Interested Article - Гендарганой

Гендарганой (в ед. числе — Гендаргно , также известны как Гендаргной , Гендаргеной и Гендаргуной ) — кровнородственное общество ( тайп ), ведущее своё происхождение от одного предка по имени Гендар , жившего в горах на территории современной Чеченской Республики около тысячи лет назад . В традиции чеченской этноиерархии входит в тукхум Нохчмахкахой . Историческая родина — селение Гендаргана (ныне село Гендерген, Ножай-Юртовского района Чеченской Республики ) . Также существует гипотеза о происхождении этого тайпа из исторической области Нашха .

Гендарганойцы играли важную роль в антиколониальной борьбе горцев Северо-Восточного Кавказа XIX века, возглавляя восемь важнейших участков наибств Северо-Кавказского имамата , территория которых простиралась от Хасавюрта на востоке до реки Фортанга на западе .

В конце XX — начале XXI веков выходцы из тайпа Гендарганой объединились в составе салафитской группировки « Урус-Мартановский джамаат ». Эту группировку нередко называли сильнейшей военной силой в Чечне .

В наши дни входят в число двух самых больших тайпов Чечни . Больше всего представителей этого тайпа проживают вблизи северных склонов Чёрных гор .

Название

Происхождение названия

Основная версия происхождение названия Гендарганой — от имени одного полумифического предка этого тайпа . Другие источники связывают название тайпа с забытым словом «гендарг», которым чеченцы обозначали предмет или вещь, затыкающее или прикрывающее что-либо. Так, к примеру, родовая башня тайпа Гендарганой Венда-гала стоит обособлено и прикрывало стратегическое направление. Возможно, это определило название тайпа .

В 1978 году советский исследователь-краевед Ахмад Сулейманов также высказал предположение о происхождении названия тайпа Гендаганой (у Сулейманова — гендарганой) от имён двух братьев — Гандар и Гуно, которые, вместе со своей сестрой по имени Курчала, основали родовое селение гендарганойцев — Гендаргана .

Примеры вариантов написания названия тайпа Гендарганой

Название Автор Источник Дата
1. Гендургирал Иоганн Гюльденштедт Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. 1770
2. Гендергеной Семён Броневский Новейшия географическия и историческия извѣстия о Кавказѣ 1823
3. Гендиргеной Александр Нейгардт Рапорт генерала генерала Нейгардта военному министру А. Чернышёву 1842
4. Гендыргеной Николай Благовещенский Сборник свѣдѣній о Терской области: изданіе Терскаго 1878
5. Гендригойцы Алексей Костерин Перевал: Сборник 1924
6. Гендарганой Ахмад Сулейманов Топонимия Чечено-Ингушетии 1975
7. Гендаргной Малик Сайдуллаев Чеченскому роду нет переводу 1999
8. Гендаргуной Александр Ляховский Зачарованные свободой: тайны кавказских войн 2006

Расселение

Юго-Восточная часть квартала гендарганойцев ( чечен. Гендаргной йукъ) в городе Урус-Мартан

Расселение тайпа Гендарганой по территории современной Чеченской Республики объясняется историками тем, что их перемещения происходили по вынужденным обстоятельствам; многочисленные орды кочевников в разные периоды истории вытесняли чеченцев с равнинных и предгорных земель в горы. Это неоднократно приводило чеченский народ на грань полного исчезновения. Однако умение противостоять разного рода захватчикам, а также неприступность чеченских гор — спасли народ от исчезновения .

Родовое селение, сохранившее тайповое имя « Гендерген », расположена в центральной части исторической области Нохч-мохк (Ичкерия). Основание села Гендерген не определено точной датой. Однако известно, что в период нашествия Тамерлана в Чечню в XIV веке Гендерген и некоторые другие поселения Ичкерии вели уже оседлый образ жизни .

