Позднее
Персия
на некоторое время сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья, но после смерти
Надир-шаха
государство, созданное им, распалось на ряд
мелких ханств
. При
Надир-шахе
сильно пострадало многолюдное тогда в
Закавказье
лезгинское население
. Чуть более 4 тысячи лезгинских семей были насильственно переселены из своих исконных земель в
Хорасан
(в город
Мерв
).
В 1930 году шейхом
Магомед Эфенди Штульским
было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев
.
В
XX веке
предпринимались попытки создания республики
Лезгистан
(независимой либо как автономия)
. В 2012 году лезгины были приняты в
UNPO
, а в 2014 году — в Федералистский Союз Европейских Национальных Меньшинств
.
Русское слово «лезгин» соответствует давнему самоназванию лезгин
лезги
/
lezgi
или
лекь
/
leq
.
В своём нынешнем значении, как обозначение конкретно лезгинского народа, термин официально используется с 1920-х годов. До этого термин перешедший от самих лезгин ошибочно применяли для обозначения всех нетюркских
горских народов
Дагестана
. Для обозначения же самого лезгинского народа,
царская администрация
использовала условный термин
кюринцы
(условное название данное бароном
Усларом
во второй половине XIX века специально для всех лезгин
), а для
лезгинского языка
— условно
кюринский
язык. Само же название
küre
(или
kilri
) более точно относится к одному из диалектов лезгинского языка, распространённом на
восточных равнинах
— наиболее доступном для посторонних регионе
.
Лезгинский язык входит в
лезгинскую подгруппу
нахско-дагестанской группы
северокавказской
языковой семьи
. Среди лезгин распространены также русский и
азербайджанский
языки (как
второй язык
); большинство лезгин являются
двух-
и трёхъязычными
. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский
диалекты
; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект
. Помимо этого, имеются самостоятельные
говоры
: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский
.
В 1905 году царское правительство с целью облегчения русификации народа предприняло попытку создать
лезгинскую письменность
на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в
Коране
», а в 1911 году — «Кюринская азбука», однако эта попытка потерпела неудачу
. В 1928 году для лезгинского языка был введён
латинский алфавит
, а в 1938 году — новый алфавит на основе
кириллицы
. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия
.
В Азербайджане лезгинское население, в основном, сосредоточено в
Гусарском
(79,6 тыс., перепись 2009 г.),
Губинском
(9,0 тыс., перепись 2009 г.),
Хачмазском
(24,7 тыс., перепись 2009 г.),
Габалинском
(16,0 тыс., перепись 2009 г.),
Исмаиллинском
(8,1 тыс., перепись 2009 г.),
Огузском
(4,8 тыс., перепись 2009 г.),
Шекинском
(6,2 тыс., перепись 2009 г.) и
Кахском
(0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах — в особенности, в
Баку
(24,9 тыс., перепись 2009 г.)
. По мнению экспертов
Института этнологии и антропологии РАН
и Института истории, археологии и антропологии
ДНЦ РАН
, «
в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)
»
. В онлайновом справочнике «
Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition
» приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 178 тысяч со ссылкой на перепись 1999 года
. В докладе
Министерства Юстиции США
за 1993 год «Азербайджан: статус
армян
, русских,
евреев
и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек
. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим
северокавказским
народом, чей ареал расселения после распада
СССР
был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно
.
Российский этнограф
В. А. Тишков
считает, что важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал поток «беженцев» из соседнего Азербайджана, вызванный низким
экономическим уровнем Азербайджана
, полным безразличием к сфере социальной поддержки населения,
шовинистической
государственной политикой, которая приводит к бюрократической ассимиляции лезгин (проще говоря, их просто записывают «азербайджанцами»), в сочетании с беспредельной коррупцией чиновничества, бедствиями
Карабахской войны
, оккупацией земель и изгнанием с них до 1 млн азербайджанцев
.
