Interested Article - Государственные похороны (фильм)

«Госуда́рственные по́хороны» — полнометражный документальный фильм 2019 года украинского режиссёра Сергея Лозницы о всенародном прощании со Сталиным . Состоит из архивных съёмок, сделанных по всей стране в период с 6 по 19 марта 1953 года . Воедино собранный, без нарушений хронологии и лишённый комментариев материал, став инструментом исследования эпохи, демонстрирует её природу, — по мнению создателя, фильм не о Сталине — он о людях .

Хронология

Обшитый красным гроб вносится с бокового входа Колонного зала Дома Союзов . Гроб в окружении цветов и венков, снимается крышка. Сталин.

Люди у репродукторов слушают официальное сообщение о смерти, повсюду — в украинском селе Ново-Демидово, колхозе имени В. И. Ленина в Таджикистане, на нефтеплатформе «Бухта Ильича» в Каспии, на Алтае, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Хабаровске.

Очереди у газетных ларьков в Таллине, Риге, Москве — читают сразу, не отходя. В разных газетах одинаковый большой портрет умершего.

Встреча у трапов самолётов делегаций из Чехословацкой Социалистической Республики , Польской Народной Республики , Финляндии , Китайской Народной Республики , Народной Республики Болгария , Румынской Народной Республики , Венгерской Народной Республики , Германской Демократической Республики , а также от Коммунистической партии Великобритании . По лётному полю несут прибывшие с ними венки.

Возложение трудящимися цветов к монументам Сталина — в Краснодарском крае, Минске, Владивостоке — из-за недостатка букетов многие со своими домашними цветами, в горшках.

Очередь прощающихся в Москве начинается у Красных ворот . Холодно, пар изо рта. На крышах ещё лежит снег.

Колонный зал . Военнослужащие по двое несут огромные венки. Крупные планы: Василий Сталин , одетый по-военному. Корпус несколько подался вперёд, молчит. Рядом сидит Светлана Аллилуева , на локте яркая красная повязка. Стоят Лаврентий Берия , Георгий Маленков , Никита Хрущёв .

Заполненные людьми площади в Магнитогорске, Фрунзе, Вильнюсе, Львове, повсюду возлагают венки, мужчины без головных уборов — идёт радиотрансляция из Москвы. Траурная процессия движется и по мосту на сваях в Нефтяных Камнях .

Москва. Сталинская высотка ещё в лесах, с кра́нами. На улицах столицы столпотворение. Отдельные делегации прибывают в Колонный зал со стороны Охотного ряда . По центральной лестнице нескончаемый поток прощающихся, некоторые с детьми на руках. Прибывает Долорес Ибаррури , группа иерархов РПЦ . Работает группа фотокорреспондентов. Художники за мольбертами делают наброски, среди них скульптор с заготовленной глиной.

Митинг в цеху Кировского завода , ораторы соревнуются в красноречии. Митинг на огромной площади в Ленинграде.

На сцене Колонного зала оркестр, исполняется Реквием . Люди всё идут и идут. Все лица повёрнуты в одну сторону, многие плачут. Лысый мужчина украдкой достаёт театральный бинокль. У выхода из траурного зала красная крышка гроба. На улице уже стемнело, к Дому Союзов всё прибывают венки — и здание Исторического музея уже по всему периметру заставлено ими.

Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф

15 маршалов и генералов во главе с Будённым выносят подушки с орденами и наградами, за ними несут гроб — крышка теперь с окошком. Гроб водружается на лафет. У здания Госплана процессия поворачивает к Кремлю.
Ровными шеренгами людей заполнена вся Красная площадь . На портале Мавзолея уже выгравировано — «Сталин». Траурный митинг открывает Хрущёв, предоставляя слово Маленкову. За ним — Берия, куранты бьют четверть. Вся перспектива улицы Горького заполнена слушающими, трансляция идёт на всю страну. Последним выступает Молотов , Хрущёв закрывает митинг. Все снимают головные уборы. Гроб и следом подушки с наградами заносят в Мавзолей. Звучат залпы из орудий, им вторят гудки заводов, паровозов, военных судов, — повсюду приостанавливается работа. Всеобщая минута молчания.

Толпы гуляющих на Красной площади, море венков по обеим сторонам Мавзолея.
Финальные титры:

Согласно историческим исследованиям, за время правления Сталина более 27 миллионов советских граждан были убиты, казнены, замучены, посажены в тюрьмы, сосланы в ГУЛаг или депортированы. Ещё почти 15 миллионов умерли от голода.
В 1956 году XX съезд Коммунистической партии Советского Союза осудил культ личности Сталина и призвал к десталинизации страны.
В 1961 году тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено возле Кремлёвской стены.

