Барсова, Инна Алексеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 3 ре минор — сочинение австрийского композитора Густава Малера , законченное в 1896 году и впервые исполненное под управлением автора 9 июня 1902 года .
Третью симфонию Малер пишет в течение 1895—1896 годов. Сразу после завершения Второй симфонии , в которой дается утвердительный ответ на вопрос о возможности личного бессмертия , композитор принимается за работу над новой симфонией. В её основе — грандиозная философская концепция неумирающей жизни Всего, идея о неисчерпаемости творческой силы природы . В письме своему другу Фридриху Лёру от 29 августа 1895 года Малер говорит о своем новом сочинении как о музыкальной поэме, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Все «начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви» .
Воплотить в музыке иерархическую структуру бытия, начав с низшей ступени (безжизненной природы) — такова была первоначальная задумка композитора. О намерении Малера назвать первую часть симфонии «Что мне рассказывают скалистые горы» сообщает в своих воспоминаниях Бруно Вальтер . В конечном итоге Малер отказался от этой идеи. Бездна, порождающая все живое в его многообразии, сама не может быть мертвой и безжизненной. Поэтому в окончательном варианте симфонии безмолвные скалы уступают место торжественному шествию Лета в облике Пана , Диониса , Вакха . «Лето задумано как победитель, шагающий среди всего, что растет и цветет, ползает и порхает, тоскует и мечтает, — и наконец, среди того, о чём мы лишь догадываемся (ангелы — колокола — трансцендентальное )» . Малер поясняет, что все лучи бытия сходятся воедино, и это Единое есть парящая над всем вечная любовь . По мнению И. А. Барсовой , истоки философской концепции Малера восходят к пантеизму в духе Спинозы и Гёте , а также к средневековому учению о божественном мироздании , порядке, градации всего сущего .
Как отмечает И. И. Соллертинский , Третья симфония развертывает романтическую космогонию (становление Вселенной ) — от пробуждения природы от зимнего сна (первая часть), и жизни цветов ( менуэт из второй части), к животному миру ( скерцо третьей части с почтовым рогом за сценой) и, наконец, человеку (четвертая часть), ангелам (пятая часть) и вселенской любви (оркестровое адажио в финале) .
Из идеи о восходящей последовательности возникла программа симфонии. По первоначальному замыслу, она должна была состоять из 7 частей:
В итоговом варианте симфонии последняя часть («Что рассказывает мне ребёнок») отсутствует. Её музыкальный материал, как и собственно текст — «Небесная жизнь» ( нем. Das himmische Leben) из « Волшебного рога мальчика », — вошёл в финал Четвертой симфонии . Кроме того, Малер отказался давать заголовки частям, предпочитая не раскрывать программу слушателям.
Философская концепция симфонии, центральным мотивом которой является вечное рождение иерархически организованного сущего из глубин природы , указывает и на другие источники вдохновения для Малера. Ещё в Гамбурге в 1891 году Малер испытал сильное эмоциональное потрясение от глубокого изучения произведений Фридриха Ницше . Идеи Ницше о дуализме дионисийского (стихийного, природного) и аполлонического (искусственного, культурного) начал оказали заметное влияние на философское содержание Третьей симфонии . Показательно замечание Малера в одном из писем:
Большинство людей, говоря о «природе», думают всегда о цветах, птичках и лесном аромате и т. д. Бога Диониса , великого Пана не знает никто. Итак, вот Вам уже своего рода программа, то есть пример того, как я сочиняю музыку. Всюду и везде она — только голос природы.
— Письмо Рихарду Батке от 18 февраля 1896 года .
Ещё одним источником вдохновения послужила живопись художников-символистов конца XIX века , главным образом Арнольда Бёклинa . К. К. Розеншильд проводит параллель между картиной Бёклина «Пробуждение весны» («Флора, цветы рассыпающая») и Третьей симфонией: «Тела Пана с цевницей, увитого гирляндою цветов, и его полуобнаженной спутницы справа выписаны в нарочито отягощенных формах: природа пробуждается и расцветает во плоти, во всей материальности своей субстанции» .
Скрипачка Натали Бауэр-Лехнер , которая провела лето 1895 года вместе с семьей Малера в Штайнбахе , передает в своем дневнике слова композитора о первой части симфонии: «Прелюдия должна носить название „Лето шествует вперед“. Для неё мне нужен будет полковой оркестр… Разумеется, дело не обходится без баталии с противником — с зимой. Но её легко разбивают наголову, и лето во всей своей силе и мощи забирает в руки самодержавную власть. Эта часть, введение, будет совершенно причудливой» . Советский музыковед И. И. Соллертинский усматривал в этой части гигантское шествие, которое начинается «рельефной темой восьми валторн в унисон, с трагическими взлётами, с нагнетаниями, доводимыми до кульминационных пунктов нечеловеческой силы, с патетическими речитативами валторн или солирующих тромбонов…»
|
|
|
|
Первую запись симфонии (концертную) осуществил в 1947 году Адриан Боулт с оркестром BBC. На сегодняшний день существует более 130 записей Третьей симфонии . Среди них записи таких выдающихся дирижеров, как Карл Шурихт , Эрих Лайнсдорф , Клаудио Аббадо , Леонард Бернстайн , Джордж Шолти , Клаус Теннштедт , Бернард Хайтинк , Саймон Рэттл , Лорин Маазель , Рикардо Шайи , Пьер Булез и др. Из отечественных дирижеров Третью симфонию записали Кирилл Кондрашин (1961, 1967, 1974), Евгений Светланов (1994), Валерий Гергиев (2007).
В 1974 году на музыку 4, 5 и 6 частей хореограф Морис Бежар создал одноактный балет «Что мне рассказывает любовь» ( Опера Монте-Карло , Монако) .
Полгода спустя на музыку этой симфонии хореограф Джон Ноймайер поставил свой балет «Третья симфония Густава Малера», положив тем самым начало своему многолетнему хореографическому циклу симфоний композитора. Премьера состоялась в Гамбурге 14 июня 1975 года в исполнении артистов ; IV часть («Ночь)» для балерины и двух танцовщиков посвящена Джону Кранко и его труппе и впервые исполнена в Штутгарте в июле того же года (первая исполнительница — Марсия Хайде ) . В 2009 году балет вошёл в репертуар Парижской национальной оперы .