Interested Article - Наша революция

«Наша революция» — книга Льва Троцкого , вышедшая в 1906 году под псевдонимом Н. Троцкий и представляющая собой сборник статей, написанных в 1904—1906 годах. Наиболее важной и известной стала заключительная статья «Итоги и перспективы» , вызвавшая резонанс в среде революционеров начала XX века ; в статье утверждалось, что Российская империя является отсталой страной «второго эшелона» капитализма , и делался вывод о слабости российской буржуазии , всесторонне зависимой от государства и самодержца . В книге Троцкий в целом завершил формирование своей концепции «перманентной революции» и «закона неравномерного и комбинированного развития», основанных на работах А. Парвуса , К. Каутского и П. Милюкова ; согласно представлениям Троцкого именно пролетариату , способному, в отличие от торгово-промышленного сословия, парализовать экономику Российской империи, было суждено сыграть ключевую роль в будущей революции , которая должна начаться на национальной почве, развернуться на интернациональной и завершиться на общемировой. Российскому государству, таким образом, отводилась роль «детонатора» революционного подъёма на Западе, способного объединить Россию и Европу .

Взгляды Троцкого, которые в те годы были немного левее политической позиции В. Ленина , — будучи существенно искажены позднейшими критиками — стали восприниматься в Советской России 1920—1930-х годов как главная « ересь » Троцкого против ленинизма . Книга и заключительная статья были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались; в 1922 году в СССР вышла книга Троцкого «1905» , содержавшая фрагменты «Нашей революции» .

Описание и история

Л. Троцкий в камере (1906)

Находясь после ареста, произошедшего 3 декабря 1905 года, в тюремной камере в Крестах , глава Петербургского совета рабочих депутатов Лев Троцкий — под «большим впечатлением» от той «удивительно важной» роли, которую рабочие Российской империи сыграли во время Революции 1905 года , — в основном завершил формирование своей концепции «перманентной революции» . За время работы над теорией камера Троцкого, по мнению его сокамерников, «превратилась в какую-то библиотеку» . После суда и побега из ссылки Троцкий изложил свои взгляды в ряде статей и выступлений — только «исследование о земельной ренте» было потеряно и так и не увидело свет . В 1906 году данные работы были собраны в книгу, получившую заголовок «Наша революция». Основные статьи, вошедшие в сборник, включали в себя: «До 9 января», «Капитал в оппозиции», «Как делали Государственную Думу », «Открытое письмо проф. Милюкову » и «Господин П. Струве в политике» (опубликована ранее под псевдонимом Н. Тахоцкий ). Особенно важной, в смысле окончательного формирования авторской концепции перманентной революции, была заключительная статья книги, имевшая заголовок «Итоги и перспективы» , — её название являлось отсылкой к аналогично озаглавленной статье Парвуса ; именно заключительная статья Троцкого позже стала предметом «ожесточённых споров» ( англ. bitter controversy) .

После выхода книги в свет полиция царской России конфисковала тираж: до читателей дошли только несколько копий произведения революционера . При этом ещё в брошюре «До 9 января», написанной до событий Кровавого воскресенья , Троцкий приходил к выводу, что «спасти Россию может только пролетариат», и предсказывал в ближайшие месяцы или даже недели начало «всероссийского вооруженного восстания» (см. Революция 1905 года ).

Основные положения и их критика

Отсталость Российской империи

Авторы четырёхтомной биографии Троцкого Юрий Фельштинский и Георгий Чернявский считали, что одним из важнейших исходных положений новой концепции революционного процесса, разработанной Троцким и ставшей составной частью «Нашей революции», была констатация того факта, что Российская империя являлась в XIX — начале XX века страной «второго эшелона» капитализма — при этом она постоянно стремилась догнать более развитые ( западноевропейские ) страны . Самодержавная Россия, по мнению Троцкого, не была в состоянии «совершить инновационный прорыв»: автор пытался в самых общих чертах проследить тенденцию к отставанию от Киевской Руси до « великих реформ » и отмены крепостного права в середине XIX века; последняя имела своей целью облегчить формирование вооружённых сил империи и сбор налогов, не создавая при этом реальных перспектив для самих освобождённых крестьян . Троцкий, по мнению Фельштинского и Чернявского, показывал, что заимствование зарубежных технических, хозяйственных и иных достижений не вело к интенсивному экономическому развитию в Российской империи: иначе говоря, вошедшее в традицию стремление «догнать» не приводило к реальному достижению западного уровня жизни и технического развития . Но и само отставание Российской империи не было тотальным — что отличало её от традиционных азиатских обществ , подобных Индии и Китаю начала XX века, не имевших с Европой общей границы .