Динамика численности лезгинского населения по переписям в России и Азербайджане
и в целом на территории бывшей Российской империи/бывшего СССР
*
За пределами Кавказа носители кюринского наречия переписью не зарегистрированы, поэтому в качестве численности лезгин России 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по
Дагестанской
,
Кубанской
и
Терской
областях, а также
Черноморской
и
Ставропольской
губерниях.
Уже по оценкам 1891 года для территории
Кюринского округа
Дагестанской области
, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин)
. Тем не менее по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности,
этносе
, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи чаще всего интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый», носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:
в Дагестанской области:
Кюринский округ — 59 309 (76,35 %)
, в том числе сел.
Касумкент
— 905 (89,34 %)
;
Доля лезгин по районам и городам России (
по переписи 2010 года
; указаны муниципальные образования, где доля лезгин в численности населения превышает 5 %):
Характерны тёмные, светлые и смешанные
цвета глаз
. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные (37 %), средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко дают впечатление зелёного цвета
.
В песенном
фольклоре
центральное место принадлежит
лирическим песням
танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена
мелизматикой
. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «
лезгинка
», распространённая среди
народов Кавказа
. Существуют более спокойный мужской танец —
зарб макьам
, а также медленные плавные танцы
ахты-чай
,
перизат ханум
,
усейнел
,
бахтавар
.
Основа традиционной пищи — растительная (
зерно
,
бобы
) и мясо-молочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах —
хьаре
. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах
Дагестана
популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (
афарар
) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога,
цкӏан
. Популярны
хинкал
, суп с мясом (
шурпа
),
голубцы
,
шашлык
. Мясо использовали как в свежем, так и сушёном виде; значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел
тӏач
— слабокислый напиток, приготовленный из проросших зёрен пшеницы. Ритуальной едой служили
гитI
(сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушёные бараньи ножки),
иситӏа
(
халва
из пшеничной муки),
хашил
(мучная каша)
.
Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха,
шаровары
,
бешмет
,
черкеска
,
папаха
, в холодную погоду —
башлык
и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией
.
Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов
Кавказа
.
В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он, стоя на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Неслучайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним
тотемом
лезгин: слово
лек
(
лезг.
лекь) означает «орёл»
.
Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический
эпос
«
Шарвили
», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к
XI
—
XII
вв.
. Эпос сохранился лишь в
прозаических
и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века
Етим Эмин
. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале
XX века
начинает своё творчество поэт-
ашуг
Сулейман Стальский
, прозванный
М. Горьким
«
Гомером
XX века». Поэт своим творчеством поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами
.
Культура жилья
Основной тип поселения у лезгин — селения («
хуьр
»). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум). Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь —
ким
, где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села
.
Архитектура
В прошлом, лезгины имели оборонительные башни, которые постепенно превратились в минареты мечетей. Лезгинские башни были квадратных и круглых форм, построенные в горском стиле. Квадратные башни к верху утончялись по типу
вайнахских
башен
.
Лезгины в филателии
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — лезгинам.
Примечания
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 4 января 2023.
30 декабря 2022 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 15 декабря 2013.
Архивировано из 11 октября 2017 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 4 февраля 2012.
Архивировано из 3 января 2012 года.
1. Кавказский календарь на 1910 год. — Тифлис: Гл. упр. Кавказ. наместника, 1845—1916 на 1910 год: 65-й год, ч. 1. / под ред. В. В. Стратонова. — 1909. — VIII. С. 548.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Название лезгины обозначает теперь совокупность всех Дагестанских народов. В Дагестане есть, однако только один народ, который называет себя лезгинами. Это кюринцы. От них это название перешло к другим дагестанцам.
М. М. Ихилов «Народности лезгинской группы». Махачкала, 1967 г.
Ибн-ал-Асир. Тарих-ал-Камиль. Перевод с араб. П. Жузе. Баку, 1940.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей, т. З. М.-Л., 1946.
(неопр.)
.
Дата обращения: 19 февраля 2021.
31 декабря 2021 года.
Б.М. Гусейнова
. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII – начале XIX в. — Махачкала, 2007
(недоступная ссылка)
(неопр.)
