Interested Article - Наши политические задачи

«Наши политические задачи» — брошюра Льва Троцкого , изданная в 1904 году как ответ на работу Владимира Ленина « Шаг вперед, два шага назад » . Является первой относительно крупной работой автора; была направлена против партийного раскола в РСДРП , в котором обвинялся Ленин . Брошюра содержит как «критику и опровержение» ленинских идей, так и уничижительные эпитеты в адрес большевистского лидера ; в ней Троцкий — считая необходимым привлечь в революционное движение рабочих , а не профессиональных революционеров — выступил со своей концепцией партийного «централизма», отличной от ленинского «заместительства» . Кроме того автор — находя много общего между ленинскими идеями и принципами французских якобинцев (подозрительность, доктринёрство, нетерпимость, жажда власти) — предупреждал об опасности «заражения» социал-демократической партии подобными качествами, способными запустить новую волну террора .

Книга была «с негодованием» встречена самим Лениным, отзывавшимся о ней как о «наглом лганье» и «извращении фактов» . В советское время Троцкий «постарался забыть» о данной работе, но «многочисленные недруги» постоянно напоминали ему об авторстве критических текстов, направленных «против организационных принципов ленинизма » . Ряд исследователей использовал «убедительный» анализ феномена РСДРП(б) , проведённый Троцким, в качестве основы для критики теоретического наследия Ленина и его принципов партийного строительства . Книга была переведена на многие языки мира и неоднократно переиздавалась . В 1990 году в СССР был издан сборник «К истории русской революции», содержавший фрагменты брошюры .

Предыстория. II съезд РСДРП

В октябре 1902 года — после своего первого побега из ссылки Лев Троцкий оказался в Лондоне , где стал свидетелем «явного охлаждения» в личных отношениях между социал-демократами Юлием Мартовым и Владимиром Лениным . На проходившем с 30 июля по 23 августа 1903 года II-м съезде РСДРП расхождения между членами партии только усилились и произошёл её раскол на две фракции: большевиков и меньшевиков . На самом съезде в Центральный Комитет (ЦК) РСДРП были избраны только сторонники Ленина — Глеб Кржижановский , Фридрих Ленгник и Владимир Носков ; меньшевики предлагали кандидатуры Виктора Крохмаля , Троцкого и Любови Радченко — но Ленин не поддержал ни одного из них . В результате, к концу II съезда 24-летний Троцкий «оказался в стане» меньшевиков .

Л. Троцкий в Лондоне (конец 1902)

История и описание

В 1903 году Лев Троцкий становился всё более известным политическим полемистом , выступая на социал-демократических собраниях в Швейцарии :

С большой речью выступил Троцкий, обрушившийся на большевиков. Такого блестящего оратора мне не приходилось ещё слышать ни в подполье, ни в тюрьме. Бросались в глаза боевой задор, отточенность, пожалуй, нарочитая и чрезмерная, формулировок, полемическое искусство: в руках не меч, а шпага ...

В середине октября 1903 года, в Женеве , Троцкий принял участие в совещании 17 меньшевистских деятелей, на котором он — вместе с Мартовым, Потресовым , Аксельродом и Даном — был избран в состав меньшевистского центра («бюро меньшинства»). Составленная Троцким и Мартовым резолюция центра являлась реакцией на успех большевиков на II партийном съезде — меньшевики обвинили сторонников Ленина в расколе партии: создании «замкнутой, односторонне подобранной центральной организации». В результате, члены меньшевистской фракции отказывались передавать ЦК партии находившиеся в их распоряжении транспортные связи с Российской империей , не выполняли поручений Центрального комитета и мешали поступлению в центральную партийную кассу финансовых средств от местных организаций .

В. Ленин в 1900 году

После этого Троцкий стал участником II съезда Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, которая проходила с 26 по 31 октября 1903 года и где у него «произошли очередные столкновения» с Лениным: когда Ленин в своём докладе упомянул, что «одним из искровцев было высказано мнение» не приглашать на съезд представителя журнала « », Троцкий перебил большевистского лидера фразой «напрасно не называете фамилии оратора, это говорил я» .