История создания

Тема будущей картины родилась из предыдущей — « Процесс » (2018), также основанной на документальных материалах. Тогда от сотрудницы Красногорского архива кинофотодокументов режиссёр впервые узнал о двухстах коробках с траурных мартовских дней 1953 года , прежде скрытых, а теперь в открытом доступе . 10 тысяч метров были отсняты силами документалистов всей страны и предназначались для так и не вышедшего часового фильма « Великое прощание » . Это собрания, траурные митинги, минуты молчания и главные события, проходившие в Колонном зале Дома Союзов с 6 по 9 марта.

В «Великом прощании» нет ничего крамольного, кроме того, что он славит Сталина. Это значит, что дорогие руководители страны, даже не видя результат, не желали этот фильм выпускать — он был готов уже через месяц, в начале апреля. Это очень интересный факт. Я думаю, съёмки были масштабной акцией прикрытия, чтобы никто не заподозрил, что в последующем на Сталина попытаются свалить ответственность за все трагедии и преступления, которые они вместе совершили.

Материал сохранился практически полностью. Очень странно, что он не был востребован до момента, когда эта идея прилетела ко мне в голову. Это материал для меня совершенно неожиданный, потому что он открыл для меня страну, которую я не мог себе представить.

За исключением нескольких киножурналов значительная часть сохранившегося материала осталась без звука. Но в Гостелерадиофонде были найдены записи прямых репортажей из Дома Союзов — там сохранилось 28 часов, некоторые в дублях, поскольку от волнения дикторы часто ошибались. Также была обнаружена запись мемориального заседания Союза писателей СССР , которое вёл А. Сафронов , где звучали стихи Л. Ошанина , К. Симонова , выступал А. Корнейчук . За кадром также звучат строки В. Инбер , С. Смирнова , О. Берггольц .

На описание каждого кадра ушло около трёх месяцев работы вдвоём с монтажёром. Сам монтаж занял ещё четыре месяца .

Персонажами ленты стали Г. Маленков , Л. Берия , К. Ворошилов , В. Молотов , Н. Булганин , Н. Хрущёв , Л. Каганович , А. Микоян и другие деятели Коммунистической партии Советского Союза.

Звучит та же музыка Моцарта, Шумана, Чайковского, Мендельсона и Шопена, что была на похоронах Сталина . И лишь в финале — «Колыбельная» М. Блантера на стихи М. Исаковского в первой её версии со словами «Даст тебе силу, дорогу укажет Сталин своею рукой…», исполненная С. Лемешевым .
Для завершающего эпизода картины использовались съёмки на Красной площади 19 марта 1953 года .

Немыслимо, что сегодня, в Москве 2019 года, через 66 лет после смерти Сталина, тысячи людей собрались 5 марта, чтобы возложить цветы и оплакать их. Я думаю, что мой долг как режиссёра — использовать силу документальных образов, чтобы заставить людей искать правду. <…>
Для меня принципиально важно сделать зрителя участником и свидетелем грандиозного, ужасающего и гротескного шоу, которое раскрывает сущность тиранического режима.

Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф
Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф

На реставрацию и цветокоррекцию архивного изображения ушли месяцы работы .

Копродукция: Studio Uljana Kim ( Литва ), продюсер Ульяна Ким.
При поддержке телеканала « Настоящее время » и CINEMATEK ( Бельгия ).

Создатели фильма

  • Автор сценария и режиссёр — Сергей Лозница
  • Звукорежиссёр — Владимир Головницкий
  • Монтаж — Даниэлиус Коканаускис
  • Подбор архива — Владилен Верный
  • Продюсеры:
    • Сергей Лозница
    • Мария Шустова

Кинооператоры

Из монтажных листов архива в титрах фамилии всех участников исторических съёмок:

Премьерные показы в разных странах

В российский прокат картина вышла 5 марта 2020 года под изменённым названием «Прощание со Сталиным». Демонстрировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске, Саратове, Сургуте — всего в 40 кинотеатрах .

Критика

…сделан прямолинейно и безоценочно: два часа с гаком мы смотрим на фантастические во всех смыслах слова архивные кадры прощания СССР с любимым вождем Иосифом Сталиным. В начале картины гроб вносят в Колонный зал Дома союзов, в конце, после упокоения тела в мавзолее, торжественный салют гремит по всей стране. Никаких нарушений хронологии, никаких комментариев, кроме, — кстати, абсолютно корректных и безоценочных — дат и цифр с количеством жертв режима перед финальными титрами. Убежденный сталинист тоже может посмотреть «Государственные похороны», и не исключено, что пустит слезу.

Кино Лозницы — о сне разума. О смерти эпохи, которая не умирает. О траурной черте, которую переступают миллионы, заколдованные и накачанные пропагандой, со страхом всматривающиеся в будущее и вновь переступающие черту… обратно.

Вместо того, чтобы занимать привилегированную позицию учителя-морализатора, режиссёр исследует и одновременно предлагает зрителю — безмолвному наблюдателю и соучастнику истории — равным образом приступить к изучению этого странного явления. Возможно, у кого-то всё-таки получится усмотреть за происходящим его причины.

