История христианства
- 1 year ago
- 0
- 0
В истории христианства гомосексуализм традиционно рассматривался как одно из проявлений греховной человеческой природы, несовместимое с христианским вероучением и образом жизни. Пересмотр традиционных взглядов на гомосексуальное поведение имел место в некоторых протестантских конфессиях в последние десятилетия.
Ранние христианские представления о сексуальности , начиная с апостольских времен , были сформированы на основе ортодоксальных иудейских предписаний и характеризовались антагонистическим отношением к гомосексуальному половому акту, рассматривая его совокупно с гетеросексуальными прелюбодеяниями , как грех .
Иудейская литература периода Второго Храма единодушно выступает против практики гомосексуальных отношений . Эти же взгляды выражают и книги еврейских авторов, например, Иосифа Флавия и Филона Александрийского . Историк античности и современник апостолов, автор книг по истории еврейского народа Иосиф Флавий , говорит об осуждении мужеложества и ставит это деяние в один ряд с общением с женщиной во время менструации и со скотоложеством:
Моисей также запретил общение с женщиною менструирующею, скотоложство и мужеложство, указав на весь позор таких преступлений .
Формирование христианского вероучения происходило в обстановке сильного влияния иудаизма, и в то время христианство воспринималось как одно из ответвлений (секта) в иудаизме. Нравственные и ритуальные нормы иудаизма регламентировались Законом Моисея. Христианство и иудаизм имеют общие первоисточники (Ветхий Завет, он же Танах ), и между ними много общего в вопросах представлений о нравственности и о сексуальных нормах, включая отношение к гомосексуальному поведению. Преемственность моральных норм Ветхого Завета в христианстве связана с принятием нравственных заповедей Ветхого Завета в их христианском понимании (в контексте учения Иисуса Христа и апостолов) . Эта преемственность прослеживается при сравнении трудов историков и богословов первых веков нашей эры и, в частности, трудов Отцов Церкви .
Нравственные нормы христианства в области сексуальных отношений основаны на текстах Ветхого и Нового Заветов. Нагорная проповедь рассматривается как сконцентрированный взгляд на мораль , связывающий заповеди и учение Нового Завета с заповедями Ветхого Завета.
В Нагорной проповеди Иисус использовал классические ценности иудаизма , излагая при этом, с точки зрения христианских богословов, даже более строгие нравственные нормы, чем требования ветхозаветнего иудаизма и иудаизма времён Иисуса . Принимая моральные сексуальные нормы ветхозаветнего иудаизма как более подробное изложение принципов сексуальной нравственности Десятисловия (заповедь «не прелюбодействуй»), христианство в то же время делает главный акцент на требованиях прежде всего внутренней нравственной чистоты (мысли и желания человека) .
В 1-м послании апостола Павла к Коринфянам , написанном между 54 и 57 годами, «мужеложники» перечислены в числе грешников, которые «Царства Божия не наследуют» ( ). В его же 1-м послании к Тимофею , датируемом 62-65 годом, они перечислены в ряду «всего, что противно здравому учению» ( ).
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Описания ада в некоторых апокрифических произведениях ( Откровение Петра , ) содержит сведения о наказаниях мужчин и женщин за их гомосексуальное поведение:
…и они не получали передышки в этом мучении. То были те, которые осквернили свои тела, обращаясь, как женщины, а женщины среди них были те, которые лежали одна с другой, как муж с женой .
Христианские ересиографы приписывали практику однополой любви некоторым неортодоксальным течениям в христианстве: .
Помимо библейских текстов, в православии и католичестве в качестве существенного для верующих этих церквей довода приводятся высказывания Отцов Церкви , святых и (у католиков) Учителей Церкви , вера которых относится к области Священного Предания . В протестантизме эта раннехристианская литература рассматривается как историческое свидетельство о взглядах христиан того времени. Многие Отцы , Учители Церкви и святые высказывались по вопросу гомосексуальных отношений в крайне резкой осуждающей форме, ссылаясь на Священное Писание.