В наши дни Гендарганой является крупнейшим тайпом в Центральной и Юго-Западной Чечне. Основная его часть проживает на предгорных и равнинных территориях Республики. На разных этапах своей истории тайп основал такие поселения, как Урус-Мартан , Мартан-Чу , Танги-Чу , Новые Атаги , Чулга-Юрт , Гендерген и , а также и (ныне в составе Республики Дагестан ). Кроме собственно в тайповых поселениях, гендарганойцы также проживают в сёлах Чири-Юрт , Старые Атаги , Дуба-Юрт , Бено-Юрт , Аух , Гойты , Ачхой-Мартан , Пседах и многих других.

Численность

Подсчёт численности нахского населения по отдельным обществам производился исследователями всегда приблизительно, поэтому, на сегодняшний день точных сведений и о численности гендарганойцев не существует. Согласно публикациям в прессе и интернете в конце XX — начале XXI веков, гендарганой считается одним из крупнейших чеченских тайпов. Иногда журналисты/блогеры говорят о нём как о втором по величине тайпе Чечни (напр. И. Новикова ), иногда даже указывается численность — 100 000 человек (напр. В. П. Лебедев ).

Состав

Ветви, входящие в состав тайпа Гендарганой:

Название Самоназвание Известные люди Гаплогруппа
Айдамир Айдамир-некъе J2
Аппаз Ӏаппаз-некъе J2
Батал Батал-некъе J2
Берси Берси-некъе J2
Буози БӀози-некъе J2
Кёхарси Коьхарси-некъе J2
Лорси Лорси-некъе нет данных
Ляжги Лаьжги-некъе нет данных
Мамми Мамми-некъе J2
Мовсар Мовсар-некъе J2
Моаги МоӀги-некъе J2
Мозги Мозги-некъе J2
Муги Муги-некъе J2
Мухлин Мухьлин-некъе нет данных
Мюжг Муьжг-некъе J2
Мюлги Муьлги-некъе J2
Нини Нини-некъе J2
Ноккхой Ноккхой-некъе J2
Нохи НогӀи-некъе J2
Овки Овки-некъе
  • (полевой командир)
J1 / J2
Саи СаьӀи-некъе нет данных
Сайки Сайки-некъе J2
Седи Седи-некъе нет данных
Сингал Сингал-некъе J2
Солт Солт-некъе нет данных
Сохти Сохьти-некъе J2
Такалш ТӀакӀалш-некъе J2
Теси Теси-некъе нет данных
Товзар Товзар-некъе нет данных
Тучи Тучи-некъе J2
Эскарх Эскарх-некъе J2
Ясхаб Йасхьаб-некъе нет данных
Яхот Йахот-некъе J2

Этническая история

Легенды и предания

Согласно Ахмаду Сулейманову , предания и сведения тептара говорят о возникновении родового селения гендарганойцев в X веке. Легендарными основателями аула Гендаргана считаются братья Гандар и Гуно, а также их сестра Курчала. Позднее, «когда стало тесно жить в Гендаргана», Гуно и Курчала переселились на новые места и основали, соответственно, селения Гуни и Курчалой , дав таким образом начало тайпам Гуной и Курчалой . По другим данным того же автора, основателем тайпа и села Курчалой является выходец из области Нашха Курчалхан .

В переиздании работы Сулейманова 1997 года появилась вставка ещё об одном предании, в котором допускается возможность происхождения тайпа Гендарганой от внука сирийского царя Гундаргена. Предание было помещено в главе посвящённой тайпу Гуной; в первоначальной работе 1978 года в главе о Гуное такого предания нет . Ряд исследователей (например, д-р ист. наук , профессор Г. З. Анчабадзе , 2001) сомневаются в возможности сирийского происхождения нахских предков, считая, что эта деталь явно вставлялась в сказания позднее, и связана с распространением ислама .

По версии Сайпуди Натаева , предок тайпа Гендарганой приходился внуком Турпалу-Нохчо, которого считают прародителем чеченского народа .

Связь с исторической областью Нашха

Гендарганой-кешнаш — «кладбище гендарганойцев» в Нашха (окрестности Моцарой , 03.05.2014).

