Interested Article - Осада Наварина (1825)

Осада Наварина — осада и взятие крепостей Пилоса (Наварино) турецко-египетскими войсками и флотом в 1825 году — одно из важнейших событий Освободительной войны Греции 1821—1829 годов.

Предыстория

С 1821 по 1824 годы Османская империя пыталась безуспешно подавить Греческую революцию. В 1824 году турецкий султан был вынужден обратится за помощью к своему номинальному вассалу Мохамеду Али (албанцу по происхождению), правителю Египта.

Мохамед Али, в отличие от султана, располагал современными армией и флотом, организованными наёмными европейскими, в основном французскими, бывшими наполеоновскими офицерами. Командование экспедицией было поручено мамелюку Ибрагиму , приёмному сыну Мохамеда Али, выкраденному турками в детстве христианскому (по одним данным греческому, по другим данным грузинскому) мальчику, согласно другим данным, его сыну от христианской женщины) .

12 февраля 1825 года Ибрагим, воспользовавшись греческой междоусобицей, высадился беспрепятственно в городе Метони. 18 февраля Ибрагим снял осаду с крепости Корони , которую осаждали немногочисленные греческие повстанцы под командованием Ятракоса. Но ни Метони, ни Корони не располагали достаточно большими бухтами. Было очевидно, что для ведения войны и обеспечения базы флота и армии, будет необходима бухта близлежащего Пилоса .

География

Город Пилос (носил также имя Наварин), на юго-западе полуострова Пелопоннес , естественная бухта которого известна с древности и отмечена многими историческими событиями. Бухта к западу закрыта от Ионического моря островом Сфактерия , вытянувшимся с севера на юг (здесь Клеон и его афиняне победили спартанцев в 425 году до н. э. (см. Битва на острове Сфактерия ).

Остров был укреплён венецианцами в Средние века. Венецианцы построили также крепость на материке у северного мелководного пролива (Палео Кастро или Пальокастро — Старая Крепость), а с юга глубоководный пролив защищала с материка Нео Кастро или Ньокастро (Новая крепость), поскольку была полностью перестроена турками после сражения при Лепанто .

Креммиди

Повстанцы заняли позиции в Креммиди, в двух часах от Метони, чтобы помешать Ибрагиму подойти к Ньокастро с юга. Ибрагим атаковал сначала, силами одного батальона, стоящего особняком Каратассоса с его македонянами. Хотя у последнего было всего 300 бойцов, Каратассос отбил атаку и пошёл в контратаку. Египтяне оставили на поле боя около 100 ружей.

Первый успех вселил уверенность. 6 апреля в лагерь прибыл Маврокордатос , греческий лагерь образовал полумесяц: правый фланг в селе Креммиди удерживали Караискакис и Дзавелас. Левый фланг держали Костас Боцарис со своими сулиотами и Хадзихристос со своими болгарами и сербами . Центр занимал далёкий от войны на суше, но назначенный ПМ, идриотом, Кунтуриоти по политическим соображения командующим капитан Скуртис, с островитянами с островов Идра и Спеце . На флангах горцы, как всегда, стали готовить бастионы, но Скуртис ответил на совет горцев: «Наши груди — наши бастионы».

7 апреля Ибрагим выступил с 3400 солдат, шедшими в европейском порядке; ему противостояли 3250 повстанцев . Силы были равными. Турки пошли в атаку. Фланги греческого лагеря отбивают атаку, но в центре сразу образуется брешь. Сам капитан Скуртис попал бы в плен если бы его не спас мужественный критянин Козонис. Сулиоты ринулись закрыть брешь, образовавшуюся после бегства Скуртиса и его островитян, но в тыл им вышла кавалерия Ибрагима. Сулиоты были окружены. Им не оставалось ничего другого, как сдаться или прорываться. Сулиоты в рукопашном бою прорываются, но оставляют на поле боя 500 человек убитыми.