Совет рабочих депутатов Петербурга в 1905 году: Л. Троцкий в центре

«Догоняющая тенденция» — являясь результатом «навязывания сверху» (со стороны государей-правителей), а не снизу (по инициативе общественных организаций, стремившихся в те годы преимущественно к хозяйственной и управленческой самостоятельности) — не была в состоянии привести к созданию такого «фундаментального института противостояния Средневековью », каковым являлись европейские города, отличавшиеся всё более интенсивной самостоятельной экономической и политической жизнью . В то время как города России являлись лишь административными, военными и налоговыми центрами крепостями .

Когда во второй половине XIX века началось у нас широкое развитие капиталистической индустрии, оно застало не городское ремесло, а главным образом деревенское кустарничество .

Троцкий, по версии Фельштинского и Чернявского, обращал внимание на то, что Российская империя и её предшественники, в согласии с марксистскими идеями , развивались как надстройка над медленно эволюционировавшим примитивным обществом : государство совершенствовалось и укреплялось, подчиняясь инстинкту самосохранения и превращаясь во всё более самостоятельную (относительно общества) и мощную структуру. По Троцкому, это происходило под внешним давлением: прежде всего в виде татаро-монгольских , польско-литовских и шведских нашествий . Выживание государства под подобным давлением требовало «величайшего напряжения сил», поэтому оно поглощало непропорционально большую долю материальных благ и ресурсов, производимых обществом, а также активно занимало деньги на Западе . Государство также одновременно нуждалось и в мощном аппарате насилия и контроля — в жёсткой иерархической (военной) структуре , которая, согласно подсчётам Троцкого, поглощала более половины государственного бюджета империи и бюрократизировала жизнь страны. Основное финансовое бремя при этом ложилось на крестьян, экономическая жизнь которых, и без того осложнённая «суровым климатом и огромными пространствами» , таким образом окончательно подрывалась .

[Российское] государство сформировалось не под влиянием импульсов, исходящих от самого русского общества, но под враждебным давлением сильных европейских держав .

Уфа в 1910 году

В отличие от Запада, в Российской империи само государство, в понимании Троцкого, породило сословия (данную мысль ранее высказывал Милюков ) и заложило фундамент современной промышленности — прежде всего военной . Отсюда Троцкий делал вывод, что российский буржуазный класс , ведший практически паразитическое существование, является объективно слабым и целиком зависит от самодержавной власти: он неспособен стать самостоятельным социальным субъектом — носителем хозяйственной и политической альтернативы самодержавию (как это произошло в странах Западной Европы ) . Иначе говоря, торгово-промышленное сословие в империи было обречено на всестороннюю зависимость от государства, то есть в конечном счёте от самодержца . Из этого следовал вывод Троцкого, что в российских условиях чисто буржуазная революция , способная свергнуть царизм и «очистить страну от полуфеодальных пережитков» , была невозможна . Российский царизм, согласно анализу будущего наркома , являлся промежуточной формой между европейским абсолютизмом и азиатским деспотизмом . Именно эти особенности как российской истории, так и классовой структуры российского общества в начале XX века, означали, что пролетариату Российской империи — сконцентрированному на крупных передовых предприятиях , имплантированных зарубежными предпринимателями — было суждено, по версии Троцкого, сыграть ключевую роль в революции , неизбежной по причине внутренних конфликтов искусственной системы, в которой отсутствовал средний класс .

Даже русская мысль и наука кажутся продуктом государства .

Каменский чугунно-плавильный завод в 1909 году

При этом видимая мощь империи — состоявшая из набора атрибутов , свойственных западным Великим державам , и позволявшая русским царям регулярно вмешиваться военным путём в европейскую политику — была лишь иллюзией безопасности как от внешних, так и от внутренних угроз . Малочисленность российского пролетариата не являлась, по мысли Троцкого, существенным препятствием для революционного захвата рабочими власти : в частности потому, что именно рабочие обеспечивали функционирование железнодорожной сети страны, без которой не могла функционировать и её экономика в целом («тысяча бастующих железнодорожников политически более эффективна, чем миллион рассеянных по стране крестьян» ). Иначе говоря, российским пролетариям было даже проще прийти к власти, чем их западноевропейским коллегам ; «эмбрионом» подобного рабочего правительства являлся сам Петербургский совет, который возглавлял Троцкий .

