Interested Article - Джексон, Гленда

Гле́нда Мэй Дже́ксон ( англ. Glenda May Jackson ; 9 мая 1936 , Биркенхед , Мерсисайд 15 июня 2023 , Блэкхит ) — британская актриса и политик, снискавшая известность исполнением ролей волевых, умных женщин в кино, телефильмах и спектаклях 1960-х и 1970-х годов. Обладательница премий « Оскар », « Золотой глобус », « Эмми » и « Тони ». Командор ордена Британской империи (CBE).

Биография

Гленда Джексон родилась в рабочей семье близ Ливерпуля . В 16 лет бросила школу ради участия в любительской труппе. Слава к ней пришла десять лет спустя, когда она сыграла Шарлотту Корде в скандальном спектакле Питера Брука « Марат/Сад ». Экранизация этой постановки была её первой заметной работой в кино.

В 1969 году началось сотрудничество Джексон с режиссёром Кеном Расселом , которое принесло ей « Оскар » за лучшую женскую роль в экранизации романа Дэвида Герберта Лоуренса « Влюблённые женщины ». Через три года актриса была вновь удостоена той же награды , — за роль в британской комедии « С шиком » режиссёра Мелвина Фрэнка.

Среди самых ярких ролей Гленды Джексон в кино — жена Петра Чайковского Антонина Милюкова в фильме « Любители музыки » (1971); Алекс Грэвилл , одинокая женщина, которой приходится делить своего возлюбленного с его любовником в фильме « Воскресенье, проклятое воскресенье » (1971); Гедда Габлер в экранизации одноимённой пьесы Ибсена (1975); Сара Бернар в кинобиографии « » (1976) и Патриция Нил в « » (1981); Елена Боннэр в британском телефильме « Сахаров » (1984).

Среди наград Гленды Джексон — несколько номинаций на « Тони » за театральные работы и « Эмми » за главную роль в телесериале про Елизавету I (1971). В 1982 году она приняла участие в программе « Чтобы Польша была Польшей », чтобы выразить поддержку « Солидарности » .

С 1990 года Гленда Джексон полностью посвятила себя политической карьере, подчёркивая, что была готова «делать всё, что легально» для противодействия политике Тэтчер , «уничтожающей» Британию. Она избралась в состав парламента Великобритании от Лейбористской партии в 1992 году и стала теневым министром транспорта. Пять лет спустя по итогам выборов 1997 года вошла в состав правительства лейбориста Тони Блэра в качестве госсекретаря (заместителя министра) по вопросам транспорта в Лондоне, оставаясь на традиционном левом крыле партии, в частности, критикуя политику правительства лейбористов за планы ввести плату за высшее образование и за войну в Ираке .

В 1999 году покинула кабинет министров, чтобы неудачно попытаться баллотироваться на новый пост мэра Лондона в 2000 году. Будучи резким критиком правительства Блэра, грозила выставить свою кандидатуру против него за выборах лидера партии, а в 2006 году стала одной из 12 депутатов-лейбористов, поддержавших ШНП и Плайд Камри в голосовании за расследование о войне в Ираке. Завершила политическую карьеру в 2015 году.

В феврале 2016 года было объявлено о возвращении, после 25-летнего отсутствия, Гленды Джексон в театр . 80-летняя актриса сыграла Короля Лира в постановке (англ.) , — спектакли с большим успехом шли в конце октября—начале декабря 2016 года на сцене « Олд Вик » .

Умерла 15 июня 2023 года в своём доме в , Лондон , после непродолжительной болезни, в возрасте 87 лет .