Это было самое большое поражение повстанцев, с начала Греческой революции. Более того: в результате этого поражения и как следствие предыдущих политических интриг и бездарного руководства, большинство повстанцев из Средней Греции вернулись на родину.

Подготовка

В ожидании флота Ибрагима на Сфактерию или Хелонаки (по греч. черепашка), как тогда именовался из-за своей формы этот островок, высадились около 1 тысячи греческих повстанцев, под командованием уже старого Анагностараса , одного из первых апостолов Филики Этерия , который в этот момент нёс громкий титул военного министра, идриота Сахиниса и итальянского филэллина Санторре ди Санта Роса . Для моральной поддержки прибыл и Маврокордатос , генеральный секретарь правительства и негласный правитель, которому снились военные лавры. Наконец адмирал Миаулис Андреас-Вокос оставил в бухте пять кораблей, под командованием адмирала . К ним примкнул и собственный корабль Цамадоса, бриг « Арес » гружённый боеприпасами и снабжением для несостоявшейся экспедиции в Патры . Но греческий флот не мог противостоять армаде Ибрагима и держался на расстоянии, выискивая момент для атаки.

20 апреля армада Ибрагима встала у Метони и высадила остаток сил и снабжение.

Крепости

После своей победы при Креммиди, Ибрагим с юга уже осаждал Ньокастро, который усилили своими отрядами братья Иоаннис и . 14 марта Иоаннис Мавромихалис был тяжело ранен и скончался через восемь дней.

В северную крепость Пальокастро прибыл для усиления отряд румелиотов (жителей Средней Греции), под командованием Макрияннис. Но Ньокастро, находившийся под бомбёжкой французских артиллеристов, запросил Макриянниса к себе и тот с 150 бойцами перебрался туда.

Сфактерия

Sfakteria

26 апреля в 8:30, при благоприятном ветре, две эскадры турецко-египетского флота, насчитывающего 97 кораблей, подошли к внешнему рейду. Задачей первой эскадры было противостоять возможному вмешательству греческого флота.

Вторая эскадра насчитывающая 57 кораблей, включая 4 фрегата и 3 больших корвета, направилась к Сфактерии. Адмирал Цамадос и около 100 моряков и офицеров высадились на Сфактерии с целью усилить южную батарею в ведении ею и батареей Ньокастро перекрёстного огня.

В 10:00 турецкие суда начали обстрел всеми своими 700 пушками. В 11:00 50 фелюг с десантом, под командованием Сулейман Бея (то есть французского полковника де Шеф) направляются к острову.

Под давлением турецкого флота и десанта, разношёрстные защитники острова начали отступать. Старик Анагностарас держит оборону у входа в одну из пещер, пока не получил ранение ядром в ногу. Его пытаются спасти, но он не в состоянии двигаться и грузен. Турки убивают его штыками и отсекают ему голову, поскольку по одежде решили что он знатное лицо.

Адмирал Цамадос, капитан Ставрос Сахинис и граф Сантароса держат оборону в течение часа а затем пытаются прорваться и добраться к греческим кораблям. Все трое погибли при прорыве.

Наконец, румелиот Кирцалис, последний защитник острова, обороняясь один в церквушке, где находился пороховой погреб, взрывает погреб, себя и окружающих его турок.

Немногим из греков, пытавшихся вплавь перебраться к Ньокастро, удалось выжить. Больше повезло тем, кто перебрался через северный проход. При поддержке гарнизона им удалось укрыться в Пальокастро. В этом сражении греки потеряли 350 человек убитыми и 200 пленными.

Анастасиос Цамадос

Корабли

Видя исход сражения на Сфактерии, греческие корабли (6) стали выходить из бухты. Всем удалось уйти. Последним прорвался с боем, через строй всего турко-египетского флота, бриг «Арес» , написав одну из славных страниц в истории греческого флота.

