Interested Article - Половецкие пляски

«Полове́цкие пляски» балетный фрагмент 2-го действия оперы « Князь Игорь » русского композитора А. П. Бородина .

Хор и половецкий танец оркестрованы Бородиным при участии Н. А. Римского-Корсакова к концерту Бесплатной музыкальной школы 27 февраля 1879 года. Римский-Корсаков в своей «Летописи» упоминает об участии в оркестровке А. К. Лядова , однако рукописными материалами это не подтверждается.

Источником для либретто , написанного самим автором при участии В. В. Стасова , послужил памятник древнерусской литературы « Слово о полку Игореве », рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев . Для написания оперы Бородин познакомился с сохранившимся в Венгрии у потомков половцев половецким фольклором. По семейному преданию, род отца Александра Бородина, имеретинского князя Луки Гедеанова (Гедеванишвили), происходил из половецких князей, ассимилированных грузинами .

«Половецкие пляски» приобрели огромную популярность и стали одним из самых известных и узнаваемых в мире фрагментов русской классической музыки.

Содержание балетного акта

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.

Хан Кончак предлагает пленённому новгород-северскому князю Игорю Святославичу свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии простой половецкой девушки и ханской дочери Кончаковны.

Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы « Князь Игорь » стал отдельным балетным спектаклем на 15 минут.

В опере он идёт в начале и в конце второго акта.

Сцена Время Музыка Участие балета
1 Хор половецких девушек 6'10 «На безводье, днём на солнце», Половецкая девушка, хор кордебалет
2 Пляска половецких девушек 2'21
3 Кавантина Кончаковны 5'56 «Меркнет свет земной», Кончаковна, хор
4 Сцена и хор 2'50 «Подруги-девицы, напоите пленников», Кончаковна, хор
5 Речитатив и Каватина Владимира 5'41 «Медленно день угасал», Владимира Игоревич
6 Дуэт 5'25 «Ты ли Владимир мой», Кончаковна, Владимир Игоревич
7 Ария князя Игоря 6'49 «Ни сна, ни отдыха измученной душе», князь Игорь
8 Сцена князя Игоря с Овлуром 4'07 «Позволь мне, княже, слово молвить», князь Игорь, Овлур
9 Ария Кончака 6'57 «Здоров ли князь», Кончак и князь Игорь
10 Речитатив 3'22 «Гей, пленниц приведи сюда», Кончак, князь Игорь
11 Половецкая пляска с хором 10'55
«Улетай на крыльях ветра», Кончак, хор

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Где под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных;
И сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня…
Ты туда и улетай!

Ноты мелодии «Половецких плясок»
Половецкая девушка, чага , кордебалет

Постановки

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре .

Постановка Голейзовского

При создании своей постановки Голейзовский досконально изучил историю. Как известно, исторической основой сюжета оперы Бородина «Князь Игорь» служит неудачный поход северских князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев , воспетый в знаменитом « Слове о полку Игореве ». Появление половцев на Руси относится ко второй половине XI века, точнее к 1061 году . За сто пятьдесят лет, до 1210 года насчитывалось около пятидесяти крупных половецких набегов .

Смешение стилей Касьян Ярославич объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев .

Балет ставился Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок. У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.

Касьян Голейзовский — «элементы в плясках»:
  1. Синкопа , подчеркнутая в «пляске мужчин дикой», «пляске мальчиков», «чагах» и финале
  2. Мелодия , заволакивающая, чарующая своей негой — «Пляска девушек плавная»
  3. Гармония — знаменитые квинты Бородина, удачно и смело подчёркивающие общий рисунок
  4. Динамика — ускоряющее движение от moderato до presto
  5. Нюансировка — Сила звука. На акценты и паузы.

Постановка Фокина

5 ноября 1914 года Михаил Фокин создал свою хореографическую версию «Половецких плясок» в дягилевских русских сезонах , премьера прошла в театре «Шатле», Париж. С декорациями Н. К. Рериха , дирижёр Э. А. Купер ; роли исполняли — , Е. А. Смирнова , С. В. Фёдорова (Фёдорова 2-я)

Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:

«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски».

С октября 2008 года Андрис Лиепа готовил программу к столетнему юбилею дягилевских «Русских сезонов» с труппой Кремлёвского дворца .

В марте/апреле 2011 года в « театре Елисейских полей » балет увидел искушённый парижский зритель .

