Interested Article - Мифтахетдин Акмулла

Страница из ревизской сказки с описанием семьи, 1850 год.
Родословная (пояснения на башкирском языке).

Акмулла́ ( башк. Аҡмулла , каз. Ақмолла , тат. Акмулла ), настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетдинович Камалетди́нов ( башк. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы , каз. Мифтахетдин Камалетдинұлы Мұхамедияров ; 14 [26] декабря 1831 , Туксанбаево , Оренбургская губерния 8 [20] октября 1895 , Сыростан , Оренбургская губерния ) — башкирский , казахский и татарский просветитель, поэт, мыслитель . Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу . Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур. Его творчество было широко известно среди туркмен , каракалпаков и других тюркоязычных народов .

Биография

Мифтахетдин Камалетдинов родился 14 ( 26 ) декабря 1831 года в семье имама в деревне Туксанбаево ( тат. ) Белебеевского уезда Оренбургской губернии , уезд относился к 12-му башкирскому кантону Башкиро-мещерякского войска ; ныне деревня входит в Енебей-Урсаевский сельсовет Миякинского района Республики Башкортостан . Согласно ревизским сказкам XIX века, отец — Камалетдин Искужин (1805 — 26 ноября (8 декабря) 1880 года), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809—?), оба являются башкирами-вотчинниками Илькульминской волости Белебеевского уезда . Риза Фахретдин пишет, что отец Акмуллы был башкиром, а мать из «казанцев» . Соборная мечеть и медресе в деревне Туксанбаево строились в 1790—1800-х годах. Дед Ишкужа Ишбулдин (1768—1844) — первый указной мулла Туксанбаево и мухтасиб Оренбургского магометанского духовного собрания. По указу от 10 (21) апреля 1798 года причислены в военно-служилое сословие.

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово , был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево , где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки . После окончания учебы получил удостоверение указного муллы. В его становлении как мыслителя большую роль сыграла дружба с мусульманским религиозным деятелем Зайнуллой Расулевым .

Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать.

С 1 (13) февраля 1850 года содержался в тюремном замке , данные ревизской сказки от 30 июня (12 июля) 1850 года.

Согласно X ревизии 1859 года, Мифтахетдин в 28 лет ещё жил в семье отца .

С 1859 (?) года вёл скитальческий образ жизни; путешествовал по югу Башкортостана , а затем в Зауралье . Кочевал по башкирским аулам верховьев Урала , Белой (Агидели) , долины реки Миасс , а также в степях Казахстана , распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды мусульманских просветителей . Жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. Он ездил на высокой, легкой двуколке. В одной части повозки была библиотечка и учебные принадлежности, в другой — мастерская с инструментами слесаря, плотника, портного. Владел музыкальными инструментами: курай , кубыз , кыл-кубыз , башкирская думбыра , казахская домбра . Основной причиной его бегства в казахскую среду было уклонение от 30-летней службы в Башкиро-мещерякском войске. Он записался в сыновья к бедному казаху по имени Мухаммедьяр для того, чтобы замести следы, изменив фамилию, называл себя казахом . Казахи назвали его «Акмулла», т.е. «белый, чистый мулла», справедливый, доброй души ученый, что стало его вторым именем.

Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая Батуча Исянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии и на четыре года (1867—1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. В 1914 году Шагаргази Габдиев собственноручно записал со слов своего земляка-односельчанина Тагира Давлетшина рассказ: «Акмулла, когда я спросил, как он попал в тюрьму, начал говорить: «Когда я жил в деревне Карасур аймака Карагыз в ста километрах от Троицка, умерла старуха состоятельного казаха, и меня пригласили на кладбище для совершения погребального обряда. Когда я сидел возле могилы, подошел аульный начальник Исянгельде Батыш. Как увидел меня, сказал: «Ой-бой, там, где трава, жиреет бык, где мертвец, жиреет мулла; посмотрите на этого истека, как он разжирел». Я тоже не остался без ответа и сказал: «Правильно говорите, брат мой. Там, где падаль, жиреет собака, а если нет в степи мулл, подобных нам, то головы таких негодяев, как вы, грызут собаки». После этого столкновения он донес на меня исправнику, мол, это сын башкира, избегающий царской службы, и меня заключили в тюрьму» . Деревня Карасур — предположительно ныне село Карачаколь Карабалыкского района Костанайской области Республики Казахстан . Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» ( «Мәҡамым минең — зиндан» ) и другие.

В 1871 году Акмулла написал прошение на имя Оренбургского генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского , посетившего город Троицк. После освобождения из тюрьмы он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте . Для обжалования этого решения дается ему годичный срок. Весной 1871 года один из поклонников поэта Ахметбай Бакиров собрал деньги и взял его на поруки, внеся залог в 2 тысячи рублей.

