Interested Article - Соул

Элла Фицджеральд , на заднем плане видны также Рэй Браун и Диззи Гиллеспи

Со́ул (от английского soul — «душа») — жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза . Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую , порой экзальтированную , «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс , а также джазовой вокальной импровизации.

История

Музыкальные критики самым ранним образчиком соула «I’ve Got a Woman» — песню, записанную 18 ноября 1954 года в Атланте Рэем Чарльзом . Другие важнейшие записи раннего соула — «Please Please Please» Джеймса Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза (1960).

В 1960-x годах соул становится наиболее популярным направлением афроамериканской музыки. К этому времени блюз и ритм-энд-блюз , будучи в значительной степени позаимствованными и адаптированными белокожими исполнителями рок-н-ролла и блюз-рока , воспринимались уже в качестве межрасовых жанров, а афроамериканцы стали идентифицировать себя через соул-музыку. Связано это было и с борьбой афроамериканцев за свои права: такие ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели как символически-библейское, так и актуально-политическое звучание. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук , Арета Франклин , Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг .

В 1960-е годы возникает несколько региональных «школ» соул-музыки, связанных со соответствующими фирмами грамзаписи. В южных штатах доминировал « мемфисский соул», сформировавшийся вокруг фирмы грамзаписи Stax/Volt Records ( Отис Реддинг , Айзек Хейз , Уилсон Пикетт , Эл Грин , инструментальные соул-джазовые составы Booker T. & the MG's и). Южный соул отличала виртуозная игра инструменталистов, выраженный ритм и большая, чем в других стилях соул, связь с блюзом. На севере США возникло коммерчески жизнеспособное направление соула в духе поп-музыки — « детройтский соул», известный также как «мотаун-саунд», по названию фирмы грамзаписи Motown ( Смоки Робинсон , Дайана Росс и The Supremes , Стиви Уандер , Марвин Гэй , The Temptations , The Four Tops , Jackson 5 ). Звук с выраженным ритмом, представляющий собой сложную смесь R&B и поп-музыки, известен своим отточенным написанием песен с «искренним» вокалом и смягчёнными текстами . Основными идеологами кроссоверного звука «мотауна», рассчитанного не только на чернокожую, но и на белокожую аудиторию северных штатов США, были продюсеры и композиторы Берри Горди и Смоки Робинсон — президент и вице-президент этого выпускающего лейбла. «Мотаун рекордз» стало самым успешным в истории предприятием афроамериканского шоу-бизнеса , открыв дорогу к мейнстриму для многих чернокожих музыкантов, невзирая на повышенный расизм того периода.

Экспериментальный подход к соул-музыке середины 1960-х представляет продюсер Фил Спектор , изобретший революционную технику студийной записи, получившую название « стена звука ». Спектор привлекал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих ( Тина Тёрнер с песней «River Deep Mountain High»)), но и белокожих музыкантов (дуэт The Righteous Brothers с песней « You’ve Lost That Lovin’ Feelin’ »).

В 1970-е годы соул отчасти уступает популярность другому направлению в ритм-энд-блюзе — фанку . Наиболее популярен в те годы был мягкий « филадельфийский соул» (выпускался на фирмах грамзаписи Philadelphia International Records и Philly Groove Records), который отличают усложнённые вокальные аранжировки и введение элементов фанка и диско ( Барри Уайт ,).

Более классическое направление в ритм-энд-блюзе представляли талантливые вокалисты Эл Грин , Лу Роулз , Дайон Уорик , Роберта Флэк и Натали Коул , тогда как две главные звезды лейбла Motown — Стиви Уандер и Марвин Гэй — добились значительной творческой самостоятельности и выпустили в середине 1970-х ряд экспериментальных альбомов, которые смели все существовавшие прежде художественные и цензурные запреты и условности, открывая современный период в истории ритм-энд-блюза.

« Голубоглазый » и «кареглазый» соул

Между тем, в течение 1970-х продолжалось распространение популярности соула, который, подобно блюзу, постепенно перестаёт быть музыкой только чернокожих. The Righteous Brothers открыли дорогу к соулу для множества белокожих исполнителей, в первую очередь, британских: Дасти Спрингфилд , Вана Моррисона , Джо Кокера , Роберта Палмера , в отдельных записях — Элтона Джона и Дэвида Боуи . В США исполняемый белокожими соул и фанк (в частности, британский) иронически именуют « голубоглазым соулом », а соул-музыку в исполнении певцов латиноамериканского происхождения — «кареглазым соул».

