Interested Article - Десять потерянных колен


Колена Израилевы
Колена
Связанные темы

Де́сять поте́рянных коле́н — племена потомков десяти из двенадцати колен Израиля , которые после гибели Северного Израильского царства попали в ассирийский плен . Исторические сведения о потерянных коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение их потомков оставалось загадкой: множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением потомков потерянных колен среди других народов — в центральной Азии , Африке и даже среди американских индейцев.

Описание

Разделение колен

После смерти царя Соломона единое Израильское царство под властью царя Ровоама распалось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Впервые о десяти коленах говорится в речи пророка Ахии к Иеровоаму , будущему царю Северного Израильского царства ( 3Цар. ). Иудейскому царству со столицей в Иерусалиме и царём из династии Давида подчинились только колено Иуды и колено Вениамина ( 3Цар. ). К Северному Израильскому царству отошли земли девяти колен — Завулон , Иссахар , Ашер , Неффалим , Дан , Манассия , Ефрем , Рувим и Гад . В царстве осталась также часть Колена Левия . Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не получило своего земельного надела ( Втор. , ; Чис. ), было рассеяно среди других колен по всему единому Израильскому царству и часто исключалось из общего подсчёта колен. О колене Симеона , земли которого были на территории Иудейского царства, ничего не говорится; считается, что к этому моменту Симеоново колено очень сильно ассимилировалось с более воинственным Иудиным коленом.

К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова :

К потерянным коленам не относятся два колена, составляющих Иудейское царство , — колено Иуды и колено Вениамина . Часть Колена Левия , которое не получило своего земельного надела, осталась на землях Иудейского царства. Спорным вопросом является принадлежность колена Симеона к «потерянным коленам». Земли этого племени находились на территории Иудейского царства, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.

Дальнейшая история

В 732 722 годах до н. э. Северное Израильское царство было захвачено ассирийским царём Саргоном II ; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора . Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Упоминания о принадлежности к конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности к Десяти потерянным коленам имеются на рубеже нашей эры. Согласно Новому Завету , пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой , принадлежащей к Десяти коленам; при этом отмечалось, что иудеи не общаются с самаритянами.

Группы, претендующие на происхождение от определённых колен Израилевых

Много небольших групп, в том числе и традиционно относимых к евреям, претендуют на своё происхождение от Десяти потерянных колен:

Племена, претендующие на происхождение от неопределённых колен

Некоторые племена утверждают, что они происходят от Десяти потерянных колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:

  • караимы — большинство религиозных караимов в настоящее время считают себя продуктом смешения остатков десяти колен Израилевых с прозелитами тюркского происхождения, перешедшими в караимизм , вопреки мнению их светских лидеров, настаивающих на чисто тюркском происхождении караимов;
  • Дом Израиля — религиозная община в Гане из людей племени Сефви;
  • Некоторые пуштуны , проживающие в Афганистане , утверждают, что происходят от Десяти потерянных колен ;
  • существует теория, что часть племён и общин Кашмира , населяющих север Индии , происходит от Десяти потерянных колен Израиля .

Маргинальные теории о Десяти потерянных коленах

Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе Десяти потерянных колен. Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики); согласно известной аггаде считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион , а эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти .

Подобные легенды породили многочисленные попытки найти потомков утерянных израильских колен, обычно помещаемых в малоисследованные районы мира или отождествляемых с какими-либо из существующих народов. В IX веке еврейский путешественник Эльдад ха-Дани утверждал, что сам принадлежит к колену Дан, но ещё и поддерживает связь с четырьмя из других исчезнувших колен. Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти колен Израилевых, сохранившиеся в шести версиях, приобрели значительную популярность. В «Книге путешествий» Вениамин Тудельский описал независимое государство Нисбор, бывшее царством Четырёх колен (Дана, Неффалима, Асира и Завулона). Нисбор, «которым правит князь Иосеф Амаркала ха-Леви», якобы находился на реке Гозан в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана (либо смежных областях Афганистана и Средней Азии). После писем 1488—1489 годов раввина Овадия Бертиноро из Иерусалима широкое распространение получила легенда о войнах Десяти колен с царством христианского пресвитера Иоанна в Эфиопии. Распространённые в XVII XIX веках теории о происхождении современных народов (включая американских индейцев, эскимосов, японцев, чамов в Кампучии, пуштунов, армян, курдов, ирландцев) от потерянных колен считаются современной наукой маргинальными.

