Хариджиты
- 1 year ago
- 0
- 0
Хариджиты ( араб. الخوارج — вышедшие, возмутившиеся, мятежники, также в научной литературе используется наименование хавариджи , что является более точным произношением арабского "оригинального слова") самоназвание — аш-Шурат ( араб. الشراة — меняющиеся) — исламское религиозно-политическое течение , возникшее в ходе Первой фитны (656—661). Первоначально наименование «хариджиты» взяли бывшие сторонники праведного халифа Али , которые в 657 году восстали из-за недовольства его решением провести третейский суд после безрезультатной Сиффинской битвы против основного претендента на халифат Муавии . Согласно хариджитам, судить смертных позволено лишь Богу . Это утверждение в дальнейшем стало их боевым девизом. Али разгромил мятежников в битве при Нахраване год спустя, но течение продолжило своё существование, и в 661 году Али убил Абдуррахман ибн Мулджам , которого принято считать одним из последователей движения.
Термин «аль-хава́ридж» использовался как экзоним для обозначения группы людей, которые покинули армию четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба во время первой мусульманской гражданской войны . Арабское слово «الخوارج» означает «вышедшие, возмутившиеся, мятежники» и происходит от слова « араб. خرج — выходить». Во множественном числе этот термин звучит как «аль-хавариджи», однако в литературе укрепилось название «хариджиты» . Самоназванием же группировки было слово «аш-Шурат», «الشراة», то есть «меняющиеся». Они понимали это слово в контексте исламского священного писания и традиционной исламской философии: «те, кто променял земную жизнь на жизнь с Богом » .
До нашего времени практически не дошло источников , повествующих о хариджитах, которые были бы написаны ими самими. В связи с этим подавляющая часть информации о данном движении известна из источников отделившихся от них ибадитов или являвшихся их противниками других мусульман , в основном из последних, написанных в более поздние периоды. История хариджитского движения в них подверглась изменениям и искажениям во времени . Источников времён праведного халифата в принципе до нас дошло крайне мало, поскольку тогда значительная часть исторических знаний передавалась устно , в связи с чем неизвестно, существовали ли другие источники вообще :6—7 . Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов , писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата .
Источники нехариджитского происхождения делятся на две категории — исторические работы ( хроники ) и ересиографические работы. Первые из них, написанные в более поздние периоды, отражали специфику того времени, когда многие политические и богословские споры, что сопровождали ранний ислам, были уже урегулированы. Как представители ортодоксальных ветвей ислама , суннитские и шиитские авторы смотрели на ранний период истории ислама, в частности на хариджитское движение, через призму такой ортодоксальной точки зрения . Однако таких источников не очень много, и большая часть информации о движении известно их второго типа источников , которые при этом носят явный полемический характер: их авторы склонны изображать своё течение как истинное, в связи с чем они изображают хариджитов с враждебной стороны . И хотя авторы обоих типов работ опирались на более ранние источники как хариджитского, так и нехариджитского толка, большая часть из которых не сохранилась, они видоизменяли их в своих интересах литературными топосами . Они называли хариджитов «сектантами» . В научной литературе под «исламской сектой » понимается группа верующих, которая самостоятельно решает свои вопросы не опираясь и не признавая авторитет халифа и имама . Ряд «сект» также считают необязательным жить по шариату . В частности в них многие описания восстаний хариджитов отображены по общей схеме: сбор представителей течения в определённом месте, назначение/ выборы лидера, который встаёт на своё место с неохотой после уговоров, связанных с его категорическим отказом. После этого он произносит свою трогательную проповедь с заявление о необходимости бороться во имя Бога , и начинается восстание . Отличаются они в основном лишь наличием или отсутствием описания крайнего благочестия, постоянных призывов к войне за веру или крайней жестокости . Основываясь на одном из наиболее известных хадисов Мухаммеда о разделении ислама на 73 течения, из которых спасётся лишь один, а остальные будут обречены гореть в аду как отклонившиеся от «нормального пути» , ересиографы были в основном озабочены представлением всех течений помимо своего как отклоняющиеся от нормы со своими еретическими доктринами . Из этой идеи и выросли изменения в истории определённых группировок. Некоторые эпизоды, равно как и некоторые из течений, ересиографы просто выдумали чтобы вписаться в данный хадис . Сообщения различных ересиографов часто путаные и противоречат друг другу. Это делает «реконструкцию действительности» и мотивов хариджитов, свободных от каких-либо дальнейших интерполяций весьма трудной . Историки Ханна-Лена Хагеманн и Питер Веркинден писали, что источники иногда использовали хариджитов в качестве литературного инструмента для решения других вопросов, не связанных с хариджитами, таких как « статус Али , опасность общинных распрей или юридические аспекты восстания» .
