Interested Article - Музыка майя

Музыка майя — музыкальное искусство мезоамериканской цивилизации майя . Уничтожение культуры народов конкистадорами под руководством служителей католической церкви привело к тому, что до нашего времени сохранилось небольшое число произведений и музыкальных инструментов.

Часто музыка была единой с и танцами — это было традиционно для празднеств и религиозных обрядов . Ассортимент музыкальных инструментов у майя был велик — по большей части они относились к ударному типу. Остатки музыкального искусства майя сохранили до нынешнего времени индейские племена Центральной Америки .

Классификация

Музыка была неразрывно связана с . Охватывала музыка различные стороны индейской жизни — среди сохранившегося можно отметить :

  • Любовную лирику
  • Песни, сопровождавшие погребальные обряды
  • Охотничьи песни
  • Военные гимны и марши
  • Музыку, которая сопровождала танцы майя
  • Музыкальное сопровождение религиозных обрядов

История и описание

Основы музыкальной культуры

Музыка цивилизации майя дошла до нас в основном по сохранившимся инструментам, а также по их изображениям — как на фресках, которые располагались на внешних и внутренних стенах зданий, так и в некоторых рукописях. Кроме того, ученые опираются на описания испанских хронистов. Также ученые делали выводы из анализа той музыки, которую индейские народы сохранили до сих пор. В общих чертах специалисты не уделяли особое внимание музыкальному искусству, ведь для этого нужны масштабные познания в индейских языках, а также знания в истории европейской музыки, чтобы понять, что индейцы переняли у колонизаторов, а что действительно относится к их культуре, и, наконец, познания в археологии цивилизации майя. Что интересно, даже сейчас в различных районах Мексики и Гватемалы индейские народности исполняют кардинально разную музыку, что показывает разнообразие их древних традиций .

Музыка у майя традиционно сопровождала не только песни, но и танцы, ритуалы, театральные выступления, а также военные походы, во время которых наигрывались военные марши и пелись песни такого же характера . Музыка была призвана поддержать воинов, внушить им уверенность в себе и поселить в них воинский дух. Именно поэтому holpop , музыкальный лидер, всегда высоко ценился .

Бой барабанов традиционно начинал музыкальные композиции майя и был знаком того, что остальным также нужно готовится к исполнению. Упоминание об этом можно встретить у .

Как упоминает Когольюдо , holpop являлся не только главным исполнителем, но и хранителем музыкальных инструментов, в том числе барабанов .

Музыка у майя была групповой и основой были ударные инструменты. Струнных инструментов у майя не было , за исключением музыкального лука .

Связь с религией

Для мезоамериканских религий было традиционным наличие божеств, отвечающих за музыку, танцы и пение. Например, у ацтеков это был . У майя также было подобное божество, однако его имя не сохранилось.

Согласно поэме « Пополь-Вух » братья и — покровители флейтистов и певцов. Герой легенд по имени Твинс превращался в обезьяну и играл на флейте и барабанах . Бог Стриженой Кукурузы был покровителем черепаховых барабанов. И наконец, божество ( рус. Ветер) отвечало за погремушки .

Репрессии колонизаторов

Известный конкистадор Эрнан Кортес негативно относился к музыкальной культуре индейцев, считая её нудной и монотонной .

Так как музыка была тесно связана с религией, испанские захватчики подвергли её репрессиям. Стоит упомянуть указ от 1555 г., где говорилось: « индейцы не должны петь упомянутые песни о своих обрядах или древних историях, пока эти песни не будут исследованы духовенством или людьми, хорошо знающими язык. Служители Евангелия должны смотреть, чтобы в таких песнях не содержалось бы ничего мирского » .

Были даже поставления, согласно которым индейцам надлежало сжечь все музыкальные инструменты, за исключением барабанов. Католическая церковь с помощью отрядов конкистадоров насильно угнетала индейскую культуру, благодаря чему многие её элементы, в том числе и их музыка, дошли до нас в отдельных обрывочных сведениях .

Музыкальные традиции

Статус музыкантов

В майяском обществе было достаточное количество профессиональных музыкантов, и исполнителей танца . Берналь Диас дель Кастильо упоминает, что во дворце « плясуны, певцы и другие увеселители занимали отдельное большое помещение » . Правитель Тескоко Несауалькойотль обладал целым огромных залом во своём дворце, где исполнялись музыкальные произведения . А в есть заметка, в которой говорится что ацтекские музыканты были профессионалами в своём деле и занимали высокое положение в обществе .