Область Нашха считается прародиной многих чеченских тайпов. Именно там, по преданию, родился прародитель чеченского народа Турпала-Нохчо . У него было десять сыновей. От одного из них ведут своё происхождение тайпы Гендарганой, Нашхой , Пешхой , Майстой , Чеберлой , Беной и Нижалой . Когда потомство Турпала-Нохчо разрослось, в Нашхе появились следующие селения: Хийла, Моцар, Тийста, Чармах, Хайбах . В одном из них жил предок тайпа Гендарганой. Об этом писал Ахмад Сулейманов:

«Венда гала „Венда (?) (ж) башня“ — на з. стороне Хийлах. Первая часть названия неясна. По преданиям, здесь жили гендарганойцы (этническая группа).» .

Существование преданий о проживании гендарганойцев в этой исторической области (которые зафиксировал А. С. Сулейманов ), а также некоторые другие сведения (например, материалы архива наследников Шоипа Центероевского ), позволяют исследователям предполагать, что связь между этим тайпом и Нашха могла существовать. В этом случае, наиболее вероятно, что гендарганойцы могли иметь отношение к нашхинским аулами Хила и Чермохкой ( чечен. Чӏармаха).

Миграционные процессы и участие в формировании чеченского этноса

Нахские этногруппы имеют древнейшую на Кавказе историю , однако, формирование собственно чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточнонахского населения только в XVI—XVIII веках . В этот период происходит миграция нахских обществ на предгорные равнины и параллельно происходит их исламизация — важнейший религиозно-культурный фактор образования чеченского этноса . Ядром объединения чеченцев стала историческая общность нохчий (совр. нохчмахкахойцы ) — выходцы из исторической области Нохчмохк (другое название — Ичкерия ; совр. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни), распространившие своё племенное название на все остальные этногруппы говорившие с ними на общем языке .

Гендерген

Расселение гендарганойцев из Нашхи на восток происходило по альпийскому поясу Кавказского хребта : в XIV веке группа гендарганойцев, в поисках подходящего места проживания, дошла до хребта Ишхе дук . Остановившись на хребте, часть группы отправилась вниз для изучения местности по бассейну реки Аксай (чеч. Яьсси). Согласно тайповым преданиям гендарганойцев, название реки Ясси появилась тогда, когда вернувшиеся гендарганойцы сообщили: «Яьсса ю и чоь» (это место пустое). Затем, убедившись, что место пустое, основали Гендарген .

Спустя 300 лет после основания села, жителей постигла эпидемия холеры . Выжившие гендарганойцы ушли в местность «Пхьочу», проходя через дымовую тоннель, специально прокопанную в холме для дезинфекции. Позже многие вернулись обратно в Гендерген. При этом хутор Пхьочу просуществовал вплоть до депортации чеченцев .

Как отмечает Ахмад Сулейманов, в древности у гендарганойцев с Гендаргана был свой обряд, совершавшийся на холме «Холлам-гу», рядом с высоким памятником погибшему воину за свободу. Согласно этому обряду, всех нарушителей традиций, предателей, трусов и воров подвергали наказанию. Говоря о характере наказания, Сулейманов писал:

Наказание носило различные характеры: всенародное проклятие, предание анафеме с сооружением холма из камней, комьев сухой глины - так наз. «сардаман кIарлагIа», оскорбление плевками в лицо всеми жителями селения, оскорбление нанесением ударов палками, камнями. В исключительных случаях «На холме памятника» - «ХIоллам гу» - преступника предавали казни .

Гендаргной-лам

В какой-то, точно не установленный период, гендергенцы столкнулись с грузинскими феодалами, считавшими Ишхе-Дук своим владением. В результате многолетних противостояний гендергенцы заняли под скалистым хребтом гору, площадь которой составляет ок. 900 гектаров. Гора получила имя: « Гендаргной-лам » (гора гендарганойцев). Несколько десятков семей гендарганойцев жило непосредственно на этой горе вплоть до начала XX века , тогда по требованию советских властей они были вынуждены покинуть гору. После депортации чеченцев и ингушей на горе был возведён колхоз, куда были заселены рабочие из соседнего Дагестана . Однако после распада СССР гендарганойцы сожгли колхоз, а рабочие были переселены обратно .

