Нина Коган родилась в 1889 году в
Москве
, в еврейской семье
. Отец художницы, Иосиф Михайлович Коган (?—1923,
Коломна
)
, был действительным статским советником, служил военным врачом
. В 1900 году мать вторично вышла замуж и поселилась с дочерьми в Санкт-Петербурге.
В 1913 г. вернулась в Петербург; с 1913 по 1919 год работала учительницей рисования в гимназии. Жила с матерью, Марией Иосифовной Коган (?—1937), и сестрой Татьяной
на
Николаевской улице
, дом № 42, кв. 3
.
В 1915 году познакомилась с
П. В. Митуричем
; дружбу с которым сохранила до конца жизни; состояла с ним в переписке. В 1917 г. входила в общества «Мастерская Я. Ф. Ционглинского», «Свободная мастерская», работала с Обществом охраны памятников старины.
В 1918 г. на несколько месяцев была привлечена
Верой Ермолаевой
к работе в отделе «Искусство в жизни города», в
Музее города
в
Петрограде
. С помощью Н. И. Коган и Н. И. Любавиной Ермолаева собрала уникальную коллекцию живописных вывесок, сохранив этот редкий вид городского примитива
.
В 1922 г. вышла замуж за художника Анатолия Александровича Борисова (1897—1935)
.
С 1 августа 1922 года
, на протяжении 1922—1923 гг., была консультантом
Музея живописной культуры
в Москве; занималась экспозиционными планами музея, проводила лекции и доклады, разрабатывала систему развески произведений
.
C 1926 по 1942 г. жила и работала в Ленинграде, по адресу: ул. Марата, д. 42, кв. 3
.
В 1926 г. работала над оформлением выставок в Выборгском ДК и в Музее революции.
В 1927 г. принимала участие в подготовке выставки новейших течений в Русском музее.
После Витебска супрематизмом больше не занималась; работы конца 1920-х — начала 1930-х созданы в реалистической манере. Из них известны и сохранились рисунки и акварели: карандашный портрет Л.Степановой (жены литературоведа Н.Степанова, занимавшегося изданием сочинений Хлебникова; частное собрание), несколько карандашных и тушевых портретов А.Ахматовой (РГАЛИ, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Государственный Литературный музей), карандашный портрет Иры Пуниной (1927, частное собрание), «Голова зайца» (1928, Гос. Музей «Царскосельская коллекция»), «Маляр» (1927, ГРМ) «Мальчик у окна» (1928, ГРМ), Портрет художника А.Борисова (до 1928, ГРМ), Портрет В.Ермолаевой (1934, ГРМ; на обороте ‒ портрет неустановленного лица, предположительно, О.Бонч-Осмоловской)
.
С 1928 г. начала работу у
В. В. Лебедева
в
Детгизе
. Иллюстрировала детские книги, в основном, о жизни животных
.
В конце 1920-х гг. познакомилась с
Анной Ахматовой
, сделала несколько её портретных рисунков, в том числе силуэтный портрет
. Утверждается, что Ахматова высоко ценила свои портреты, сделанные Коган
.
25 декабря 1934 года
была арестована по делу группы живописно-пластического реализма, вместе с
В. Стерлиговым
, Л. С. Гальпериным,
М. Б. Казанской
и В. М. Ермолаевой. 13 марта 1935 года следствие в отношении Н. Коган было прекращено
.
В второй половине 1930-х гг. преподавала в детской художественной студии Нарвского района. В 1938 г. принимала участие в Выставке работ женщин-художниц в Ленинграде
и в Выставке ленинградских художников в Киеве
. В 1940 г. принимала участие в Шестой выставке произведений художников Ленинграда
, в выставке художников периферии в Москве
. В апреле-июне 1941 г. участвовала в Седьмой выставке произведений художников Ленинграда
.
После начала войны осталась в осаждённом городе. Умерла от заражения крови в отмороженной руке в блокадном Ленинграде в начале 1942 года
.
В 1980-е гг. на арт-рынке появилось большое количество супрематических работ, автором которых значилась Н. Коган. «Нина Коган.. вошла в историю искусства как автор единственного произведения — „Супрематического балета“, поставленного в 1920 г. в Витебске. Недостаток документальных сведений, репутация ученицы Малевича и при этом интригующее отсутствие супрематических произведений сделали её имя объектом.. научных и художественных подтасовок спекуляций, появлялись .. приписываемые ей супрематические картины»
.
Семья
Отчим (с 1900 года) — (1849—1926), горный инженер и геолог, автор ряда публикаций в области горного дела.
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 июня 2022.
4 августа 2021 года.
от 4 августа 2021 на
Wayback Machine
: Согласно следственным материалам, мать вторично вышла замуж за горного инженера (1849—1926) и в 1900 году переселилась с дочерьми в Санкт-Петербург. Отчим был автором ряда публикаций в области горного дела.
