Конрад IV
- 1 year ago
- 0
- 0
Ганс Конрад Оснер ( нем. Hans Konrad Ossner , 1 марта 1673, Нойнхоф, Баварское курфюршество — 18 августа 1747 , Санкт-Петербург ) — немецкий скульптор, резчик по дереву и архитектор; один из первых скульпторов-иностранцев,приглашённых в Россию при Петре Великом .
Уроженец маленького города поблизости от Нюрнберга , Оснер учился своему искусству, вероятно, сначала в Нюрнберге, а затем, достоверно, в Ульме .
Прибыв в Санкт-Петербург вскоре после основания города, Оснер был буквально завален работой: он создавал золочённые и раскрашенные деревянные и гипсовые статуи а также лепнину в императорских дворцах и в домах знати, которые массово возводились в городе в то время. Недолговечность использованных материалов в сочетании с тем, что первоначальные петербургские дворцы в дальнейшем неоднократно перестраивались, привели к тому, что большинство работ Оснера не сохранились до наших дней.
Наиболее известной сохранившейся работой Иоганна Оснера является центральный барельеф Петровских ворот Петропавловской крепости . Оснером также были выполнены многие работы на Петергофском Большом каскаде ; причём известно, что он является автором по крайней мере двух сохранившихся до нашего времени барельефов: «Триумф Амфитриты » и «Похищение Деяниры кентавром Нессом ». Оснером также были созданы первые фигуры драконов для петергофского каскада «Шахматная гора» . По его же моделям были созданы деревянные раскрашенные фигуры кита и «морских быков» для фонтана «Китовый» (не сохранились).
В 1736 году Оснер составил неосуществлённый проект перепланировки здания, сегодня известного, как Дом академиков на Васильевском острове . Ему же, на основании стилистического сходства, приписываются деревянные скульптурные композиции, существовавшие в начале XX века в верхнем храме Богоявленского монастырского собора на Никольской улице в Москве .
Реальный вклад Оснера в развитие русской скульптуры может быть значительно выше, как потому, что часть его работ могут оставаться невыявленными, так и потому, что некоторые более поздние скульптуры (в частности в Петергофе), заменившие первоначальные работы Оснера, могут быть их копиями, или, по крайней мере, вольными повторениями.
Сын Ганса Конрада Оснера, Иоганн Оснер, также был скульптором, работавшим в России.
Искусствоведы Н. И. Архипов и А. Г. Раскин характеризуя нанятых Петром I для работы в России скульпторов, резчиков, литейщиков, чеканщиков и других мастеров, утверждают что
Среди ряда посредственных скульпторов выделялся своей работоспособностью и профессиональной подготовкой скульптор Конрад Оснер, лишенный, однако, подлинной творческой фантазии и чувства классической формы.
Еще более критично (хоть и с оговоркой) оценивает творчества Оснера историк искусства Г. М. Преснов:
Одно из наиболее достоверных произведений Конрада Оснера-отца — известный барельеф Петровских ворот Петропавловской крепости, в котором его автор представляется мастером достаточно неуклюжим, плохо справлявшимся с композицией и моделировкой форм. Правда, барельеф, вырезанный из дерева, неоднократно подвергался реставрации, почему едва ли все его вопиющие формальные недостатки следует отнести за счет малой грамотности автора.