Возникновение первых ИПЦ относится к 1920-м годам и связано с церковными разделениями, произошедшими в ряде традиционно православных странах (в
России
,
Греции
и некоторых других), хотя и по разным причинам. Основной причиной разделения в
Русской церкви
во второй половине 1920-х («
иосифляне
», «
непоминающие
», «
буевцы
», «
даниловцы
») стало провозглашение заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом
Сергием (Страгородским)
декларации
о союзе с богоборческой властью, положившей начало явлению
сергианства
. В
Греческой
,
Болгарской
и
Румынской
Церквях причиной возникновения ИПЦ явился переход на
новоюлианский календарь
, положивший начало экуменическому движению в православных Церквях и воспринятый некоторыми верующими, как отступление от православия
. Та часть православного клира и мирян, которая не приняла этих новшеств, стала называть себя истинно-православными христианами (ИПХ), а свои организационные структуры — Истинно-Православной церковью
. Таким образом в конце 1920-х годов возникли термины «Истинно-православная церковь» и «Истинно-православные христиане» соответственно
.
Содержание
История возникновения термина
Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 году. В письмах в защиту Патриарха Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР от оставшихся верными ему православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя свои общины обновленческим. По видимому это связано с тем, что обновленческая церковь сохранила за собой название «Православная Российская Церковь», которое было принято в качестве самоназвания на Поместном соборе в 1917—1918 годы. Затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не приняли
Декларацию митрополита Сергия
и вышли из подчинения возглавляемой им церковной власти
,
.
Самоназвание «Истинно-православная церковь» (ИПЦ) достоверно подтверждается, в частности, материалами уголовного дела, хранимого в настоящее время в ЦА ФСБ: № Н-7377 в 11-ти томах (с наименованием: «Дело всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников „Истинно-православная церковь“»), содержанием которого являются документы 1928—1929 гг. о массовых репрессиях в отношении "церковников «Истинно-православной церкви».
Документы из материалов данного дела частично были опубликованы, в частности, в изданиях
,
,
,
.
Таким образом, «Истинно-православная церковь» являлось не только самоназванием, но и официальным именованием данной группы в материалах правоохранительных органов 1930-х гг.
Частью материалов данного уголовного дела является и сборник «Дело митрополита Сергия» под редакцией и с частичным авторством
Новоселова
, где и сформулирована экклезиология Истинно-православной церкви в части осуждения
сергианства
как ереси, то есть, сформулировано экклезиологическое (догматическое) учение Истинно-православной церкви образца конца 1920-х-30-х годов.
Старостильные церкви
Церкви Греции, Румынии, Болгарии, называющие себя «Православными» (состоят в расколе с Православными церквями), которые используют юлианский календарь (старый стиль) в богослужении, несмотря на то, что соответствующие поместные православные церкви в их странах используют
новоюлианский
. При этом многие старостильные церкви Греции именуются «Истинно-Православными», церкви Румынии и Болгарии — «старостильными».
Формирование экклезиологии ИПЦ
Во второй половине XX века к числу обвинений, предъявляемых РПЦ и мировому Православию в целом со стороны ИПЦ добавились
экуменизм
и связанное с ним, по мнению ИПЦ, отступление от святоотеческого исповедания в области
экклезиологии
,
.
В частности, в соответствии со своими догматическими воззрениями, представители ИПЦ не принимают и критикуют «Основные принципы отношения к инославию», принятые РПЦ
.
История. Советский период
В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см.
Катакомбная церковь
). Одна только принадлежность к ИПЦ в СССР уже считалась уголовным преступлением. Во многих обвинительных актах того времени в графе «обвинение» значится «принадлежность к „ИПЦ“ („Истинно-Православной Церкви“)». К ИПЦ принадлежали многие
Российские Новомученики
[
источник не указан 2599 дней
]
.
После падения «
железного занавеса
» стало возможным общение истинно-православных христиан из восточноевропейских стран друг с другом и с единоверцами в Греции и на Западе.
За время катакомбного существования из-за репрессий и невозможности поддержания регулярных контактов между отдельными епископами и приходами ИПЦ в России практически лишилась духовенства. Поэтому в 1990-е годы различные группы ИПХ, вышедшие из подполья, стали вступать в
евхаристическое общение
с РПЦЗ или с различными юрисдикциями ИПЦ Греции, получая от них священнические, а затем и епископские
хиротонии
.
от 30 декабря 2009 на
Wayback Machine
— документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 года
(неопр.)
. Дата обращения: 8 апреля 2023.
8 апреля 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 31 декабря 2008.
13 сентября 2007 года.
Литература
Научная
Поспеловский Д. В.
Катакомбная Церковь: «истинно православные» и другие течения // Русская Православная Церковь в ХХ веке. — М., 1995. — С. 314‒331.
Косик О. В.
от 23 апреля 2021 на
Wayback Machine
// Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. — Вып. 2 (31). — С. 77-95.
Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года / Сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. —
М.
: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 424 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). —
ISBN 978-5-7429-0441-3
.
Лещинский А. Н., Погасий А. К.
от 23 апреля 2021 на
Wayback Machine
// Религиоведение. 2010. — № 2. — С. 91-101.
Поляков А. Г.
от 10 августа 2019 на
Wayback Machine
// Религиоведение, 2011, № 2. — C. 34-41.
Поляков А. Г.
Викторианское течение в Русской Православной Церкви: «раскол» или «оппозиция». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011, Том 13. — № 3 (41). — С. 235—239.
Поляков А. Г.
Сущность Викторианского течения в Русской Православной Церкви глазами сторонников митрополита Сергия (Страгородского) (октябрь 1927 — начало 1929 гг.) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 2012. — № 1. — С.127-130.
Поляков А. Г.
Викторианское течение в Русской Православной Церкви: от легальности к подполью. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки», 2011. — № 2. — С. 176—180.
Поляков А. Г.
Викторианское течение в Русской Православной Церкви: факторы распространения (конец 1927 − 1928 гг.). // Религиоведение, 2012. — № 1. — С.38-47.
Прот. Алексий Лебедев
от 8 марта 2012 на
Wayback Machine
— Статья составлена на основе доклада на Второй конференции Российского сообщества преподавателей религиоведения «Религия в меняющемся мире», Санкт-Петербург, 3 июня 2011 г.
Осипова Ирина
от 11 декабря 2008 на
Wayback Machine
М.: Серебряные нити, 1998.
от 4 января 2012 на
Wayback Machine
— «Имперский Вестник», июль — август, 2005 г., № 87
Лев Регельсон.
от 6 декабря 2013 на
Wayback Machine
Париж, YMCA-Press, 1977. Переиздание — Москва, общество любителей церковной истории, Крутицкое подворье, 1996.