Interested Article - Гунны

Империя гуннов ок. 450 года
Жорж Рошгросс . Гунны грабят римскую виллу. Одно из немногих изображений гуннов в живописи, приближенное к реальности.

Гу́нны ( греч. Ούννοι , лат. Hunni) — древний народ, сложившийся в степях Восточной Европы во II—IV вв. на основе мигрировавших из Центральной Азии хунну с участием местных угров и сарматов . Их нападение на причерноморских готов послужило толчком для Великого переселения народов . Упоминания о гуннах встречаются как в трудах античных авторов ( Аммиан Марцеллин , Приск , Иордан и др.), так и в германском эпосе ( Песнь о Нибелунгах , Старшая Эдда ).

В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, разгромив королевство бургундов на Рейне ( 435 ) и бросив вызов Римской империи . После смерти Аттилы в 453 году Империя гуннов распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников. На гуннское наследие претендует Венгрия .

Имя гуннов послужило эпонимом для астероида .

Название

Форма Οὐεννοί в «Хронике» Ипполита , написанной до 235 года, является искажением Οὐενετοί . В армянских источниках упоминаются в форме арм. Հոնք Honkʿ .

Аммиан Марцеллин в XXXI книге «Деяний» обозначает гуннов как Hunnorum gens . В сочинениях Приска Панийского , византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны» . Предположительно текстами Приска пользовался Иордан .

Влияние на этническую историю

Георгий Вернадский отмечает положительное влияние гуннов на формирование славянского мира, за счет освобождения Восточной Европы от власти германских и иранских элементов:

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определенном смысле периодом освобождения восточных славян не только от готского , но также и от иранского контроля. Привлекая славянские подразделения в свою армию и используя их как вспомогательные во время своих кампаний, гунны научили военному духу анто -славян.

.

В средневековых источниках «гуннами» именовался ряд кочевых объединений в других частях Евразии, в частности эфталиты белые гунны »), кидариты («чёрные гунны»), хиониты в Средней Азии и Индии.

Наследниками гуннов считаются булгары , которые разделились на дунайскую, волжскую и кавказскую ветвь. Дунайские булгары приняли византийское православие и, смешавшись со славянами, породили болгарский народ , волжские булгары стали предками чувашей, а кавказские стали предками балкарцев . Также к гуннам возводят происхождение якутов .

Происхождение

Зона расселения хунну

Предками европейских гуннов являются кочевники хунну , обитавшие в I тыс. до н. э. в степях между Байкалом и рекой Хуанхэ у северной границы Древнего Китая. В I в. н. э. после ожесточенных войн южные хунну начали интегрироваться в состав китайских государственных объединений, а северные хунну потерпели поражение от сяньби (предков монголов), покинули регион впоследствии названный Монголией и двинулись в земли сарматов (Казахстан), угров (Приуралье) и тунгусов (Якутия) .

Существует точка зрения, что гунны были тюркским народом, однако в ситуации Великого Переселения Народов их можно считать не столько народностью, сколько политическим образованием, куда мог входить пестрый этнический компонент (в зависимости от региона): древние угры, сарматы, славяне и даже германцы.

Жозеф де Гинь первым высказал мнение, что гунны ( des Huns ) могли быть по происхождению тюрками или прототюрками . Английский учёный Питер Хизер считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», вторгнувшихся в Европу . Турецкий исследователь Кемаль Джемаль видит подтверждение этой версии в фактах сходства названий и имён в тюркских и гуннских языках. Данную версию принимает также венгерский исследователь Дьюла Немет .

Ряд исследователей относят гуннский язык к тюркским .

Тюрколог И. Л. Кызласов сближает материальную культуру хунну с монголо-маньчжурскими народами. Так, в частности, для всех тюркских народов характерно жилище, именовавшееся общетюркским термином «иб», изначально стационарное, но послужившее прообразом конструкции юрты ; напротив, гуннам свойственны землянки с Г-образной лежанкой . О монгольском происхождении гуннов писал Н. Я. Бичурин . Из современных исследователей монгольскую теорию поддерживает А. С. Шабалов .

По мнению К. А. Иностранцева, поддержанного Л. Гумилёвым , «Кочевавший к северу от Китая… народ хунну образовался из усилившегося тюркского рода. Значительная часть подчиненных племен состояла тоже из турков, хотя… в состав государства входили другие племена, как то: монгольские, тунгузские, корейские и тибетские. В Северо-Западной Азии и в Восточной Европе турки хунну, или гунну, столкнулись с другими племенами. Прежде всего на их пути стояли племена финские . Чем далее двигались гунны, тем более редел среди них турецкий элемент» .

Устаревшей считается теория финнизма хунну и гуннов. Согласно этой теории, гуннские племена имели большое влияние финно-угорских племен. В рамках данной теории финно-угорское происхождение приписывалось также к племенам хунну .

Иордан рассказывает легендарную версию происхождения гуннов в работе " О происхождении и деяниях гетов " ( лат. De origine actibusque Getarum ), или Гетика ( лат. Getica ) . Когда готы при короле Филимире ( Filimer ) пришли в Скифию, то они изгнали в пустыню женщин-колдуний, ведьм ( magas mulieres ), именуемых галиурунами ( ). В изгнании они зачали от нечистых духов ( spiritus inmundi ) и породили племя гуннов ( Hunni ).

Палеогенетика

Исследование ДНК скелета элитного гунна из Музея естественной истории ( Будапешт , Венгрия), датированного средней третью V века, показало, что он имел Y-хромосомную гаплогруппу L . Другие исследования показали Y-хромосомные гаплогруппы Q-M242 , N , C-M130 и R1a1 . Захоронения в Китае показали Q-M3 и митохондриальную гаплогруппу D4j12 . У трёх гуннов из Венгрии определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a-Z2124, R1b-U106 и Q1a2-M25 .