Также стоит отметить празднество ce-xochitl , во время которого традиционно воздавалась хвала Синтеотлю , ацтекскому богу кукурузы , и Шочипилли , богу искусств, можно было наблюдать следующее: « … вознаграждались подарками и наградами певцы, певцы, сопровождавшие танцы, руководители и сочинители песен. Так же [поступали] и с музыкантами, теми, кто играл на барабанах, на тепонастли , теми, кто сочинял слова для песен, теми, кто сочинял песни, кто перелагал и гармонизовал их, теми, кто свистел, кто своими руками управлял движением [танцоров], а также теми, кто, танцуя, представлял что-то, теми, кто танцевал четверками, теми, кто сочинял фигуры для танцев, теми, кто пел насмешливые песни или заупокойные, теми, кто танцевал, вертясь волчком » . Из приведенного отрывка можно выявить, что музыканты специально обучались этой науке, чтобы в дальнейшем стать профессионалами. Требования к музыкантам были крайне жёсткими. Стоит упомянуть один случай, во время которого барабанщика, который нарушил музыкальный ритм во время жетвоприношения, схватили и первым принесли богам .

Музыкальные инструменты

В составе оркестра у майя были большие деревянные либо тростниковые трубы. Был также особый вид труб, сделанный из коры, издававший звук при вдыхании воздуха, а не при вдувании, как это обычно бывает . Крупнейшие имели длину 1,5 м и были сделаны из дерева и керамики . Трубы часто изображались на росписях, можно отметить, скажем, фреску из первой комнаты в Бонампаке , изображающую оркестр . На ней изображены упомянутые выше полутораметровые трубы, которые использовались в паре, на разных тональностях . В качестве труб использовали также hub — крупные морские раковины , которые в обилии встречаются в водах Юкатана. Они издавали внушительный звук и, согласно верованиям майя, призывали богов. Похожие встречаются у инков и ацтеков .

Также в распространении были chul — флейты из кости бедра оленя или человеческой ноги, обожённой глины или тростника, как простые, так и особые — флейты Пана. Они могли иметь от шести тонов в доклассический период и вплоть до 12 в более позднее время. Тройные и четвертные флейты позволяют брать аккорды. Согласно 6 главе IV части « Пополь-Вуха », был также ещё один особый тип флейты — чиримия — для инсигнии у верховного правителя киче . Также у майя была пятинотная свирель , схожая с европейскими и южноамериканскими .

Майяские погремушки, или маракасы, создавались, как правило, из тыквы. Однако раскопки в , Белиз, свидетельствуют, что были и глиняные погремушки с мелкими шариками внутри .

Кроме того, к духовому типу относятся и xoxob — майяские свистки. Они имели различные тона, по материалу изготовления были деревянные, костяные либо глиняные. Свистки последнего типа имели форму людей или животных .

Из струнных инструментов известен только музыкальный лук с тетивой из хенекена , служивший главным басовым инструментом .

Самым разнообразным был арсенал ударных инструментов . Барабаны были нескольких видов :

  • Тункуль — вертикально стоящая литавра , высотой по грудь исполнителя, сделанная из полой деревянной колоды, обтянутой кожей оленя. По тункулу били руками;
  • Этот барабан стоял на земле, а барабанщик на нём сидел и бил его;
  • Аналог ацекского тепонцатли — полая горизонтальная деревянная колода, имела два деревянных язычка. По нему били колотушками с резиновыми наконечниками. Звук при правильном ветре слышно на две лиги;
  • Паш — мелкий барабан, использовался при танцах, его били одной рукой;
  • Особый барабан из полого дерева, издавал тяжёлые и печальные звуки;
  • Черепаховый — из панциря небольшой сухопутной черепахи, его покрывали резьбой и лаком. Ланда охарактеризовал его звуки как «меланхоличные и печальные»;
  • Каюм — сделан из глины, похож на два соединённых сосуда, с одного конца натянута мембрана. Встречается в Дрезденском кодексе , в настоящее время используется лакандонами .

Также стоит отметить и прочие инструменты ударного состава :

  • Бубенчики и колокольчики из раковин, а в более поздний период из меди, золота и серебра. Они привязывались к ногам, талии или запястьям танцора и давали озвучивание его движениям ;
  • Черепаховые панцири, по которым били отрезком оленьего рога ;
  • Многочисленные zoot — трещотки и погремушки .

Был у майя и уникальный музыкальный инструмент, по-испански именуемый raspadores — скребки , которые делались из длинной кости оленя, ягуара, тапира или человека , на которые наносились глубокие зазубрины. Музыкант быстро проводил по ним палкой, что порождало довольно приятный слуху скрежещущий звук. Данный инструмент наряду с барабанами использовался для более плавной смены ритма в музыке. В наше время подобный инструмент есть в кубинских народных оркестрах .

Экзотикой майяского оркестра были человеческие черепа, по которым били палками .

В Дрезденском кодексе можно встретить изображения флейт с четырьмя отверстиями, барабанов, трещоток , в Мадридском — вертикальных барабанов , костей с нарезками , черепа-резонатора .

Состав оркестра

Описание оркестра майя можно встретить у Ланды:

У них есть маленькие барабаны, по которым бьют рукой, и другой барабан — из полого дерева, с низким и унылым звуком. По нему бьют довольно длинной палкой с набалдашником из смолы одного дерева на конце. У них были трубы, длинные и тонкие, из полого дерева, с длинными и кривыми тыквами на конце . У них был еще инструмент из панциря целой черепахи, очищенного от мяса. По нему били ладонями рук, и звук его заунывный и печальный. У них были свистки из берцовых костей оленей и больших раковин и флейты из тростника

В приведённом отрывке описан малый состав оркестра .