В тот период Троцкий продолжал активно выступать с поддержкой позиции Мартова по поводу членства в партии, пытаясь высказываться в пользу коллективного, согласованного руководства объединением — против подмены коллективного руководства властью отдельных лиц, то есть прежде всего самого Ленина, который обвинялся Троцким в «центризме». Тексты будущего наркомвоенмора , особенно до их обработки «высокой печатью», также содержали «немало критических суждений» и о самих меньшевиках: в частности, о Георгии Плеханове . В свою очередь лидер большевиков «весьма энергично» полемизировал с Троцким: в частности, в посвящённой итогам съезда брошюре Ленина « Шаг вперёд, два шага назад » (1904) содержались «весьма недоброжелательные» оценки позиции Троцкого. В подготовительных материалах к этой работе Ленин выделял «нетактичность Троцкого», называл его « оппортунистом » и относил к мартовцам .

Брошюра « Шаг вперёд, два шага назад »

В ответ на данный текст Ленина , Троцкий опубликовал полемическую брошюру о программных вопросах «Наши политические задачи», посвятив её «дорогому учителю Павлу Борисовичу Аксельроду»; работа была выпущена меньшевистским издательством в августе 1904 года :

[Мартов:] Прошла 1/2 брошюры Троцкого. На мой взгляд, очень хороша, хотя и неровна. Я Вам вышлю ее до сдачи в набор; хотя Тр[оцкий] и просит отложить исправления до корректуры, но, может быть, будет не лишним побудить его внести их кое-где ещё в рукописи .

По мнению самого автора, данная брошюра «представляет собой попытку привлечь внимание товарищей, утомлённое и притупленное наполовину схоластическими организационными дебатами, к вопросам политической тактики, с которыми связана вся дальнейшая судьба нашей партии» .

Критика

«Издевательства» и «пророчества»

Авторы четырёхтомной биографии Троцкого Юрий Фельштинский и Георгий Чернявский отмечали «боевой и решительный» тон брошюры «юного Льва», считая, что весь « пафос » работы был направлен против партийного раскола, в котором обвинялся Ленин. В то же время Троцкий начинал и несколько дистанцироваться от меньшевистского крыла РСДРП : в частности, в предисловии автором высказывалось сожаление, что русские социалисты как бы не знают других задач, кроме задач мелочной внутренней склоки и не видят других перспектив, кроме перспектив партийного раскола. Троцкий, при этом, высказывал мысль о том, что «острый период прошёл» и что сторонники единства партии в итоге одержат победу — данное «оптимистическое утверждение» не звучало, по мнению Фельштинского и Чернявского искренне .

Протоколы II съезда РСДРП

В брошюре, согласно Фельштинскому и Чернявскому, содержалась «острая полемика» против того партийного режима, который вытекает «из совершенно фантастических представлений о путях партийного развития»: сам автор трактовал данные представления как «организационную сутолоку», как приёмы и методы « осадного положения». Главным объектом критики, выраженной ещё в предисловии, являлись ленинские установки: в отдельном разделе брошюры, посвящённом «книжке» Ленина «Шаг вперед, два шага назад», Троцкий утверждал, что в ленинской работе «разрозненным предрассудкам придано подобие системы». Автор «открыто издевался» над лидером большевиков :

Хотя и до выхода названной книжки мы не сомневались, что ничего внушительного тов[арищ] Ленин не сможет сказать в защиту собственной позиции, ибо позиция, занятая им, совершенно безнадежна, но все же такой бледности мысли, какую он обнаружил, мы не ожидали.

Далее в «насыщенной» ( англ. dense) работе Троцкого шёл детальный разбор как организационных, так и тактических задач « социал-демократии », который давался как «решительное противостояние» « ортодоксальной теократии » Ленина — «критика и опровержение» ленинских идей занимали центральное место во всей работе . Уничижительные эпитеты «сыпались один за другим»: Ленин упрекался в негибкости мысли, в стремлении насадить в партии «казарменный режим», а также в установке: «Когда против меня восстают, это очень дурно. Когда я восстаю, тогда хорошо». По мнению Троцкого, бумага, на которой писал Ленин, «краснела за него». Троцкий также полагал, что марксизм для Ленина не являлся методом познания действительности — а лишь использовался как «половая тряпка, когда надо затереть следы» или «белый экран, когда надо продемонстрировать своё величие» .