«В 1906 году — Дягилев вывез во Францию „Выставку Русского портрета“, 1907 год — стал музыкальным сезоном, когда впервые выехали Скрябин , Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин . А в сезоне 1908 / 1909 появился балет, покоривший всю европейскую публику, и с этого началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Я считаю, „Русские сезоны. XXI век“ — это продолжение того триумфального шествия русского искусства, начатого когда-то Сергеем Дягилевым. Влияние, которое дягилевские сезоны оказали на развитие европейского искусства в целом, переоценить просто невозможно». — А. М. Лиепа

Музыка

Фрагменты тем «Половецких плясок»
  • Акт начинается с Хора половецких девушек и Арии Кончаковны
  • Пляска половецких девушек — первый танец (No. 8, presto, 6/8, F major)
  • Половецкая пляска с хором — (No. 17. Introduction: Andantino, 4/4, A Major)
  • Медленный танец половецких девушек (Andantino, 4/4, A Major)
  • Пляска мужчин дикая (Allegro vivo, 4/4, F Major)
  • Общая пляска (Allegro, 3/4, D Major)
  • Пляска мальчиков (Presto, 6/8, D Minor)
  • Танец Девушек, «скользящий» (в музыке реприза (reprise) в сочетании с танцем мальчиков в быстром темпе (Moderato alla breve, 2/2)
  • Танец мальчиков и танец половцев (reprise, Presto, 6/8, D Minor)
  • Финальный кульминационный танец (Allegro con spirito, 4/4, A Major)

Запись музыки

  1. 1970 — « Мелодия »
  2. 1978 1979 ГАБТ : Иван Петров , Татьяна Тугаринова , Владимир Атлантов , Артур Эйзен , Александр Ведерников , Елена Образцова
  3. 1997 — Jimmy Ltd. — BSA — Jimmy Music Group «Jimmy Classic» ADD/ OM 03 — 122—124 (Swiden)

Аранжировка музыки Бородина

«Половецкие пляски» в аранжировке испанского рок-гитариста Даниэля Баутисты (фрагмент)

Популярную мелодию исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман , российский саксофонист Алексей Козлов .

Записала песню на английском языке Сара Брайтман .

В 1953 году был создан мюзикл Кисмет , песня из которого « », была позднее выпущена как отдельный сингл Тони Беннеттом в 1954 году. В дальнейшем она так же была записана и другими исполнителями среди которых: группа , Тони Мартин , Рэй Коннифф , Сара Брайтман .

В 1975 году Хулио Иглесиас использовал тему Половецких плясок в своей песне "Quiéreme" из одноименного альбома.

Симфо-группа « » сделала свою кавер-версию «Polovtsian Dances» в 2011 году.

Российская группа « Ария » в сингле « Поле битвы » (2009) также записала свою версию аранжировки («На крыльях ветра»).

Американский рэп исполнитель Warren G вместе с норвежской звездой сопрано Sissel Kyrkjebø , в 1998 году, записал сборник , представляющий собой сочетание рэпа и классической музыки , где он читает рэп на музыку из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь »

Саундтрек аниме -сериала Kareshi Kanojo no Jijou , созданный композитором Сиро Сагису, содержит в себе аранжированные фрагменты «Половецкой пляски с хором».

Использовалась в саундтреке игры Catherine.

Использовалась в саундтреке игры Bioshock Infinite в дополнение Burial at Sea.

Примечания

  1. Князь Игорь. Опера. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  2. . — М. : «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1981 . — 632 с.
  3. (1984). 7 октября 2015 года.
  4. [www.pro-ballet.ru/html/p/poloveckie-pl8ski.html «Русский балет: Энциклопедия»]. — М. : «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997 . — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85370-099-1 .
  5. . эл.энц.«Белькато». 18 июня 2012 года.
  6. . — « РИА Новости », 01.04.2011. 4 апреля 2011 года.
  7. . — « ИТАР-ТАСС », 01.04.2011. 15 апреля 2011 года.
  8. Ирина Корнеева. . — «Российская газета», 21.10.2008. — Вып. Федеральный , № 4776 . 6 ноября 2011 года.
  9. , p. 14

Литература

  • Энциклопедия «Русский балет». Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». Издательство «Согласие», страница 365.
  • Книга «Большой Театр СССР». Государственное Музыкальное Издательство, Москва, 1958, страница 57
  • Kenyatta, Kelly. . Los Angeles: Busta Books, 2001. ISBN 978-0-970-22249-7 . OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Половецкие пляски