Interested Article - Сказание Синухе

Сказание Синухе ( Странствия Синухета ) — древнеегипетский рассказ Среднего царства (приблизительно XX—XVIII века до нашей эры), действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии , одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы . Вероятно, первое в мировой литературе произведение, в котором детально нарисована картина подлинных событий, без всякого привнесения фантастических элементов . Написанный автобиографической надписью от лица придворного Синухе рассказ наталкивает исследователей на мысль об историчности описываемых событий .

Источники

Крупнейший из найденных остраконов , на стороне которого записано Сказание Синухе , ок. 1100 год до н. э. Гробница Сеннеджема
Папирус с фрагментами «Странствий Синухета». Египет, Фивы. XIII-XII века до н.э. Египетский язык. Иератическое письмо. Папирус, краска. ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва

Рассказ известен по 36 письменным свидетельствам (8 папирусов, 28 остраконов ) Среднего или Нового царств на среднеегипетском языке , иератическим письмом . Древнейший папирус с рассказом (Берлинский папирус № 3022) создан спустя 100—150 лет после смерти фараона Сесостриса I, в правление которого или несколько позже написано «Сказание Синухе» .

Сюжет

Вельможа Синухе («сын сикоморы » ) — « благородный, первенствующий, правитель земель царя в стране кочевников, истинный знакомец царя, любимец царя, спутник царя », « слуга женских покоев царя и благородной царицы » — был придворным жены наследного принца Сенусерта и сопровождал принца в походе во взбунтовавшуюся вассальную страну (в Ливии). На пути к дому Сенусерт получил известие о смерти его отца Аменемхета I. Никому не сообщив, он посреди ночи помчался в столицу с целью предупредить возможных заговорщиков и утвердиться на престоле. Одновременно известие было доставлено заговорщиками неназванному принцу, который тоже находился при войске и претендовал на престол. Синухе стал случайным свидетелем разговора заговорщиков с принцем. Испугавшись смуты и, очевидно, истребления победителями всех приближенных Сенусерта (включая самого Синухе), Синухе немедленно бежал из лагеря с целью покинуть Египет.

« Направился я на юг, уже и не помышляя о царском подворье, ибо думал я: будет резня во Дворце и не уйти мне живым после неё » .

Храм обелисков в Библе — городе, который проезжал Синухе.

И ночью, и днём герой идёт, переправляется на плоту по Нилу , пока не достигает Стены Правителя на северо-восточной границе Египта. В жаркой пустыне (очевидно, Синайской) Синухе едва не погиб от жажды. Встретившиеся кочевники спасли путника и оказали радушный приём. С ними Синухе кочует из страны в страну:

« Страна передавала меня стране! Ушёл я из Библа , и достиг я Кедема. Провёл я там полтора года. Принял меня к себе Амуненши — он правитель Верхней Ретену» .

В Ретену (совр. Сирия . Название может переводиться как «скудная земля», «степь») Синухе солгал гостеприимному Амуненши о причинах своего бегства и посоветовал наладить дружбу с фараоном Сенусертом. Вождь выдал замуж за Синухе свою старшую дочь и даровал плодородную землю Иаа, назначил своим полководцем. Синухе победил в открытом бою своего врага, «силача Ретену», отчего приумножил свои богатства и славу.

Много славных лет прожил Синухе в Ретену, но не переставал тосковать по родине, где мечтает быть погребённым.

«Смилуйся, верни меня в резиденцию! Дай мне увидеть место, где пребывает моё сердце! Что важнее, чем погребение моего тела в земле, где я родился! Приди на помощь! Счастливое событие свершилось — я умиротворил бога! Да поступит он подобным образом, чтобы облагодетельствовать кончину того, кого он [раньше] притеснял, [ибо] сердце его болит за изгнанного им жить на чужбине.» .

Фараон прислал приглашение Синухе, которого ни в чём не винит, и тот, оставив хозяйство на старшего сына, едет в Египет на склоне лет. Ему возвращают облик египтянина, выделяют поместье и «посмертный надел» — гробницу, как и положено вельможе.

Анализ

Изображение «азиатов» из гробницы Хнумхотепа II

Имя Синухе ( ег. S3-nh.t ) типично для Среднего царства и, возможно, указывает на его посвящённость богине Хатхор , покровительнице любви, веселья и египтян, оказавшихся на чужбине. Имя переводится как «сын сикоморы », а священным деревом Хатхор был сикомор .

Рассказ Синухета ведется от лица автора — высокопоставленного египетского чиновника, бежавшего из Египта в Сирию после смерти фараона Аменемхета I (1992-1972 до н. э.) и проживавшего там долгое время . Повесть написана ритмической прозой и «отражает политические умонастроения своего времени». Образ идеального царя, нарисованный в ответе Синухета Амуненши, свидетельствует об изменении внутренней политики при Сенусерте. Дипломатические отношения Египта с сиро-палестинскими правителями, связь через гонцов, подарки, посылаемые в ту и другую сторону, дают полную картину внешних сношений Египта. Находка в Египте сокровищ из клада Тод, раскопки на восточном побережье Средиземного моря подтверждают эти связи» . Согласно переводчику и исследователю египетских литературных текстов И. Г. Лившицу , «именно при Синусерте были налажены мирные дипломатические связи и обмен подарками с местными царьками» .