По мнению Фельштинского и Чернявского, Троцкий выступал против игнорирования «самодеятельности пролетариата » и против подмены рабочего класса большевистской партией (он называл такую подмену «политическим заместительством»). Возражая Ленину, ссылавшемуся на опыт Великой французской революции и называвшему большевиков «пролетарскими якобинцами » («якобинцами с пролетариатом»), Троцкий «издевательски именовал» самого руководителя большевиков «Максимилианом Лениным» — проводя таким образом параллель между Владимиром Ильичом и Максимилианом Робеспьером . «Якобинская» тактика большевиков, по предположению Троцкого, в конце концов подведёт сам пролетариат под «революционный трибунал » — по обвинению в примиренчестве ; большевики обвинялись в намерении расправиться с инакомыслящими с помощью гильотины . Троцкий «не гнушался и более приземлёнными издевательскими характеристиками», называя Ленина «бойким статистиком» (с отсылкой на многочисленные статистические таблицы из книги « Развитие капитализма в России ») и «неряшливым адвокатом» (намекая на формальную профессию большевистского лидера) .

Л. Троцкий «Отчёт Сибирской делегации»

В брошюре, по мнению Фельштинского и Чернявского, была «прозорливо суммирована» суть ленинского плана партийного строительства в РСДРП, неизбежностью которого являлось установление личной диктатуры вождя — сделано «кошмарное предсказание» ( англ. prescient nightmare) :

Партийная организация подменяет собой партию, Центральный комитет заменяет партийную организацию, и, наконец, «диктатор» подменяет собою Центральный комитет .

Фельштинский и Чернявский отмечали, что подобные « саркастические выводы» делали как другие социал-демократы, так и теоретики анархизма : в частности, со статьями, обвинявшими Ленина в диктаторстве , выступили Аксельрод («Объединение российской социал-демократии и её задачи»), Плеханов («Централизм или бонапартизм? Новая попытка образумить лягушек, просящих себе царя»), Мартов (брошюра «Борьба с „осадным положением“ в Российской социал-демократической рабочей партии»), Вера Засулич (которая саркастически сравнивала Ленина с французским королём Людовиком XIV , автором фразы «Государство — это я» ) и Роза Люксембург (с её непереводимой с немецкого на английский критикой «всеведущего и вездесущего» — нем. allwissenden und allgegenwartigen — Центрального комитета партии ). Аксельрод, в частности, противопоставлял идее о «направляющей и руководящей» роли партии классовую самостоятельность пролетариата (создание массовых рабочих организации). Но именно текст Троцкого, по мнению Фельштинского и Чернявского, «особенно запомнились» читающей публике и позже цитаты из него неоднократно повторялись в качестве « пророчества » или «предупреждения» (возможно потому, что именно Троцкий стал после 1917 года наиболее известным политическим деятелем, перешедшим на сторону Ленина и большевиков) .

П. Аксельрод , Ю. Мартов и А. Мартынов в Стокгольме (1917)

«Централизм» Троцкого

Профессор Барух Кней-Пац, подробно анализируя самые ранние работы Троцкого: сочинение о партийной организации 1901 года, сохранившееся только в виде набора цитат; «Отчёт сибирской делегации», написанный сразу после съезда и тесно связанную с отчётом «едкую» ( англ. vitriolic) книгу «Наши политические задачи» — отмечал, что именно организация партийной жизни составляла в те годы основной предмет мысли будущего наркома . Троцкий в данных работах выступает в защиту «централизма» в партии, но «централизма», совершенно отличного от того, что был предложен Лениным на II съезде. Проблема, в понимании Троцкого в те годы, состояла в том, как управлять социал-демократическим движением в Российской империи, выросшим за предшествующие годы, но продолжавшим быть «разбросанным» по огромное территории — и потому являвшимся практически «неуправляемым» («рыхлой ассоциацией» местных комитетов, разделённых не столько идеологически, сколько географически ).