« Кровавое воскресенье » (1905)

В книге будущий наркомвоенмор затрагивал и военные аспекты надвигающейся революции: уже в 1906 году Троцкий выступал против партизанской тактики военной борьбы, являясь сторонником массового вооружения населения (особенно рабочих, разделяющих идеи социализма ) и построения регулярной армии , способной разбить буржуазного противника в открытом сражении (см. Царицынский конфликт ):

Вооружить революцию, значит у нас прежде всего вооружить рабочих.

Профессор Дэвид Дэвис, в своём обзоре английского перевода книги «1905», писал о четырёх «чётко проработанных идеях» ( англ. clear elaboration of ideas) Троцкого, которые вытекали из его опыта 1905 года и которые в совокупности создали революционеру его «отличительную позицию» ( англ. distinctive position) в истории русской революционной мысли. К этим идеям будущего наркома Дэвис относил: проницательное понимание особенностей России как государства и того факта, что революция в Российской империи не пойдёт в соответствии с западными прецедентами ; признание того, что ход истории определяется не столько рациональным расчётом людей, сколько их готовностью к активным действиям; осознание важности военной силы в революции и решающей роли армии в подведении окончательного итога борьбы за власть; понимание значения Совета рабочих депутатов как революционного института . При этом недостатком ключевого тезиса Троцкого о возможности перманентной революции в конечном счёте было нежелание автора отвечать на вопросы, беспокоившие других участников событий 1905 года: о связи между социал-демократической партией и Советами, о взаимоотношениях пролетариата с крестьянством, о связи между русской революцией и европейским пролетариатом, а также между инстинктом масс и реалистичной мудростью отдельных людей; все эти пункты оказались «не столь гладкими», как предполагал в то время Троцкий .

«Господин Пётр Струве в политике» (1906)

Закон неравномерного и комбинированного развития

Фельштинский и Чернявский отмечали, что уже значительно позже — в конце 1920-х и начале 1930-х годов — Троцкий более чётко сформулировал те общие положения, которые лежали в основе его рассуждений о предпосылках перманентной революции; он назвал их «законом неравномерного и комбинированного развития» . По существу, положения закона к тому моменту уже содержались в публикациях Троцкого, увидевших свет ещё в начале века в рамках книги «Наша революция» — с данным утверждением был согласен и историк Георг Лихтхейм , отмечавший, что более зрелые формулировки из книги « Перманентная революция » и « Сталин » по существу не расходятся с исходным тезисом , а лишь являются его защитой от последующей критики .

Закон неравномерного и комбинированного развития, в формулировке Троцкого, отрицал наличие обязательной прямой связи между развитием производительных сил (см. Марксистская политическая экономия ) и политической ролью пролетариата в той или иной стране, на том или ином этапе её развития : в частности, несмотря на десятикратное превосходство США над Российской империей по уровню промышленного производства в начале XX века, политическая роль российского пролетариата была, по мысли Троцкого, несравнимо выше таковой у американского .

По мнению профессоров Ховарда и Кинга, идеи Троцкого из «Нашей революции» — «самого радикального из произведений русского революционного социализма» — отрицали мысль, высказанную ранее Карлом Марксом и развитую в сочинениях Георгия Плеханова и Владимира Ленина — «страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего» — и, таким образом, революционные идеи будущего наркома меняли представление о самом пути вестернизации России. Троцкий сформулировал принципы политической экономии , благодаря которым глубже, чем любой другой теоретик, приблизился к пониманию как структуры, так и противоречий царской модернизации Российском империи — а, следовательно, и природы русского революционного процесса. Троцкий, по мысли Ховарда и Кинга, утверждал, что как в прошлом Россия не шла по следам развитого Запада, так и её будущий путь являлся иным : в частности, демократический путь построения социализма на территории империи исключался революционером .

Россия и Европа

Составной частью рассуждений Троцкого стал вывод как о необходимости, так и о неизбежности общемировой революции . Раздел «Европа и революция» был заключительным в статье «Итоги и перспективы» и, по мнению Фельштинского и Чернявского, рассматривался автором как наиболее весомый. В нём утверждалось, что российский пролетариат — даже если бы ему удалось прийти к власти вследствие временной конъюнктуры буржуазной революции — неизбежно встретился бы с враждебностью со стороны мировой реакции , заинтересованной, помимо прочего, и в выплате царских долгов , и в безопасности своих капиталов ; в то же время российские рабочие после начала революции могли рассчитывать на поддержку мирового пролетариата. Троцкий предполагал, что если пролетарская власть в России окажется «предоставленной самой себе», то она — как и в любой другой отсталой стране — неизбежно будет уничтожена контрреволюцией . Таким образом, пролетариату «ничего другого не останется, как связать судьбу своего политического господства и, следовательно, судьбу всей российской революции с судьбой социалистической революции в Европе » . Троцкий полагал, что западноевропейские рабочие примут сторону российских товарищей при попытке международной буржуазии сокрушить русскую революцию ; он считал пролетариат европейских стран более надёжным союзником, чем российская буржуазия или крестьянство империи ; аграрная проблема империи способствовала подготовке революции, однако после осуществления революционных преобразований становилась препятствием .