Генетически гунны были неоднородны: одна группа происходила из Восточной Азии (хунну), а другая была генетически похожа на центральноазиатских кочевников ( саки ) . Несмотря на различие языков, современные венгры в определенной степени сохраняют генофонд гуннов

История

Юебань — объединение гуннов на территории современного Казахстана

Ранние следы пребывания гуннов обнаруживают в Забайкалье и датируют их II в. до н. э. — I в. н. э. (с этой позиции гунны отождествляются с хунну ). После разгрома от сяньби , прародина гуннов превращается в Монголию, а часть гуннов мигрируют на запад и образуют объединение Юебань в восточном Казахстане. Подпавшие под влияние местных сарматов, часть гуннов ассимилируется и оседает на северной границе государства Сасанидов ( иранские гунны ).

Самой известной становится западная ветвь гуннов осевшая с степях Прикаспия. Около 155 года они достигли Волги . В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком и относятся к региону в восточной области Прикаспия . Как считается, самое первое известие о гуннах находится в « Географии » Клавдия Птолемея . Он располагал народ хуны между бастернами и роксоланами . Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 371 году гунны покорили аланов на Дону (танаиты), а в 373 году затем разгромили остготское государство Германариха на Днепре и заняли Паннонию . Иордан отождествляет гуннов и савиров . Он пишет, что узнав о недуге Германариха , король гуннов Баламбер двинулся войной на остготов . Германарих, страдая от раны и не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Его смерть дала гуннам возможность разгромить остготов . Гунны подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра ) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра ) отступить во римские пределы ( Фракия ) под покровительство императора Валента .

На границах Римской империи

Гуннские воины. Вариант реконструкции, Венгрия.

В год смерти Валентиниана (375 год) сарматы, вероятно, входившие в так называемый «гуннский союз племён», напали на Римскую империю , перейдя Дунай в области Реция . Император выступил против них с огромным войском, не решившись противостоять которому сарматы отправили посольство с просьбой о мире.

В начале 384 года гунны и их союзники аланы занимали большие территории Венгерской равнины ( Альфёльд ), однако как показывает поход 395 года владения гуннов простирались на восток до Волги и Терека. Однако центральной власти у них не существовало. Римские историки называют племена гуннов филами, а вождей — филархами.

В 395 году , пройдя через Кавказ , гунны опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию Малой Азии ).

C 400 года известен гуннский король Ульдин , который владел землями современной Румынии и Венгрии. В 406 году гунны выступают как федераты Рима. Совместно с легионами Стилихона они наносят поражение готам Радагайса в Италии.

Около 412 года упоминаются вожди гуннов Донат и Харатон . В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары , остготы , герулы , гепиды , сарматы , сабиры и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах.

В 422 году гунны атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 433 году вождь гуннов Ругила стал грозить Восточной Римской империи разорвать мирные соглашения из-за беглецов, укрывшихся на территории империи. В ходе переговоров Ругила скончался.

Эпоха Аттилы

Империя Аттилы. Исторический атлас (Shepherd, William R. New York, 1923.)

После смерти Ругилы правителями гуннов стали его племянники Аттила и Бледа , последний при невыясненных обстоятельствах в 445 году погиб на охоте и власть Аттилы стала единоличной. Приск писал, что « Аттила это человек, который рождён потрясти Мир ». По сообщению Аммиана , « Аттила сравнял с землёй всю Европу ».

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов . В 452 году гунны вторглись в Италию , разграбив Аквилею , Милан и ряд других городов, но затем отступили.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри его империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов.

После Аттилы

В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты своими союзниками из числа остготов и гепидов , которые основали собственные королевства на территориях Паннонии и Дакии . Небольшая часть гуннов, согласно Иордану, ушла в Иллирик (в район города Видин ). Эрнак , младший сын Аттилы, увел свою орду в Малую Скифию . Еще одна часть гуннов во главе с родственниками Эрнака Эмнетзуром и Ултзиндуром поселилась на южном берегу Дуная в пределах современной Болгарии. Иордан также сообщает, что около 456 года гунны и остготы Валамира сражались на Днепре . В 468 году сын Аттилы Денгизих еще воевал с остготами в Паннонии.

Феофан упоминает гуннов в составе войск восставшего Виталиана (470—518), с которым они разоряли области Фракии, Малой Скифии и Мёзии , а в 540 году Прокопием зафиксирован мощный набег гуннов, когда они большими массами переправлялись через Дунай и разгромили множество укреплений Балканского полуострова . В 551 году Нарсесу , двигавшемуся походом в Италию, пришлось разбить гуннов около Филиппополя (совр. Пловдив ), а в 559 году гунны- кутургуры с царём , завидуя тому, что получили утургуры с , совершили набег, по сообщению Агафия, имея в составе своего войска славян . Они грозили Константинополю, пройдя за «Долгую стену», в то время как другой отряд с суши и с моря напал на Херсонес . Феофилакт Симокатта говорит о двух племенах — тарниах и котцагир, происходивших от народов уар ( др.-греч. Ουάρ) и хунни ( др.-греч. Χουννί), которые бежали от тюрок, а прибыв в Европу, присоединились к « бывшим с каганом аварам » , относя это событие к 598 году . Константин Багрянородный (правил с 908-го по 959-й год) считал, что Аттила был королём аваров и его завоевания привели к основанию Венеции .

Восточные гунны

Одеяние гуннского вождя. Вариант реконструкции.