Особенности музыкальной культуры

Главные особенности майяской музыкальной культуры :

Для майяской музыки также был характерен острый ритмический рисунок как следствие традиций и определённого оркестрового состава, хотя мелодика была довольно проста. Многие черты музыкального искусства майя переняли и современные индейские народы Мексики, Гватемалы и Гондураса. Результатом музыковедческого анализа сохранившихся у них духовных инструментов стало то, что в их основе лежал пентатонический звукоряд (тон, тон, малая терция, тон). Многие флейты могли иметь до 16 тонов. Традиции многоголосного пения описывал Торкемада в своих трудах .

Учёные ещё не пришли к единому мнению, была ли у майя нотная запись. Однако, есть данные что одно из племён современной Гватемалы платило дань копиями своих песен, что само по себе предполагает наличие у индейцев навыков записи своих музыкальных произведений. « Рукопись Чи » говорит о том, что индейцы с помощью иероглифов записывали « некоторые песни в определенных размерах » . X. Кастильо, исследователь из Гватемалы, в своих трудах опубликовал фото плоской нефритовой таблички, на которой была изображена странная надпись, состоящая из зигзагообразной линии и точек. Согласно его мнению, это и есть пример нотной записи у майя .

В искусстве

Настенные фрески в Бонампаке . На изображении видны барабаны майя

Оркестр в Бонампаке

Музыкальный оркестр майя классического периода изображен на нижних стенах помещения храма в Бонампаке . Здание было построено в 791 г. н. э.. В первой комнате храма есть фреска , которая изображает королевский танец и оркестр из 12 музыкантов, которых можно разделить на следующие группы :

  • С погремушками из тыквы — 4 человека;
  • С черепаховыми барабанами — 3 человека;
  • С литаврами — 1 человек.
  • С длинными трубами — 2 человека;

Также на фресках изображены танцор с погремушкой и музыкант с музыкальным инструментом « маракас » .

Примечания

Комментарии
  1. Особый вид барабанов
  2. Изображения инструмента можно увидеть в Бонампакских фресках
  3. Схожи с современным инструментом марака
  4. Хотя в Монта-Альбине нашли один из ребра кита
  5. Резонаторы
Источники
  1. ↑ , Литература, танцы и музыка. Часть 7.
  2. , pp. 58-61.
  3. ↑ , p. 93.
  4. Mendieta 1870, Libro II, Cap. XXXI
  5. , с. 245.
  6. , pp. 91, 104-108.
  7. , p. 149.
  8. , с. 145.
  9. Ixtlilxochitl, 1892, t. II, p. 178
  10. Палатинская рукопись, л. 201, ректо
  11. , p. 164.
  12. Ponce, 1873, t. I, pp. 473-—475
  13. ↑ , с. 246.
  14. , pp. 15-29.
  15. , с. 245-246.
  16. ↑ , с. 246-247.
  17. Д, 63а
  18. М, 21а; 37а
  19. М, 37
  20. М, 67а
  21. , p. 143.
  22. Torquemada, 1723, Lib. 17, Cap. III
  23. , pp. 28, 231.
  24. , p. 27.
  25. Сафронов, Александр (неопр.) . www.mezoamerica.ru. Дата обращения: 9 апреля 2015. 9 апреля 2015 года.
  26. ↑ , с. 247.

Литература

  • Кинжалов, Ростислав Васильевич . // . — Л. : Наука , 1971.
  • Garibay A. M. Historia de la literatura nahuatl. — Mexico, 1953—1954.
  • Castillo J. La mъsica maya-quiche. Quetzaltenango. — 1941.
  • Tozzer A. M. Landa's Relacion de las Cosas de Yucatan. A translation. / Редактор и автор примечаний A. M. Tozzer. — 1941.
  • Диего де Ланда . Сообщение о делах в Юкатане / Перевод со староиспанского, вводная строка и примечания Кнорозова Ю. В. . — 1955.
  • Sanchez de Aguilar. Informe contra idolorum cultores del obispado de Yucatan. — Мерида . — Вып. 6 .
  • Егоров Д. Н. Записки солдата Берналя Диаза. — Л. , 1924-1925. — Т. 1.
  • Tedlock, Dennis. Popol Vuh: The Mayan Book of the Dawn of Life. — Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1996.
  • Cheong, Kong F. A Description of the Ceramic Musical Instruments Excavated from the North Group of Pacbitun, Belize. — Белиз : Institute of Archaeology, 2012.
  • Looper, Matthew G. . — of Texas Press, 2009.
  • Хаген, Виктор фон. Музыка, танцы и театрализованные представления // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки / Перевод с английского Л. А. Карповой. — Центрполиграф , 2013. — 539 с. — ISBN 978-5-9524-5078-3 .

Same as Музыка майя