Ибадистские источники при описании связанных с хариджитами событий с одной стороны агиографичны и заботятся о сохранении групповой идентичности для чего иногда выдумывают новые события или приукрашивают старые с целью романтизации и возвеличивания ранних восстаний и их лидеров для создания «якорей групповой идентичности» . С другой стороны ибадиты с враждебной точки зрения описывают другие группы, которые отделились от хариджитов . Источники, будь то ибадийские, историографические или ересиографические, не обязательно сообщают о событиях так, как они происходили на самом деле. Они скорее показывают, как их авторы смотрели на эти события, и как хотели бы, чтобы их читатели смотрели на них .
Основными историческими хрониками, авторы которых описывали историю хариджитского движения, являются одни из ранних работ — « » аль-Балазури (ум. 892), «аль-Камиль» аль-Мубаррада (ум. 899), « История пророков и царей » ат-Табари (ум. 923) и « » аль-Масуди (ум. 956). Все эти авторы являлись суннитами . Другими известными историческими источниками, в которых хариджиты рассматриваются в меньшей степени, являются хроники авторства Ибн аль-Асира (ум. 1233) и Ибн Касира (ум. 1373), во многом основанные на «Истории пророков и царей» , которая, наряду с работами аль-Балазури, аль-Масуди и аль-Мубаррада, основана на сочинениях ранних исламских авторов, дошедших до нас обрывочно или лишь в цитатах из других работ: Абу Михнафа (ум. 773), Абу Убайды (ум. 825) и аль-Мадаини (ум. 843) . Вторая (ересиографическая) категория работ представлена сочинениями аль-Мадаини (ум. 843), аль-Ашари (ум. 935), аль-Багдади (ум. 1037), Ибн Хазма (ум. 1064) и аль-Шахрастани (ум. 1153) и других, более мелко и обрывочно повествующих о событиях . Среди сохранившихся ибадитских произведений выделяется ересиографическое сочинение VIII века , который рассматривает все прочие ответвления хариджизма помимо ибадизма как экстремистские группы . Ещё одна работа ибадитская авторства аль-Калхати, написанная в XII веке, подробно описывает события внутри движения, в частности противоречия, которые привели к ответвлениям .
Первыми предводителями хариджитов являются « мухаккимиты », которые выступили против халифа Али , когда он принял решение назначить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Муавией . Хариджиты собрались в местности Харура вблизи города Куфа , их руководителями были ‘Абдуллах ибн аль-Кавва аль-Яшкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Абу ‘Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу-с-Судайя.
Среди них также находился ‘ Абдур-Рахман ибн Мульджам , который впоследствии убил Али, когда тот совершал утреннюю молитву (это был человек, которого в своё время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб . Аз-Захаби в «аль-Мизан» рассказывал о нём: «Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба , желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!»).
Главой иракских хариджитов был Нафи’ ибн аль-Азрак , а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Ямамы , во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир , аль-Аш’ас ибн Кайс , Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.
Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов . Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба , не признавая Усмана ибн Аффана , Али и всех остальных ( Омейядов , Аббасидов и др.).
Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман ( арабов и неарабов) внутри уммы . Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Проповедовали идею множественности халифов.
Выработали представления о малом и большом грехе . По их мнению, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному . Также хариджиты внесли в исламское богословие постулат о бесполезности веры без ее подкрепления благочестивыми поступками .
Хариджиты возникли в период ранней исламской истории, когда из-за масштабных завоеваний в Праведном халифате обострилась борьба за власть . Они стали первым в истории течением, представители которого открыло объявили о неповиновении халифам . Эпохой их становления стала первая мусульманская гражданская война , получившая наименование « Первая фитна » (букв. — «Смута» ), масштабный конфликт в основном между четвёртым « праведным халифом » Али ибн Абу Талибом и восставшим наместником Муавией ибн Абу Суфьяном , ставшей следствием убийства третьего халифа, Усмана ибн Аффана .