Ю. Мартов «Борьба с осадным положением...» (1904)

По мнению Кней-Паца, Троцкий являлся сторонником наличия «сильного» центрального комитета в партии, но при этом центральные руководящие органы должны были «служить» партии, а не являться её бессменными ( англ. self-perpetuating) и бесконтрольными «хозяевами». Иначе говоря, единство партии не должно было достигаться принуждением и . Ещё на страницах «Отчёта…» в словах Троцкого Кней-Пац обнаружил «шок» от вызвавших неприязнь ( англ. repelled) « авторитарных » предложений Ленина :

Реакция Троцкого напоминает реакцию идеалистичного и наивного неофита, который, впервые увидев своих кумиров вблизи, внезапно осознаёт, насколько искажён был его взгляд на реальность .

Второй съезд, вместо ожидавшейся Троцким «коллективной выработки» программы партии, стал местом борьбы фракций и персональных распрей делегатов — а Ленин стал наиболее ярким выразителем данных тенденций, свойственных, впрочем, не только ему одному . Троцкий, являвшийся в тот период сторонником широкого, массового социал-демократического движения , был не согласен и с ленинскими принципами партийного строительства, которые он считал направленными на создание отдельной иерархической структуры, имевшей лишь косвенное отношение к революционному движению как таковому («насмешкой над внутрипартийной демократией » ) — Ленин обвинялся в одержимости идеями контроля, свойственными « бюрократу » . Подобному подходу Троцкий противопоставлял принцип, при котором партийная организация координирует деятельность и политику отдельных местных структур, а не предписывает им что делать : «согласование», а не командование — работа в соответствии с принципами « европейского », не « азиатского », централизма .

Троцкий осуждал методы Ленина как способные привести к полному политическому бессилию. «Тоталитарная» форма внутрипартийной организации, по его мнению, была совершенно неспособна «вести массы к революции», сводя партийное руководство к бесполезному изготовлению «истерических прокламаций » и указаний для безразличного к ним населения — что изолировало и препятствовало развитию социал-демократии как таковой . Критикуя Ленина, Троцкий «фактически создавал» у читателя перспективу превращения революционной партии в организацию обычных функционеров, в которой доминировала бы рутина: при этом Троцкий впервые ссылался на «бюрократический централизм» — концепцию, которая впоследствии станет важной составляющей его понимания сталинизма (см. « Преданная революция ») .

В книге «Наши политические задачи» Троцкий, по мнению Кней-Паца, развивал мысль о том, что ленинский подход приведёт к образованию «тайной заговорщической организации» ( англ. conspiracy) — «группы конспираторов », которая будет утверждать, что представляет «рабочий класс», в реальности подменяя собой таковой . Альтернатива, предлагаемая Троцким, заключалась в создании центрального комитета с целью преодоления ограничений, связанных с исключительно локальной активностью местных комитетов, и организация партийной жизни, направленная на то, чтобы «дотягиваться» ( англ. reach) до рабочих , привлекая их в партию. Иные, не массовые, принципы организации были, согласно Троцкому, либо обречены на провал, либо могли привести к власти только «немарксистские», «непролетарские» группы . Иначе говоря, следуя марксистскому принципу, что характер революции определяется характером той социальной группы, которая данную революцию «делает», Троцкий считал необходимым привлечение в социалистическое революционное движение самих рабочих — а не профессиональных революционеров. Применение в революционной партии принципа « разделения труда », свойственного капиталистическому обществу, могло, по мысли Троцкого, привести лишь к видимости социалистической революции . Освобождение от « царизма » с помощью заговорщической организации таило даже большую опасность, чем сам царский режим .

Необходимость в партийной дисциплине, как и в наличии центральной общенациональной штаб-квартире движения, не вызывала сомнений у Троцкого — он отрицал лишь превращение человека в робота («дурманящую» заводскую дисциплину ), свойственное «капиталистическому фабричному производству» или « барачному режиму» ; при этом «армейская» дисциплина считалась будущим наркомвоенмором позитивным примером . Внутрипартийная демократия была наивысшим приоритетом, отстаивавшимся Троцким в данной работе . Ленинский же подход Троцкий считал направленным на «нейтрализацию» рабочего движения, дабы партия — а точнее, её избранное руководство — могло «заниматься делом революции» ( англ. pursue the business of revolution) без вмешательство предположительно ненадёжных и неопытных элементов, способных только затруднить борьбу за социализм «революционеров на постоянной основе» ( англ. full-time). При таком подходе функции пролетариата сводились бы только к «демонстрации поддержи и солидарности » с партийным руководством — причём, исключительно в тот момент, когда последнее призовёт в таковой. Подобную систему Троцкий обозначил термином «заместительство» .