.
Дата обращения: 2 октября 2017.
20 октября 2014 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 2 января 2016.
21 марта 2016 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 2 января 2016.
19 сентября 2015 года.
Сборникъ свѣдѣній о кавказскихъ горцахъ, Объемы 5-6. стр.-26.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нём говорящие, не носят общего названия кюринцев. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название — кюринцы.
, p. 19.
Вопросы истории Кавказской Албании. Azərnəşr, 1962. — С. 14.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Леки - это нынешние лезгины, населяющие южный Дагестан и часть севера Азербайджана.
. — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 79. — С. 36.
: [ 12 октября 2018 ]. — Изд-во восточной лит-ры, 1999. — Вып. 7—12. — С. 3.
Османов М. О.
Лезгины // Народы и религии мира. Энциклопедия / Глав. ред.
В. А. Тишков
. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 286.
↑ Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. —
М.
:
Наука
, 1967. — Т. 4. — С. 528—542.
(неопр.)
. БСЭ.
Дата обращения: 7 декабря 2011.
3 февраля 2012 года.
(рус.)
, Литературная энциклопедия.
11 января 2012 года.
Дата обращения: 9 декабря 2011.
Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. —
М.
:
Наука
, 2001. — Т. 2. — С. 227. —
ISBN 5-02-011267-4
, 5-02-011268-2.
П.И. Пучков.
(неопр.)
. www.isras.ru.
Дата обращения: 10 декабря 2011.
3 февраля 2012 года.
Оригинальный текст
(рус.)
[ показать скрыть ]
Умеренный шафиитский мазхаб преобладает среди дагестанских народов (кроме ногайцев), его придерживаются чеченцы, большинство ингушей, большая часть живущих в России курдов (потомки выходцев из Армении и некоторое число потомков выходцев из Туркмении), небольшая группа обосновавшихся в России талышей.
(неопр.)
.
Дата обращения: 31 декабря 2011.
3 февраля 2012 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 10 июня 2012.
20 октября 2012 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 июля 2012.
3 марта 2016 года.
М. И. Митрофанов.
СМИ Северного Кавказа: на пути к вершинам : в помощь редакции. — Ренел-Принт, 2003.
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 ноября 2019.
28 ноября 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 марта 2015.
Архивировано из 2 апреля 2015 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 27 апреля 2022.
19 октября 2021 года.
В Европейской части Российской империи, а также в Сибири и Средней Азии переписью 1897 не зафиксировано носителей кюринского наречия, все они учтены только на территории Кавказа; так как административные границы губерний российской империи не совпадали с современными границами государств и регионов, из Кавказского макрорегиона учтены от 8 августа 2020 на
Wayback Machine
(94 596), от 27 сентября 2007 на
Wayback Machine
(615), от 4 января 2012 на
Wayback Machine
(19) и от 4 января 2012 на
Wayback Machine
(18) области, от 24 сентября 2020 на
Wayback Machine
(14).
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
4 января 2012 года.
↑ Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов. Институт российской истории РАН, «Российская политическая энциклопедия». 2007
ISBN 5-8243-0337-1
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
3 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
4 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
3 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
4 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
13 сентября 2009 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 июня 2011.
22 июня 2011 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 декабря 2011.
30 апреля 2020 года.
так как административные границы губерний российской империи не совпадали с современными границами государств, в качестве численности лезгин Азербайджана указана сумма по от 3 января 2012 на
Wayback Machine
Бакинской
(48 192 носителя кюринского наречия) и от 3 января 2012 на
Wayback Machine
Елисаветпольской
(14 503 носителя кюринского наречия) губерниям, а также от 4 января 2012 на
Wayback Machine
Закатальский округ
Тифлисской губернии (975 носителей кюринского наречия); всего 63 670 носителя кюринского наречия.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 30 октября 2014.
3 февраля 2012 года.