Вопросы гомосексуального поведения рассматривались в некоторых произведениях доникейского периода , наиболее ранние из них:
В Дидахе упоминается запрет на «παιδοφθορησεις», что переводится как «педерастия» или «развращение детей» (Дидахе 2:2), этот же запрет («παιδοφθορησεις») упоминается и в Послании Варнавы, обычно переводится как «содомия» или «деторастление» . В середине II века осуждение половых сношений с мальчиками появляется в 1-й «Апологии» Иустина Философа (Апология 1:27) .
Упоминания осуждения гомосексуального поведения встречаются также в трудах Климента Александрийского , Тертуллиана , Оригена , которые жили позже, в конце II века и начале III века.
Произведения Климента Александрийского содержат многочисленные упоминания практики гомосексуальных отношений между язычниками с осуждением её на основании библейского учения. Говоря о развратности богов греческого пантеона, он перечисляет многочисленные случаи гомосексуальных связей между богами и героями древней Греции и использует произведения греческих авторов, чтобы показать безнравственность язычества . Говоря об отношении языческих философов к браку, Климент Александрийский пишет: «…все эти философы <…> были рабами плотских удовольствий. Многие из них жили с наложницами… большинство же их осквернили себя любовью к мальчикам» . Климент даёт подробное обоснование того, что «уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими» . Здесь соединяются аргументы античные (ссылка на природу) и библейские (ссылка на божественный закон). Осуждению подвергалась мода, когда мужчины брились и выщипывали волосы на теле .
В патристике эпохи Вселенских соборов продолжает звучать осуждение и запрет гомосексуального поведения. Иоанн Златоуст в толкованиях Послания апостола Павла к римлянам писал, что «мужеложники хуже убийц», потому что «убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом», и что «смешение с блудницами хотя беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно» .
Осуждали гомосексуальные отношения и Василий Великий , Григорий Нисский , блаженный Августин , Иоанн IV Постник и многие другие . Согласно Каноническим правилам Православной Церкви, вовлечённые в гомосексуализм лица не имеют права состоять в церковном клире (Василия Великого пр. 7, Григория Нисского пр. 4, Иоанна Постника пр. 30) .
Исходя из категоричного осуждения гомосексуальных отношений церковью, в христианских государствах принимались законы, карающие эти отношения. В 342 году христианские императоры Констанций II и Констант объявили наказание смертью для мужчин, вступающих в однополые отношения . В 390 году христианские императоры Валентиниан II , Феодосий I Великий и Грациан осудили мужчин, «играющих роль женщин», приговаривая виновных в этом к публичному сожжению . Христианский император Юстиниан I обвинил совершающих гомосексуальные акты в том, что их поведение является причиной таких явлений как голод, землетрясения и мор от болезней. Указав на библейский рассказ об уничтожении городов Содома и Гоморры , он предписывает карать за гомосексуальные акты смертной казнью (законы 538 и 544 годов) . Известно также, что по указу Юстиниана мужеложников кастрировали и водили по городу на всеобщее обозрение .
Исследователи усматривают связь между логикой законов Юстиниана и последующими законами, нередко предписывающими смертную казнь за гомосексуальные акты в христианских государствах . Дальнейшая многовековая история полна осуждений за гомосексуальные отношения как инквизицией , так и государственными « законами против содомии », хотя число приговорённых к наказаниям за гомосексуальные отношения было незначительным в сравнении с числом казнённых по обвинениям в ереси и колдовстве .
В период с VI по XIV век богословы часто считали содомию или самым тяжким сексуальным грехом, или одним из тягчайших грехов такого рода. В документах раннего средневековья понятие содомии чаще всего не уточнялось, но, по мнению некоторых авторов, в 14 веке понятие содомия употреблялось главным образом для обозначения гомосексуальных актов между мужчинами. Альберт Великий чётко отделил содомию от мастурбации , прелюбодеяния (нарушения супружеской верности), внебрачных связей и развращенности , утверждал о том, что содомия бросала вызов «красоте, разуму и природе» и настаивал на том, что содомия — худший из грехов .