Бой с «силачом Ретену»

Небольшой, но значимый эпизод сражения Синухе с «силачом Ретену» показывает победу и величие Египта над чужеземным, варварским государством . Этот бой напоминает библейское описание сражения Давида с Голиафом . Давид обращается к Богу за помощью, как Синухе взывает к Монту , и повергает прежде непобедимого силача. Также сходным элементом является речевая перепалка перед самим сражением. Подобный ход используется также в « Илиаде » Гомера ( Парис в третьей песне, Гектор — в седьмой) . Легенда о неравном бое между Синухе и «силачом Ретену», Давидом и Голиафом может происходить из общего корня сирийско-палестинского фольклора, либо восходить к Первому переходному периоду (ок. 2250—2050 годы до н. э.) .

Влияние на культуру

  • Некоторые эпизоды напоминают аналогичные библейские сюжеты, например бой Давида с Голиафом (единоборство Синухе с сирийским богатырём), историю Иосифа, попытки пророка Ионы сбежать от Бога (в случае Синухе — фараона) и притчу о блудном сыне .
  • Финский писатель Мика Валтари использовал это сказание в своём историческом романе « Синухе, египтянин » ( фин. Sinuhe egyptiläinen). Роман вышел в 1945 и сразу стал бестселлером, переведённым на многие языки и экранизированным в 1954 году, как фильм « Египтянин » . Действие романа Валтари происходит в XIV веке до н. э. , где Синухе служит врачом при дворе фараона Эхнатона , а затем отправляется в Вавилон , Крит и другие места известного тогда мира.
  • У египетского писателя и нобелевского лауреата Нагиба Махфуза есть рассказ «Возвращение Синухе» (Awdat Sinuhi), написанный в 1941 году .
  • Астероид , открытый в 1939 году финским астрономом Ирьё Вяйсяля , назван в честь романа Мика Валтари « Синухе, египтянин ».

Примечания

  1. Томашевич О. В. / Вигасина А.А.. — Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М. : Наука, 1997. — С. 33-50. 24 августа 2017 года.
  2. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 456 с. — ISBN 9789850624123 .
  3. Kenneth A. Kitchen. Sinuhe. Scholary Method Versus Trendy Fashion (англ.) // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — North Ryde, 1996. — С. 60–61 .
  4. Moers, Gerald. Fingierte Welten in der ägyptischen Literatur des 2. Jahrtausends v. Chr. Grenzüberschreitung, Reisemotiv und Fiktionalität. — Leiden/ Boston/ Köln: Brill, 2001. — ISBN 90-04-12125-0 .
  5. Elke Blumenthal. Altägyptische Reiseerzählungen. Die Lebensgeschichte des Sinuhe. Der Reisebericht des Wen-Amun. — Leipzig, 1982. — С. 53, 884.
  6. Коростовцев М.А. Литература Древнего Египта. — М. , 1983. — Т. 1. — (История всемирной литературы).
  7. Ranke H. Die ägyptischen Personennamen (нем.) . — Glückstadt, 1935. — С. 283 .
  8. Ельницкий, Лев . Великие путешествия античного мира. — М. : Ломоносовъ, 2013. — С. 7. — 208 с. — ISBN 978-5-91678-165-6 .
  9. Рубинштейн, Р. И. Сказки и повести Древнего Египта / Лившиц И. Г. — Древнеегипетская литература. — Л. , 1979. — С. 145–174.
  10. Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта. — М. : Наука, 1979.
  11. Behrens, Peter. Sinuhe B 134 ff oder die Psychologie eines Zweikampfes (нем.) // Göttinger Miszellen. — 1981. — № 44 .
  12. Bárta, Miroslav. Sinuhe, the Bible, and the Patriarchs. — Czech Institute of Egyptology, 2003. — 290 с. — ISBN 8086277313 .
  13. Lanczkowski, Günter. Die Geschichte vom Riesen Goliath und der Kampf Sinuhes mit dem Starken von Retenu (нем.) // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDIK). — 1958. — № 16 . — С. 214–218 .
  14. Andreas Kunz. Sinuhe und der Starke von Retjenu - David und der Riese Goliat. Eine Skizze zum Motivgebrauch in der Literatur Ägyptens und Israels (нем.) // Biblische Notizen. — 2003. — № 119/120 . — С. 100 .
  15. Mahfuz, Nagib. Voices from the Other World: Ancient Egyptian Tales. — (в английском переводе Raymond Stock), 2003.

Литература

  • Томашевич О. В. Повесть Синухе. Перевод с древнеегипетского языка и комментарий. — Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М.: Наука , 1997. — С.33 — 50.
  • Синило Г. В . История мировой литературы. Древний Ближний Восток. учеб. пособие. допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учеб. пособия для студентов учреждений высшего образования по специальности «Культурология (по направлениям)». — Мн.: Вышэйшая школа, 2014. — 456 с.
  • Рубинштейн Р. И. Сказки и повести Древнего Египта. — Л., 1979. — С 145—174.
  • Лившиц И. Г. Сказки и повести Древнего Египта. — М.: Наука, 1979.
  • «Рассказ Синухета» // Раковник — «Ромэн». — М. : Советская энциклопедия, 1955. — С. 70. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 36).

Same as Сказание Синухе