Перепись 1926 года показывает неполные данные о лезгинах в Азербайджане. Согласно материалам этой переписи (Всесоюзная перепись населения 1926 года, т. 14, Закавказская СФСР, г. Москва, 1929) там было зафиксировано 47 тысяч нелезгин — носителей кюринского, то есть лезгинского языка, которые на самом деле являлись этническими лезгинами (об этом свидетельствуют данные по дайре Хазра, где проживают исключительно лезгины: 84 % были отмечены как тюрки с родным кюринским). Таким образом уточнённая численность лезгин в Азербайджане равнялась 69,3 тысячам в Азербайджане и 181,5 в СССР.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 февраля 2011.
3 февраля 2012 года.
↑
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 февраля 2011.
3 февраля 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 февраля 2011.
3 февраля 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 февраля 2011.
26 августа 2011 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 2 декабря 2015.
26 августа 2011 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 22 мая 2012.
4 февраля 2012 года.
. Лезгины учтены переписью в качестве носителей кюринского наречья.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 21 марта 2017.
22 мая 2011 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 18 декабря 2011.
3 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 ноября 2009.
3 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 ноября 2009.
4 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 10 ноября 2009.
4 июня 2011 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 27 июля 2009.
21 февраля 2020 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
10 сентября 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
11 сентября 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 13 августа 2012.
22 февраля 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
11 сентября 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
11 сентября 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
11 сентября 2014 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 17 марта 2017.
27 марта 2019 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 4 января 2011.
3 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 2 января 2012.
19 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 9 августа 2011.
25 августа 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 9 апреля 2013.
19 августа 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 6 июля 2012.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 21 января 2011.
29 марта 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 5 октября 2013.
4 января 2012 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 15 апреля 2016.
2 декабря 2013 года.
(неопр.)
. «
Демоскоп
».
Дата обращения: 11 сентября 2011.
29 августа 2012 года.
Ихилов, 1967, с. 34-36
Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (По данным антропологии). Махачкала 1965. стр. 113. Цит. по Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш.
Лезгины.
В кн. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: Наука, 2002.
ISBN 5-02-008808-0
стр. 378
Алексеев В. П. Некоторые вопросы происхождения народов Дагестана в свете антропологии Северного Кавказа// Учёные записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Т. XIII. Махачкала, 1964 стр. 160. Цит. по Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш.
Лезгины.
В кн. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: Наука, 2002.
ISBN 5-02-008808-0
стр. 378
Отдельный оттиск из «Русского антропологического журнала», 1901 г., № 3 и 4.Константин Минаевич Курдов
К. М. Курдов 1901: К антропологии лезгинских народов. Кюринцы
Пантюхов И. И. Антропологические типы Кавказа. СПб., 1893.
К. М. Курдов 1901: К антропологии лезгин. Кюринцы
(неопр.)
.
Дата обращения: 30 января 2019.
5 ноября 2018 года.
Balanovsky O.
, Dibirova Kh., Dybo A., Mudrak O., Frolova S., E. Pocheshkhova, Haber M., Platt D., Schurr T., Haak W., Kuznetsova M., Radzhabov M., Balaganskaya O., Romanov A., Zakharova T., Baranova E., Hernanz D. F. S., Zalloua P., Koshel S., Ruhlen M., Renfrew C., Wells R. S., Tyler-Smith Ch., Balanovska E.
(неопр.)
Дата обращения: 27 апреля 2022.
31 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 9 февраля 2019.
9 февраля 2019 года.
(рус.)
, Музыкальный энциклопедический словарь.
10 сентября 2014 года.
Дата обращения: 16 декабря 2011.
Расим МУСАБЕКОВ.
(неопр.)
. sakharov-center.ru.
Дата обращения: 25 мая 2012.
Архивировано из 2 марта 2012 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 мая 2015.
Архивировано из 23 сентября 2015 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 27 апреля 2022.
11 августа 2014 года.
Лезгины // Народы России. Атлас культур и религий. —
М.
: , 2010. — 320 с. —
ISBN 978-5-287-00718-8
.
// / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.:
В. П. Кривоногов
, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. —
ISBN 978-5-98624-092-3
. от 29 ноября 2014 на
Wayback Machine