Большую роль в его окончательном помиловании сыграл казахский султан, сын хана Букеевской Орды Джангера , ротимстр (впоследствии генерал) Губайдулла Джангерович Чингисхан , который 1872 году приехал из Санкт-Петербурга в Оренбург по служебным делам. Акмулла, живший в то время недалеко от Оренбурга, обратился к нему с поэтическим посланием «Шикаят султану Габидулле», в котором просил о помощи. Султан Губайдулла обратился к императору Александру II и помог поэту вызволиться из арестантской роты.

Мифтахетдин Акмулла переехал в город Петропавловск и некоторое время учительствовал в медресе этого города, затем его можно было видеть в Петропавловском , Кокчетавском и Акмолинском округах Акмолинской области , Николаевском уезде Тургайской области , Троицком уезде Оренбургской губернии , в башкирских аулах Зауралья .

Был приписан в мещане города Троицка Оренбургской губернии.

В сентябре 1884 года Акмулла посетил Уфу , где в честь него муфтий Мухамедьяр Султанов дал торжественный обед, на котором присутствовали многие знатные и ученые люди . Во время обеда состоялось поэтическое состязание — айтыш между Акмуллой и башкирским поэтом Мухаметсалимом Уметбаевым .

Мифтахетдин Камалетдинов убит в ночь на 8 ( 20 ) октября 1895 года: он остановился по дороге из Троицкa в Златоуст вблизи железнодорожной станции Сыростан Сыростанской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии , ныне село Сыростан входит в Миасский городской округ Челябинской области . Известны имена убийц: Гафият (Гафиятулла сын Баймурата) и Даули (Давлетша сын Надырши из деревни Мечетли) . Они были пойманы и на допросе признались: «Мы подстерегали Акмуллу давно, но все никак не получалось. Однажды ехали, изрядно подвыпив, и увидели одиноко мерцающий на берегу реки огонек. Подходим - сидит давно подстерегаемый нами Акмулла… Мы ему распороли живот, забрали лошадей и некоторые ценности, 25 рублей денег, оказавшихся при нём». Наёмные убийцы не сказали о том, кто нанял их и заказал убийство .

Надгробный памятник на мусульманском кладбище в Миассе .

Похоронен на мусульманском кладбище Миасского завода Миасской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии , ныне город Миасс — административный центр Миасского городского округа Челябинской области . Первоначально, по просьбе шейха Зайнуллы-хазрата, на могиле была установлена надгробная плита с высеченной арабской надписью. В 1981 году, в связи со 150-летием со дня рождения Акмуллы, был поставлен новый памятник — два пилона, сложенных из блоков белого мрамора, образующие контуры восточной культовой архитектуры. Между пилонами — могила, выложенная по периметру бордюром из белого мрамора. С восточной стороны на могиле установлен мраморный параллелепипед с лучковым завершением. и надписью: «Акмулла Мифтахетдин Камалетдинович выдающийся башкирский поэт-просветитель. 27.XII.1831-21.Х.1895». Часть текста исполнена на башкирском языке. Автор памятника А. В. Семёнов. Захоронение огорожено невысокой декоративной чугунной решеткой. Первоначальный памятник хранится в фондах Миасского краеведческого музея. Ранее на могиле была надпись: «Памятник сооружен на средства курултая башкир Челябинской области». В настоящее время эта плита утрачена . Могила — объект культурного наследия регионального значения .

Творчество

По версии башкирских учёных, большинство своих произведений Акмулла создавал на башкирском и казахском языках, а также на языке тюрки . Согласно исследователям старотатарской литературы, язык большинства произведений Акмуллы — смешанный казахско-татарский, поскольку сочетает в себе элементы обоих языков. Встречаются также некоторые элементы башкирского языка. Отдельные стихи написаны в полном соответствии с канонами старотатарского литературного языка . До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке , с частым включением отдельных башкирских и казахских слов и словосочетаний, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже [ нейтральность? ] о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора .

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи , но использовал и другие поэтические формы.

Творчество Мифтахетдина было пронизано гуманистическими идеями того времени, включило в себя передовые веяния общественной жизни России. В своем творчестве он проповедовал просветительские идеи, утверждал стремление человека к свету и прогрессу. Оно заслужило любовь и признание среди населения, а также оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Его псевдоним Акмулла означает «светлый, праведный учитель».

В стихотворении « Башкиры, всем нам нужно просвещенье !» Акмулла одним из первых обратился к башкирскому народу с призывом овладевать знаниями.

Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в борьбе против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане . Основным способом добиться облегчения жизни простого народа он видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В мировоззрении Акмуллы центральное место занимал вопрос о месте знаний в жизни общества. Придерживался позиций идеализма в понимании законов общественного развития, считал, что социальное бесправие народа можно устранить путём просвещения. Это отразилось, например, в стихотворении «Назидания».

