Interested Article - Колонна Орла

Коло́нна Орла́ — архитектурное сооружение в Дворцовом парке Гатчины . Один из самых ранних объектов парка, возведена по проекту, предположительно, итальянского архитектора А. Ринальди в начале 1770-х годов, в период, когда Гатчина принадлежала графу Г. Г. Орлову . Представляет собой мраморную колонну на высоком четырёхгранном пьедестале , оформленную в соответствии с канонами классицизма . Её вершину венчает скульптура орла .

Колонна составляет единый ансамбль с Павильоном Орла , построенным в те годы, когда Гатчиной владел наследник престола великий князь Павел Петрович . Монумент неоднократно реставрировался. Он является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры .

Выдвигаются разные объяснения орлиной символики данного сооружения. Колонну и Павильон объединяет легенда, согласно которой Григорий Орлов либо Павел I произвёл удачный выстрел в пролетавшего орла и в память об этом были воздвигнуты обе постройки . Колонна называется памятником роду Орловых , орёл на её вершине трактуется как геральдическая фигура . Колонна и Павильон Орла также могут рассматриваться в рамках единой смысловой конструкции из масонских символов (одним из которых является орёл), сформированной в павловское время и отчасти связанной с воплощением идеи масонского царя .

История

Колонна Орла считается одним из старейших парковых сооружений Дворцового парка Гатчины . Она была установлена здесь ещё в те времена, когда усадьбой владел граф (позднее — светлейший князь ) Г. Г. Орлов . К 1783 году, к моменту, когда скончался Григорий Орлов, Гатчина была выкуплена в казну и подарена Екатериной II наследнику престола великому князю Павлу Петровичу , Колонна Орла относилась к числу немногих значительных объектов гатчинского парка, по данным такого источника как « Юрнал береговой описи» штурмана А. П. Крыласова , — наряду с Чесменским обелиском и Восьмигранным колодцем . В орловский период в парке было сравнительно мало архитектурных сооружений, и это в принципе было характерной особенностью пейзажных парков середины XVIII века .

А. Ринальди. Барельеф Ф. И. Шубина в Проходной Ринальди Большого Гатчинского дворца

Колонна была воздвигнута в 1770-х годах . Её формы и материал отличаются от более поздних построек павловского времени . Она была изготовлена в мастерских Конторы строения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и перевезена сначала в Царское Село . Как установил искусствовед , в середине июня 1770 года пьедестал и колонна , «со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором в три поездки на семидесяти семи лошадях», были доставлены из Царского Села в Гатчину . Оригинальный чертёж Колонны Орла, который содержал бы имя автора проекта, не сохранился , однако исследователями архитектуры автором сооружения считается итальянский архитектор Антонио Ринальди . Этот вывод базируется на анализе композиции произведения и характера прорисовки его деталей .

Мраморная скульптура орла , установленная на вершине колонны, возможно, была привезена из Италии . Известно, что для графа Орлова бывшим директором Академии художеств И. И. Шуваловым были куплены и отправлены в августе 1769 года из Чивитавеккьи в Петербург «двенадцать новейших бюстов Цезарей в ящиках, античный мраморный орёл и древнее вооружение». Бюсты оказались на открытой колоннаде восточного полуциркуля Большого Гатчинского дворца , предметы вооружения пополнили коллекцию оружия Орлова во дворце. Можно предположить, что и мраморная фигура орла попала в Гатчину, увенчав колонну в парке .

Колонна Орла. Почтовая открытка 1900 года с ошибочной надписью « Павловск »
Внешние изображения
.

Эта скульптура не обязательно являлась подлинным произведением античной эпохи. Орёл мог быть копией с антика, либо же был просто представлен Шувалову как античный подлинник, не являясь таковым на самом деле (подобным образом Шувалов был обманут, например, при покупке скульптурной группы « Амур и Психея », находившейся на Острове Любви в Дворцовом парке). Орлы, похожие на гатчинского, украшают входы на территорию парка виллы Боргезе в Риме .

В 1790-х годах Колонна Орла была объединена в рамках одного паркового ансамбля с вновь построенным архитектурным сооружением Павильоном Орла , возведённым на Длинном острове, по одним данным, в 1792 году, по другим — в 1793—1796 годах . Объекты были связаны друг с другом не только композиционным сходством, но и визуальной перспективой , предусмотренной, по некоторым сведениям, ещё при Орлове. «С длинного острова от места, где позже был построен Павильон орла, виден через лес в прорубленном пришпекте столб, на расстоянии около полуверсты », — написано в «Юрнале» Крыласова (согласно Д. А. Кючарианц ) .