Обновлённый соул

В 1980-е после широкого успеха Майкла Джексона и Принса , соул наряду с фанком становится одним из основных коммерческих стандартов так называемого « современного ритм-энд-блюза ». Термин «современный ритм-энд-блюз», с уходом в прошлое эпохи диско , оказывается востребованным для обозначения современного фанка («ритм») и соула («блюз»), а также бесчисленных гибридов между ними. Связано это с тем, что в современных условиях сложно провести чёткую границу между быстрой («фанк») и медленной («соул») составляющими ритм-энд-блюза. Практически не существует исполнителей, которые специализируются исключительно на соуле или на фанке. В репертуаре ведущих исполнителей можно найти композиции в обоих стилях, а также те, которые иллюстрируют градации и синтез между ними. Успешные соул-исполнители середины 1980-х — Лайонел Ричи и Уитни Хьюстон — прославились благодаря романтическим балладам, записанным настолько продуманно и безупречно, что это производит впечатление некоторой эмоциональной выхолощенности. Несмотря на сильный и задушевный вокал, в их записях происходит отказ от сырых, непосредственных переживаний, на которых была основана классическая школа соула, в пользу утонченной рафинированности. Майкл Джексон и Джордж Майкл делают ставку не столько на осовремененный соул, сколько на довольно агрессивную, коммерчески ориентированную разновидность фанка. Для обозначения всех этих коммерческих направлений ритм-энд-блюза в США был придуман весьма расплывчатый термин « urban contemporary », или просто «urban».

Квайет-сторм

Начиная с первой половины 1980-х и заканчивая серединой 1990-х, основным направлением ( мейнстримом ) американской поп-музыки являлся так называемый «квайет-сторм» ( англ. quiet storm , досл. : «тихий шторм») — ориентированная на самый широкий спектр радиоформатов коммерческая разновидность легкого, ненавязчивого ритм-энд-блюза. Название направления восходит к выпущенному в 1975 году альбому Смоуки Робинсона — одного из столпов лейбла Motown. Его пластинка «A Quiet Storm» впитала в себя важнейшие достижения предыдущих лет — расслабленный, неспешный темп и мягкие, плавные вокальные пассажи Эла Грина, общий романтически-эротический настрой «Let’s Get It On» Марвина Гея и характерную для школы филадельфийского соула технику инструментовки.

После названных выше Лайонела Ричи («Can’t Slow Down», 1984) и Уитни Хьюстон («Whitney Houston», 1986), традиции глянцевитого квайет-сторма в 1990-е годы продолжали Мэрайя Кэри , Тони Брэкстон , Лютер Вандросс , а также менее известные вокалисты, которые предпочитали работать с ультрамодным в те годы продюсером Бэйбифейсом . Необычайную популярность приобретают вокальные ритм-энд-блюзовые коллективы (например, « Boyz II Men »), частично унаследовавшие традиции ду-вуп-команд 1960-х. С 1996 года «quiet storm» входит в полосу кризиса и стремительно уступает популярность более динамичным течениям в ритм-энд-блюзе, вобравшим в себя элементы вошедшего в моду хип-хопа . К таковым относятся, в первую очередь, и неосоул . С 2000-ных под Quiet Storm начинает подразумеваться slow jam r’n’b во главе с такими исполнителями как Ашер , Ар Келли , и другие.

Неосоул

В конце 1990-x, когда возродился интерес к классическому соулу, возникло ретроспективное направление « неосоул » ( англ. neosoul) ( Лорин Хилл , Эрика Баду , Алиша Киз , Джон Ледженд , Тевин Кэмпбл ). Первопроходцем этого направления можно считать трио The Fugees , в творчестве которого наметилась реакция против приземлённой плоскости ритм-энд-блюза середины 1990-х (характерный пример — песня « Killing Me Softly With His Song » 1996 года). Помимо классического соула, нео-соул включает в себя элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки ( Алиша Киз ).

Нео-соул остаётся сравнительно малопопулярным течением в рамках современного ритм-н-блюза. Более коммерчески ориентированное направление, которое представляют такие исполнители, как Ашер , Джастин Тимберлейк и Бейонсе , продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ключевые записи классического соула

Фотогалерея

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 6 мая 2022. 27 декабря 2021 года.
  2. Posner, Gerald (2002). Motown: Music, Money, Sex, and Power , Random House, p. 37, ISBN 0-375-50062-6 .

Ссылки

Same as Соул