Анна Стрельчук, « InterMedia » 2019

Сергей Лозница, очевидно, делает фильмы с прицелом на зарубежную аудиторию, для которой подобные массовые тоталитарные реалити-шоу — в диковинку. Но в России, да и вообще на постсоветском пространстве 135 минут прощания со Сталиным после 70 с лишним лет сюрреализма в режиме онлайн как-то многовато. О знаменитой давке на похоронах, в которой погибли люди, — ни кадра, ни слова. Реплики режиссёра — по традиции только в конце фильма в виде нескольких титров.

Константин Баканов, «Собеседник» 2019

Награды

См. также

Комментарии

  1. В фильме нет кадров толпы на Трубной площади , в которой погибло немало людей:

    Конечно, если бы я смог найти кадры давки на Трубной площади, я полагаю, они бы вошли в фильм. Но я их не нашёл. В просмотренном материале таких кадров не было. Если этот материал где-то и существует, то, вероятно, в закрытых архивах секретных служб, доступа к которым у меня пока нет.

    Сергей Лозница, Русская служба Би-би-си 31 мая 2021
    .

Примечания

  1. Волчек Дмитрий. // Радио «Свобода» : радиостанция. — 2019. — 6 сентября. 9 сентября 2019 года.
  2. Кан Александр. . bbc.com . Русская служба Би-би-си (31 мая 2021). Дата обращения: 31 мая 2021. 31 мая 2021 года.
  3. Рождественская Ксения. // Коммерсантъ Weekend : журнал. — 2019. — 29 ноября ( № 41 ). — С. 33 . 14 декабря 2019 года.
  4. Артамонов Алексей. // Сеанс : журнал. — 2019. — 18 октября. — ISSN . 13 декабря 2019 года.
  5. Петрова Снежана. // Дилетант : журнал. — 2019. — 5 сентября. — ISSN . 13 декабря 2019 года.
  6. Шаврей Андрей. // Latvijas Sabiedriskie Mediji : новостной портал. — 2019. — 28 октября. 14 декабря 2019 года.
  7. от 14 декабря 2019 на Wayback Machine // Toronto International Film Festival (англ.)
  8. от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Film at Lincoln Center (англ.)
  9. от 21 декабря 2019 на Wayback Machine // Минский международный кинофестиваль «Лiстапад»
  10. от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Die Viennale (нем.)
  11. от 23 декабря 2019 на Wayback Machine // Stockholm International Film Festival (англ.)
  12. от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // Europos šalių kino forumas „Scanorama“ (лит.)
  13. от 24 декабря 2019 на Wayback Machine // Festival de Cine Europeo de Sevilla (исп.)
  14. от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // ZINEBI (исп.)
  15. от 20 декабря 2019 на Wayback Machine // International Documentary Film Festival Amsterdam (англ.)
  16. от 18 декабря 2019 на Wayback Machine // Лавровая ветвь. Фестиваль документального кино
  17. от 14 декабря 2019 на Wayback Machine (порт.)
  18. от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // La Cinémathèque du documentaire (фр.)
  19. от 15 мая 2020 на Wayback Machine (фр.)
  20. (англ.) . nziff.co.nz . New Zealand Film Festival (2020). Дата обращения: 28 октября 2020. 1 октября 2020 года.
  21. (англ.) . siff.bg . Sofia International Film Festival (2020). Дата обращения: 28 октября 2020. 12 августа 2020 года.
  22. Хлебникова Вероника. // Искусство кино : журнал. — 2020. — № 1/2 . — ISSN . 7 марта 2020 года.
  23. Жданова Юлия, Иванова Елена. // Коммерсантъ : газета. — 2020. — 5 марта. — ISSN . 6 марта 2020 года.
  24. Таёжная Алиса. // The Village : городской интернет-сайт. — 2020. — Март.
  25. Долин Антон. // Meduza : интернет-издание. — 2019. — 6 сентября. 13 декабря 2019 года.
  26. Малюкова Лариса. // Новая газета . — 2019. — 16 сентября. — ISSN . 14 декабря 2019 года.
  27. Стрельчук Анна. // InterMedia : интернет-издание. — 2019. — 19 сентября. 20 сентября 2019 года.
  28. Баканов Константин. // Собеседник : интернет-издание. — 2019. — 13 декабря. 13 декабря 2019 года.
  29. от 8 ноября 2021 на Wayback Machine // Лавровая ветвь. Фестиваль документального кино

Ссылки

  • Тыркин Стас . // Комсомольская правда : газета. — 2019. — 7 сентября. — ISSN .
  • Троицкий Артемий. // Эхо Москвы : радиостанция. — 2019. — 16 ноября.
  • Сулькин Олег. . golosameriki.com . Голос Америки (10 мая 2021). Дата обращения: 11 мая 2021.
  • Brady Tara. (англ.) // The Irish Times : газета. — 2021. — 21 May.
  • Abele Robert. (англ.) // Los Angeles Times : газета. — 2021. — 27 May. — ISSN .
Источник —

Same as Государственные похороны (фильм)