В XVII веке начинается массовое переселение гендарганойцев из Нашхи и Гендергена на предгорные, равнинные и Притеречные земли. В середине XVII века гендарганойцы заложили два поселения на равнине: Гендарганой-къотар (ныне Гендарганой юкъ на Юго-Востоке города Урус-Мартан), а также Батал-къотар, расположенный в центре Урус-Мартана. В 1722 году под натиском русских войск гендарганойцы вынуждены отступить к Сунже , где основали аул Чача . В 1758 году этот аул был уничтожен войсками под командованием кизлярского коменданта Фрауендорфа и тогда же гендарганойцы отступили к своим родовым хуторам. В начале XIX века возникло поселение Урус-Мартан , разросшееся из четырёх аулов: Гендарганой-къотар, Батал-къотар, Беной-къотар и Пешхой-къотар. В этой области гендарганойцы играли наиболее значимую роль и до появления селения Урус-Мартан, и после .

В тот же период истории, в первой половине XVIII века в Ичкерии действовал полководц Кёхарса из Гендергена. Предположительно, он являлся председателем совета страны « Мехк-кхел », а также возглавлял борьбу ичкеринцев с дагестанскими, кабардинскими и грузинскими феодалами . К началу XIX века уже по всей территории Чечни действовала группа полководцев родом из Гендергена, а само село считалась одним из главных деревнь Большой Чечни, где, по мнению русского исследователя Семёна Броневского , жили не мирные и независимые чеченцы. По этой причине Гендерген дважды подвергся сожжению .

Сражения/войны

XIX век

В начале XIX века одним из лидеров национально-освободительного движения чеченцев являлся уроженец Мартан-аула Чулик Гендаргеноев (Сайкаев), который в русских источниках фигурирует как один из самых авторитетных людей в Чечне того времени . После нескольких поражений в боях с войсками генералов Булгакова и Гудовича в 1808 году, Чулик Гендаргеноев и Бейбулат Таймиев были вынуждены приостановить военные действия и заключить мирный договор с русскими властями . Племянник Чулика — Исмайлин Дуда — стал известен не только как один из ближайших сподвижников Бейбулата Таймиева, но и тем, что защищал интересы бедных и обездоленных .

Событие в Герзель-ауле (1825)

По некоторым утверждениям, Учар-Хаджи родился в селении Гендерген , в прихожей чужого дома, когда его родители бежали от наступающих войск. По этой причине они приняли решение назвать сына Учар (чеч. Уьчар), что обозначает на чеченском языке «из-прихожей». Согласно некоторым источникам, Учар-Хаджи имел глубокие познания в религии, бывал в Хадже и какое-то время прожил в Мекке . Вернувшись оттуда, работал муллой в разных селениях Чечни и Дагестана . Событие, сделавшее его известной исторической личностью, произошло в середине 1825 года. Тогда Учар-Хаджи вместе с другими чеченскими старшинами принимал участие во встрече с царскими генералами в Герзель-ауле . В ходе обсуждения спорных моментов один из генералов схватил за бороду Учар-Хаджи, в результате чего Учар-Хаджи заколол генералов Николая Грекова и Дмитрия Лисаневича . После этого между чеченскими старшинами и царскими войсками развязался бой, в ходе которого практически все старшины были убиты .