Аммиан Марцеллин при описании осады города Амида сасанидским царём в 503 году упоминает хионитов в персидском войске. Хроника Иешу Стилита , сообщает: « хиониты, которые суть гунны » . Там говорится о требовании Перозом золота от Византии, которое он подкреплял беспокойством о том, чтоб гунны не перешли на Византийскую землю. Захария Митиленский сообщает: « Когда Пероз, царь персидский, воцарился в своей земле, в тринадцатый год Анастасия вышли гунны через „ Каспийские ворота “, которые охранялись персами » .

Захария сообщает, что и Кавад , сын Пероза, настойчиво спрашивал с ромеев золото, которое получал в качестве оплаты содержания войск оберегавших « ворота » от гуннов . Прокопий Кесарийский утверждает, что Кавад овладел « Каспийскими воротами » после смерти Амвазука, родом гунна, который предлагал передать охрану « ворот » ромеям, но Анастасий, якобы, не надеясь на военную силу, отказался, а Кавад прогнал детей Амвазука и захватил их .

Однако охрана « ворот » Кавказа могла быть в интересах не только Ирана, но и Византии, так как обуславливала спокойствие и её областей. По сообщению Бар-Эбрея (1226—1286 гг.), под 708 годом эры селевкидов ( 397 год н. э.), во времена ромейских царей Аркадия и Гонория , гунны наводнили ромейские провинции Сирию и Каппадокию, опустошили их, так что они обезлюдели . В житие Петра Ивера сообщаются подробности. Фарсман был военачальником при дворе Аркадия, когда раскрылась его интимная связь с Евдокией , женой Аркадия, бежал в Иберию , где ему удалось занять престол. « Когда он воцарился над иверами, он взял с собой белых гуннов, бывших соседями иверов » . Белые гунны « были причиной многих зол для тех, которые были в подданстве у ромеев », что является указанием на опустошения, причинённые гуннами в Месопотамии.

В 395 году гунны прорвались в Междуречье и на сиро-финикийское побережье через Кавказский хребет . Латинский писатель Иероним , совершавший в это время паломничество на Восток, сообщает, что гуннская орда ( лат. Hunnorum examina) двигалась с Танаиса (совр. Дон ), где находились « невероятные », « страшные » массагеты . Весь восток « содрогнулся от сообщений вестников, что от далёкого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов ».

Прокопий, секретарь Велизария , полководца императора Юстиниана , рассказывает о борьбе Пероза с « белыми гуннами », также называя их и эфталитами. Он подчёркивает их отличие от иных гуннов, которых называет « безобразными », а их образ жизни « скотским », под чем следует понимать отсутствие у них управления единым царём, отмеченное им у эфталитов . Прокопий сообщает об их навыках к оседлой жизни , а Менандр говорит об эфталитах, как о народе, жившем в городах . По-видимому, видя эти отличия эфталитов, а в описании гуннов Аммианом в 1849 году Луи Вивиен де Сен-Мартен писал: « Нет, эфталиты не гунны », в чём с ним соглашался и Друэн .

Если Аммиан пишет о Шапуре , в войсках которого были хиониты, то для Иешу Стилита хиониты суть гунны. Если Стилит говорит о борьбе Пероза с хионитами, то Прокопий называет их эфталитами и « белыми гуннами ».

Согласно Стилиту, Пероз дважды попадает в плен к хионитам, причём оба раза был выкуплен Зеноном , который и примирил стороны . По Прокопию, Пероз попал в плен благодаря хитрости эфталитов, которые завели его на дорогу, кончавшуюся тупиком в горах, где была устроена засада, в результате чего персы были окружены . На основании сообщения Мухаммада ат-Табари , можно утверждать, что война происходила в областях Хорасана («откуда приходит солнце» — пер. с перс.) . Пероз был пленён и оставил гуннам в заложниках своего сына Кавада, которого затем выкупил.

Захария пишет, что в тринадцатый год Анастасия ( 504 год ) гунны, пройдя через « ворота », охраняемые персами, достигли их пределов . Пигулевская, считая это сообщение анахронизмом, полагает, что только широко известное участие Пероза в борьбе с эфталитами могло ошибочно вызвать его имя. По её мнению здесь речь ведётся о борьбе Кавада с гуннами в северных областях Ирана, отмечаемой Прокопием . Однако хроника говорит о смерти Пероза, о « воротах » Кавказа и о гуннах, которые, « подобно злосчастным зверям, изгнаны богом в северо-западную страну ». Пероз, выйдя на встречу гуннам, осведомился о причине их вторжения. Те отвечали, что ромейский император обещал им « умножить подати », если они разорвут дружбу с персами, и если персы не дадут столько же, то « примут войну ». Пероз согласился с условиями, что, после трапезы, клятвенно, « простирая руки к небу », было закреплено сторонами. Для сбора подати осталось около четырёх сотен гуннов, остальные были отпущены и рассеялись. Узнав, что гуннов много меньше, Пероз нарушил договор и приготовился к войне. Желая победить лжецов, гунны принесли клятвы, на пылающие угли вылили мускус и ароматы, « принеся их богу ». Гунны, начав битву с Перозом, убили его и множество из его войска и возвратились в свою землю. По сообщению Стилита, на большом поле гуннами были вырыты ямы, едва покрытые досками и землёй. Расположившись у поля в районе города Горго (совр. Горган ), один из отрядов гуннов показался персам и увлёк их к опасному проходу. Хитрость удалась, всё войско с Перозом и его сыновьями погибло, остальные были взять в плен .

Кавад, сын Пероза, будучи на престоле, опирался на маздакитов , и по заговору персидской знати и « магов, за нечистые обычаи и извращённые законы », был вынужден бежать из страны, к гуннам, к царю, у которого был заложником, и породнился с ним, женившись на его дочери и своей двоюродной сестре . Прокопий, говоря о бегстве Кавада, упоминает гуннов эфталитов . Тесть дал ему войско, с помощью которого Кавад восстановился на престоле. Стилит описывает войско Кавада при осаде византийского города Эдесса , в котором персы « метали стрелы », арабы « направляли копья », а гунны « склонили палицы » . По результатам этих походов Кавада Константинополь был вынужден выплатить контрибуцию .