К середине следующего столетия колонна уже находилась в достаточно ветхом состоянии. В 1858—1860 годах она была «по негодности уничтожена» и заменена новой, сделанной по образцу ранее существовавшей. Фигура орла, снятая с прежнего монумента, вновь была установлена на вершине колонны . Это изваяние было разбито либо в годы Гражданской войны , либо в период Великой Отечественной войны .

В августе 1960 года Колонна Орла была взята под охрану постановлением Совета министров РСФСР . Колонна, значительно повреждённая во время войны , нуждалась в реставрации , и в 1962 году архитектором Т. Талент был разработан первый проект реставрации, а в 1969 году архитектором В. М. Тихомировым — второй проект . Реставрационные работы, начавшиеся по инициативе главного хранителя Дворцового парка , были завершены в 1971 году . Статуя орла, венчавшая колонну, по сохранившимся фрагментам была воссоздана из гипса скульптором-реставратором А. В. Головиным (или Головкиным). Им же в 1973 году была выполнена мраморная копия этой скульптуры .

В 1980-х годах колонна была повреждена вандалами , от камней пострадал её ствол, был разбит гипсовый орёл . К началу XXI века её состояние было уже аварийным. Летом 2015 года была проведена новая реставрация . Изваяние, находившееся на вершине колонны, было восстановлено и оставлено в фондах музея-заповедника «Гатчина» , вместо него была установлена копия из искусственного камня . Колонна Орла является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры .

Описание

Колонна Орла, верхняя часть, после реставрации. Фото 2016 года

Достопримечательность расположена недалеко от Амфитеатра у места пересечения аллей, огибающих его, и прямой дорожки, ведущей в парк Сильвию через Сильвийские ворота . Являясь одним из архитектурных акцентов этой части Дворцового парка , вертикальная колонна со стройным силуэтом контрастирует с соседними сооружениями — приземистыми Лесной оранжереей и круглым в плане Амфитеатром. Идея чередования объектов разного масштаба и объёма дополняется колористическим контрастом. Фактура и цвет белого мрамора отличают колонну в сравнении с серебристо-серыми стенами оранжереи, сложенными из квадров пудостского камня , и зелёным дёрном склонов Амфитеатра. Таким образом, если эти два сооружения сливаются с окружающим пейзажем, то Колонна Орла выделяется на фоне крон деревьев, что подчёркивает её триумфальный характер .

В объёмно-пространственной композиции этого района Дворцового парка колонна выступает завершающим аккордом . Находясь у ворот и стены, отделяющих Английский сад ( пейзажную часть Дворцового парка) от Сильвии, Колонна Орла, возможно, отмечала границу сада . Одновременно она служит и связующим звеном двух парков, настолько органично связанных своей планировкой, что, например, в XIX веке парк Сильвия считался частью Дворцового . От Сильвийских ворот расходятся лучи трёх основных аллей Сильвии. Беломраморный столб, хорошо различимый в проёме ворот, замыкает их сходящиеся перспективы .

Колонна Орла и просека в направлении Павильона Орла

Длинная прямая просека из тёмно-зелёных елей протянулась от Колонны Орла к берегу Белого озера . Таким образом, видовая ось соединяет колонну на левобережье озера с Павильоном Орла , расположенным на берегу Длинного острова посреди водоёма . Композиционное единство получившегося ансамбля достигается за счёт использования в обоих сооружениях тосканского ордера и похожего скульптурного декора (то есть, изображений орлов) .

Колонна стоит справа от дороги, идущей к Сильвийским воротам, в центре поляны, на невысоком искусственном насыпном холме . На гранитном четырёхгранном основании со стороной в виде прямоугольника покоится высокий мраморный пьедестал c профилировками . Ствол колонны вытесан из белого с прожилками мрамора и оформлен в соответствии с канонами римско- дорического либо тосканского ордера. Общая высота объекта — 6,4 м, диаметр ствола — 50 сантиметров . Колонна Орла — типичное произведение в стиле классицизма , все пропорции которого исполнены по образцам античной архитектуры .

Над абакой капители колонны на небольшом постаменте установлена скульптура одноглавого орла c опущенными крыльями. Они слегка раскрыты, как будто орёл готовится взлететь. Его голова повёрнута в сторону, взгляд устремлён вдаль. Всему сооружению, благодаря верно найденным соотношениям высоты и объёмов разных его частей, присущи лёгкость, горделивость, триумфальность .