Для [Троцкого] существующие различия между членами партии и её фракциями, естественным образом исчезнут с образованием фундаментального единства, которое неизбежно должен был создать революционный кризис. Доктринальные обличительные речи... и сектантские дрязги неизбежно должны были растаять при повышении революционной температуры .
Троцкий среди рабочих депутатов Петербурга (1905)

Отношение к «экономизму». Самодеятельность пролетариата

Постепенные экономические реформы в рамках уже существующих государственных институтов, пропагандировавшиеся «экономистами», вызывали критику как Ленина, так и Троцкого. В отличие от лидера большевиков, Троцкий признавал на страницах «Наших политических задач» первоначальную полезность идей «экономизма»: в то время как большинство рабочих не имели каких бы то ни было представлений об организованной борьбы за свои требования, «экономисты» способствовали распространению среди пролетариата элементарных идей об организации как таковой — его «пробуждению от апатии ». Но последующие развитие идей, близких к « трейд-юнионизму », не поддерживалось революционером .

При этом профессор Кней-Пац считал, что «по духу» идеи партийного строительства в РСДРП, отстаивавшиеся Троцким были близки к принципам «экономизма»: не в части «политической наивности», постепенности и нереволюционной осторожности — но в части ежедневной образовательной работы среди рабочих, которых Ленин, по мнению Троцкого, совершенно «забросил» ( англ. abandoned). Троцкий как бы напоминал читателям, что, согласно марксистской идеологии , основой революционной партии является рабочий класс и что распространение марксизма среди интеллигенции является лишь первой частью развития марксистского движения. Обучение же рабочих являлось обоюдовыгодным процессом: развитие представлений пролетариев об окружающем мире и их месте в нём приводило как к их «революционному пробуждению», так и к «естественной» поддержке партии . Некоторая «преувеличенная» ( англ. exaggerated) наивность будущего наркомвоенмора в отношении участия рабочих в партийной жизни и их «самодеятельности» вызывало у профессора Кней-Паца вопрос, не являлась ли она преднамеренной — дабы подчеркнуть противоположный « экстремизм » ленинских идей .

Ленин « Что делать? »

Собственную интерпретацию термина «самодеятельность», использованного Троцким и Аксельродом, давал историк Лих: по его версии, высказанной при анализе ленинского труда « Что делать? » и связанной с ним дискуссии, революционеры имели в виду не «инициативу» рабочих, а «самобытные действия» ( англ. distinctive action) — действия, направленные на противопоставление пролетариата другим общественным классам . Иначе говоря, Троцкий и Аксельрод обвиняли текущую политику партии в, одновременно, отсутствии массовой «деятельности» (избыточному вниманию к публикации печатной продукции) и недостаточной «самостоятельности» той деятельности, что велась (выступления против царизма, против которого в те годы выступали и социалисты-революционеры и даже либералы, не давали рабочим представления об отличности их собственных «классовых интересов») . «Доминирующей темой» работы Троцкого было то, что рабочая партия не справлялась со своими непосредственными политическими задачам: «интеллектуальные фехтования » и «идеологические войны», которые были обоснованы в ранние годы существования организации, должны были — по версии Троцкого — уступить место задачам воспитания и обучения как пролетариата, так и от последнего. Вместо этого партия постепенно превращалась в « вещь в себе » — систему, не заботящуюся о внешнем мире .

Как «экономизм», так и «заместительство» Троцкий обвинял в попытке «упрощения» революционной задачи: первый сводил интересы рабочего класса к «сиюминутным»; второй замещал сложные, многогранные требования рабочих интересами избранной группы, составлявшей партийное руководство. «Неверие» и «отчаяние» в отношении пролетариата также, по мысли Троцкого, объединяли эти два социал-демократических течения — как роднила их и пассивность перед «тактическими трудностями», которые «экономисты» обходили за счёт отказа от политики как таковой, а большевики — за счёт передачи политической деятельности в руки избранных профессионалов .

