому что большинство из них находятся в PML-тельцах в сумоилированном состоянии. В то же время, изоформы PML, неспособные взаимодействовать с SUMO, тем не менее, формируют нормальные PML-тельца. Таким образом, роль сумоилирования в формировании PML-телец ещё не определена .
Функции
Белок PML задействован в регуляции таких важных клеточных процессов, как транскрипция, апоптоз , старение, ответ на повреждения ДНК, устойчивость к вирусам. Белки-партнёры PML подвергаются в PML-тельцах посттрансляционным модификациям, влияющим на их функционирование. Например, внутри PML-телец находится много ферментов, модифицирующих p53 ( CBP , HDM2, и HAUSP). Происходящее в PML-тельцах , сумоилирование и фосфорилирование p53 положительно регулируют работу p53. Транслокация в PML-тельца может влиять на активность некоторых протеинкиназ ; так, в PML-тельцах фосфатаза PP2A дефосфорилирует киназу AKT , а PP1A, как предполагают, дефосфорилирует белок ретинобластомы (pRb). В случае некоторых киназ, например, , локализация в PML-тельцах способствует их . Есть свидетельства того, что в клетках дрожжей PML может непосредственно увеличивать глобальный уровень сумоилирования белков, и PML-тельца увеличивают степень сумоилирования некоторых белков-партнёров PML .
Первой установленной функцией PML-телец было накопление и изоляция определённых белков. Таким белком является, например, DAXX. Изоляция DAXX при помощи сумоилированного PML, входящего в состав PML-телец, отменяет репрессию транскрипции некоторых генов, а также регулирует апоптоз. Похожая ситуация имеет место в случае гистонов и гистоновых шаперонов в стареющих клетках. При старении клеток наблюдается формирование особого типа гетерохроматина , которое инициируется при накоплении гистоновых шаперонов и , а также белка , внутри PML-телец .
В PML-тельцах накапливаются некоторые нестабильные белки, а также протеасомы и убиквитин . Более того, имеются свидетельства, что внутри PML-телец белки-партнёры PML подвергаются деградации .
Накапливаются свидетельства функционирования PML-телец в качестве сенсоров активных форм кислорода . В частности, они могут обеспечивать подходящий окислительно-восстановительный статус окружающей среды для работы сумоилирующих ферментов .
В настоящее время PML-тельца рассматривают как часть врождённого иммунитета , обеспечивающего защиту от вирусных инфекций. При вирусных инфекциях зачастую внутри PML-телец накапливаются вирусные геномы и белки. У многих ДНК-содержащих вирусов , репликация геномов которых происходит в ядре, таких как человеческий цитомегаловирус или вирус простого герпеса первого типа , геномы связываются с PML-тельцами сразу при попадании в ядро. В PML-тельцах геномы подвергаются эпигенетическому сайленсингу , что подавляет развитие инфекции. В подавлении вирусных инфекций участвуют такие белки PML-телец, как PML, DAXX, SP100 и . Репликация вируса ветряной оспы подавляется PML-тельцами по другому механизму. При заражении этим вирусом увеличившиеся в размерах PML-тельца захватывают только что собранные вирусные нуклео капсиды благодаря взаимодействию особой изоформы PML-белка с белком капсида ORF23, что препятствует выходу вирусных частиц из ядра. PML-тельца также блокируют размножение аденовируса , папилломавируса и парвовируса . Кроме того, они влияют на течение жизненного цикла у некоторых цитоплазматических РНК-содержащих вирусов . Например, сообщается, что при инфекции, вызванной ВИЧ -1 и другими ретровирусами , PML-тельца быстро перемещаются из ядра в цитоплазму, влияя на течение жизненного цикла вируса в цитоплазме. Установлено, что PML-тельца влияют на жизненный цикл ретровирусов на уровне обратной транскрипции , хотя конкретный молекулярный механизм этого явления неясен .
Особые вирусные белки могут разрушать PML-тельца и способствуют развитию вирусной инфекции. В таблице ниже перечислены вирусные белки, которые разрушают PML-тельца по известному механизму .
Вирус | Белок | Действие на PML-тельца |
---|---|---|
Вирус простого герпеса первого типа | ICP0 | Деградация PML |
Вирус ветряной оспы | ORF61 | Беспорядочная локализация PML |
Цитомегаловирус | pp71 | Деградация DAXX и высвобождение ATRX |
Цитомегаловирус | IE1 | Беспорядочная локализация PML |
Цитомегаловирус | UL35 | Релокализация PML, SP100, DAXX |
Вирус Эпштейна — Барр | BZLF1 | Беспорядочная локализация PML |
Вирус Эпштейна — Барр | BZLF1/Rta | Беспорядочная локализация PML |
Вирус Эпштейна — Барр | BGLF4 | Беспорядочная локализация PML |
Вирус Эпштейна — Барр | BNRF1 | Нарушает взаимодействие ATRX и DAXX |
Вирус Эпштейна — Барр | EBNA1 | Деградация PML |
Герпесвирус, ассоциированный с саркомой Капоши | K-Rta | Деградация SUMO2/3-модифицированного PML |
Герпесвирус, ассоциированный с саркомой Капоши | ORF75 | Выход ATRX и DAXX из PML-телец |
Герпесвирус, ассоциированный с саркомой Капоши | LANA2 | Повышенное сумоилирование и деградация PML |
Гаммагерпесвирус 68 | ORF61 | Реорганизация PML |
Гаммагерпесвирус 68 | ORF75c | Деградация PML |
Герпесвирус саймири | ORF3 | Деградация SP100 |
Аденовирус | E4orf3 | Реорганизация PML |
PML-тельца непосредственно связаны с сигнальной системой врождённого иммунитета. Так, обработка интерфероном усиливает экспрессию таких белков PML-телец, как PML и SP100, и усиливает их противовирусные свойства. Нехватка PML приводит к снижению способности интерферонов защищать от вирусных инфекций. PML-тельца связаны и с другими цитокинами . Например, в клетках, лишённых PML, наблюдается сниженная экспрессия провоспалительных цитокинов интерлейкина 1β и интерлейкина 6 .