Революционный плакат «Путь к октябрю…»

Фельштинский и Чернявский отмечали, что создатель концепции не вдавался в детали, полагая, что конкретные пути превращения российской революции в международную — точно так же, как и конкретные сроки, — предсказать невозможно. Читателям лишь давалось понять, что перманентная революция — вопрос не столетий, а сравнительно близкой перспективы. Для того чтобы «оградить себя от упреков в маниловщине », Троцкий многократно подчёркивал условность приведённых им схем: их зависимость от конкретных исторических событий . Сущность же концепции перманентной революции, по мнению Фельштинского и Чернявского, состояла в том, что социалистическая революция начнётся на национальной почве, «развернётся» на интернациональной и завершится на общемировой . Последствия же революции только в России, без распространения на развитые страны, были предсказаны Троцким как «уничтожение» или « эрозия », по причине примитивности экономики, культуры и социума . Профессор Николай Васецкий в 1990 году сформулировал данный принцип как «либо всё, либо ничего» .

Восточная революция заражает западный пролетариат революционным идеализмом и рождает в нём желание заговорить с врагом «по-русски»

Израильский историк Шмуэль Галай, анализируя проблемы, с которыми столкнулась марксистская теория в начале XX века, отмечал, что Троцкий (в отличие от Владимира Ленина ) сумел дать более теоретический ответ на события 1905 года: в противоречии с марксистской мыслью своего времени глава Санкт-Петербургского совета пришёл к выводу, что революционный потенциал пролетариата определяется не его бедностью или численностью, а способностью «парализовать капиталистическую экономику». Из данного положения Троцкий, собственно, и делал вывод о возможности социалистической революции в отсталых государствах с малочисленным рабочим классом .

Плакат «Смерть мировому империализму» (1919)

Профессор русской истории и директор Института Восточноевропейских исследований Университета Амстердама Бруно Наарден отмечал, что Троцкий говорил о перманентной революции как о явлении, способном объединить Россию и Европу. В начале XX века данный тезис не был нов, поскольку восходил своими корнями к подобной идее, высказанной ещё Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом , с которой к тому моменту уже «забавлялись» ( англ. toyed) западноевропейские социалисты . Российский экономист, доктор экономических наук Егор Гайдар считал, что в книге Троцкого была наиболее ярко выражена линия, получившая широкое распространение в российском обществе тех лет и заключавшаяся в возможности для русской революции стать «детонатором» для революционного подъёма на Западе: после чего «социалистическая Европа», в свою очередь, поможет построить социализм и на территории Российской империи (в рамках единых «Соединённых Штатов Европы» ). По версии Гайдара, данная цепочка рассуждений позволяла «затолкать» российский социально-экономический кризис в «узкую логику действий радикальной партии » — давала возможность совместить « светскую религию и политическую практику» .

Нельзя сомневаться и в том, что социалистическая революция на Западе позволит нам непосредственно и прямо превратить временное господство рабочего класса в социалистическую диктатуру .

Профессор обращал внимание на то, что в «Нашей революции» Троцкий наделяет некоторые части света «эксклюзивной исторической миссией»: прогрессивная Европа для Троцкого является синонимом цивилизации, в то время как весь остальной мир представляет собой разные степени варварства. Иначе говоря, зависимость России от западного развития — как в прошлом и настоящем, так и в будущем — виделась Троцкому «непреодолимой» ( англ. adamant) . По мнению профессора Ричарда Стайтса , «высокоинтеллектуальное партнёрство» Троцкого с Парвусом породило теорию, которая российскими рабочими того времени воспринималась, скорее всего, наподобие карго-культа , который уже в те годы фиксировался среди жителей островов Тихого океана: некая внешняя сила придёт из-за границы, чтобы «дать» землю и другие блага цивилизации .