Братья Гендаргеноевские

В 1839 году в битве при Ахульго в Дагестане был полностью разгромлен имамат, Шамиль бежал в Чечню и скрывался в горах Шатоя . До конца 1839 года Шамиль предпринимал попытки привлечь на свою сторону Ису Гендергеноевского, являвшегося на тот момент крупнейшим военачальником в Чечне и Дагестане. В начале 1840 года Иса Гендергеноевский пригласил Шамиля на съезд чеченских военачальников в Урус-Мартане . 7 марта Шамиль прибыл в Урус-Мартан. На следующей день, 8 марта 1840 года, Иса Гендергеноевский от имени чеченцев обратился к Шамилю с призывом возглавить Северо-Кавказский имамат . По данным генерал-майора Пирятинского, армия Шамиля, насчитывающая 200 мюридов, после Урус-Мартановского съезда увеличилась за счет чеченских подразделений на 10 000 человек . К середине 1840 года имам Шамиль вместе с братьями Гендергеноевскими вторгся в Дагестан, разгромил пророссийские силы и установил свою власть на значительной части территории Дагестана. В 1840—1845 годах братья Иса и Муса принимали активное участие во многих сражениях, в ходе которых они добивались значительных успехов. Кроме того, руководили наибствами Большой Чечни, Малой Чечни и Аухом .

Братья Мамаевы

Могила наиба Хозы

Когда Шамиль возглавил народно-освободительную борьбу горцев Дагестана в 1834 году, уроженец селения Гендарген по имени Мома примкнул к этому движению и воевал на его стороне в Дагестане . Как утверждает дагестанский историк М. Гамзаев, Мома также принимал непосредственное участие в Битве при Ахульго и был одним из немногих, кто сражался рядом с Шамилем до конца в те дни . В 1851—1857 годах сыновья Момы Хату и Хоза наибствовали в Аухе .

XX век

Гражданская война в России

В начале XX века представители тайпа Гендарганой продолжили играть заметную роль в военно-политической жизни Чечни. В ходе Гражданской войны в России , затронувшей и Чечню, по обеим сторонам конфликта действовали влиятельные предводители происходившие из тайпа Гендарганой. Одним из них был Билу-Хаджи Гайтаев из Мартан-Чу . Под его руководством урусмартановцы принимали участие в Алаханюртовском и Гойтинском сражениях с армией Антона Деникина , а также в освобождении равнинной Чечни от белогвардейцев . Другой — Ибрагим Чуликов , возглавивший комитет по очищению Чечни от большевиков и Узун-Хаджи . В октябре 1919 года он совершил крупный военный поход против большевиков и группировок Узун-Хаджи , в результате которой практически вся плоскостная Чечня была освобождена от незаконных вооружённых формирований .

В тот же период в Хасавюртовском округе (ныне в составе Дагестана) действовал Кехурса Темиргириев , который был родом из Гендергена. В 1919—1920 годах он занимал должность начальника Хасавюртовского округа в Северо-Кавказском эмирате . Находясь в этой должности, руководил освобождением чеченских селений в Хасавюртовском округе от отрядов Деникина .

Вторая мировая война

Али Гучигов

Сотни представителей тайпа Гендарганой воевали во Второй мировой войне , среди которых Герой России Мовлди Умаров , дважды представленный к званию Героя советского союза Али Гучигов , кавалер ордена красного знамени Абдулла Гериханов и многие другие.

Война в Чечне (1994—2009)

Несколько тысяч представителей тайпа Гендарганой принимали участие в первой и второй войнах в Чечне в 1994—2009 годах. Во время первой войны известность получили пять братьев Такаевых из Урус-Мартана, возглавлявшие спецназ Президентской гвардии ЧРИ . Во время Второй войны гендарганойские амиры стояли во главе Исламской бригады ИБ , и Урус-Мартановского джамаатов . В 2000 году ими была развязана жёсткая диверсионная война в Центральной и Западной Чечне, длившаяся до осени 2005 года. В течение пяти лет десятки командиров из тайпа Гендарганой были убиты, в том числе Рамзан , Ризван и Зелимхан Ахмадовы, Халид и Ислам Седаевы, Султан и Адлан Газуевы, Аслан Дукузов , Муса и Иса Гельхаевы, Магомед-Эми Яндарбаев, Тимур Абубакаров, Солсбек Шадукаев, Хамзат Тушаев и другие .

