Interested Article - Эдесса

Эдесса ( др.-греч. Έδεσσα , арм. Ուռհա, Եդեսիա Урха , Едесия ) — древний город на юго-востоке Турции . Современное название города Шанлыурфа ( тур. Şanlıurfa ). Столица Осроены , важный центр раннего христианства .

История

Ранняя история и предания

Первоначально город назывался Адма ( арам. אדמא , также Адми, Адмун). Это название появляется в ассирийских клинописных источниках VII в. до н. э. В 304 г. до н. э. Селевк I Никатор основал на этом месте новый город, назвав его Эдессой др.-греч. Ἔδεσσα в честь города Эдессы в македонской области Эматия , исторической столицы античного Македонского царства . Местное сирийское название города было Руху ( сир. ܐܘܪܗܝ , др.-греч. Ορρα ).

Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящён богине Атергатис . Об этом культе свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священные пруда, в которых содержались рыбы, посвящённые богине.

Некоторые исследователи производили, однако, это имя от сирийского Haditha, то есть Новгород. Другое имя, полученное городом во время диадохов, — Kallirrhoe или Orrhoe — произошло от посвящённого богине Атергатис, а позднее Аврааму источника или источников, из которых образуется берущий здесь своё начало Скирт (Skirtos, Daisan). Может быть, оно представляет эллинизацию сирийского Urrhoi.

Осроенское царство

Арыу (132—127 гг. до н. э.) основал здесь в 137 г. (или 132) до н. э., Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. Его потомки носили почётное имя Абгар («могущественный»), и вследствие парфянских войн, неоднократно приходили в сношения с римлянами, в основном враждебные.

Существует предание, что Абгар V Уккама (4 г. до н. э. — 7 г. н. э. и 13—50 гг.) состоял в переписке с Иисусом Христом ; по его просьбе, Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ . По тому же преданию, при Абгаре V, апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение; правда, это предание не имеет исторических подтверждений (см. статью Осроена ).

При императоре Траяне , Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года , город был превращён в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла . Император Гордиан III, ещё раз около 242 года восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поручил его новому Абгару: из потомков старой царской династии; но уже в 244 г., царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.

В 260 году город осаждали персы под предводительством Сапора I; император Валериан был ими разбит перед воротами города.

Византия

После распада Римской империи Эдесса отошла к Восточной Римской империи . В этот период усиливается значение этого города в истории христианской церкви . Более 300 монастырей насчитывалось в городе. В ней жил Отец Церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей. Во время арианских , монофизитских и несторианских ересей в христианском мире Эдесса играла немаловажную роль (см. Варсис Эдесский , Евлогий Эдесский ).

При императоре Юстине I (годы правления 518—527) город был разрушен землетрясением, но в скором времени восстановлен и получил новое имя — Юстинополь. Сасанид Хосров Ануширван осаждал Эдессу безуспешно.

Халифат

"Сарацины" (арабы) атакуют византийцев в Эдессе. Миниатюра из Мадридского Скилица Иоанна Скилицы .

Переход Эдессы в 641 г. под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава Эдессы. В 1031 г. византийским императорам удалось завладеть городом, но в течение того же столетия он ещё несколько раз менял своих повелителей. В 1040 г. его заняли сельджуки.

Эдесское княжество

В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединён к армянскому государству Филарета Варажнуни . В 1083 году наместник правителя Варажнуни , Смбат Вхкаци, объявил себя независимым правителем Эдессы, но был убит через 6 месяцев правления и город вновь вернулся под власть Варажнуни. Через три года Эдесса вновь была завоёвана Сельджукидами , однако после смерти султана в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.

В XI—XII вв. в городе жил и работал армянский хронист Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци).