Пальокастро

Крепость Пальокастро прикрывала с материка северный, мелководный, выход из бухты Пилоса. Осаждённые в крепости греческие повстанцы оставались без боеприпасов и провианта. Был послан гонец, который влавь выбрался на берег и добрался до Филиатра . По просьбе осаждённых, Ятракос собрал около 500 человек и подошёл к крепости ночью. По согласованному выстрелу, осаждённые стали прорываться. Но прорваться удалось примерно сотне бойцов. Убитых и пленённых было около 400. Среди попавших в плен оказался и белградский болгарин Хадзихристос .

Оставшиеся 1525 бойцов отбили ещё одну атаку турок, что вынудило Ибрагима, не желавшего простаивать у крепости, начать переговоры. Клятвами были закреплены условия беспрепятственного выхода осаждённых: сдача оружия и ценностей. Уходя из крепости, осаждённые прошли между двумя линиями турок, держащих оголёнными свои сабли и ятаганы, как знак повиновения повстанцев.

30 апреля, в день когда сдалась крепость Пальокастро, греческий флот написал ещё одну славную страницу в своей истории (см Рейд на Метони ).

Ньокастро

O stratigos Ioannis Makrigiannis

После сдачи Пальокастро, начался обстрел Ньокастро с моря и с суши. Одновременно Ибрагим начал переговоры. Но греческие условия (уход с оружием в руках, на европейских судах) не были приняты. Обстрел возобновляется и на следующий день Ибрагим посылает пленных — епископа, Хадзихристос и своего Сулейман Бея (то есть французского полковника де Шеф) убедить осаждённых сдаться. Осаждённые отказываются в очередной раз. Ибрагим даёт команду своему флоту войти в южный проход.

Туркам сразу повезло: после первых залпов взлетела на воздух береговая батарея. Уже без риска быть обстрелянными, фрегаты четвёрками проходят у крепости и расстреливают её. «Крепость стала решетом» . Среди осаждённых образовалось два лагеря: сторонников продолжения обороны и тех, кто предпочитали либо сдаться либо прорываться. Был послан Макрияннис на переговоры к Ибрагиму. Удивительным образом переговоры почти тем же текстом отражены в мемуарах Макриянниса и в Истории Греческой революции английского филэллина и историка Томаса Гордона , изданной в Лондоне в 1832 году.

В результате переговоров были зафрахтованы 5 кораблей (3 английских, 1 французский и 1 австрийский). Фрахт был оплачен Ибрагимом. Осаждённые ушли на кораблях. Ибрагим оставил заложниками Пан. Ятракос и Георгия Мавромихалис, которых хотел обменять на двух пашей, пленённых греками при взятии крепости Нафплион .

Однако, при посадке осаждённых на корабли, турки незаметно выкрали одного за другим 63 повстанцев. Все 63 были принесены в жертву («курбан») при входе турок в Ньокастро .

Последствия

Ибрагим взял крепости Пилоса, закрепился на юго-западе Пелопоннеса и готовился к походу в центр полуострова, к Триполи , чтобы нанести последний (как он полагал) смертельный удар революции. Дорога была открыта.

20 мая, сразу по выходе из Пилоса, на его пути в Маньяки встал Папафлессас. «Леонидово сражение», которое дал Папафлессас ( Битва при Маньяки ), лишили Ибрагима и его европейских советников их первоначальных иллюзий, что им удастся легко и быстро добиться того, что не удалось туркам и албанцам в течение четырёх лет — усмирить восставшую Грецию .

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 октября 2017. 10 июня 2016 года.
  2. [Τρικουπης,ε.α.,τομ.Γ,σελ.200]
  3. [Μακρυγιαννης,ε.α,σελ.243]
  4. [Μακρυγιαννης,ε.α,τομ.Α,σελ.250]
  5. [Δημητρης Φωτιαδης,Ιστορια του 21,ΜΕΛΙΣΣΑ −1971,τομος III, σελ 81-85 ]
Источник —

Same as Осада Наварина (1825)