Чемпионат мира по шорт-треку 2018
- 1 year ago
- 0
- 0
Реко-реко ( порт. reco-reco ), бразильский музыкальный инструмент идиофон , изначально используемый в ритуалах кандомбле , следовательно имеет африканское происхождение. Ранее представлял собой полую бамбуковую палочку или рог животного с поперечными насечками, а звук извлекался при проведении взад-вперёд другой палочкой.
В настоящее время в Бразилии для повышения звука на карнавальном шествии используется изменённый вариант реку-реку, состоящий из параллельно натянутых в резонаторном ящике металлических пружин. Кроме этого может использоваться инструмент в виде кухонной металлической тёрки. Согласно бразильскому электронному словарю Рикарду Краву Албин (Ricardo Cravo Albin) реку-реку в качестве инструмента, используемого в самбе, был введён музыкантом Кабуре . Реку-реку входит в состав перкуссионной группы (батерии) школы самбы на карнавале, может использоваться в капоэйре . Звучание реку-реку дополняется вуд-блоком , колокольчиками и другими ударными инструментами .
Диканза ( dicanza ) — ангольский музыкальный инструмент, изготовленный из пальмы или бамбука, разновидность реку-реку. Название происходит от (ku)kanzana , что в переводе с языка кимбунду значит «бродить, блуждать» — от движений руки музыканта при извлечении звука . Другое название — «дамба» ( damba ). Диканза имеет многочисленные поперечные насечки, звук извлекается поскрёбыванием по ним палочкой «зелеле» ( zélêle ). Согласно Жозе де Фонтеш Перейре ( José Oliveira de Fontes Pereira ) такая палочка также может называется «кишикилу» ( kixikilu ). Палочкой, а также пальцами музыканта в напёрстках может отбиваться ритм при постукивании по корпусу диканзы.
Инструмент весьма древнего происхождения. Диканза повсеместно употреблялась на праздниках для аккомпанемента танцев, в многочисленных ритуалах, в частности при церемониях изгнания злых духов. Аналоги этого традиционного ангольского музыкального инструмента широко распространены в соседних африканских странах под другими названиями, поскольку культура разных народностей семьи банту имеет много общего. Например, в Демократической Республике Конго (бывший Заир, столица Киншаса) имеется город Диканза ( Dikanza ), а инструмент именуется как « dikwakasa », « bokwasa » или « bokwese ».
Ангольские музыканты укоряют соотечественников в том, что они древний музыкальный инструмент диканза ошибочно называют на бразильский манер — реку-реку. На самом деле это родственные инструменты, которые во избежание путаницы при перечислении отделяются запятой. Бразильский реку-реку короче ангольской диканзы в 2-3 раза.
Жозе Оливейра де Фонтеш Перейра, основатель первой школы сембы в Анголе, настаивает на употреблении названия «диканза». В 1947 году, когда будущему музыканту было 8 лет, он спросил у матери: «Как это называется?» « Ó hihi a i xana dikanza (это называется диканза)», — ответила мать.
По словам Жозе Оливейра де Фонтеш Перейра диканза гармонично сочетается в аккомпанементе с концертиной , гитарой, кибалелу ( kibabelo ) и батуке (то есть перкуссионными). Кроме Адолфу Коэлью ( Adolfo Coelho , группа « Kiezos ») среди наиболее ярких ангольских инструменталистов старого поколения, использующих диканзу, выделяются Эуклидеш Фонтеш Перейра ( Euclides Fontes Pereira , группа « Ngola Ritmos »), Бонга Куэнда , Раул Толингаш ( Raúl Tolingas ), Зе Фининью ( Zé Fininho из группы « Negoleiros do Ritmo »), Аугушту из ансамбля « Jovens do Prenda ». Среди молодых музыкантов стоит отметить Юрия да Кунья ( Yuri da Cunha ) и Клаудию Андраде «Дину» ( Cláudia Andrade « Dina ») из фольклорного ансамбля «Китуши» ( Kituxi ), которая является редкой в Анголе женщиной, играющей на диканзе .
Один из лучших исполнителей ангольского музыкального жанра семба певец и композитор Бонга Куэнда на своих концертах не расстаётся с диканзой. Этот инструмент можно услышать в его первом альбоме «Ангола 72» в аккомпанементе песни « Mu Nhango ».
В интервью газете « O Apostolado » Бонга выступил в защиту старых традиций: «Причина, которая заставляет меня играть на диканзе перед иностранцами, состоит в том, что этот инструмент является частью ангольской музыкальной идентичности, частью нашей истории. Диканза — это уникальный и исключительно национальный инструмент. Именно поэтому нам следует сделать его достоянием международной музыки».
В испаноязычных странах Латинской Америки родственный инструмент носит название гуиро и изготавливается из плодов горлянки .
Реку-реку широко используется в некоторых жанрах популярной музыки Бразилии , особенно — в самбе и капоэйре. Композитор Камаргу Гуарньери ввёл реку-реку на несколько темпов в финал своего Концерта № 1 для скрипки с оркестром (1940) .