Список правителей Эдессы в XI веке

Годы правления Имя правителя Род (династия) Титулы Дополнительные сведения
1032 1032 Георгий Маниак протоспафарий , стратиг Византийский наместник
1032 1036 Лев Лепендрин Византийский наместник
1037 1038 ? Апокап Апокапы ишхан Византийский наместник
1038 1038 Варазваче Торникян протоспафарий , стратиг Византийский наместник
1057 1058 Аарон Комитопули магистр , Сын царя Болгарии Ивана Владислава . Византийский наместник.
1059 1059 Иоанн Дукица катепан Византийский наместник
?— 1062 Даватанос ? Византийский наместник
1065 1065 ? Апокап Апокапы ишхан , Византийский наместник
1066 1067 Пигонит Византийский наместник
1068 1070 Василий Алусиан Комитопули Внук царя Болгарии Ивана Владислава . Византийский наместник.
1071 1071 Павел проэдр , катепан Византийский наместник
1072 1077 Левон Даватанос ? Византийский наместник
1077 1083 Василий Апокап Апокапы магистр , Сын Абукара, наместник Филарета Варажнуни
1083 1083 Смбат Вхкаци Сын архонта , избран Советом 12-ти ишханов, правил 6 мес.
1083 1086 Филарет Варажнуни севаст , куропалат , Прямое правление Варажнуни
1086 1086 Паракаманос (?) паракимомен (?), Наместник Филарета Варажнуни
1086 1086 Парсам ишхан , Он же Парсама, Барсума или Варсам. Офицер армии Варажнуни
1086 —? Ксулук Наместник сельджукидского султана Мелик-шаха
1092 1098 Торос Хетумиды куропалат , Наместник султана до 1095 года

Крестоносцы и графство Эдесское

В 1098 году , во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского , граф Балдуин , легко овладел городом при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.

В XII веке основную часть населения Эдессы составляли сирийцы и армяне .

Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином . Оставшиеся в живых обращены в рабство, а самый город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки (его разрушали войска Тимура в 1391 г.), туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью город стал подниматься из развалин за счет местного преимущественно нетурецкого населения. В 1894—1895 проводя политику уничтожения и геноцида этнически нетурецкого населения, в первую очередь армян, власти вырезали значительную часть жителей города . От древнего города уцелели городские стены и стены вокруг цитадели.

Переселенцы из Эдессы

В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи . В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае , население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.

Урфа-Эдесса в начале XX века

Карпы в пруду, посвященном Аврааму.

Эдесса под именем Урфы (Urfa) в начале XX века представляла собой административный центр вилайета Урфа с населением приблизительно в 130 тысяч человек. В Эдессе насчитывалось до 75 % христиан и только 25 % мусульман, но господствующим языком был турецкий. Здесь располагались два миссионерских заведения и одна американская школа. Промышленность в Эдессе-Урфе была развита не особенно широко: вырабатывались шерстяные ткани, золотые изделия, сафьян и сафьяновые изделия. Велась торговля английскими мануфактурными товарами из Алеппо и пшеницей.

От Эдессы здесь оставались развалины старой крепости с колоссальными колоннами доримского времени (по преданию, здесь был дворец библейского Немврода ) и катакомбами в скалах.

Другая достопримечательность, которую на Востоке считают местом пребывания Авраама — посвящённая ему мечеть с прудом, наполненным священными рыбами.

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 июля 2008. 25 марта 2013 года.
  2. Tara L. Andrews. // The Medival Chronicle IV / Edited by Erik Kooper. — Rodopi, 2009. — P. 105.
  3. Кинросс Лорд . Расцвет и упадок Османской империи = Lord Kinross. The Ottoman Centuries. The Rise and Fall of the Turkish Empire. — 1-е изд. — Москва: Крон-пресс, 2005. — 696 с. — ISBN 5-232-00732-7 . Стр. 600—611

Литература

  • Арутюнова В. А. // Византийский временник. — 1973. — Т. 35 . — С. 137—153 .
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1975. — Вып. 12 . — С. 86—103 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

Источник —

Same as Эдесса