Учитель и святой Католической Церкви Фома Аквинский утверждал, что гомосексуальные акты противоречат естественному праву (тому моральному закону, который, согласно Фоме, дан Богом всем людям вне зависимости от их веры и религии) . Представления Фомы Аквинского прочно вошли в официальное учение Католической Церкви . На протяжении веков традиционное нравственное богословие описывает особую порочность однополых сексуальных отношений, нередко упоминая гомосексуальные акты в одном ряду с кровосмешением и скотоложеством .
В средние века церковь учила, что грех содомии может навлечь кару Господню на страну или город, подобно тому, как за свои грехи были наказаны Содом и Гоморра . Поэтому писатели-богословы и создатели гражданского права в то время старались проявлять особую осторожность, обвиняя кого-либо в подобном грехе, из опасения, что кара свыше обрушится и на их собственную страну. Кораблекрушение, в котором в 1120 г. погиб Уильям , сын и наследник короля Генриха I , историк Генрих Хантингдонский рассматривал как последствие греха содомии, в котором были повинны почти все на борту .
Во время крестовых походов гомосексуализм как явление в Европе часто отождествляли с исламом, учитывая продажи мальчиков из европейский стран в гаремы мусульманских правителей. Также в гомосексуализме обвинялись катары , эти обвинения связывали с тем, что их bonhommes («совершенные») во время своих проповеднических миссий странствовали парами (будучи мужчинами) .
В позднем средневековье борьба церкви и государства с содомией приобрели более организованный характер, особенно в XII—XIII веках, после учреждения инквизиции и ужесточении законодательства против гомосексуальных отношений . К концу 13 века обвинения в гомосексуальных действиях стали обычными в расследованиях инквизиции .
Пётр Дамиани в XI веке издал свою известную «Книгу Гоморры» ( ), осуждающую гомосексуализм и посвящённую борьбе с содомией и педерастией в церкви . В своей книге он писал, что если церковь не вмешается так скоро, как только возможно, то «нет сомнений, что это разнузданное шествие порока уже не удастся остановить». В ответном письме папа написал, что необходимо лишать священнического сана всех клириков, которые долгое время (или недолго, но со многими) «оскверняли себя какой-либо из двух мерзостей, тобою описанных, или же — о чём ужасно и слышать, и говорить — опускались до анального соития» .
В 1120 г. на Наблусском соборе в Иерусалимском королевстве были приняты законы против содомии , за которую приговаривали к сожжению или изгнанию из королевства. Грех содомии считался особенно тяжким, и четверо из 25 каноников местного церковного совета занимались в суде исключительно этим вопросом. Некоторые авторы принятие этих законов связывали с пограничным положением Иерусалимского королевства, где всегда существовала вероятность нападения мусульман, а любое несчастье люди легко могли посчитать наказанием Бога за плотские грехи . Падение королевства крестоносцев в 1291 г. объясняли в том числе и распространением содомии в ордене тамплиеров . Обвинения в гомосексуализме были в числе основных при суде над тамплиерами во Франции в начале XIV века .
Третий Латеранский собор 1179 года был первым вселенским (в католицизме) церковным собором, установившим точное наказание за содомию. Монахи должны были быть наказаны изгнанием из своих орденов или заключением в монастыре. А миряне должны были быть изолированы и лишены общения с верующими .
В первой половине XVI века смертная казнь за содомию была законодательно зафиксирована в английском Законе о содомии 1533 года (принятом после разрыва с римской католической церковью в результате необходимости передать в ведение светских судов правонарушения, прежде рассматривавшиеся в религиозном аспекте) и в уголовно-судебном уложении Священной Римской империи « Каролина » [ источник не указан 3101 день ] .
В XVI и XVII веках гомосексуальное поведение осуждалось церковью и преследовалось властями европейских государств.
Так, Преподобный Максим Грек писал:
«Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, тёплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы» .