Скифы / Киммерийцы

Иегу , сын Омри , или посол, преклоняет колени перед царём Салманасаром III . Рельеф Чёрного обелиска

Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию . Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись . На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон . При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения , а ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» ( киммерийцы ) . На основе этого предполагаемого соответствия строится множество теорий, приписывающих происхождение от Десяти потерянных колен разным европейским народам. В свою очередь критики этих теорий обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён .

Британский израилизм

Сторонники этой теории считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее — некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы . Теория британского израилизма возникла в Англии и потом распространилась в США . В первую очередь её распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога» . Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты .

Британско-американская теория

Эта теория отличается от британского израилизма , но считает, что скифы и киммерийцы , как потомки Десяти потерянных колен, породили различные европейские нации . При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам как к потомкам Десяти потерянных колен . Сторонники этой теории считают, что от Десяти потерянных колен происходят (частично) финны , швейцарцы , шведы , норвежцы , ирландцы , валлийцы , французы , бельгийцы и голландцы . От колена Дана происходят (частично) датчане , ирландцы и валлийцы . В Десять потерянных колен входят также хазары .

«Северная» теория

Существует теория о том, что потомки Десяти потерянных колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК) . Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских . Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии [ источник не указан 951 день ] .

Курды

Основанием для гипотезы о том, что курды представляют одно из Десяти потерянных колен, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства ( коэнов ) и курдов. Однако совпадение из выборки 95-ти курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае . Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна .

Японцы

Макуя японское новое религиозное движение , которое считает, что японцы связаны с Десятью потерянными коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.

С XVII века существует теория , что японцы являются потомками Десяти потерянных колен. Её основанием служат параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком . К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг .

Ирландцы

Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками Десяти потерянных колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Теффи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства . При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.

Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов .

Аборигены Америки

Отдельные исследователи XVII XVIII веков собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от Десяти потерянных колен . Подобных теорий имеется достаточно много.

Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.

Некоторые исследователи, такие как , видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями .

Народ цян

Народ цян из юго-западного Китая рабби Элиягу Авихаиль считает потомками Авраама .

Лезгины

По мнению израильского историка Цви Касдая, лезгины являются потомками одного из колен Израиля , которыe увёл в плен ассирийский царь Санхерив . В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что кюринцы (то есть лезгины) «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев » . Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры» пишет: "Жители с. Ахты ( Кюринского округа , на Самуре ) до сих пор (в 1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями» . Известный французский антрополог Жан-Луи-Арман Катрфаж считал, что лезгины имеют еврейские корни .

Десять потерянных колен в художественной литературе

Обычно показаны в произведениях исторического, приключенческого и фантастического жанров, подпадающих под так называемую тематику «затерянных рас» (см. каталог коллекции Стюарта Тейтлера и чеклист Джессики Аманды Сальмонсон ), частично пересекающуюся с тропом « затерянные миры » («lost world» trope).

  • Ben Aronin — роман «The Lost Tribe» (1934)
  • De Witt C. Chipman — роман «Beyond the Verge» (1896)
  • George Cossins — роман «Isban-Israel» (1896)
  • Artemus P. Kerr — новелла «The Lost Tribes and The Land of Nod» (1897)
  • Mark Lee — роман «The Lost Tribe» (1998)
  • O. J. Swenson Lindelof — роман «A Trip to the North Pole» (1903)
  • Thomas MacGrady — роман «Beyond the Black Ocean» (1901)
  • Philip Norton (под псевдонимом Artegall Smith) — роман «Sub Sole, or Under the Sun» (1889)
  • Benjamin C. Warren — роман «Arsareth» (1893)
  • Belle Hagen Winslow — роман «The White Dawn» (1920)

Десять потерянных колен также упоминаются в книге Дины Рубиной «Синдикат» и романе Умберто Эко «Баудолино».