: звание лекаря получил в 1866 году.
Горячева Татьяна Нина Коган. История судьбы // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 65
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 мая 2013.
17 мая 2013 года.
от 4 августа 2021 на
Wayback Machine
: Татьяна Иосифовна Блумберг (урождённая Коган; 1890, Москва — после 1957), дочь действительного статского советника, до 1930 года продолжала жить в этой квартире на улице Марата.
от 4 декабря 2021 на
Wayback Machine
: Мария Иосифовна Коган, жена действительного статского советника, и Нина Иосифовна Коган, дочь действительного статского советника.
Вера Ермолаева. Каталог выставки. Составители и авторы текстов: А. Заинчковская, И.Галеев. М.: Скорпион. 2009. C. 24
Горячева Татьяна / Нина Коган. История судьбы // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 70; Горячева Татьяна / Борисов Анатолий Александрович //
Энциклопедия русского авангарда
. Сост.
Андрей Сарабьянов
,
Василий Ракитин
. — М., 2013. см. также Н. И. Коган. «Портрет художника А. Борисова». Б.д.; Государственный Русский музей.
↑ Великая утопия. Русский и советский авангард 1915—1932. Берн: Издательство Бентелли, М. : Галарт, 1993. С. 768.
Каталог выставки женщин-художников в помещении Клуба Теа-работников. Живопись и графика, скульптура, архитектура. Л., Клуб Художников, тип. Выб. Дома Культуры, тир. 500, 1938 . Коган, Н. О. [Ленинград], ул. Марата, 42, кв. 3.
Л. Чуковская
. Записки об Ахматовой. В 3-х т. М. : Время, 2013; Т. 2. С. 626—627
В. Бианки
. Прятки. Рис. Н. И. Коган, М. 1931; Благинина Е. Сорока-белобока. Рис Н. И. Коган. М.- Л. : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937; Олешек Золотые Рожки. Сказки северных народов /Обработал К. Шавров. Под общ. ред. С. Маршака. Рис. Н. И. Коган. М.— Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936; также: Кролики и голуби. М, 1930; Аквариум. М. 1930; Птицы М. 1930; Зимой и летом. М. 1931. О работе Коган в детской книге см. Николаева Г. В./ Н. О. Коган 1999—1942. //Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб, 2010. С. 110—112
Нина Иосифовна Коган. № 51. Портрет А. Ахматовой. 1929. № 52, 53. Анна Ахматова. (Силуэт). 1930-е // О. Рубинчик (авт. ст.). В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников / In a Hundred Mirrors. Anna Akhmatova as Portayed by Her Contemporaries. Москва. МТН клуб. 2005. С.106 — 111.
Вера Ермолаева. Каталог выставки. Составители и авторы текстов: А. Заинчковская, И.Галеев. М.: Скорпион. 2009. C. 62, 67
А. Н. Заинчковская./ М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27.
Вера Ермолаева. Каталог выставки. Составители и авторы текстов: А. Заинчковская, И. Галеев. М.: Скорпион. 2009. C. 71.
Каталог выставки женщин-художников в помещении Клуба Теа-работников. Живопись и графика, скульптура, архитектура. Л., Клуб Художников, тип. Выб. Дома Культуры, тир. 500, 1938. Коган, Н. О. <..> Стадо (акварель). № 51. Пейзаж (масло)
Каталог выставки ленинградских художников: акварель, рисунок, графика. Киев. ЛССХ. ЛТХ. Под ред. Д. И. Митрохина. Ленинградский горком графики и книги. 1938. C.9.
VI выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура, графика. Каталог. Л., ЛССХ; Типо-лаборатория, В. О., 5-я линия, д. 28; тираж 250, 1940, С.15 . Коган Н. О. № 80. Девочка и спящий ребёнок, рис. № 81. Мальчик с ишаком.
Николаева Г. В./ Н. О. Коган 1999—1942. //Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб, 2010. С. 112
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 мая 2013.
25 ноября 2019 года.
См. архивное дело Н. И. Коган, архив СХ СССР. Николаева Г. В./ Н. О. Коган 1999—1942. //Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб, 2010. С. 112;
Горячева Т. В.
Коган Нина Иосифовна // Сост.
Андрей Сарабьянов
, — М., 2013
Горячева Татьяна. Нина Коган. История судьбы // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 65
Горячева Т.В.
Коган Нина Иосифовна (Осиповна): [Биография] // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Сост.
Ирина Карасик
; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним
Елена Баснер
, Ирина Карасик,
Татьяна Горячева
, , ,
Александра Шатских
. — [Б. м.]: , 2000. — С. 353 . —
ISBN 5-93332-039-0
.
Горячева Т. В.
Нина Коган. Новые материалы // Малевич. Классический авангард. Витебск. — Витебск, 2002. — Вып. 6 .