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1956 ф The Extra Day массовка
1957 1961 с ITV Play of the Week присяжная / Айрис Джонс
1963 ф Такова спортивная жизнь This Sporting Life певица на вечеринке
1963 с Автомобили Z Z Cars констебль Фернли / медсестра в больнице
1965 1968 с The Wednesday Play Джули / Кэти
1967 ф Марат/Сад Marat/Sade Шарлотта Корде
1967 с Half Hour Story Клэр Фоли
1968 с Armchair Theatre
н/д
1968 ф Negatives Вивьен
1969 с ITV Saturday Night Theatre Марина Пейлек
1969 ф Влюблённые женщины Women in Love Гудрун Бренгвен
1970 с BBC Play of the Month Маргарет Шлегель
1971 ф Любители музыки The Music Lovers Антонина Милюкова
1971 с Елизавета: Королева английская Elizabeth R королева Елизавета I
1971 ф Воскресенье, проклятое воскресенье Sunday Bloody Sunday Алекс Гревилль
1971 ф Приятель The Boy Friend Рита Монро
1971 ф Мария — королева Шотландии Mary, Queen of Scots королева Елизавета I
1972 ф Тройное эхо The Triple Echo Элис
1973 ф Bequest to the Nation леди Гамильтон
1973 ф С шиком A Touch of Class Вики Аллессио
1974 ф Il sorriso del grande tentatore сестра Джеральдин
1975 ф The Maids Соланж
1975 ф Романтичная англичанка The Romantic Englishwoman Элизабет Филдинг
1975 ф Hedda Гедда Габлер
1976 ф The Incredible Sarah Сара Бернар
1977 ф Nasty Habits Александра
1978 ф House Calls Энн Аткинсон
1978 ф Stevie Стиви Смит
1978 ф The Class of Miss MacMichael Конор Макмайкл
1979 ф Lost and Found Триша
1980 ф HealtH Изабелла Гарнелл
1980 ф Hopscotch Изобель фон Шмидт
1980 с The Morecambe & Wise Show женщина, поцелованная Эриком
1981 тф The Patricia Neal Story Патриция Нил
1982 ф The Return of the Soldier Маргарет Грей
1982 ф Giro City Софи
1984 тф Сахаров Sakharov Елена Боннэр
1985 ф Дневник Черепахи Turtle Diary Ниэра Дункан
1987 ф Beyond Therapy Шарлотт
1988 с American Playhouse Нина Лидс
1988 ф Business as Usual Бабс Флинн
1988 ф Salome’s Last Dance Иродиада / леди Элис
1989 ф Радуга The Rainbow Анна Бренгвен
1989 ф Doombeach мисс
1990 ф Быстрее ветра King of the Wind королева Кэролайн
1990 с Carol & Company доктор Дорис Крубер
1990 тф T.Bag’s Christmas Ding Dong косметичка
1990 мф The Real Story of Humpty Dumpty ведьма Глитч
1991 тф A Murder of Quality Алиса Бримли
1991 тф The House of Bernarda Alba Бернарда Альба
1992 тф The Secret Life of Arnold Bax Харриет Коэн
2019 тф en Elizabeth Is Missing Мод

Радио

Год Название Оригинальное название Роль Примечания
2020 Эдит Ситуэлл в Скарборо Edith Sitwell in Scarborough Дама-Командор Эдит Ситуэлл

Награды и номинации

Премия Год Категория Работа Результат
« Оскар » 1971 Лучшая женская роль Влюблённые женщины Победа
1972 Воскресенье, проклятое воскресенье Номинация
1974 С шиком Победа
1976 Гедда Номинация
BAFTA 1970 Лучшая женская роль Влюблённые женщины Номинация
1972 Воскресенье, проклятое воскресенье Победа
1974 С шиком Номинация
BAFTA TV 1971 Лучшая женская роль Пьеса месяца Номинация
1972 Елизавета: Королева английская Номинация
2020 Найти Элизабет Победа
Прайм-таймовая премия «Эмми» 1972 Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме (серия «Львиная доля») Елизавета: Королева английская Номинация
Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме (серия «Тень в лучах солнца») Елизавета: Королева английская Победа
Лучшая женская роль в драматическом телесериале Елизавета: Королева английская Победа
1982 Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме История Патриции Нил Номинация
« Золотой глобус » 1971 Лучшая женская роль — драма Влюблённые женщины Номинация
1972 Мария — королева Шотландии Номинация
1974 Лучшая женская роль — комедия или мюзикл С шиком Победа
1976 Лучшая женская роль — драма Гедда Номинация
1977 Несравненная Сара Номинация
1979 Стиви Номинация
1982 Лучшая женская роль — мини-сериал или телефильм История Патриции Нил Номинация
1985 Сахаров Номинация
Национальный совет кинокритиков США 1971 Лучшая женская роль Влюблённые женщины Победа
1981 Стиви Победа
Круг кинокритиков Нью-Йорка 1970 Лучшая женская роль Влюблённые женщины Победа
1974 С шиком Номинация
1981 Стиви Победа
« Тони » 1966 Лучшая женская роль второго плана в пьесе Марат/Сад Номинация
1981 Лучшая женская роль в пьесе Роза Номинация
1985 Странная интерлюдия Номинация
1988 Макбет Номинация
2018 Три высокие женщины Победа