Брошюра «До девятого января» (1905)

Оригинальность взгляда

Профессор Орест Мартышин , говоря о статье «Итоги и перспективы» как о первом источнике, в котором Троцкий чётко изложил свои представления о перманентной революции, отмечал, что автор «охотно» поддержал суждение Александра Парвуса о том, что если социал-демократия возглавит будущую российскую революцию, то было бы резонно, если она же и сформирует новое правительство: в результате чего, по Троцкому, буржуазная революция почти сразу превратится в социалистическую. Мартышин утверждал, что именно эта идея и получила известность как теория перманентной революции и что данная концепция представляет собой попытку «форсировать события», избежав таким образом двух революций, разнесённых во времени, с этапом капитализма между ними ; иначе говоря, на территории отсталой России буржуазная республика была невозможна . Профессор Ян Тэтчер, обсуждая в своей биографии Троцкого его работы «Наша революция» и «1905», утверждал, что, несмотря на то, что ряд элементов концепции революционера был уже известен к 1906 году из работ Парвуса, Каутского , Милюкова , а также ряда социалистов-революционеров (включая Михаила Гоца ), их синтез был оригинальным . Иначе говоря, используя те же предпосылки, что и Парвус, Троцкому удалось создать теорию перманентной революции, отличную от концепций других авторов начала XX века . Профессор Перри Андерсон считал «Итоги и перспективы» (Результаты и перспективы) первым стратегическим политическим анализом научного характера в истории марксизма .

Биограф Троцкого Исаак Дойчер , считавший, что события в России 1917 года подтверждали прогнозы Троцкого , в своей трилогии, посвящённой жизни революционера , говорил о статье «Итоги и перспективы» как о работе, в которой автор дал «полное, почти математически сжатое изложение теории „перманентной революции“» («достиг пика своего развития» ): Троцкий проанализировал недавние ключевые события в перспективе «извечных течений» истории России и определил место российской революции в мире. Дойчер также считал, что Троцкий недвусмысленно противопоставил своё видение будущей революции общепринятым взглядам марксистов своего времени, считавшим, что в «старых капиталистических странах» почва для революции уже подготовлена, и ожидавшим «победы социализма» сначала на Западе (в то время как в странах Востока буржуазия только будет приходить к власти): работа Троцкого по-новому сформулировала или даже радикально пересмотрела перспективы социалистической революции как таковой — чего не делалось со времен « Коммунистического манифеста » 1847 года . При этом только «отвращение» Троцкого к анализу текстов, по версии Дойчера, помешало революционеру «забить» свою книгу «полезными» цитатами из трудов основателей марксизма . Дойчер также добавлял, что «Троцкий ни на минуту не мог себе представить, что русская революция будет десятилетиями выживать в изоляции » : революционеру «не приходило в голову», что пролетарская партия сможет длительное время управлять огромной страной против воли крестьянского большинства .

Первая страница из рукописи К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология». Предисловие (Написано рукой Маркса)

Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и бывший президент Венгерской академии наук обращал внимание на то, что, утверждая в книге о необходимости общемировой революции, Троцкий по сути переформулировал тезис Маркса и Энгельса из их работы « Немецкая идеология », написанной ещё в 1847 году, но изданной только в 1932 году в СССР . Идея основателей марксизма заключалась в том, что при отсутствии высокоразвитого общества революция приведёт «только к распространению бедности , и борьба за самое необходимое начнётся снова» ( англ. only poverty would be distributed and the struggle for the necessities would start again) .


Троцкий никогда не отрицал, что материальные условия в России недостаточно развиты, чтобы позволить совершить [социалистическую] революцию. Но он утверждал, что это не подрывало самой возможности начать её .
А. Л. Парвус около 1906 года

Влияние

После публикации «Нашей революции» Троцкий «стяжал себе известность» в кругах социалистических теоретиков и практиков, но большинство из них, согласно Фельштинскому и Чернявскому, отнеслись к концепции резко отрицательно или, как минимум, с подозрением . При этом вывод о возможности избежать длительного капиталистического этапа существенно отличал позицию Троцкого от мнения Парвуса . Взгляды Троцкого также были немного левее политической позиции Ленина в те годы — в частности, в вопросе о роли крестьянства в будущей революции , которому Троцкий отводил роль «младшего партнёра» при диктатуре пролетариата ; позже Иосиф Сталин «чрезмерно преувеличил» ( англ. magnified out of all proportion) или «фальсифицировал» данное расхождение, сделав перманентную революцию главной « ересью » Троцкого против ленинизма (см. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920-е годы ).