Примерно этим временем Пигулевская оценивает якобы смену хионитов Аммиана эфталитами Прокопия . Феофан Византийский сообщает, что Эфталан , царь эфталитов, от которого весь род имеет прозвание, победил Пероза и персов, которые потеряли торговые города и гавани, вскоре их отняли тюрки . Прокопий, называя эфталитов в войске Кавада, также говорит и о его борьбе с некими гуннами в северных областях Ирана . Пигулевская считает ошибкой утверждение , будто Кавад разорвал союз с эфталитами, вступив с ними в борьбу, как и то, что Табари называет царя гуннских войск, к которому бежал Кавад, каганом и тюркским царём . Стилит отмечает, что воинственное племя тимурайе (по Захарию Кавад воевал с Тимурайе — имя собств.) восставало и, спускаясь с гор, грабило проезжих купцов, но затем испугалось рати гуннов Кавада и починилось . Около 562 года Хосрой , сын Кавада и внук Пероза, хвастаясь перед Константинополем, говорил, что он разрушил власть эфталитов , но покончили с ними тюрки .

Менандр утверждает, что в древности тюрки назывались саками , их предводитель Силзибул выступил против эфталитов . Табари сообщает, что царь эфталитов ( Haital ) был убит тюркским каганом Синджибу (Силзибул ). По сообщению Приска, жившие у океана народности теснили аваров (Бар-Эбрей называет кагана авар хазарским каганом ). Авары оказали давление на дагестанских сабиров, которые выгнали с насиженных мест сарагуров, урогов и оногуров. Эти, будучи гонимы, пришли к гуннам акацирам , требуя от них земли, а победив их в длительных битвах, направили посольство в Византию . Сарагуры и акациры, двигаясь по побережью Каспийского моря , стали « стучаться » в « Дербентские ворота », но нашли там персидский гарнизон . Это сообщение Приска Пигулевская относит ко времени Пероза (459—484), предшествующее тому, как Агафий и Прокопий отмечали на Северном Кавказе сабиров, откуда они, якобы, вытеснили сарагуров . Однако Приск не связывает требование золота персами с охраной « ворот » Кавказа, он отмечает, что, по мнению персов ромеи должны были помогать им деньгами в войне против гуннов, называемых кидаритами, однако теперь Константинополь отвечал, что содержать свои войска должно каждое государство само . В то же время известно о посольстве Византии к тюркам в четвёртом году царствования Юстина II (по Иоанну Эфесскому , посольство к тюркам, живущим « внутри персидских областей », было направлено в седьмом году царствования Юстина ), которое имело для неё благоприятные последствия, так как сразу же после него каган со своим войском выступил против Ирана .

В 451 году Армения , пытавшаяся освободится из-под влияния Ирана, одержав верх над персидскими отрядами за Курой , вовлекла в эту борьбу соседние государства. На стороне армян приняли участие агваны Албании . По сообщению Елисея Вардапета одно из ущелий, вероятно Дербентское, требовало особой охраны, так как открывало гуннам доступ в Закавказье. Его охрана была поручена Вагану, родственнику царской семьи агван. От кого нуждалось в охране это ущелье, Вардапет не сообщает, однако отмечает, что Вагану армянами было поручено войти в соглашение с гуннами и другими варварами, к которым он направился в качестве посла. Общими усилиями иранцы были выбиты из ущелий « гуннских гор ». Эти же события описывает и Лазарь Парпеци , который сообщает, что « армянские войска » под предводительством Вартана, принадлежавшего « к царской семье Албании », перешли Куру и в области агван встретились с войсками персов . После победы над ними армянские войска направились к ущелью, что разделяло страну агван и гуннов, где выбили стороживших его персов, а его охрану поручили тому же Вагану. К гуннам Ваган направился с дипломатическим поручением присоединить их военные силы к армянским и албанским, которое он выполнил . Однако из армянских источников не вполне ясно, участвовали ли гунны в военных действиях против персов за Курой.

По мнению Пигулевской, области на северо-восток от Главного Кавказского хребта в это время были в руках гуннов , однако тому предшествовали события, описываемые Приском. Около 448 года Васих и Курсих, принадлежавшие к войску Аттилы, « мужи из царских скифов и начальники многочисленного войска », пройдя степные пространства, переправившись через Меотиду (совр. Азовское море ) и Кавказ, перешли персидскую границу и произвели опустошения . Персидское войско напало на них и отняло обратно большую часть добычи. Отступая, они шли другой дорогой, там, « где пламя вырывается из скал ». По мнению Г. С. Дестуниса , здесь речь идёт о « вечных огнях », горевших у нефтеносных берегов Каспийского моря, то есть их обратный путь лежал через Дербенсткий перевал, тогда как ранее орды Васиха и Курсиха прошли другой дорогой, возможно , через Дарьяльское ущелье .

Фавстос Бузанд сообщает, что маскутский царь Санесан , повелитель многочисленных войск гуннов, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову . Собрав всё войско гуннов, аланов и мазкутов (арм. форма «массагеты»), перешёл свою границу, реку Куру, « наводнив » армянскую страну . Парфянский монарх ввиду возникшей у него войны с уннами, по прозванию кидаритами, отклонил просьбу обратившихся к нему лазов (Приск. 4. 25).