Трактовка орлиной символики

Легенда о выстреле

Колонна Орла и Павильон Орла. С. Ф. Щедрин , 1798

Существует популярная легенда, объединяющая Колонну Орла и Павильон Орла. Согласно ей, однажды император Павел I , стреляя оттуда, где был построен Павильон, подстрелил орла. Колонну же установили там, где сидела или упала убитая птица . Искусствовед писал: «Равнодушие к охоте не помешало, однако, Павлу Петровичу воздвигнуть… обелиск на месте, куда упал пристреленный им однажды орёл». В свою очередь, художник, архитектор и историк искусства Н. Е. Лансере писал о том же: «Этот небольшой павильон , называемый Темпль, построен будто бы на том месте, откуда Павел собственноручно убил орла, орёл же сидел там, где теперь стоит мраморная колонна с бронзовым орлом» . В 1940 году в своей книге о Гатчине легенду воспроизвёл и сотрудник Гатчинского дворца-музея .

Более ранний вариант легенды, записанный в 1810-х годах, приписывал удачный выстрел Григорию Орлову . Немецкий путешественник Христиан Мюллер, описывая гатчинский парк в книге «Картина Петербурга или письма о России , написанные в 1810, 1811 и 1812 году», изданной в Париже в 1814 году ( французский перевод немецкого издания 1813 года), рассказывал :

«Мы объезжаем озеро, поворачивая вправо, и через некоторое время подплываем к мраморной ротонде , купол которой срезан наполовину, как анатомический череп . Напротив, по ту сторону озера на открытом месте, покрытом дёрном, вы замечаете колонну, увенчанную фигурой орла, установленную в память того, что Орлов выстрелил, как говорят, от этой ротонды в живого орла. Это вымысел здоровых глаз. Верится в это ещё меньше, так как расстояние составляет, несомненно, более 450 шагов» .

Тот факт, что Колонна Орла на самом деле появилась в Гатчине в начале 1770-х годов, ещё при Орлове, опровергает версию легенды, где главным действующим лицом выступает Павел . К тому же, император не был достаточно искусным стрелком . Тот факт, что Павильон Орла был воздвигнут в павловское время, не позволяет считать героем легенды Г. Г. Орлова . Наконец, орлы в принципе не водились в Гатчине, а расстояние между двумя сооружениями слишком велико даже для хорошего стрелка . Возможно, легенда возникла в качестве попытки обосновать значение орла как символического покровителя данной местности или же с целью замаскировать тот смысл, что вкладывался в символику двух парковых объектов изначально .

Геральдический смысл

Скульптура орла с вершины колонны. Копия 1973 года в собрании ГМЗ «Гатчина»

Орёл, венчающий колонну, может трактоваться как фигура с геральдическим смыслом . Известно, что изображение орла входило в герб Орловых . Кроме того, орёл как аллегорический символ , прославляющий род Орловых, мог быть выбран просто по созвучию с фамилией . Эта аллегория обыгрывалась ещё при жизни Григория Орлова: «Блажен родитель твой, таких нам дав сынов, Не именем одним, но свойствами Орлов» ( М. В. Ломоносов , поздравительное письмо от 19 июля 1764 года на возвращение Г. Г. Орлова из поездки с императрицей Екатериной II в Эстляндию и Лифляндию ) .

Таким образом, Колонна Орла — типичное украшение романтического парка — рассматривается и как памятник семье Орловых, в котором в том числе важны характеристики аллегорического орла (приписываемые этому символу ещё с античности сила и могущество, моменты, связанные с орлом как воинским знаком) . Исследователи Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскин считали, что памятник, присланный в Гатчину из Царского Села в те дни, когда Григорий Орлов ещё был фаворитом Екатерины, а его брат Алексей Орлов командовал русским флотом в морской экспедиции против турок во время русско-турецкой войны , являлся своего рода «отличительным пожалованием» тогдашнему владельцу Гатчины, имевшим то же значение, что и титулы или ордена .

По мнению историка М. М. Сафонова ( Санкт-Петербургский институт истории РАН ), изваяние на колонне не обязательно должно было символизировать фамилию Орловых. Главным аргументом в пользу подобной идеи является тот, что при Павле, ненавидевшем братьев, фамильный памятник не только не был уничтожен, но и был вписан в ансамбль с Павильоном Орла , который явным образом прославлял нового императора и с которым колонна, возможно, также была связана своей символикой .