В Новое время во многих странах (в том числе в Российской Империи) «мужеложство», «непристойное поведение» квалифицировались как уголовное преступление . В Священной Римской империи принятое Карлом V Уголовно-судебное уложение в 1532 году закрепила практику наказания « содомитов », уличённых в «разврате против природы» путём предания их смерти через сожжение . В Англии в 1533 году был принят Buggery Act 1533 . предусматривающий наказание в виде смертной казни за содомию, включая однополые сексуальные контакты, анальный секс и зоофилию. В Российской Империи Петр I ввёл уголовное наказание за мужеложство, следуя примеру западноевропейских государств.
Наказания за гомосексуальные акты в европейских государствах стали смягчаться или отменяться лишь начиная с эпохи Просвещения , что хронологически совпадает с распространением скептичного отношения к авторитету и власти церкви. Одним из первых в истории государств, отменивших наказание за однополый секс, если он не был насильственным и не совершался публично, стала Франция времён Французской революции . В 1791 году под влиянием недавно объявленной Декларации прав человека и гражданина 1789 года она приняла новый уголовный закон, где в числе других изменений добровольные однополые сексуальные акты уже не рассматривались в качестве преступления .
На рубеже XX и XXI веков произошли изменения в отношении к гомосексуальному поведению в некоторых церквях.
Консервативных, основанных на библейском вероучении взглядов продолжают придерживаться Римско-католическая церковь (1,2 млрд), Православная церковь (200—250 млн.), Древневосточные церкви (70 млн), церкви евангельских христиан (евангеликализм, англ. Evangelicalism), представляющих большинство баптистов, пятидесятников и близких им по вероучению конфессий, а также христианские объединения, стоящие на позициях фундаментализма , пятидесятнические Ассамблеи Бога (67,5 млн), Южная баптистская конвенция (16,3 млн), Адвентисты седьмого дня (25 млн), Объединённая методистская церковь (США). В странах Африки и Латинской Америки основные протестантские конфессии также придерживаются консервативных взглядов, крупнейшие из них — Бразильские Ассамблеи Бога (21,5 млн), Англиканская церковь Нигерии (18 млн), Церковь Уганды (11 млн). Аналогичную позицию занимают Свидетели Иеговы , Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны).
В некоторых протестантских конфессиях стран Западной Европы и Северной Америки отношение к гомосексуальному поведению было пересмотрено и оно уже не считается греховным представителями этих конфессий. В их числе в Западной Европе англиканская Церковь Англии (25 млн), объединённая Евангелическая Церковь Германии (23,7 млн), лютеранские церкви: Церковь Швеции (6,4 млн), Церковь Датского Народа (4,1 млн), Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии (4,1 млн), Церковь Норвегии (3,9 млн).
В США и Канаде пересмотрели взгляды англиканские Епископальная церковь (2,0 млн) и Англиканская церковь Канады (1-2 млн), Объединённая церковь Канады (2,5 млн), а также Объединённая Церковь Христа (1-2 млн) и другие более малочисленные протестантские конфессии, принадлежащие к так называемому мейнстримному протестантизму США . Новоапостольская церковь в настоящее время не считает гомосексуальное поведение однозначно греховным.
В 2003 году Епископальная церковь США посвятила в сан епископа открытого гомосексуала Джина Робинсона , не принявшего обет целибата . Это событие стало предметом споров среди англикан и острой критики со стороны консервативной части Англиканского Сообщества . В ноябре 2009 года в сан епископа Стокгольма (Церковь Швеции) возвели открытую лесбиянку, 55-летнюю Еву Брунне , Брунне стала первым в мире епископом-лесбиянкой . В мае 2011 года Пресвитерианская церковь США после 30-летней дискуссии приняла решение рукополагать и допускать к пасторскому служению открытых гомосексуалов .
Церковь Шотландии с 2006 года разрешает церемонию заключения однополого союза . Её примеру в 2007 году последовали Церковь Швеции (также начавшая ординировать геев и лесбиянок) и Евангелическая церковь Германии .