Религия

Мечеть имени представителя тайпа Гендарганой Вахи Джамалханова в городе Урус-Мартан

Исповедуют ислам суннитского толка . Согласно Ахмаду Сулейманову, до принятия ислама жившие в Гендергене гендарганойцы совершали моления языческому богу Ерди, используя в качестве культового места Ердите, расположенный к западу от села Гендерген .

Генетика

В результате проведённых генетических исследований чеченским национальным ДНК проектом « Сhechen-noahcho dna project » было выявлено, что более 98% выходцев из тайпа Гендарганой являются носителями гаплогруппы J2 .

Известные Гендарганой

Основная часть известных представителей тайпа Гендарганой представлена в разделе « » .

Известные представители тайпа с неопределенным родом ( чечен. некъе)

Примечания

Комментарии
  1. Как и все народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи, ца и доьзалы . В связи с неоднозначным современным пониманием старинной нахской системы названий различных объединений, в кавказоведении используется термин «вольное общество» или просто «общество».
  2. Т. А. Мазаева сообщает об этом варианте этимологии в предисловии к книге Д. Хожаева «Чеченцы в русско-кавказской войне». Помимо гендарганойцев (у Т. А. Мазаевой — гендаргеной ), она сообщает, что имя своего первопредка носили многие чеченские тайпы — Центорой , Химой (у Т. А. Мазаевой — цӏонторой и хӏимой ) и др. ( Хожаев Д. , 1998, 14).
  3. Аппаз — потомки Аппаза, переселившегося из Гендергена в селение Марта в конце 1600-х годов. Представители этого рода исторически считались людьми, обладавшими безграничной храбростью.
  4. Батал — один из крупнейших родов внутри тайпа Гендарганой, численность которого составляет более пяти тысяч человек. Большинство Батал-некъе проживают в местности Батал-юкъ, расположенном в центре города Урус-Мартан.
  5. Буози — потомки человека по имени Буоза, жившего в XVII веке . Буоза пользовался авторитетом в народе, даже будучи пожилым и не ходячим человеком, его приводили разрешать возникшие конфликты между разными семьями.
  6. Мамми — небольшой род из восточной Чечни, ведущий своё происхождение от известного воина Момы из Гендергена.
  7. Мовсар — выходцы из Гендергена, которые в силу малоземелья вынуждены были спуститься на плоскость. Большинство представителей этого рода проживают в селение Танги-Чу .
  8. Нини — выходцы из исторической области Ичкерия . В наши дни их в Урус-Мартане и Мартан-чу до двух тысяч человек.
  9. Ноккхой — представители этого рода исторически проживают в сёлах Кешен-Аух и Юрт-Аух . Ноккхой своим родоначальником считают человека по имени Ноккхо.
  10. Нохи — род ведёт своё происхождение от человека по имени Ноха ( чечен. НогӀа). Он был сильным и смелым человеком, рукой ловил одичавших лошадей, седлал их и обучал.
  11. Сингалхой — крупный род из Новых Атагов . Предок сингалхойцев Сингалха был человек богатырской силы, мог поднимать валуны и злоупотреблял этим, переставляя межевые камни.
  12. Также среди исследователей существуют и другие мнения относительно времени образования чеченского этноса: например, советский и российский археолог, этнолог и антрополог, д-р ист. наук В. А. Шнирельман считает, что полная этническая консолидация чеченцев не наступила и в XX веке ( Шнирельман В. А. , 2006, 208).