Социальная-демократия и якобизм

Заключительная глава «Наших политических задач» носила название « Якобизм и социальная-демократия»; в ней Троцкий, по мнению Кней-Паца, отвергал и намеревался опровергнуть высказанную ранее в брошюре «Шаг вперед, два шага назад» Лениным мысль, что «якобинец, неразрывно связанный с организацией пролетариата, сознавшего свои классовые интересы, это и есть революционный социал-демократ» — мысль которую Кней-Пац интерпретирует как разделение «социальной доктрины» и «революционной практики»; мысль о том, что для социалистической революции возможно перенять методы буржуазной — поскольку существуют «универсальные константы» в самом революционном процессе как таковом .

Троцкий же — для которого данные термины являлись историческими и социальными категориями, а не «автономными универсалиями » — посвятил страницы главы анализу отличительных особенностей якобизма и социал-демократии. Отзываясь о якобизме как о максимально радикальном (для буржуазного общества ) течении, он писал о подавлении общественных противоречий, которого якобинцы достигали, апеллируя — в теории — к правам абстрактного человека, а на практике — к гильотине . Называя якобинцев « утопистами » и « идеалистами », будущий нарком видел их попытку устройства равноправного общества при сохранении частной собственности и « классовой эксплуатации » заранее обречённой на провал: «наложение» же внутренних противоречий данной попытки привело к тому, что якобинцы «активировали гильотину». Таким образом, якобинская вера в абсолютную идею сопровождалась полным безверием в живых людей; что закончилось подозрительностью ко всему миру и упадком в их собственных рядах .

Казнь Марии-Антуанетты (1793)
Все бросились сообщать Ленину, что якобинцы были буржуазными революционерами, чья организация не была образцом для социал-демократии .

Будущее же «идеализированной» социал-демократии Троцкий считал базирующимся не на идеализме и « метафизической истине», а на «реалиях общественного развития». Поддержку партии, по его мнению, оказывал не абстрактный идеал, а реально существующий социальный класс ; там где якобизм с подозрением относился к социальным противоречиям, марксизм принимал их как неизбежное свойство «досоциалистического» общества. Отклонения, которые якобинцы подавляли гильотиной, Троцкий предполагал разрешать идеологически и политически .

Основной же задачей финальной главы, по мнению Кней-Паца, являлось показать, что якобизм не просто исторический феномен — он мог «воскреснуть» и после XVIII века. Несмотря на всю идеализацию социал-демократической партии, Троцкий считал и её — как и любое революционное течение — подверженной опасности заразиться «новым якобизмом», под которым будущий нарком подразумевал большевизм . Находя много общего между ленинскими идеями и принципами якобинцев: подозрительность, доктринёрство, нетерпимость, жажда власти и так далее — Троцкий отмечал что у французский экстремистов хотя бы было «очарование», связанное с оригинальностью их взглядов для своего времени; а повторение тех же принципов в XX века воспринимались Троцким как « пародия » на ранее увиденную « драму », пусть и с «русскими декорациями». При этом Троцкий верил, что если методы Ленина не будут отвергнуты — «изгнаны» ( англ. exorcised) — партией, то большевизм имел шансы уничтожить РСДРП как пролетарскую партию; « манипулятивности » большевизма будущий глава Красной армии противопоставлял «свободное и открытое соревнование идей» .

Сообщение о красном терроре в Витебске (1918)

В книге Троцкий отзывался о Ленине как о человеке, считавшем что есть только одна истина — а сам Ленин является её «хранителем»; подобная «отговорка» вполне могла запустить новую волну террора . В случае, если партия позволит себе допустить подобное, «режим террора» и «диктатура над пролетариатом» становились реальными перспективами — особенно, с учётом «отсталости» Российской империи в целом, и её пролетариата, в частности (см. « Наша революция »). При этом Троцкий не верил в будущее большевизма как революционной тактики — не объясняя почему, он настаивал на том, что ленинские методы партийного строительства приведут к «краху» ( англ. bound to collapse). Подобный вывод, по мнению Кней-Паца, не был согласован с остальным текстом памфлета .