Масонский символ

С. Ф. Щедрин. Колонна Орла и Павильон Орла

Согласно одной из точек зрения, Колонна и Павильон Орла, составившие единый комплекс, объединены лишь визуальной осью и вышеприведённой легендой. Это разновременные сооружения, имеющие, к тому же, разное смысловое назначение. Если на вершину колонны орёл попал с герба Орловых, то Павильон Орла связан с идеей императорской власти Павла I — над центральным проёмом колоннады , на антаблементе , была помещена несохранившаяся статуя орла в императорской короне . В когтях этот орёл держал щит с вензелем Павла .

Павильон Орла

Павильон Орла (или Темпль, от фр. temple — храм) в этом отношении рассматривается как своеобразное святилище, посвящённое императору. Возможно, трактовка данного сооружения в качестве храма была обусловлена тем, что Павел I являлся великим магистром Мальтийского ордена , либо же павильон изначально мыслился как храм искусств под покровительством императора, но его оформление не было завершено .

Согласно другой точке зрения, отстаиваемой, в частности, М. М. Сафоновым, Темпль имеет признаки масонской символики . По данным Д. Лигу , важным символом, распространённым, например, среди розенкрейцеров , был как раз орёл. В архитектуре павильона Сафонов находит и другие элементы, свидетельствующие о его масонском характере. Следовательно, Темпль — масонский храм , созданный во славу масонского царя .

В рамках этой концепции связь Колонны и Павильона Орла не случайна, напротив, она конструировалась сознательно при строительстве последнего. Более того, она закреплялась в других произведениях изобразительного искусства (Сафонов в качестве примера называет панно с изображением колонны на переднем плане и павильона на заднем, висевшее в Малиновом кабинете во дворце в Павловске ) .

Орёл на вершине колонны, по Сафонову, имеет смысл как масонский символ. Поэтому в павловский период он не был убран, но, наоборот, был объединён в единую смысловую конструкцию с орлом Темпля. Просека от монумента, ведущая к Павильону Орла, ориентирована на восток , что могло олицетворять значение этой части света в картине мира масонов. По мнению историка, скульптура орла с самого момента постройки сооружения воплощала масонские идеи, а не была геральдической фигурой, так как Григорий Орлов тоже был масоном (он вступил, как утверждается, в одну из иностранных лож в Кёнигсберге во время Семилетней войны ). Соответственно, и в герб графов Орловых одноглавый орёл мог быть включён уже с масонскими коннотациями (братья получили графский титул 22 сентября 1762 года, когда Григорий уже состоял в ложе) .

Примечания

Комментарии
  1. Так автор описывает Павильон Орла на берегу Белого озера .
Источники
  1. . Gatchinapalace.ru . ГМЗ «Гатчина» . Дата обращения: 3 апреля 2021. 4 марта 2021 года.
  2. , с. 163.
  3. . Gatchinapalace.ru . ГМЗ «Гатчина». Дата обращения: 3 апреля 2021. 1 декабря 2020 года.
  4. , с. 164.
  5. . Opendata.mkrf.ru . Министерство культуры РФ . — Номер в реестре: 471710731080256. Дата обращения: 3 апреля 2021. 4 января 2021 года.
  6. , с. 55.
  7. , Темпль.
  8. , Дворцовый парк.
  9. Хмелева Е. Н. . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 4 марта 2016 года.
  10. Хмелева Е. Н. . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 21 июля 2020 года.
  11. Фёдорова В. В. . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 13 февраля 2021 года.
  12. Сафонов М. М. // За гранью стиля: Оригинальное в искусстве. — СПб. , 2007. — С. 67—82 . 27 июня 2020 года.
  13. Фёдорова В. В. . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 30 апреля 2010 года.
  14. , с. 18.
  15. Фёдорова В. В. . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 27 июня 2020 года.
  16. . Gatchinapalace.ru . ГМЗ «Гатчина» (20 мая 2015). Дата обращения: 3 апреля 2021. 27 ноября 2020 года.
  17. . Gatchinapalace.ru . ГМЗ «Гатчина» (2 октября 2015). Дата обращения: 3 апреля 2021. 25 ноября 2020 года.
  18. , с. 56.
  19. , с. 182—183.
  20. , с. 183.
  21. , с. 175—176.
  22. Спащанский А. Н. History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 26 сентября 2007 года.
  23. // Гатчинский дворец-музей и парк. Путеводитель-справочник. — Л. : Лениздат , 1940. — 76 с.
  24. . Перевод А. Н. Спащанского . History-gatchina.ru . Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021. 31 декабря 2018 года.
  25. , с. 176.
  26. Ломоносов М. В. . Niv.ru . Дата обращения: 3 апреля 2021.

Литература

Источник —

Same as Колонна Орла