Факты

Дорогая Гленда, это письмо не будет отправлено обычным способом, поскольку почта с её привычным для всех ритуалом конвертов и марок — не для нас. Самое лучшее: представить, что я положил письмо в бутылку и бросил её в воды залива Сан-Франциско — я пишу Вам в доме, стоящем на берегу этого залива; или что я привязал письмо к шее одной из чаек, которые пролетают — стремительнее хлыста, рассекающего воздух, — перед моим окном и бросают мимолётную тень на мою пишущую машинку. В любом случае, письмо адресовано Вам, Гленда Джексон, — где бы Вы ни находились, а Вы, вероятно, сейчас в Лондоне ; многие письма, многие рассказы — это послания в бутылках, брошенных в море, и все они становятся частью этих неторопливых, дивных , описанных Шекспиром в « Буре »…

Полагаю, что только так и должны передаваться важные послания — неповоротливые бутылки, плывущие по неторопливым морским волнам, и так же неторопливо будет это моё письмо отыскивать Вас, под Вашим настоящим именем, не под именем Гленды Гарсон, которое тоже принадлежит Вам, — целомудрие и любовь изменили Вас, не изменяя, точно так же, как сами Вы изменяетесь, не изменяясь, от фильма к фильму. Я пишу женщине, что живёт под великим множеством масок, включая и ту, какую, не желая обидеть Вас, придумал я, и я пишу вам потому, что Вы обратились ко мне — ко мне, писателю, скрывающемуся под множеством масок; благодаря этому мы с Вами заслужили право на откровенный разговор; сегодня, хотя я и представить не мог подобного, пришёл Ваш ответ — бутылка, брошенная Вами в море, разбилась о скалы залива Сан-Франциско; меня наполнило радостью, под которой таится нечто похожее на страх, — страх не уничтожает радости, но вызывает паническое состояние, выводит её за рамки плоти и времени, словно и Вы, и я, каждый по-своему, именно этого и желали.

Не очень-то легко писать Вам, поскольку Вы ничего не знаете о Гленде Гарсон, и почему-то получается так, что я сейчас бестолково пытаюсь объяснить Вам причину Вашего ответа; всё происходит в разных измерениях, двоится и превращает в абсурд любые обычные взаимоотношения; мы пишем либо играем для других, не для себя, поэтому моё письмо превращается в текст, который прочтут другие и, вероятно, никогда — Вы, но, может быть, Вы всё же прочтете его когда-нибудь в будущем; Ваш ответ, который я получил всего три дня назад и только по воле случая, забросившего меня сюда, был уже известен другим. И раз все случилось так — думаю, не надо и пытаться выйти на прямой контакт; думаю, что единственная возможность сказать Вам то, что хочу сказать, — это ещё раз прибегнуть к помощи тех, кто прочтёт мое письмо как литературное произведение, как рассказ, посланный вослед другому, как дополнительный текст к тому, что уже представляется завершённым навсегда, — так, мне думается, и должно представлять опубликованные рассказы. И если я сейчас, нарушая правила, пишу Вам это послание, которое Вы, возможно, никогда и не прочтёте, то только потому, что Вы сами понуждаете меня сделать это; Вы, как мне кажется, просите меня сейчас написать Вам .

(пер. В. Андреева )

Примечания

  1. — Эдинбург: , 2003. — ISBN 978-0-550-10062-7
  2. (брит. англ.) — , 1849. — ISSN
  3. — , 2023.
  4. Glenda Jackson // (англ.) — 2000.
  5. Glenda Jackson // (англ.)
  6. от 24 декабря 2021 на Wayback Machine (англ.)
  7. от 14 февраля 2016 на Wayback Machine // The Telegraph . 2016. 12 feb. (англ.)
  8. (англ.) . The Guardian . 2016. 5 nov. от 7 января 2017 на Wayback Machine (англ.)
  9. Мастерс, Тим . от 7 января 2017 на Wayback Machine / Русская служба Би-би-си . 2016. 6 ноября
  10. Morgan, Fergus . от 7 января 2017 на Wayback Machine // . 2016. 7 nov. (англ.)
  11. от 7 января 2017 на Wayback Machine (англ.)
  12. . BBC News . 2023-06-15. из оригинала 1 июля 2023 . Дата обращения: 15 июня 2023 .
  13. . bbc (17 марта 2020). Дата обращения: 12 апреля 2020. 17 июля 2021 года.
  14. Кортасар X. Письмо в бутылке: Послесловие к рассказу / Пер. В. Андреева // Кортасар X. Чудесные занятия: Рассказы, пьесы / Пер. с исп. СПб.: Азбука-классика , 2001 . С.597—602. — ISBN 5-352-00113-X
Источник —

Same as Джексон, Гленда