Примечания

  1. , < > (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 3 марта 2017 года.
  2. Ref. Dr. Asahel Grant’s 'The Nestorians or the Lost Tribes of Israel'
  3. . от 25 апреля 2017 на Wayback Machine
  4. от 29 сентября 2015 на Wayback Machine «Центральный еврейский ресурс»
  5. от 2 октября 2015 на Wayback Machine Статья из журнала «Эхо планеты».
  6. от 1 октября 2015 на Wayback Machine translarium.info, оригинал: от 30 сентября 2015 на Wayback Machine
  7. Simcha Yacobovici от 14 июня 2015 на Wayback Machine youtube.com
  8. от 6 июля 2015 на Wayback Machine («Кашмир». Еврейская виртуальная библиотека), jewishvirtuallibrary.org
  9. . Племя Израилево в Кашмире // . — Саттва, 2006. — ISBN 5-85296-037-3 . 5 октября 2015 года.
  10. . «The Recipe» (published as epilogue to The Face of Survival , 1987).
  11. George Rawlinson , noted in his translation of History of Herodotus , Book VII, p. 378
  12. ↑ E. Raymond Capt, Missing Links Discovered in Assyrian Tablets Artisan Pub, 1985 ISBN 0-934666-15-6
  13. (Greer, 2004. p57-60) Greer, Nick. The British-Israel Myth (неопр.) . — 2004. — С. 55.
  14. Dimont, C. (неопр.) . — 1933. 18 июля 2019 года.
  15. (Greer, 2004. p57-60) Greer, Nick. The British-Israel Myth (неопр.) . — 2004. — С. 62.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 14 января 2009. Архивировано из 5 декабря 2008 года.
  17. Parfitt, T: The Lost Tribes of Israel: The history of a myth. , page 52-65. Phoenix, 2003.
  18. Parfitt, T: «The Lost Tribes of Israel: The history of a myth.», page 57. Phoenix, 2003.
  19. от 4 августа 2008 на Wayback Machine Orr, R: «How Anglo-Israelism Entered Seventh-day Churches of God: A history of the doctrine from John Wilson to Joseph W. Tkach.»
  20. от 25 января 2009 на Wayback Machine «Transformed by Christ: A Brief History of the Worldwide Church of God»
  21. (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2009. 8 августа 2020 года.
  22. Davidiy, Yair (неопр.) (1996). Дата обращения: 4 февраля 2009. 9 июня 2012 года.
  23. (неопр.) Дата обращения: 20 июля 2009. 25 июля 2011 года.
  24. (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2009. 24 декабря 2021 года.
  25. (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2009. 15 февраля 2009 года.
  26. Almut Nebel et al., , Am. J. Hum. Genet. 69:1095-1112, 2001
  27. Cinnioglu et al., 19 июня 2006 года. , Hum Genet (2004) 114 : 127—148
  28. Di Giacomo et al., , Hum Genet (2004) 115: 357—371
  29. Israelites Came to Ancient Japan. Части: 24 февраля 2008 года. 14 января 2012 года. 16 декабря 2011 года. 14 января 2012 года.
  30. от 7 марта 2011 на Wayback Machine , Nova episode: Lost tribes of Israel, PBS website.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2009. 20 сентября 2014 года.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2009. 2 июля 2015 года.
  33. от 6 марта 2009 на Wayback Machine at BritAm.org
  34. от 21 ноября 2006 на Wayback Machine article at Trumpet Magazine website
  35. от 5 октября 2017 на Wayback Machine , PBS .
  36. от 25 января 2009 на Wayback Machine , at bh.org.il
  37. от 2 августа 2009 на Wayback Machine for book Sacred Tongue: Hebrew and the American Imagination by Shalom L. Goldman 2004 by the University of North Carolina Press.
  38. Frenkel, Sheera Clair . , The Jerusalem Post (16 февраля 2005), С. 05. 12 февраля 2009 года. Дата обращения: 8 сентября 2008. «[Amariel] translates ancient Hebrew into English».
  39. Amariel, Yeshiyah, Howshua (неопр.) 7. Amariel Family Publishing. — «returning a pure language unto our people (Zep: 3:9) for the purpose to demonstrate that we are the ancient ones (children of Israel).» Дата обращения: 3 сентября 2008. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  40. Belman, Ted (неопр.) (2 августа 2008). Дата обращения: 3 сентября 2008. 9 июня 2012 года.
  41. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  42. (неопр.) . Дата обращения: 15 сентября 2013. 30 октября 2013 года.
  43. (неопр.) . Дата обращения: 15 сентября 2013. 14 июля 2014 года.
  44. М. Ш Ризаханова. . — Издательский дом "Эпоха", 2005. — С. 8.
  45. (неопр.) . Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано из 29 декабря 2013 года.
  46. от 4 апреля 2016 на Wayback Machine Stuart Teitler, William Matthews — «Lost-Race Fiction: The Stuart Teitler Collection»
  47. (неопр.) . Дата обращения: 21 марта 2009. 21 декабря 2008 года. Jessica Amanda Salmonson — «Lost Race Checklist — The Lost Race Theme in Adventure Fiction»

Литература

  • Elkan Nathan Adler. Jewish travellers in the Middle Ages. Dover Books. N.Y. 1087. P. 251—329.

Ссылки

Same as Десять потерянных колен