Избрание халифом Усмана ибн Аффана было сюрпризом для многих жителей халифата, так как он был слабохарактерным человеком, которого многие подозревали в трусости . Но в то же время он был очень богат и заработал значительные суммы. Хотя Усман был верным спутником Мухаммеда со времён Мекки и был предан делу ислама, он происходил из клана Омейядов племени Курайш — группы мекканских семей, к которым принадлежали сам Мухаммед и большинство его выдающихся мекканских спутников . Омейяды были ярыми противниками Мухаммеда во время начала его служения и приняли ислам только после завоевания Мекки в 629/30 году , ближе к его смерти . Мухаммед, а затем Абу Бакр и Умар долгое время пытались склонить Омейядов на свою сторону и включить их в новый порядок, награждая их подарками и важными должностями . Придя к власти, он стал раздавать почётные титулы и владения не ансарам , сподвижникам и завоевателям, а своим родственникам-Омейядам . Помимо непотизма и фаворитизма своих высот в годы его правления достигла коррупция . Кроме того, Усман активно вмешивался во внутренние дела провинций , что в конце концов привело к тому, что большая часть населения халифата воспротивилась его правлению . Египтяне и иракцы осадили халифа в его доме и после череды событий убили. Это событие, ровно как и возведение в сан халифа Али ибн Абу Талиба, вызвало начало гражданской войны . Первыми против Али выступили вдова Мухаммеда Аиша и сподвижники под командованием Тальхи и Зубайра . Они считали избрание недействительным из-за участия в нём убийц Усмана. В ноябре 656 года Али разгромил их в « Верблюжьей битве » . Позже Али осудил наместник Сирии и родственник Усмана Муавия из Омейядов. Он выступил против него, считая, что Али покрывает убийц в лагере, а также что Али соучаствовал в убийстве халифа Усмана (хотя известно, что его сын Хасан оборонял халифа и даже мог быть ранен в ходе осады ). Две армии столкнулись при Сиффине . Битва вскоре зашла в тупик, но Муавия находился на грани разгрома и, нацепив на копья мусхафы , предложил заключить перемирие . Коранисты в армии Али оценили этот жест, восприняв его как обращение к воли Бога , и потребовали от Али прекращения сражения. Вначале он отказался, но под давлением и угрозами применения силы со стороны иракцев из эль-Куфы (известных как «курра», то есть « чтецы Корана ») уступил . Был создан арбитражный комитет, состоящий из представителей Али и Муавии, которому было поручено разрешить спор в соответствии с Кораном и Сунной . Хотя большая часть армии Али приняла соглашение, одна группа шиитов, в которую входили многие представители племени Бану Тамим , решительно возражала против арбитража .
Когда Али возвращался в свою столицу, недовольство началом арбитража в армии усилилось и вырвалось наружу. Группа раскольников численностью до 12 тысяч человек отделилась от армии, поселившись в Харуре недалеко от эль-Куфы, благодаря чему получили своё первое прозвище — «харуриты» . Члены группы считали, что Усман был убит вполне заслуженно из-за кумовства, а не правления в соответствии с шариатом, и считали Али законным халифом, а Муавию — мятежником, заслуживающим кары. Они указывали на один из аятов Корана, говорящий о том, что с мятежником нельзя заключать арбитраж и что с ним следует бороться пока он не признает свою вину : «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» . В связи с этим они отказались от поддержки Али, считая, что согласившись на арбитраж он пошёл против Бога и священной книги, поскольку отверг « единственно верный божий суд » и попытался поставить себя и человеческое суждение выше воли Аллаха, что привело к появлению в рядах хариджитов девиза «Судить дозволено лишь Богу». Так как они стали первым течением, что поставил это в абсолют, в мусульманских рядах они получили прозвище « Мухаккимиты » . Через некоторое время Али посетил Харуру и, убедив перебежчиков отказаться от протеста, вернулся в столицу . По данным Абу Михнафа , они согласились вернуться при условии, что через полгода война с Муавией будет возобновлена, а сам Али при этом признает свою ошибку .
Отказавшись денонсировать арбитражное разбирательство, Али в марте 658 года отправил делегацию во главе с Абу Мусой аль-Ашари для проведения переговоров. Мятежники же выбрали своим халифом благочестивого Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби. В связи с этим раскольники решили окончательно оставить халифа и, чтобы избежать обнаружения, разделились на небольшие группы и направились к Нахраванскому каналу на восточном берегу Тигра . Попутно к ним присоединились ещё около 500 человек из Басры . Именно тогда они получили своё прозвище — «хариджиты», то есть «вышедшие, возмутившиеся, мятежники» . После прибытия пополнения из Басры мятежники объявили Али незаконным правителем и вероотступником . В историографии считается, после этого они убили нескольких его сторонников .
Арбитраж тем временем пришёл к выводу, что повстанцы убили Усмана незаконно. По ряду существенных вопросов же согласия достигнуть и вовсе не удалось, в связи чем судебный процесс развалился. Али же осудил поведение как своего посла Абу Мусы, так и поведение главного арбитра со стороны Али Амра ибн аль-Аса как не соответствующее Корану и сунне и призвал сторонников к возобновлению боевых действий . Он вновь пригласил хариджитов составить ему компанию в бою с врагом. Они согласились прийти только при условии, что Али покается в содеянном и признает арбитраж ошибкой и действием против Бога. Али отказался и, не видя возможности заключить мир, отправился в Сирию без них . Но по дороге он получил вести об убийстве мирных жителей, а затем и своего посланника, отправленного для расследования произошедшего. Его последователи, опасавшиеся за свои семьи и имущество в Куфе призвали Али разобраться с хариджитами перед наступлением на Муавию . Али согласился и направился к ним. Когда хариджиты отказались выдать убийц, люди Али атаковали врага и нанесли ему тяжёлое поражение при Нахраване в июле 658 года, убив халифа, большинство его сторонников , и около 2400 человек , а ещё 400 ранив и/или взяв в плен . Это событие лишь закрепило раскол, и мятежники по всему халифату продолжили свои восстания против халифа. Уже в годы правления Али халифату пришлось подавить 5 восстаний, в каждом из которых участвовало до 200 человек . Хариджиты настолько яро призывали к месте, что в конце концов один из них убил Али 26 января 661 года в мечети Эль-Куфы .