Реакция Ленина

Брошюра Троцкого была «с негодованием» встречена Лениным: в сентябре 1904 года он писал большевику М. Лейбовичу, что ему «трудно передать весь тот вздор, который они [Троцкий и другие критики] теперь мечут, спекулируя на невежестве публики, на её незнакомстве с историей [революционного] движения»; в октябре, в письме Елене Стасовой , «Ильич» утверждал, что «брошюра [Троцкого] представляет собой самое наглое лганьё, извращение фактов». Вскоре Ленин создал и презрительную кличку для Троцкого, заимствовав её из сатирического романа Михаила Салтыкова-Щедрина « Современная идиллия »: в обращении к Сибирскому и Имеретино-Мингрельскому комитетам РСДРП, Ленин предостерегал их членов от доверия ко «лжи» за авторством «Балалайкина-Троцкого» — после чего повторял «многочисленные ругательства» в его адрес .

При этом, историк из Калгари Антонио Карло , анализируя «идеологическое развитие» Троцкого между 1904 и 1919 годами, утверждал, что разногласие с Лениным по организационной проблеме были де-факто преодолены уже в 1905—1907 годах и лишь «исторические обстоятельства» не позволили примирению между революционерами произойти тогда же .

Влияние

После публикации брошюры — в конце 1904 года — Троцкий вошёл в состав меньшевистской Агитационной комиссии из семи человек, руководившей агитационно-пропагандистской деятельностью меньшевиков в Российской империи в канун Революции 1905 года . Позже — уже в советское время — Троцкий, ставший в те годы ближайшим соратником Ленина, «постарался забыть» о своей брошюре, в которой от лидера большевиков «не осталось… живого места» : это была единственная крупная работа Троцкого, которая не была переиздана в те годы, когда Троцкий находился у власти, и о которой автор никогда не упоминал ни в печати, ни в публичных выступлениях.

Плакат «Все сознательные граждане Российской республики голосуют за РСДРП» (1917)

Однако, об этой работе Троцкого не забыли его «многочисленные недруги»: после того, как Троцкий стал советским оппозиционером , ему постоянно «напоминали» об авторстве критических текстов, направленный против Ленина и партийной диктатуры («против организационных принципов ленинизма » ). В период борьбы за власть , в середине 1920-х годов, Троцкий решил избавится от «политической помехи» ( англ. political liability), связанной со своими высказываниями начала века, написав летом 1927 года, что Ленин всегда был прав, говоря о преемственности между большевиками и якобинцами — а «окончательный приговор» был вынесен самим автором почти 30 лет спустя : «его [Ленина] поведение казалось мне недопустимым, ужасным, возмутительным. А между тем, оно было политически правильным и, следовательно, организационно необходимым» . О книге «Наши политические задачи» также старались не вспоминать как члены американской Социалистической рабочей партии , так и троцкистской Рабочей партии США; «игнорирование» работы закончилось лишь с выходом трилогии Дойчера и книги Кней-Паца .

Постепенная «эволюция» большевизма делала, по мнению ряда исследователей, «убедительный» анализ Троцкого — к которому было применимо и слово «вскрытие» — феномена РСДРП(б) (и революционной партии вообще) актуальным и во второй половине XX века . Цитаты из Троцкого и Розы Люксембург активно использовались исследователями теоретического наследия Ленина и его принципов партийного строительства и в XXI веке .

Обложка книги «О партии в 1904 г.» (1928), содержащей статью

Издания

  • Троцкий Н. . — Женева: Изд. Российской Социал-демократической Рабочей Партии, 1904. — XII, 107 с.

Непосредственно после II съезда РСДРП , в 1903 году, Троцкий опубликовал «Отчёт Сибирской делегации», тесно связанный с брошюрой :

  • Троцкий Н. Второй съезд Российской социал-демократической рабочей партии (Отчёт Сибирской делегации). — Женева: Изд. Российской Социал-демократической Рабочей Партии, 1903. — 36 с.

В 1928 году комиссия Истпарт переиздала работу Троцкого под заголовком «Л. Д. Троцкий о партии в 1904 г.», снабдив авторский текст предисловием и комментариями:

  • Троцкий Л. Л. Д. Троцкий о партии в 1904 г. : Брошюра Н. Троцкого «Наши политические задачи» с коммент. Истпарта и вступ. статьей Ем. Ярославского / Истпарт ЦК ВКП(б). — М. ; Л. : Госиздат, 1928. — 256 с. — 20 000 экз.
Trotsky «Our Political Tasks»

В 1990 году фрагменты «Наших политических задач» вошли в сборник «К истории русской революции», подготовлен профессором Николаем Васецким — факт публикации в СССР «ученической» работы Троцкого, «интересной только узким специалистам», вызвал критику со стороны профессора Владимира Мамонова .