Источники
  1. ↑ .
  2. (неопр.) . proza.ru (14 августа 2020). Дата обращения: 14 октября 2020. 3 февраля 2022 года.
  3. ↑ .
  4. ↑ , с. 96.
  5. ↑ , с. 20.
  6. , с. 152.
  7. ↑ , с. 258.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 21 августа 2017. 17 апреля 2018 года.
  9. , с. 21.
  10. (неопр.) ruthenia.ru (1924). Дата обращения: 15 февраля 2021. 24 марта 2016 года.
  11. ↑ , с. 303.
  12. ↑ , с. 384.
  13. ↑ , с. 86.
  14. (неопр.) vostlit.info (1845). Дата обращения: 16 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  15. ↑ , с. 203.
  16. , с. 16.
  17. .
  18. , с. 57.
  19. (неопр.) . terroristica.info . Дата обращения: 7 февраля 2021. 2 марта 2021 года.
  20. (неопр.) . eva-hiorst.ru . Дата обращения: 26 января 2022. 25 января 2022 года.
  21. (неопр.) . kommersant.ru (18 апреля 2002). Дата обращения: 20 февраля 2022. 20 февраля 2022 года.
  22. ↑ .
  23. , с. 14.
  24. ↑ , с. 148.
  25. Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 241. — ISBN 5-85803-213-3 .
  26. , с. 178.
  27. (неопр.) vostlit.info (20 ноября 1843). Дата обращения: 15 февраля 2021. 28 декабря 2021 года.
  28. (неопр.) . lab-adat.ru (20 января 2015). Дата обращения: 15 февраля 2021. 22 января 2021 года.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
  30. , с. 318.
  31. ↑ .
  32. (неопр.) . arhiv-chr.ru (15 декабря 2016). Дата обращения: 10 мая 2021. 30 января 2021 года.
  33. , с. 139.
  34. , с. 237.
  35. , с. 156.
  36. (неопр.) . chechnyatoday.com (7 августа 2008). Дата обращения: 14 октября 2020. 15 октября 2020 года.
  37. (неопр.) . vesti95.ru (29 апреля 2017). Дата обращения: 14 октября 2020. 3 февраля 2022 года.
  38. (неопр.) . vesti95.ru (23 ноября 2016). Дата обращения: 14 октября 2020. 19 октября 2020 года.
  39. (неопр.) . skfo.ru (17 апреля 2014). Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано из 25 мая 2017 года.
  40. (неопр.) . checheninfo.ru (13 апреля 2012). Дата обращения: 14 октября 2020. 14 октября 2020 года.
  41. (неопр.) . oramash.ru (7 января 2021). Дата обращения: 12 февраля 2021. 1 ноября 2020 года.
  42. Овсянников Д. В. (рус.) : статья в сборнике трудов конференции ​. — 2017 . — С. 347—351 .
  43. ↑ , с. 302.
  44. (неопр.) . checheninfo.ru (4 марта 2021). Дата обращения: 2 августа 2021. 2 августа 2021 года.
  45. ↑ .
  46. (рус.) . Комсомольская правда (30 октября 2002). Дата обращения: 12 июня 2017. 6 апреля 2019 года.
  47. , с. 374.
  48. Кусаев А. Д. (рус.) : Краеведение ​. — 2012 . — 7 февраля (№ 1). 2 августа 2021 года.
  49. (неопр.) . Коммерсант (31 мая 2002). Дата обращения: 20 февраля 2020. 11 мая 2021 года.
  50. , с. 61.
  51. (неопр.) . newvz.ru (6 ноября 2019). Дата обращения: 9 мая 2021. 9 мая 2021 года.
  52. (неопр.) . grozny-inform.ru (22 февраля 2015). Дата обращения: 20 февраля 2020. 10 мая 2021 года.
  53. (неопр.) . refdb.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019. 28 сентября 2019 года.
  54. , с. 213.
  55. , с. 269.
  56. , с. 19.
  57. Натаев С. А. (рус.) : статья в сборнике трудов конференции ​. — 2017 . — С. 185—187 .
  58. , с. 58.
  59. (неопр.) . nahi.info (23 января 2016). Дата обращения: 28 декабря 2021. 28 декабря 2021 года.