Для Акмуллы центральное место в системе его ценностей занимали знание и воспитанность, внутренняя чистота человека, проблемы морального, нравственного порядка.

Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г. Тукай , М. Гафури , Ш. Бабич , Д. Юлтый , Ш. Аминев-Тамьяни , Сайфи Кудаш и др. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Башкортостане и Российской Федерации, но и в странах СНГ.

До настоящего времени сохранилось далеко не всё из творческого наследия Мифтахетдина Акмуллы. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трёх тысяч строк. Однако многие произведения поэта или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Причиной тому являлось то, что Акмулла большую часть своих произведений хранил в памяти, поскольку они создавались для устного исполнения. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани » была издана отдельной книгой в Казани . Эта небольшая книга стала первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

Произведения и публикации

Публикации

Единственная прижизненная публикация — «Элегия в память о Шигабутдине Марджани ». Казань, 1892 (на старотатарском языке ).

  • Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи. Казань, 1907 (на старотатарском языке)
  • « Башкиры мои, надо учиться! »
  • Сборник стихов. Алма-Ата, 1935 (на казахском языке)
  • Акмулла. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1981, 223 с. (на башкирском языке)
  • М. Акмулла. Стихи : [Пер. с башк.] / Предисл. Р. Шакура , Г. Шафикова . — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1986. — 158 с. — 10 000 экз.

Произведения

  • «Место мое — в зиндане»
  • «Элегию в память о Шигабутдине Марджани»
  • «Назидания» («Нәсихәттәр»)
  • «Письмо отцу» («Атайыма хат»)
  • Говорят…
  • Весна
  • Вот слово Акмуллы

Память

Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе

Семья

Акмулла был дважды женат.

Второй раз он женился в сентябре 1892 года на девушке Сагире ( 5 (17) ноября 1879 года — ?), дочери бедного башкира Юмабая Сагынбаева из аула Сулейманово Тунгатаровской волости Троицкого уезда, ныне Учалинский район Республики Башкортостан. Сведения о бракосочетании Акмуллы с Сагирой Юмабаевой не были внесены в метрическую книгу из-за того, что невеста не достигла брачного возраста (16 лет). В августе 1894 года, Акмулла с женой приезжал в гости к тестю в Сулейманово. Сагира отказалась от путешествий с Акмуллой и осталась у родителей. Акмулла просил Оренбургское магометанское духовное собрание «произвести разбирательстзо о самовольном уходе от него жены». Прошение было заслушано на заседании 19 сентября (1 октября) 1894 года и препровождено к имаму деревни Мулдакаево Троицкого уезда Ахтяму Абдулвахитову для примирения сторон. В октябре, во исполнение данного поручения, имам Ахтям Имашев встретился с Юмабаем Сагынбаевым. 23 июня (5 июля) 1895 года состоялось расторжение брака Акмуллы с Сагирой Юмабаевой. В рапорте говорится: «Троицкий мещанин Мифтахитдин Камалитдинов и жена его Сагира Юмабаева в деревне Сулейманово в присутствии многих мулл сошлись на том, что Юмабаева по неимению между ними согласия просила у Камалитдинова хлюга (развода), последний, взяв у жены 15 рублей выкупа, дал ей развод» .

Примечания

  1. Башкирская энциклопедия , 2005. — 4344 с. — ISBN 978-5-88185-053-1
  2. . bashenc.online . Дата обращения: 25 февраля 2024.
  3. Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  4. Шакуров Р. З. www.akmulla.ru . Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано из 23 декабря 2018 года.
  5. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий.— Уфа: Китап, 2009. С. 440.
  6. Учебник-хрестоматия по татарской литературе
  7. www.akmulla.ru . Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано из 23 декабря 2018 года.
  8. kitap.net.ru . Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано из 14 мая 2019 года.
  9. Роза Буканова. Выдающиеся мусульманские деятели из башкир ХІХ-ХХ вв. — Уфа, 2015.
  10. Гайса Хусаинов. (рус.) . Ватандаш . Ватандаш. Дата обращения: 23 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
  11. Вильданов А. Х. // Педагогический журнал Башкортостана. — 2005. — № 1 . — С. 158—169 . — ISSN . 1 июня 2017 года.
  12. Ахметов Р. А. Акмулла // Татарская энциклопедия: В 6 т. Т.1:А-В. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002, С.86.
  13. Данное стихотворение впервые опубликовано в 1931 году. Его авторство Акмулле приписывает башкирский просветитель Закир Шакиров. См.:Л. З. Шакирова. Диалектологические экспедиции З. Ш. Шакирова. Опубликовано в сборнике: Актуальные проблемы диалектологии народов России
  14. . kp.ru . Дата обращения: 8 декабря 2019. 4 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

оцифрованные произведения в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан
  • . ebook.bashnl.ru . Дата обращения: 8 декабря 2019.
Источник —

Same as Мифтахетдин Акмулла