Interested Article - Подводное царство

«Подво́дное ца́рство» ( фр. Sadko au royaume sous-marin), в источниках на французском языке «Садко́» ( фр. Sadko) — одноактный балет, картина подводного царства ( фр. tableau sous-marin) в постановке М. М. Фокина на музыку Н. А. Римского-Корсакова из оперы « Садко » с декорацией и костюмами Б. И. Анисфельда . Впервые представлен силами труппы Русский балет Дягилева 6 июня 1911 года в театре Шатле , Париж .

История

В источниках наблюдаются расхождения при указании названия балета. В западном балетоведении принято название «Садко» ( фр. Sadko) , или точнее «Садко в подводном царстве» ( фр. Sadko au royaume sous-marin ), в отечественном балетоведении преимущественно используется название «Подводное царство». В то время как в воспоминаниях С. Л. Григорьева указано название «Садко» (картина «Подводное царство») , в мемуарах М. М. Фокина и у Е. Я. Суриц фигурирует «Подводное царство» (картина из оперы «Садко») . В балетных энциклопедиях приводится название «Подводное царство» из оперы «Садко» . Очевидно, под названием «Садко» подразумевается опера целиком, тогда как балет «Подводное царство» представляет всего лишь одну её картину.

Официальная программа 6-го Русского сезона (3-го парижского в Шатле, июнь 1911) состояла из двух программ. 1-я программа (или 1-й спектакль) была показана 6, 8, 9 и 10 июня и включала « Карнавал », 2 парижские премьеры « Нарцисс » (первый показ в Париже), « Видение розы » и мировую премьеру ( фр. création) «Садко» . 2-я программа (2-й спектакль) была представлена 13, 15, 16 и 17 июня, включая « Шехеразаду », премьеру «Пери», «Битву при Керженце» (симфонический антракт, музыка Н. А. Римского-Корсакова), «Видение розы» и мировую премьеру « Петрушки » .

Григорьев писал, что для законченной увлекательной программы не хватало «захватывающего и экзотического ансамблевого балета наподобие „ Половецких плясок “, <…> и Дягилев предложил акт из оперы Римского-Корсакова „Садко“, известный под названием „Подводное царство“, куда входили массовые танцы» . Имена танцовщиков не были обозначены в программе, поскольку в балете был задействован широкий состав кордебалета . Согласно программе, балет «Подводное царство» является смешанным оперно-балетным представлением с пением и танцами .

Премьеры

  • 1911 — 6 июня в Шатле, Париж. «Подводное царство» (картина из оперы «Садко») . Музыка Н. А. Римского-Корсакова, хореография М. М. Фокина, декорация и костюмы Б. И. Анисфельда; дирижёр Н. Н. Черепнин, режиссёр С. Л. Григорьев . Основные исполнители танцев: Б. Ф. Нижинская , Л. Ф. Шоллар , Л. П. Чернышёва , Л. Войциховский ; среди оперных исполнителей выступили К. С. Исаченко , Степанова и К. Д. Запорожец .

В. М. Паппе местом первого показа ошибочно указано Монте-Карло , тогда как, согласно другим источникам, мировая премьера состоялась в Париже . Первый показ балета не мог состояться в Монте-Карло, поскольку труппа там впервые выступила в апреле , когда даже к репетициям «Подводного царства» не приступали, а начали его репетировать в Риме накануне парижского сезона . По этому поводу В. М. Красовская заметила, что «Петрушка» и сцена подводного царства из оперы Римского-Корсакова «Садко» «требовали многочисленного и опытного кордебалета, доступного лишь на месяцы парижских и лондонских гастролей» .

  • 1916 — 25 августа, Сан-Себастьян , Театр Эухении-Виктории. «Подводное царство» (картина из оперы «Садко»). Новая редакция в хореографии и по либретто Адольфа Больма , музыка Николая Римского-Корсакова, декорации Бориса Анисфельда, костюмы Наталии Гончаровой ; дирижёр Эрнест Ансерме . Основные исполнители танцев: Любовь Чернышёва, Дорис Фейтфул, Адольф Больм, Георгий Язвинский .

10 марта 1912 года постановка Фокина была представлена в Санкт-Петербурге , вызвав неоднозначную реакцию критиков и публики .

Восприятие

Григорьев передал реакцию парижской публики: «„Садко“ с его пылким проявлением русского темперамента, пришёлся по вкусу, а финальная массовая сцена произвела почти такой же фуррор, как танцы из „ Князя Игоря “» .

Красовская полагала, что Фокин проявил к балету мало интереса, поэтому «танец остался только иллюстративным». Но это оправдывалось тем, что Фокин был загружен работой по постановке трёх новых балетов, которую следовало закончить в короткие сроки . Основное внимание балетмейстер уделил постановке «Петрушки», которую Стравинский считал лучшей работой Фокина . Согласно оценке Красовской, «„Подводное царство“, отделённое от действия оперы „Садко“, превратилось в самодовлеющее красочное полотно, где живопись Анисфельда соревновалась со звукописью морской стихии у Римского-Корсакова. К тому же в музыке рек, ручейков, золотых и краснопёрых рыбок, морских царевн не было ни стихийной мощи, ни разгула дикой страсти, какие отличали музыку „Половецких плясок“» . Балетовед цитировала оценку Тугендхольда : «Фокин проявил массу изобретательности и наблюдательности, почти для каждого выхода морских плясунов были придуманы свои особенные имитативно-рыбьи телодвижения». По мнению Красовской, ни раковины-трубачи, ни огненные морские коньки и прочие чудеса морской фауны не прибавляли ценности хореографии .

См. также

Примечания

  1. ↑ , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 325.
  2. ↑ , Добровольская. Список постановок М. М. Фокина, с. 465.
  3. ↑ .
  4. ↑ .
  5. ↑ , с. 408.
  6. ↑ , p. 254.
  7. ↑ , с. 406.
  8. Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
  9. Добровольская Г. Н. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
  10. ↑ , Глава 3. 1911, с. 55.
  11. ↑ , p. 15.
  12. , Глава 3. 1911, с. 50.
  13. ↑ , с. 362.
  14. ↑ , с. 367.
  15. , Глава 3. 1911, с. 56.
  16. , с. 371.
  17. ↑ , с. 366.

Литература

Ссылки

Same as Подводное царство