  60. , с. 176—177.
  61. , с. 7, 170.
  62. , с. 24.
  63. , с. 56.
  64. Тесаев З.А. (рус.) : статья в журнале - персоналия ​. — 2018 . — № 2 . — С. 24–31 .
  65. ↑ , с. 261.
  66. (неопр.) . checheninfo.ru (3 октября 2021). Дата обращения: 27 января 2022. 27 января 2022 года.
  67. Шахрудин Гапуров . Россия и Чечня: последняя треть XVIII--первая половина XIX века. — ISBN 5918570012
  68. , с. 761.
  69. , с. 49.
  70. (неопр.) . grozny-inform.ru (29 октября 2014). Дата обращения: 22 января 2021. 28 января 2021 года.
  71. (неопр.) . checheninfo.ru (18 августа 2018). Дата обращения: 22 февраля 2021. 9 мая 2021 года.
  72. (неопр.) . gazavat.ru (13 сентября 2012). Дата обращения: 8 апреля 2021. 24 ноября 2021 года.
  73. (неопр.) vostlit.info (14 апреля 1842). Дата обращения: 8 апреля 2021. 28 декабря 2021 года.
  74. . Имам Шамиль. — ISBN 978-5-903593-14-0
  75. (неопр.) checheninfo.ru (19 мая 2019). Дата обращения: 8 ноября 2020. 28 января 2021 года.
  76. .
  77. .
  78. , с. 286.
  79. (неопр.) . warheroes.ru (16 мая 1996). Дата обращения: 20 марта 2021. 9 мая 2021 года.
  80. (неопр.) checheninfo.ru (3 июня 2017). Дата обращения: 22 января 2021. 28 января 2021 года.
  81. (неопр.) . vesti95.ru (24 января 2017). Дата обращения: 27 января 2021. 31 января 2021 года.
  82. , с. 64.
  83. , с. 53.
  84. (неопр.) . regnum.ru (15 августа 2005). Дата обращения: 15 июля 2021. 14 июля 2021 года.
  85. (неопр.) . regnum.ru (22 сентября 2003). Дата обращения: 15 июля 2021. 14 июля 2021 года.
  86. (неопр.) . ria.ru (11 декабря 2004). Дата обращения: 14 июля 2021. 14 февраля 2022 года.
  87. (неопр.) . Коммерсант (11 октября 2011). Дата обращения: 22 января 2021. 28 января 2021 года.
  88. , с. 262.
  89. (неопр.) . checheninfo.ru (30 ноября 2009). Дата обращения: 19 апреля 2021. 19 апреля 2021 года.
  90. (неопр.) . checheninfo.ru (23 марта 2021). Дата обращения: 9 мая 2021. 9 мая 2021 года.
  91. (неопр.) . svoboda.org (28 апреля 2003). Дата обращения: 12 апреля 2022. 12 апреля 2022 года.
  92. (неопр.) . ria.ru (17 ноября 2018). Дата обращения: 9 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  93. (неопр.) . ria.ru (23 августа 2021). Дата обращения: 15 февраля 2021. 22 августа 2021 года.
  94. (неопр.) . cerkes.org (22 мая 2021). Дата обращения: 6 ноября 2022. 6 ноября 2022 года.
  95. (неопр.) . krugozormagazine.com (15 мая 2018). Дата обращения: 20 февраля 2020. 24 мая 2019 года.
  96. (неопр.) . vsluh.ru (3 апреля 2006). Дата обращения: 15 июля 2021.
  97. (неопр.) echo.msk.ru (1 января 2001). Дата обращения: 9 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  98. (неопр.) . regnum.ru (20 декабря 2001). Дата обращения: 15 июля 2021. 14 июля 2021 года.
  99. (неопр.) . checheninfo.ru (26 июня 2011). Дата обращения: 9 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  100. (неопр.) . grozny-inform.ru (21 марта 2011). Дата обращения: 9 мая 2021. 8 мая 2021 года.

Литература

1-е переиздание (изменённое, включает 4 части): Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Нальчик : «Эль-Фа», 1997. — 685 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88195-263-4 .

Ссылки


Same as Гендарганой