С начала VI века и до первой половины VIII века (738 год) на территории Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках « Царством гуннов » («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров . По второй точке зрения, это союз местного кавказского происхождения . Савиры (Σαйβροι) были лишь временными союзниками гуннов и их правительница Боарикс разгромила гуннских военачальников Стиракса и Глониса, заключив союз с Византией в 528 году . Столицей был город Варачан , но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар , хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье . В 682 году глава гуннов Алп-Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом и вместе со знатью перешёл в христианство уничтожив гробницы предков и священное дерево, «Защитника страны» . О судьбе кавказских гуннов после 738 года ясных сведений нет.

Язык

Язык гуннов считается вымершим. Он известен только по отдельным словам в греческой, латинской или китайской передаче.

Происхождение гуннского языка неизвестно, научные теории предполагают, что он мог быть монгольским , тюркским , уральским или енисейским .

Культура и искусство

Военное дело

Гуннские воины. Вариант реконструкции, Бурятия.

Гунны были очень воинственным народом и вели войны практически непрерывно, постоянно нападая на соседние народы, отвоёвывая у них территорию, уводя скот, забирая в рабство мужчин и женщин. Большое внимание уделяли подготовке к войне, оружию и воинским упражнениям, повышающим мастерство воина.

В бою гунны применяли меч ( gladius ) и дальнобойный лук ( arcum ). Лук гуннов был коротким, так как стрельба велась с лошади. Это оружие имело обратный изгиб, благодаря чему при меньшем размере достигалась большая убойная сила лука. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из костей или рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными или бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные шарики с просверленными в них отверстиями, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или «скифский лук» ( лат. scytycus arcus) — по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности , — считался очень ценным трофеем у римлян. Флавий Аэций, римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии

Ещё одним гуннским оружием был аркан . Его ловко набрасывали на вражеского всадника, скидывая его с лошади. Использование этого оружие видно на картине П. Гайге «Гунны сражаются с аланами».

В боевой тактике гуннов Аммиан Марцеллин отмечал использование клинообразного строя, а также «умение рассыпаться в разные стороны и, пользуясь своей необычной быстротой, наносить удары противнику». Вдобавок к этому гунны часто обессиливали врага частыми конными атаками, а затем наносили мощный, решающий удар.

Гунны и древние славяне

Рассказывая о своей поездке по землям за Дунаем, в составе византийского посольства к Аттиле, Приск Панийский пишет: Вместо пшеницы теперь нам давали просо , а вместо вина — мёд; именно так и называли его в этих местах. А провожавшие нас получали также просо и напиток из ячменя, называемый по-варварски «камос» (предположительно квас ). В этом свидетельстве зафиксировано, что в языке гуннов присутствовали слова славянского происхождения. Мёд в данном случае не вызывает сомнения относительно происхождения, зато вокруг второго напитка — «камоса» — было немало дискуссий. Этот напиток некоторые посчитали кумысом, однако у Приска сказано, что этот «камос» изготавливался не из кобыльего молока, а из ячменя. Это дало повод учёным предположить, что «камос» — это славянское «квас». Интересно, что, ставшее по-видимому обычным употребление указанных блюд и напитков, подразумевает наличие у гуннов земледелия. Это несколько не соответствует представлению о гуннах как о кочевниках.

Историк Иордан, в своём сочинении использовавший не дошедшие до наших времён известия Приска Панийского, приводит ещё одно слово, происхождение которого связано со славянами — « страва », называя так поминальный пир по умершему гунну: «После того, как его [умершего] оплакали с такими причитаниями, они справили на его могиле страву (так это у них называется), сопровождая её большим пиром.» . Любопытно, что слово «страва» и сегодня употребляется во многих славянских языках (например, белорусском, польском, украинском, чешском) в значении «пища, еда, блюдо» (ср. укр. Страва).

Прокопий Кесарийский в VI веке, описывая славян и антов, сообщает, что «по существу они неплохие люди и совсем незлобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». Большинство историков толкует это свидетельство в пользу того, что часть славян была подчинена гуннами и входила в состав державы Аттилы. Распространённое некогда мнение (высказывалось, в частности, Юр. Венелиным ) о том, что гунны являлись одним из славянских племён, современные историки единодушно отвергают как ошибочное.

Из русских писателей XIX века Аттилу объявляли славянским князем авторы славянофильского толка — А. Ф. Вельтман (1800—1870), в книге «Аттила и Русь VI и V в.», А. С. Хомяков (1804—1860) в незавершённой «Семирамиде», П. Й. Шафарик (1795—1861) в многотомном труде «Славянские древности», А. Д. Нечволодов «Сказание о Русской земле», И. Е. Забелин (1820—1908), Д. И. Иловайский (1832—1920), Ю. И. Венелин (1802—1839), Н. В. Савельев-Ростиславич .

Внешность

Согласно БРЭ, при­над­леж­ность гуннов к мон­го­ло­ид­ной ра­се не­со­мнен­на . Римляне видели в них с непривычной и чуждой для европейских народов монголоидной внешностью не столько людей, сколько «порождения демонов» , или двуногих зверей.

Генетический анализ гуннских захоронений на территории Баварии показывает, что гунны были темноволосы и темноглазы, а также имели родство с населением юго-восточной Европы .

Римский историк Аммиан Марцеллин , так описывает гуннов в IV веке:

…все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.

Численность гуннов

Существуют противоречивые данные о численности гуннов. Так, китайские хроники пишут об армии гуннов в 100—400 тысяч человек. По данным же римских источников V века в 409 году Гонорий использовал 10 тысяч гуннов против Алариха . Эдвард Томпсон считает, что гуннов могло быть намного меньше 10 тысяч человек . Сабирская княгиня Боарикс в 528 году разгромила 20000 армию Стиракса и 30000 армию Глониса .

Демонизация гуннов

Профессор Калифорнийского университета Отто Менхен-Хельфен , большую часть жизни посвятивший изучению истории гуннов , в труде «История и культура гуннов» отметил роль средневековых хронистов и некоторых современных учёных в демонизации гуннов .

Нашествие на Европу гуннов вызывало у христианских мыслителей и суеверного населения эсхатологические настроения. Они воспринимали мир как Римскую империю, и крах последней казался катастрофой общего миропорядка. Нашествие воспринималось в контексте обещанного конца света . Такая демонизация, продиктованная ненавистью и страхом, помешала латинским историкам объективно исследовать гуннов, вследствие чего они представлены в ложном свете .

В годы Первой мировой войны британская пропаганда использовала образ гуннов для дискредитации немцев, попираясь на Гуннскую речь кайзера Вильгельма (1900)

Гунны в германском эпосе

В германской Песни о Нибелунгах гуннами правил язычник Этцель ( Аттила ), который после смерти Хельхи решил жениться на прекрасной вдове Кримхильде Бургундской с берегов Рейна . Резиденцией гуннов в «Песни о Нибелунгах» является Вена , а именно замок Трайзенмауэр . Фактически центром земли гуннов признается Австрия . Бавария упоминается как сопредельная земля. Поляки , русы и валахи упомянуты как вассалы Этцеля. Сватом гуннского короля выступает маркграф Рюдигер из Бехеларна . Замужество Кримхильды согласно сагам представляет собой средством мести за убийство ее прежнего мужа Зигфрида . Этцель предстает сильным королем, слава которого простирается от Роны до Эльбы .

В Саге о Хервёр держава гуннов ( Гуналанд ) смещается с Дуная к Днепру, а правит ими Хлед , в жилах которого течет как гуннская, так и готская кровь. Западной границей гуннов оказывается Мирквид . Главными соперниками гуннов оказываются готы, чью пограничную крепость безуспешно обороняет храбрая воительница Хервёр. Впоследствии, готы наносят поражение гуннам на Дунае и Хлед гибнет .

Гунны в русской поэзии

Валерий Брюсов в 1904 году написал стихотворение «Грядущие гунны» , где они представляют собой образ диких кочевников, организованных в «орды» и живущих в «становьях» и « шалашах ». «Грубым гунном» называл себя в стихотворении «Нате!» (1913) Владимир Маяковский . О «свирепом гунне» упоминает Александр Блок в поэме «Скифы» (1918), где он ассоциируется с мародерством , каннибализмом («мясо белых братьев жарить»), разорением городов и табунами .

См. также

Примечания

  1. Тенишев Э. Р. (неопр.) . 23 октября 2012 года. . // Языки мира: Тюркские языки. — М. , 1997. — С. 52—53.
  2. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. — Л. : ЛГУ. 1951. — 256 с.
  3. Гумилёв Л. Н. Под ред. Е. М. Жукова. Гунны // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.) . — 1973—1982. // Советская историческая энциклопедия
  4. (неопр.) 13 ноября 2018 года. ISBN 978-3-447-03533-0 .
  5. (неопр.) . Дата обращения: 22 июня 2022. 18 сентября 2014 года.
  6. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. — СПб. : 2005. — 346 с.
  7. Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. — М. , 2007. — С. 160.
  8. Castrén & Pietilä-Castrén 2000. s. 223
  9. (неопр.) . Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  10. (англ.)
  11. Otto Maenchen-Helfen . / Edited by Max Knight. — University of California Press, 1973. — P. 445. « Another name so similar to that of the Huns that, independently from one another, Latin, Armenian, and Coptic scribes changed it into Huns was Uenni. Οὐεννοί in Hippolytus' Chronicle , written before 235 A.D., is itself a corruption of Οὐενετοί . In the Liber generationis mundi , based on Hippolytus, the Οὐεννοί appear as Uieni or Uenni . The Barbarus Scaligeri has instead Hunni . Like the Western scribes, the Armenian translator of Hippolytus thought it his duty to correct the „error“ of earlier copyists: He rendered Οὐενετοί by Honkʿ
  12. Geoffrey Greatrex, Samuel N. C. Lieu. . — Routledge, 2002. — P. 262.
  13. ↑ Семенов И. Г. (неопр.) . 18 июня 2022 года.
  14. ])] от 27 ноября 2014 на Wayback Machine . // Ученые записки второго отделения императорской академии наук. — Кн. VIII. — Вып. 1. — СПб. , 1861.
  15. Иордан . (неопр.) . 15 февраля 2017 года. . / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской — СПб. : Алетейя , 1997. — C. 67.
  16. Вернадский Г. В. (неопр.) . 4 ноября 2022 года. . Глава IV. Гунно-Антский период (370—558 гг.). М.: Аграф, 2000. С.141
  17. (неопр.) . Дата обращения: 9 октября 2022. 3 июля 2022 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 13 октября 2022. 13 октября 2022 года.
  19. Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V в.). — СПб. , 1994. — С. 151—156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т. — Т. I: Народы степной Евразии в древности. — Каз. , 2002. — С. 148—152.
  20. Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2004; М. : Филоматис, 2004. — 320 с. — (Серия «Militaria Antiqua», VI). — ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
  21. (неопр.) . Дата обращения: 27 апреля 2008. Архивировано из 5 мая 2008 года.
  22. Peter Heather, «The Huns and the End of Roman Empire in Western Europe», The English Historical Review , Vol. 110, No. 435, February 1995, p. 5.
  23. (неопр.) . 8 ноября 2017 года. , on The History Files, based on conversations with Kemal Cemal, Turkey, 2002
  24. Тенишев Э. Р. (неопр.) . 23 октября 2012 года. // Языки мира: Тюркские языки. — М., 1997. — С. 52-53.
  25. (неопр.) . Дата обращения: 4 октября 2019. 27 марта 2014 года.
  26. Кызласов И. Л. (неопр.) . 8 августа 2021 года. // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). — Владивосток, 2008. — С. 71—86.
  27. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950.
  28. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 5 октября 2019. 9 октября 2019 года.
  30. (неопр.) history.wikireading.ru . Дата обращения: 24 сентября 2021. 24 сентября 2021 года.
  31. (неопр.) . www.vostlit.info . Дата обращения: 2 июня 2023. 29 мая 2023 года.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 26 ноября 2016. Архивировано из 26 ноября 2016 года.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  34. Endre Neparaczki et al. (неопр.) . 6 апреля 2019 года. , 2019
  35. (неопр.) . 21 февраля 2020 года. , 2018
  36. (неопр.) . Дата обращения: 13 октября 2022. 25 ноября 2022 года.
  37. (неопр.) . Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
  38. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон , и А. В. Подосинова . Том. I: Античные источники. Сост. А. В. Подосинов. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — С. 187.
  39. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2022. 4 октября 2022 года.
  40. Сократ Схоластик . (неопр.) . 27 сентября 2013 года. . — СПбДА . — М. , 1996.
  41. Roberts W. E . Valentinian I. // An Online Encyclopedia of Roman Emperors.
  42. (неопр.) . 25 мая 2011 года. // Вестник древней истории. № 1. — М. , 1939.
  43. Theophanes . Chronographia. — P. 160.
  44. Procopius , De bello persico, 2. 4.
  45. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 92.
  46. Agathiae Myrinaei historiarum libri quinque, 5. 10. — Bonnae, 1828. — P. 299—300.
  47. Ю. Кулаковский , ук. соч., т. II. — С. 226.
  48. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 107.
  49. Theophylactus Symocatta , op. cit., 7. 8, ed. De Boor. — P. 260.
  50. Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. — М., 2008. — С. 38.
  51. W. Wright . The chronicle of Joshua the Stylite , § 9. — Cambridge, 1882.
  52. Zacharias Rhetor , 7. 3.
  53. Zacharias Rhetor , 8. 5.
  54. Procopius , 1. 10. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 67.
  55. Gregorii Barhebrae . Chronicon syriacum. Ed. Bedjan. — Parisiis, 1890. — P. 68.
  56. Raabe . Petrus der Iberer. — Leipzig, 1895. — P. 5.
  57. Procopius , 1. 6. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 36.
  58. Procopius , 1. 3.
  59. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 52.
  60. Vivien de-Sainnt — Martin . Les huns blancs ou Ephtalites des historiens byzantins. — Paris, 1849. — P. 71; Drouin . Mémoire sur les Huns Ephtalites des historiens du Muséon. — Luvain, 1895. — P. 10—11.
  61. W. Wright . The chronicle of Joshua the Stylite, § 10. — Cambridge, 1882.
  62. Tabari Nöldeke . — P. 119. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 57.
  63. Procopius , 1. 8. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 65.
  64. Stylite , § 11. — Zacharias Rhetor , 6. 2.
  65. Stylite , § 23. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 62—65.
  66. Procopius , 1. 7.
  67. Stylite , § 62.
  68. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 62—65.
  69. Theophanes Byzantius , Fragmenta, 3. — P. 270.
  70. Procopius , 1. 8.
  71. W. Mc Govern . Op. Cit. — P. 414.
  72. Zacharias Rhetor , 7. 6. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 156.
  73. Stylite , § 24.
  74. Menander Protector . Fragmenta. Fragmenta historicorum graecorum, ed. Müller, t. IV. — P. 210 = Excerpta historia Constantini Porphyrogeniti. Experpta de legationibus, ed. De Boor. — Berolini, 1903. Pars I. — P. 177.
  75. Menander , Fragmenta, 18. — Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 70.
  76. Menander . — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 74.
  77. Menander , Fragmenta, 10.
  78. Tabari . — Nöldeke , — P. 159.
  79. Menander , Fragmenta, 10, — P. 205. Его идентифицируют с Моканом (553—572 года), который разрушил государство эфталитов. — Bary , op. cit., II, — P . 314.
  80. Priscus Panites , 2. 856.
  81. Бар-Эбрей . — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 106.
  82. Excerpta de legationibus, ed. De Boor. Berolini, II, 1903. — P. 586. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 56, 83.
  83. Priscus Panites , 2. 588.
  84. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 55—56.
  85. Priscus Panites . Fragmenta, 15, ed. De Boor, 2. 587.
  86. История Иоанна Эфесского , 3, 6. 23. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 138.
  87. Menander , Fragmenta, 20. — P. 228, ed. De Boor, 1. 192—195. — Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 76—77.
  88. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. , 1941. — С. 46.
  89. Elisée Vartabed , ed. Langlois, II. — P. 208—209.
  90. Lazare de Pharbe , ed. Langlois, t. II. — P. 293—294.
  91. Priscus Panites . Excerpta de legationnibus. Ed. K. De Boor, t. I. 141. Berolini. — P. 190. Fragmenta historicorum, t. 4. — P. 90. — Г. Дестунис . Сказания Приска Панийского, — СПб., 1860. — С. 62.
  92. Г. Дестунис . Сказания Приска Панийского, — СПб., 1860. — С. 65.
  93. (неопр.) . 14 октября 2013 года. . — Ереван. Академия Наук Армянской ССР, 1953. — М. А. Геворгян .
  94. Артамонов М. И. История хазар. — М. , 2001. — С.256.
  95. Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV—VII вв.). — М. , 1980. — С. 8—12.
  96. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. — Л. , 1979. — С. 152.
  97. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э. — VII в. н. э. — М. Л. , 1959. — С.193.
  98. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М.: «Наука», 1980. — 216 с.
  99. Серебряная Булгария. Основные вехи истории / Д. Ф. Мадуров. — СПб.: Алетейя, 2018. — 260 с.: ил. С. 33—34.
  100. Дёрфер Г. // Научный Татарстан. Гуманитарные науки / Печатается по: Дёрфер Г. О языке гуннов / пер. с нем. В. Г. Гузева. — Казань, 2011. — С. 183—190 . 2 октября 2020 года.
  101. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII, вып. I СПб 1861 отр. 8 стр. 46
  102. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. — М. , 1960. — Параграф 258. См. также комментарии О. Скржинской стр. 327—328
  103. Ю. Венелинъ. Древния болгари. СПб 1836 стр. 125—128
  104. : [ 12 апреля 2021 ] / И. О. Гавритухин // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 160. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  105. Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История Средних веков: Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 336 с. — ISBN 5-85235-204-7 . (2-е изд. 1995)
  106. (неопр.) . Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
  107. Аммиан Марцеллин . Деяния. Книга XXXI, 2,2
  108. Эдвард Томпсон. Глава 3. Гуннское общество до Аттилы. Часть 3 // . — 2017. — 548 с. 7 апреля 2022 года. и (неопр.) . 31 января 2018 года.
  109. {{Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофоана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М.: «Наука», 1980. — 216 с.}}
  110. (неопр.) . loveread.ec. Дата обращения: 22 сентября 2017. 23 сентября 2017 года.
  111. (рус.) . articlekz.com. Дата обращения: 22 сентября 2017. 15 января 2017 года.
  112. Отто Менхен-Хельфен. История и культура гуннов. — Москва: Центрполиграф, 2014. — С. 12. — 479 с. — ISBN 978-5-9524-5131-5 .
  113. (неопр.) . Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
  114. (неопр.) . Дата обращения: 3 ноября 2022. 3 ноября 2022 года.