Клиническое значение
Поскольку PML-тельца участвуют во многих клеточных процессах, подавляющих развитие опухолей, их разрушение лежит в основе такого ракового заболевания , как острая промиелоцитная лейкемия (APL). Как упоминалось выше, разрушение PML-телец часто происходит под действием химерного белка PML/RARA, представляющего собой белок PML, сшитый с α-рецептором ретиноевой кислоты. Он выступает как транскрипционный репрессор, мешающий нормальной дифференцировке миелоидных клеток и даёт клеткам APL способность к самообновлению. PML/RARA препятствует нормальной олигомеризации белка PML, что и приводит к разрушению PML-телец. Нарушения в строении гена PML выявляются у 95 % клеток APL . Показано также, что утрата PML часто наблюдается при раковых заболеваниях человека разного гистологического происхождения .
В 2017 году было показано, что PML-тельца могут участвовать в развитии таких нейродегенеративных заболеваний , как болезнь нейрональных внутриядерных гиалиновых включений. Эозинофильные внутриядерные включения, появляющиеся в клетках пациентов, страдающих от этого заболевания, происходят от PML-телец .
Примечания
- ↑ di Masi A. , Cilli D. , Berardinelli F. , Talarico A. , Pallavicini I. , Pennisi R. , Leone S. , Antoccia A. , Noguera N. I. , Lo-Coco F. , Ascenzi P. , Minucci S. , Nervi C. (англ.) // Cell death & disease. — 2016. — Vol. 7. — P. e2308. — doi : . — .
- ↑ , p. 247.
- ↑ Scherer M. , Stamminger T. (англ.) // Journal of virology. — 2016. — Vol. 90, no. 13 . — P. 5850—5854. — doi : . — .
- , p. 248—249.
- , p. 250—251.
- ↑ Chaly N. , Setterfield G. , Kaplan J. G. , Brown D. L. (англ.) // Biology of the cell. — 1983. — Vol. 49, no. 1 . — P. 35—43. — .
- ↑ , p. 252.
- , p. 249.
- Dent A. L. , Yewdell J. , Puvion-Dutilleul F. , Koken M. H. , de The H. , Staudt L. M. (англ.) // Blood. — 1996. — Vol. 88, no. 4 . — P. 1423—1426. — .
- Gongora C. , David G. , Pintard L. , Tissot C. , Hua T. D. , Dejean A. , Mechti N. (англ.) // The Journal of biological chemistry. — 1997. — Vol. 272, no. 31 . — P. 19457—19463. — .
- Zuber M. , Heyden T. S. , Lajous-Petter A. M. (англ.) // Biology of the cell. — 1995. — Vol. 85, no. 1 . — P. 77—86. — .
- Sternsdorf T. , Jensen K. , Will H. (англ.) // The Journal of cell biology. — 1997. — Vol. 139, no. 7 . — P. 1621—1634. — .
- Maul G. G. , Yu E. , Ishov A. M. , Epstein A. L. (англ.) // Journal of cellular biochemistry. — 1995. — Vol. 59, no. 4 . — P. 498—513. — doi : . — .
- , p. 252—253.
- , p. 251—252.
- , p. 253.
- , p. 322.
- , p. 253—254.
- , p. 254.
- , p. 255—256.
- ↑ , p. 256.
- Niwa-Kawakita M. , Wu H. C. , Thé H. , Lallemand-Breitenbach V. (англ.) // Seminars in cell & developmental biology. — 2017. — doi : . — .
- The Functional Nucleus / David P. Bazett-Jones, Graham Dellaire. — Switzerland: Springer, 2016. — P. 285. — 513 p. — ISBN 978-3-319-38880-9 . — doi : .
- Herzer K. , Gerken G. , Hofmann T. G. (англ.) // World journal of gastroenterology. — 2014. — Vol. 20, no. 35 . — P. 12367—12371. — doi : . — .
- Nakano Y. , Takahashi-Fujigasaki J. , Sengoku R. , Kanemaru K. , Arai T. , Kanda T. , Murayama S. (англ.) // Journal of neuropathology and experimental neurology. — 2017. — Vol. 76, no. 7 . — P. 585—594. — doi : . — .
Литература
- The Nucleus / Tom Misteli, David L. Spector. — New York: Cold Spring Harbor Perpectives in Biology, 2011. — 463 p. — ISBN 978-0-87969-894-2 .
- 2020-06-07
- 1