В августе 661 года приходом к власти исконного врага движения, Муавии ибн Абу Суфьяна, закончилась первая фитна. Это событие послужило поводом для нового восстания хариджитов против власти халифов. В строй вернулись и те хариджиты, которые не захотели сражаться с Али при Нахраване и покинули своих лидеров. Под руководством своего нового лидера, Фарва ибн Нафвала аль-Ашджаи из племени Бану Мурра, около 500 человек напали на лагерь Муавии в небольшом местечке недалеко от Эль-Куфы, где Муавия принимал присягу от жителей последней. Последовала битва, в которой хариджитам удалось отбить первую из атак подчинённых Муавии, однако в конце концов битва закончилась не в их пользу: большинство мятежников сложили здесь свои головы . В дальнейшем состоялось ещё 7 восстаний, в которых участвовало меньшее число людей, — от 20 до 400 человек. Их подавил наместник Куфы . Наиболее известным из них стало восстание признанного хариджитами халифом в 663 году Муставрида ибн Уллафы, который с отрядом последователей численностью около 300 человек выдвинулся из Эль-Куфы в Бехрасир . Там его встретил заместитель наместника, которому Муставрида предложил отречься от Усмана и Муавии и осудить их как «привнёсших новшества в религию и отрицавших священную книгу» . Когда он отказался, халиф хариджитов вместо того, чтобы дать противнику прямой бой, решил первоначально истощить и раздробить силы противника, вынудив их броситься за мятежниками в погоню. Хотя Муставрид смог противостоять этому небольшому отряду, он снова бежал в сторону Эль-Куфы, когда прибыла основная часть войск суннитов под командованием Макиля ибн Кайса. Однако хариджитам удалось обойти авангард противника, численностью в 600 человек, и нанести неожиданный удар по основным силам, разбив их. Однако авангард успел вернуться и нанести удар противнику с тыла. В последовавшей сече почти всех мятежников перебили .
Около 663 года куфийский хариджизм был де-факто уничтожен . Лишь в 678 году произошло небольшое восстание последователей Муставрида, которое было легко подавлено .
Учение стремительно идеализировалось и радикализировалось. Так, уже в 80-е г. VII в. в Ираке выделилось крыло азракитов , а в восточной Аравии — надждитов . В 20-е г. следующего (восьмого) века в Аравии оформились течения ибадитов и байхаситов , а на территории современного Афганистана — аджрадитов , от которых откололись впоследствии саалабиты . По теологическим мотивам группировки дробились и далее, так что в X веке в разных регионах Халифата существовало около двадцати хариджитских общин.
Единодушно выступая против власти халифов, хариджитские группировки соперничали между собой в теологических вопросах, что не позволило им стать единым оппозиционным движением. Признание неверными всех остальных течений, кроме своего, исключало любые переговоры. Жестокость, с которой хариджиты вели боевые действия, отпугивала от них местное население. Однако для войск в правительственном стане хариджиты не являлись врагами ислама и потому могли находить (и регулярно находили) сочувствие.
Движение хариджитов в 680 / 690-е сопровождалось военными успехами. Наступление азракитов было остановлено только в битве под Рамхурмузом . Однако даже после этой победы весь Южный Иран к востоку от Казеруна оставался подконтролен азракитам. Так, отряды действовали в Южном Иране до 697 г. н. э., а окончательно были разбиты только в 699-м. Параллельно с азракитам в Северный Ирак в конце лета 695 года н. э. вторглись отряды суфритов под командованием , которые были выбиты только в марте 697 г. н. э.
Поражение двух крупнейших и радикальнейших хариджитских мятежей не стало концом движения. Боевые отряды ибадитов действовали в Аравии вплоть до Третьей фитны , где в 747 г. н. э. захватили Мекку и были выбиты лишь в 748 г. Это обстоятельство отвлекало крупные войсковые формирования из Хорасана , где начиналось выступление Аббасидов, и сыграло определённую роль в успешном для них исходе гражданской войны.
В настоящее время ибадиты («умеренные» хариджиты) составляют большинство населения в Омане .
По аш-Шахрастани :
Из авторов, написавших книги об этой группе, можно упомянуть следующих: