Мария Александровна (великая княжна)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ра Алекса́ндровна Ка́рпова (род. 6 февраля 1933 , Ленинград , СССР ) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР ( 1986 ).
Вера Карпова родилась 6 февраля 1933 года в Ленинграде в знаменитом Ахматовском доме — это сейчас, а тогда Фонтанный дворец графов Шереметевых назывался просто «Фонтанный» и жили в нём люди, хоть и не очень простые (например, Анна Ахматова — к ней детвора и юная Вера в том числе прибегала «за стишками к празднику»), но не самые важные. С началом войны, отправив детей в эвакуацию, мама актрисы осталась в блокадном Ленинграде, в бывшей шереметевской усадьбе, став ее комендантом. [ источник не указан 185 дней ]
Вера Карпова училась в женской школе № 216 на Фонтанке. Во Дворец пионеров, располагавшийся напротив, ходила на кружки: ботанический, кружок фотографии, железнодорожный, кружок фигурного катания, стрелковый кружок (где добилась успехов в виде III разряда), а также драматический. Сергей Юрский , Михаил Козаков , Татьяна Доронина и Вера Карпова — выпускники одного и того же драмкружка во Дворце пионеров на Фонтанке.
В 1951 году, после окончания школы, Карпова поступила в Ленинградский юридический институт им. М. И. Калинина, но, проучившись один курс, покинула его, решив стать актрисой. В Ленинградский театральный институт не поступила, поэтому отправилась покорять Москву: там из четырёх ВУЗов, в которые подавала документы, была принята сразу в три. Вера Александровна выбрала Училище имени Бориса Щукина (курс В. К. Львовой и В. И. Москвина). В 1956 году Карпова и её «звездный курс»: Нина Дорошина , Инна Ульянова , Александр Ширвиндт , Лев Борисов и другие — закончили ВУЗ.
На показе одного из дипломных спектаклей оказался Николай Акимов . Он пригласил молодых однокурсниц Веру Карпову и Инну Ульянову к себе в Ленинградский театр комедии . Первая же роль Карповой — Бетти в известнейшем спектакле Г. М. Козинцева «Опасный поворот» — принесла ей успех. В звёздной труппе театра начала восходить ещё одна звездочка. Ролями режиссёр Акимов юную актрису не обходил: Маруся в «Повести о молодых супругах», Аннунциата в «Тени» Е. Шварца ; Она в «Рассказе одной девушки» А. Тверского, Оливия в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира , Лида в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина — лучшие и главные роли в пьесах классического и современного репертуара.
Акимов был непредсказуем. Дважды два у него никогда не превращалось в четыре — то пять, то семь. Недостающие единицы, которые возникали неизвестно откуда, это и был Акимов. <…> Акимовские артисты — просто играть бытовую историю мы не могли, нам обязательно нужна была неправильная арифметика.
— О работе с Н. П. (так приватно назвали Акимова) Вера Александровна
После смерти Акимова в театре Комедии многое изменилось. Осталось неизменным желание и трудоспособность Карповой работать. Ей нашлись интереснейшие роли в спектаклях Вадима Голикова , Петра Фоменко , Романа Виктюка и Юрия Аксёнова. В 1963 г. со Львом Лемке Вера Карпова соорудили небольшой спектакль по « Денискиным рассказам » Виктора Драгунского — «Рассказы взрослым о детях». И в том же году оба стали лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады.
И сейчас Вера Карпова выходит на сцену: нынешний художественный руководитель Театра Татьяна Казакова дает актрисе возможность продемонстрировать свой талант и незаурядную актёрскую индивидуальность. Два спектакля (до 2005 г. — три. Спектакль «Мужчины в её жизни» сняли с репертуара относительно недавно.): «Ретро» А. Галина и «Не всё коту масленица» А. Островского — регулярно собирают полные залы.
В течение многих лет, с самого возвращения в Ленинград, Вера Карпова работает на Ленинградском радио (теперь — оно носит название « Радио Россия — Петербург »). В 90-е Вера Александровна вела передачу «Бибишка — славный дружок».
Работа в кино складывалась по-разному. В начале карьеры Веру Карпову регулярно звали на съёмки, но из-за невозможности отменить спектакли и репетиции в театре, приходилось много отказываться. Тем не менее появились запоминающиеся работы в « Неподдающихся » Ю. Чулюкина, « Шофёре поневоле » Н. Кошеверовой и «Осечке» В. Макарова.