При этом в самом 1905 году Роза Люксембург , Каутский и Ленин ссылались на «перманентную революцию» в своих работах : Ленин вновь вернулся к идеям перманентной революции уже в годы Первой мировой войны . Меньшевики Александр Мартынов , Юлий Мартов , Павел Аксельрод и Фёдор Дан также обсуждали концепцию Троцкого, хотя постепенно и охладели к ней, ссылаясь на невозможность самого захвата власти российскими рабочими («посчитали очередной краткий очерк „ троцкизма “ пустым мечтанием» ). В частности, ещё в марте 1905 года Мартынов опубликовал в «Искре» серию статей под общим названием «Революционные перспективы» , где отстаивал тезис о существовании в России городской буржуазной демократии, у которой, по его мнению, были «определённые революционные потенции» . При этом в последней декаде апреля 1905 года , на конференции в Женеве, меньшевистская фракция приняла резолюцию, которая допускала саму возможность социалистической революции в Российской империи, если русская революция затем сможет перенестись и в развитые страны Западной Европы , а через год, в марте 1906, меньшевики опубликовали свою платформу, в которой содержались отголоски теории Парвуса—Троцкого .

В результате книга «Наша революция», в которой автор предвидел пролетарскую революцию в России , не только стала новым этапом в политической мысли Троцкого, но и привела к его изоляции в социал-демократическом движении начала XX века — он стал «чужим среди своих» . При этом исторические данные, собранные уже в конце XX — начале XXI века, подтверждали верность в целом анализа Троцкого экономики Российской империи в последние годы её существования .

Конституция «Освобожденцев» (1906)

Издания

Книга Троцкого была впервые легально издана в книгоиздательстве Н. М. Глаголева — редактора газеты «День»; возможно, издателем являлся Николай Матвеевич Глаголев (род. 1880) — редактор журнала «Вестник воздухоплавания», выходившего в начале XX века в Санкт-Петербурге . К середине XX века оригинальное издание стало «библиографической редкостью» — в частности, в 1990 году профессору Николаю Васецкому , при подготовке первого с конца 1920-х годов переиздания в СССР работ Троцкого, «не удалось разыскать» дореволюционное издание :

  • Троцкий Н. . — СПб. : книгоиздательство Н. Глаголева, тип. «Север», 1906. — 286 с.

Часть из собранных в книге статей выходили в виде отдельных брошюр и ранее 1906 года:

«Перспективы русской революціи» (Берлин, 1917)

После октября 1917 года статья «Итоги и перспективы», которую иногда ошибочно считают вышедшей раньше самой книги , была «достоверно» перепечатана в виде отдельной брошюры, а также — к концу года — вышла на русском языке в Берлине под заголовком «Перспективы русской революции» . Последняя глава и два последних предложения предшествующей главы, предсказывавшие европейскую социалистическую революцию как результат войны, были исключены из немецкого издания «из уважения» ( англ. out of respect) к цензуре времён Первой мировой войны .

  • Троцкий Л. Перспективы русской революціи. — Берлин: Изд. т-ва И. П. Ладыжникова, 1917. — 84 с. — (Социально-политическая библиотека, 3).

В 1919 году статья «Итоги и перспективы» вышла в Советской России отдельным изданием , получив широкую известность :

  • Троцкий Л. Д. Итоги и перспективы. Движущие силы революции. — М. : «Советский мир», 1919. — 86 с.

В предисловии к данной брошюре сам Троцкий отмечал , что:

В отношении оценки внутренних сил революции и её перспектив автор не примыкал [в 1906 году] ни к тому ни к другому из главных течений в русском рабочем движении. Защищавшаяся автором точка зрения может быть схематически формулирована так. Начавшись как буржуазная по своим ближайшим задачам, революция скоро развернёт могущественные классовые противоречия и приведёт к победе, лишь передав власть единственному классу, способному встать во главе угнетённых масс, то есть пролетариату. Встав у власти, пролетариат не только не захочет, но и не сможет ограничиться буржуазно-демократической программой. Он сможет довести революцию до конца только в том случае, если русская революция перейдёт в революцию европейского пролетариата .

В 1922 году в Москве вышла книга Троцкого «1905», составленная из двух ранее издававшихся текстов автора о событиях 1905 года: «Нашей революции» и немецкоязычной книги «Rußland in der Revolution» , изданной в Дрездене в 1909 году . Вследствие этого книгу «1905» иногда датируют 1909 годом, а московский тираж 1922 считают переизданием :

Trotzki, Rußland in der Revolution (1909)

Переводы

В 1918 году в Нью-Йорке был опубликован сокращённый английский перевод, выполненный Моисеем Ольгиным , всей книги Троцкого от 1906 года — под названием «Our Revolution» :

В данной версии, включавшей в себя ряд биографий и пояснений, статья «Итоги и перспективы» — «Prospects of a Labor Dictatorship (results and prospects)» — появилась практически целиком: предложения из предпоследней главы и большая часть последней главы, опущенной в берлинском издании , стали доступны англоязычным читателям . В англоязычных источниках используется несколько вариантов перевода названия статьи: «Itogi i perspektivy», «Results and prospects», а также — версия, изданная в Москве в 1921 году, — «A review and some perspectives» .