Источники

  • Аммиан Марцеллин . Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского , А. И. Сонни. — СПб. : Алетейя , 1996. — 576 с. — Серия «Античная библиотека. Античная история». — ISBN 5-89329-008-9 .
  • Беовульф . . // Библиотека Всемирной Литературы, том 9. / Перевод с древнеисландского А. Корсуна. — М. : Художественная литература, 1975. — 752 с.
  • Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. // Учёные записки 2—го отд. Императорской Академии Наук. — Кн. VII, вып. I. — СПб. , 1861.
  • Иордан . О происхождении и деяниях гетов. Getica / Пер. Е. Ч. Скржинской. — СПб. : Алетейя, 1997. — 2-е изд., исправ. и доп. — 512 с. — Серия «Византийская библиотека. Источники». — ISBN 5-89329-030-1 .
  • Латышев В. В. // Вестник древней истории. — 1948. — № 4. — С. 244—267.
  • Орозий Павел . История против язычников. Книги VI—VII / Пер. с лат. В. М. Тюленева. — СПб. : Алетейя, 2003. — 384 с. — Серия «Византийская библиотека. Источники». — ISBN 5-89329-574-9 .
  • Приск Панийский . Сказания // В кн.: Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Панийский. Сказания. — Рязань: Александрия, 2005. — Серия «Византийская историческая библиотека». — C. 435—534.
  • // Вестник древней истории. — № 1. — М. , 1939.

Литература

На русском языке

  • Альфан, Луи . Великие империи варваров. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI в. — М. : Вече, 2006. — 416 с. — Серия «Классическая история».
  • Артамонов М. И. История хазар. — Л. : Изд-во Госуд. Эрмитажа, 1962. — 524 с.: ил.
  • Бернштам, А. Н . Очерк истории гуннов. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1951. — 256 с.
  • Гумилёв Л. Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена / Под ред. М. И. Артамонова . — М. : Издательство Восточной литературы, 1960. — 292 с.
  • Гумилёв Л. Н. / Под ред. Л. П. Делюсина. — М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1974. — 260 с.
  • Дуйчев И. , Цанкова-Петкова Г., Тъпкова-Заимова В., Йончев Л., Тивчев П. . Т III. — София, 1960. // Институт за Българска История.
  • Иностранцев К. А. Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л. : Изд-во Ленинград. ин-та живых вост. яз. им. А. С. Енукидзе, 1926. — Изд. 2-е. — 156 с.
  • Кляшторный С. Г. , Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. — 346 с. — Серия «Исторические исследования». — ISBN 5-8465-0246-6 .
  • Крадин Н. Н. Империя Хунну. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — 164 с. — Изд. 2-е. — М. : Логос, 2002. — 312 с.
  • Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). — СПб. : Петербургское лингвистическое общество, 2010. — 2-е изд., испр.и доп. — 364 с. — Серия «Nomadica».
  • Менхен-Хельфен Отто . / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2014. — 412 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-5131-5 .
  • Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Аттилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов. — СПб. : «Петербургское Востоковедение», 2004. — 320 с. — ISBN 5-85803-278-6 .
  • Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л. : Изд-во АН СССР, 1941. — 172 с.
  • Скржинская Е. Ч. . // Византийский временник. — Т. XII.
  • Юй Тайшан . . // Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории.
  • Томпсон Эдвард А. / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2008. — 264 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 978-5-9524-3492-9 .
  • Хаттон, Эдвард. Аттила. Предводитель гуннов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2005. — 240 с. — Серия «Nomen est Omen». — ISBN 5-9524-1902-X .
  • Худяков Ю. С. .
  • Чуваши. Этническая история и традиционная культура / Сост. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. — М. : ДИК, 2000. — 96 с.: ил.

На других языках

  • Brandt T. , 2013.

Археология

  • Пуздровский А. Е., Зайцев Ю. П., Неневоля И. И. . // Вестник древней истории. — № 2, 2000.
  • Боковенко Н. А., Засецкая И. П . Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей. // Петербургский Археологический Вестник. — СПб. — Вып. 3, 1993.
  • .

Генетика

  • . // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.
  • .

Художественная

Same as Гунны