Переводы

К 1989 году «Наши политические задачи» были переведены на английский (под заголовком англ. Our Political Tasks), французский (1968, переиздана в 1970), немецкий (под заголовком нем. Schriften zur revolutionären Organisation , 1970 ), итальянский (1972) и испанский (1975) языки .

Текст

Примечания

  1. , с. 52.
  2. , с. 59, 64.
  3. ↑ , с. [59].
  4. ↑ , с. [60].
  5. , с. 380.
  6. , с. 74.
  7. , Т. 8, с. 44.
  8. , p. 502.
  9. , Т. 8, с. 259, 281, 293, 299, 334, 448—449, 455, 466.
  10. , с. [59]—[60].
  11. ↑ , p. 228.
  12. , p. 37.
  13. , с. 78—79.
  14. ↑ , с. 86.
  15. ↑ , p. 186.
  16. , с. viii—x, 69, 75, 79.
  17. ↑ , p. 26.
  18. ↑ , p. 193.
  19. ↑ , с. [61].
  20. , p. 199.
  21. , pp. 27—50.
  22. , с. 54.
  23. .
  24. , с. 84.
  25. , p. 527.
  26. , p. 81.
  27. ↑ , с. [62].
  28. ↑ , pp. 176—177.
  29. , pp. 177—178.
  30. , p. 191.
  31. ↑ , p. 192.
  32. , pp. 178—179.
  33. , p. 38.
  34. ↑ , p. 179.
  35. , p. 180.
  36. , pp. 188—189.
  37. , p. 183.
  38. , p. 181.
  39. , p. 182.
  40. , p. 187.
  41. ↑ , p. 133.
  42. , p. 134.
  43. , pp. 187, 198.
  44. , pp. 194, 198.
  45. ↑ , p. 523.
  46. ↑ , pp. 191—192.
  47. , pp. 194—195.
  48. , p. 188.
  49. , p. 189.
  50. , p. 190.
  51. , pp. 513—515.
  52. , pp. 26—27.
  53. , pp. 196—197.
  54. , pp. 199—200.
  55. , pp. 200—201.
  56. ↑ , p. 524.
  57. , pp. 201—202.
  58. , pp. 202—203.
  59. , pp. 203—204.
  60. , pp. 205—206.
  61. , p. 928.
  62. , p. 369.
  63. , pp. 147—162.
  64. , с. 100—101.
  65. , pp. 322, 339—341.
  66. .
  67. , с. 203—205.
  68. , p. 82, 98.
  69. , с. 345.
  70. , T. 1, c. 187—188.
  71. , p. 229.
  72. , pp. 84, 360.
  73. , с. 47.
  74. , p. 21.
  75. , p. 64.
  76. , с. 77.
  77. .
  78. , pp. 13, 1125, 1129—1130, 1179.

Литература

Книги
Статьи
  • Засулич В. И. Организация, партия, движение // Искра : газета. — 1904. — 25 июля.
  • Мамонов В. Ф. // Вестник Челябинского государственного университета. — 1991. — Т. 1 , вып. 1 . — С. 76—81 . — ISSN .
  • Сталин И. В. Троцкистская оппозиция прежде и теперь // Правда : газета. — 1927. — 2 ноября (№ 251).
  • . (англ.) // Journal of the History of Ideas. — 1987. — Vol. 48 , iss. 1 . — P. 73—98 . — doi : .
  • . (англ.) // Europe-Asia Studies. — 1997. — Vol. 49 , iss. 5 . — P. 927–929 .
  • . // The Guardian . — 2012. — 29 августа.
  • Harman Ch. (англ.) // Historical Materialism. — 2010. — Vol. 18 , iss. 3 . — P. 64—74 . — ISSN . — doi : .
  • Rowney D. K. (англ.) // Studies in Comparative Communism. — 1977. — March (vol. 10 , iss. 1). — P. 18—33 . — doi : .

Same as Наши политические задачи