В 1909 году в Дрездене вышла немецкоязычная книга Троцкого «Rußland in der Revolution», являвшаяся отчасти переводом «Нашей революции» , — текст статей при переводе был существенно адаптирован автором для не русскоязычных читателей :

  • Trotzki L. . — Dresden: Buch Druck und Verlag von Kaden & Comp., 1909. — 318 p.

Уже в 1919 году книга Троцкого была переведена на идиш ; к 1989 году часть «Итоги и перспективы» была издана на арабском (1965), китайском (1966, переиздана в 1984), французском (1968, переиздана в 1969 и 1974), нидерландском (1971), фарси (1976), итальянском (1976), японском (1961, переиздана в 1967), сербскохорватском (1971), португальском (1973), испанском (1971), шведском (1972) и турецком (1976) языках .

Обложка англоязычного издания (1918)

Текст

На русском языке
  • (первая статья книги)
  • (вторая статья)
  • (третья статья)
  • (четвёртая статья)
  • (пятая статья)
  • (шестая статья)
  • (восьмая статья)
  • (заключительная статья книги)
На английском языке
  • (книга 1918 года)
  • (книга «1905»)
На немецком языке

Примечания

  1. ↑ , p. 466.
  2. , pp. 28—29, 176.
  3. , с. 140.
  4. , p. 230.
  5. , с. [87]—[88].
  6. , с. [132]—[133].
  7. , с. 158.
  8. ↑ , с. 160.
  9. ↑ , с. [88].
  10. ↑ .
  11. , pp. 58, 61.
  12. .
  13. ↑ , p. 10.
  14. ↑ , с. 161.
  15. ↑ , с. 174.
  16. ↑ , с. 73.
  17. , с. 112.
  18. , pp. 104—117.
  19. , pp. 11—12.
  20. , pp. 67—68.
  21. , pp. 65—66.
  22. , p. 78.
  23. ↑ , p. 75.
  24. ↑ , с. 163.
  25. , p. 235.
  26. ↑ , p. 66.
  27. , pp. 36—37.
  28. ↑ , p. 72.
  29. , p. 67.
  30. ↑ , с. 162.
  31. , pp. 68—69, 82.
  32. , s. 537.
  33. , p. 233.
  34. , p. 70.
  35. ↑ , p. 37.
  36. ↑ , p. 51.
  37. , p. 36.
  38. , pp. 70, 83.
  39. , pp. 85—86.
  40. ↑ , с. 168.
  41. ↑ , p. 130.
  42. , pp. 51, 58.
  43. , pp. 49—51.
  44. , p. 817.
  45. , p. 818.
  46. , pp. 244—245.
  47. , pp. 3—4, 14.
  48. , pp. 75, 79.
  49. , с. 128.
  50. , s. 252.
  51. ↑ , p. 333.
  52. , p. 11.
  53. , p. 279.
  54. , p. 232.
  55. , p. 23.
  56. , pp. 99—101, 247—248.
  57. , pp. 51—57.
  58. , pp. 16—20.
  59. , p. 223.
  60. , p. 222.
  61. , p. 224.
  62. , p. 82.
  63. , с. 164.
  64. , с. 286.
  65. , с. [88]—[89].
  66. , s. 12, 40.
  67. ↑ , p. 131.
  68. ↑ , p. 439.
  69. ↑ , p. 225.
  70. ↑ , с. [89].
  71. ↑ , с. 171.
  72. , pp. 237—238.
  73. ↑ , с. [90].
  74. , pp. 203—204.
  75. , pp. 12—13.
  76. ↑ , p. 204.
  77. , p. 62.
  78. , с. 40.
  79. , s. 86—87.
  80. , с. 170.
  81. , pp. 73—74, 265.
  82. , pp. 198—199.
  83. , p. 76.
  84. , с. 286—287.
  85. , p. 12.
  86. , с. 278.
  87. , pp. 75—77.
  88. , p. 40.
  89. .
  90. , с. [703].
  91. .
  92. , pp. xv—xviii.
  93. , p. 30.
  94. , pp. 411, 413.
  95. , p. 640.
  96. , pp. 37—38.
  97. , pp. 225, 229—230.
  98. , p. 73.
  99. , p. 286.
  100. , p. 74.
  101. ↑ , p. 99.
  102. , с. 22.
  103. , с. 169.
  104. , с. 146, 128.
  105. , с. 173.
  106. , с. 161—162.
  107. , с. 172.
  108. , с. 13.
  109. , с. 420—421.
  110. , p. 227.
  111. , с. [251].
  112. , p. 87.
  113. , p. 13.
  114. , pp. 449—452.
  115. , pp. 468, 598.
  116. , с. 166.
  117. , p. 31.
  118. , с. 439.
  119. , p. 34.
  120. , pp. 12, 29—30.
  121. , pp. 12—16.
  122. , с. 233.
  123. , pp. 140—144, 266—267.
  124. , pp. 53—63.
  125. , pp. 283—287.
  126. , с. [85]—[87].
  127. , p. 18.
  128. , с. 229—234.
  129. , pp. 38—39.
  130. , pp. 466—467, 471.
  131. , с. 75.
  132. , с. 227.
  133. .
  134. , с. 228.
  135. .
  136. .
  137. .
  138. , с. 113.
  139. , с. 116.
  140. , с. 157—158.
  141. , p. 33.
  142. , pp. 470—471.
  143. , pp. 39—40.
  144. , pp. 40—42.
  145. , с. 195—201.
  146. , с. 160—163.
  147. .
  148. ↑ , с. 414.
  149. , p. 295.
  150. ↑ , p. 58.
  151. , с. 73—74.
  152. , с. 4—5.
  153. .
  154. .
  155. , pp. 36, 102.
  156. , с. 74.
  157. , p. 239.
  158. , p. 96.
  159. , pp. 1245—1246.
  160. , p. 135.
  161. , p. 25.
  162. , предисловие, с. 8—9.
  163. , p. 22.
  164. , p. 23.

