Дивали отмечается как «Фестиваль Огней» и символизирует победу добра над злом, и в знак этой победы повсеместно зажигаются
свечи
и фонарики. Главная тематика декораций фестиваля — светящиеся фонарики (традиционные Дипа (букв. - "светильник", санскр.), огни,
фейерверки
и зажжённые свечи, украшающие статуи животных и
богов
.
Дивали обычно приходится на конец октября — начало ноября, в этом он отчасти напоминает древние языческие
праздники осеннего урожая
, отмечаемые у индоевропейских народов осенью.
В современной Индии Дивали принято считать праздником
нового года
, хоть он и имеет разные толкования в различных регионах страны.
Дивали — это также один из главных фестивалей, объединяющих зарубежные индийские диаспоры разных стран мира.
Во время Дивали зажигают обрядовые светильники, дарят друг другу подарки, произносят мантры
Лакшми
, являющейся богиней богатства и благоденствия, принято получить благословение от родителей, очень популярны запуск фейерверков и подрыв петард вечером
Праздник длится с 27-го числа месяца
ашвина
до 2-го дня месяца
картика
. Индуисты во время Дивали отмечают многие события:
Возвращение
Рамы
согласно "Рамаяне" из изгнания в лесу. В честь его возвращения зажигаются
дия
(лампады с
гхи
) рядами по 20 светильников.
(англ.)
(
и
(англ.)
(
(1 картика) — день, когда
Кришна
усмирил гордыню
Индры
. В этот же день празднуется победа аватары
Вишну
Ваманы над асурой
Бали
.
(англ.)
(
(2 картика) — в этот день
Яма
встречается со своей сестрой
Ями
.
Джайны отмечают
(англ.)
(
— день, когда тиртханкара
Махавира
ушёл в
нирвану
.
Неварские
буддисты отмечают Ашок Виджаядашами — день, когда индийский император
Ашока
стал буддистом
.
Восточноазиатские буддисты (махаянисты) отмечают День рождения Будды медицины
Бхайшаджьягуру
.
Одним из традиционных элементов декора праздника является ранголи — красочный рисунок-молитва, для создания которого используются цветной песок, подкрашенная рисовая вода и другие компоненты. Он представляет собой отражение природных мотивов и различных геометрических форм.
Barbato, Melanie (2017), "Diplomatic Language in the Deepavali Messages of the Pontifical Council for Interreligious Dialogue",
The Review of Faith & International Affairs
,
15
(4): 93—104,
doi
:
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Christopher H. Johnson; Simon Teuscher; David Warren Sabean.
(англ.)
. —
(англ.)
(
, 2011. —
ISBN 978-0-85745-183-5
.
Henry Johnson (2007), "
'Happy Diwali!' Performance, Multicultural Soundscapes and Intervention in Aotearoa/New Zealand",
Ethnomusicology Forum
,
16
(1): 71—94,
JSTOR
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Kelly, John D. (1988), "From Holi to Diwali in Fiji: An Essay on Ritual and History",
Man
,
23
(1): 40,
doi
:
,
JSTOR
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Lodrick, Deryck O. (1987), "Gopashtami and Govardhan Puja: Two Krishna Festivals of India",
Journal of Cultural Geography
,
7
(2): 101—116,
doi
:
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Constance Jones.
Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays Festivals Solemn Observances and Spiritual Commemorations
(англ.)
/
J. Gordon Melton
. —
ABC-CLIO
, 2011. —
ISBN 978-1598842050
.
J. Gordon Melton.
Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays Festivals Solemn Observances and Spiritual Commemorations
(англ.)
. —
ABC-CLIO
, 2011. —
ISBN 978-1598842050
.
Tracy Pintchman.
(англ.)
. — State University of New York Press, 2005. —
ISBN 978-0-7914-8256-8
.
Rao, V. (2001), "Celebrations as Social Investments: Festival Expenditures, Unit Price Variation and Social Status in Rural India",
Journal of Development Studies
,
38
(1): 71—97,
doi
:
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Manju N. Shah (1995), "Celebrating Diwali in America",
Journal of South Asian Literature
,
30
(1/2): 41—44,
JSTOR
{{
citation
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)