Литература

Книги
Статьи
  • Мартов Ю. О. На очереди. Рабочая партия и «захват власти», как наша ближайшая задача // Искра : газета. — 1905. — 17 марта (№ 93).
  • Мартынов А. // Искра : газета. — 1905. — 3 марта (№ 90).
  • Мартынов А. // Искра : газета. — 1905. — 17 марта (№ 93).
  • Мартынов А. // Искра : газета. — 1905. — 31 марта (№ 95).
  • Орлова М. // Октябрь : журнал. — 2017. — № 4 .
  • Парвус А. Итоги и перспективы // Искра : газета. — 1905. — 27 января (№ 85). — С. 2—4 .
  • Рейман М. Заметки по интерпретации 1917 года // Отечественная история : журнал / Институт российской истории РАН . — 1994. — № 4—5 . — С. 195—204 .
  • Степанов А. И. // Вопросы истории : журнал / РАН . — 1993. — № 2 . — С. 156—163 .
  • Шеррер Ю. // Неприкосновенный запас : журнал. — 2005. — Т. 6 , вып. 44 . — ISSN .
  • Brahm H. (нем.) // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. — 1963. — Bd. 11 , H. 4 . — S. 521—542 . — ISSN .
  • . (англ.) // Encyclopædia Britannica . — 2016. — 30 June.
  • Davies D. A. (англ.) // Slavic Review. — 1973. — December (vol. 32 , iss. 4). — P. 817—818 . — ISSN . — doi : .
  • Dunford M. , Liu W. (англ.) // Regional Studies. — 2017. — January (vol. 51 , iss. 1). — P. 69—85 . — ISSN . — doi : .
  • Glenn J. (англ.) // Cambridge Review of International Affairs. — 2012. — March (vol. 25 , iss. 1). — P. 75—95 . — ISSN . — doi : .
  • Heyman N. M. (англ.) // The Journal of Modern History. — 1976. — June (vol. 48 , iss. S2). — P. 71–98 . — ISSN . — doi : .
  • Kingston-Mann E. (англ.) // The Russian Review. — 1979. — Vol. 38 , iss. 4 . — P. 434—455 . — doi : .
  • Perrie M. (англ.) // Soviet Studies. — 1973. — Vol. 24 , iss. 3 . — P. 411–413 . — ISSN .
  • Rowney D. K. (англ.) // Studies in Comparative Communism. — 1977. — March (vol. 10 , iss. 1). — P. 18—33 . — doi : .
  • Schurer H. (англ.) // The Slavonic and East European Review. — 1961. — Vol. 39 , iss. 93 . — P. 459—471 . — ISSN .
  • . (англ.) // Canadian Slavonic Papers / Revue Canadienne des Slavistes. — 1961. — Vol. 5 . — P. 3—30 . — ISSN .
  • Slavin M. (англ.) // International Labor and Working-Class History. — 1980. — Spring (iss. 17). — P. 71—76 . — doi : .
  • Thatcher I. D. (англ.) // Revolutionary Russia. — 1991. — December (vol. 4 , iss. 2). — P. 235—258 . — ISSN . — doi : .

Same as Наша революция