Interested Article - Телесериал

Телевидение
Логотип портала
Логотип портала
История
Термины
Жанры и форматы

Телесериа́л ( англ. Television series ) — термин, используемый различными телеорганизациями для обозначения художественных телепередач с открытым (отсутствие «финальной точки» ) или частично завершённым сюжетом, а также для многосерийных телефильмов (состоящих обычно из большого числа серий, например по версии Американской телеакадемии — не менее чем из шести серий ) или циклов многосерийных телефильмов .

Особенности

Съёмка серии « Поминовение далеков » британского телесериала « Доктор Кто »

Целью любого сериала является привлечь зрителя к экранам на длительный период и удерживать его интерес к продукту эпизод за эпизодом. Во многих последовательных сериалах используется классический элемент мыльных опер — рекап в начале и клиффхэнгер в финале эпизода. Считается, что такая формула наиболее востребована зрителем и позволяет без каких-либо неудобств следить за сюжетом неделю за неделей .

Особенности монтажа

При монтаже сериалов и телефильмов учитываются рекламные блоки в эфирной сетке каналов — на интригующем моменте делается пауза, и после предполагаемой рекламы следует продолжение с небольшим «откатом» сюжета .

Разновидности

Съёмка британского телесериала « Отец Браун »

По жанрам

По структуре

  • Многосерийные телефильмы (термин использовался в Германии, а также использовался в России до 1993 года, в Великобритании обозначаются термином serial) — обладают завершённым сюжетом с сильной связью между сериями . При этом издания крупнейших телеорганизаций «многосерийными телефильмами» могли обозначать не только собственно многосерийные телефильмы , но и «мыльные оперы»
    • Мини-сериалы (напр. « Вызываем огонь на себя », « Майор Вихрь », « Операция „Трест“ », « Адъютант его превосходительства » ) — обладают завершённым сюжетом с сильной связью между сериями и малым количеством серий. Наибольшим распространением пользовались в Европе до 1980—1990-х годов.
    • Теленовеллы (например, « Богатые тоже плачут », « Просто Мария », « Дикая Роза ») — обладают завершённым сюжетом с сильной связью между сериями, но большим, чем в мини-сериалах количеством серий. Наибольшим распространением пользуются в странах Латинской Америки.
    • Дорамы — обладают завершённым сюжетом (как правило каждая дорама образует один сезон, иногда снимается второй сезон или отдельный телефильм, представляющий собой спин-офф о жизни главных героев ) с сильной связью между сериями, количество серий может быть либо такое же, как в мини-сериале, либо большим, чем в мини-сериале, но меньшим, чем в теленовелле. Распространены в Японии и Южной Корее.
  • Циклы многосерийных телефильмов (например, « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », « Следствие ведут знатоки ») — состоят из телефильмов с завершённым сюжетом, слабой связью между отдельными телефильмами, сильной связью между сериями в каждом из телефильмов, малым количеством серий в каждом из телефильмов, но неограниченным количеством телефильмов в рамках цикла.
  • Мыльные оперы (например, « Санта-Барбара ») — обладают открытым сюжетом с сильной связью между сериями и неограниченным количеством серий. Наибольшим распространение пользуются в США. С середины 1980-х годов некоторые страны Европы в подражании мыльным операм США стали снимать собственные мыльные оперы.
  • Эпизодные телесериалы (термин распространён преимущественно в Германии — Episodenserie ) или собственно телесериалы ( television series ). Возникли в США, с середины 1980-х годов получили широкое распространение в странах Европы. Их разделяют на горизонтальные телесериалы (протяжённый во времени и (или) пространстве сюжет) и вертикальные телесериалы (совокупность отдельных историй с общим героем) .
    • Горизонтальные телесериалы (например, « Викинги », « Игра престолов ») — каждый сезон обладает частично завершённым сюжетом, связь между отдельными сериями сильная, связь между сезонами слабее, чем в многосерийных телефильмах, но сильнее, чем в циклах телефильмов, количество серий в каждом сезоне либо равно количеству серий в мини-сериале, либо большее, чем в мини-сериале, но меньшее, чем в многосерийном телефильме, количество сезонов — неограниченное.
    • Вертикальные телесериалы :
      • Процедурные драмы (например, « Улицы разбитых фонарей », « Убойная сила ») — каждая серия обладает завершённым сюжетом, связь между отдельными сериями слабая ( англ. case-of-the-week ), сюжетная линия сезонов частично завершённая, количество серий в сезоне большее, чем в мини-сериале, но меньшее, чем в сезоне мыльной оперы.
      • Ситуационные комедии (например, « Моя прекрасная няня », « Саша+Маша ») — также, как и у процедурных драм, каждая серия обладает завершённым сюжетом со слабой связью с другими сериями, но сюжет носит не драматический, а комедийный характер.
      • Телесериалы-антологии — каждая серия обладает завершённым сюжетом со слабой связью с другими сериями и собственными персонажами.

История

Предшественниками телесериалов были киносериалы, появившиеся практически сразу с появлением кино. До тех пор пока было технически невозможно получать рулоны киноплёнки достаточной длины, зрителям можно было предложить либо большую историю, разбитую на части, либо отдельные истории с общим героем (группой героев). Например, французский режиссёр en в 1918 году снял 18-серийный фильм «Граф Монте-Кристо» .

С развитием радиовещания в 1930-е годы в США появились радионовеллы — короткие мелодрамы, которые читались в эфире, а развязка откладывалась до следующего раза.

Переход от радионовелл к телесериалам происходил в связи с распространением телевидения в период между 1949 и 1957 годами . Первый телевизионный сериал назывался « Фарэуэй-Хилл » ( Faraway Hill ). Его показывали очень недолго, с октября по декабрь 1946 года , каждый эпизод разыгрывался в прямом эфире (и потому от него ничего не сохранилось — видеозапись появилась позже).

Сериалы на советском телевидении

Самые длинные телесериалы

Влияние и критика

Популярность сериалов обусловлена облегчённостью режиссёрского решения, не требующего вдумчивого, непрерывного смотрения, возможностью начать с любой серии, не рискуя потерять сюжетную нить. Зрители всегда могут рассчитывать на продолжение сериала. Сложилась устойчивая практика постоянно продолжать съёмки сериала, что позволяет корректировать сюжетную линию в связи со зрительскими запросами, чтобы удержать внимание аудитории и не разочаровать преданных поклонников фильма .

Одно из проведённых научных исследований утверждает, что просмотр высококачественных телесериалов повышает эмоциональный интеллект .

Мнения деятелей культуры

Режиссёр Р. В. Фассбиндер , размышляя об увлечении людей развлекательными телепередачами и, в частности, телесериалами из семейной жизни, писал:

«И вот действующая в таком сериале семья начинает регулярно появляться у них дома, так что вскоре они уже хорошо разбираются в перипетиях её жизни. С этого момента можно политизировать содержание телесериала и продолжать это занятие до тех пор, пока уже зрители сами не станут прибегать в своём восприятии жизни к примитивным, узколобым суждениям персонажей» .

Режиссёр Дмитрий Светозаров , автор « Улиц разбитых фонарей », так отвечал на вопрос о разнице между советскими сериалами и нынешними российскими :

В условиях современного телевидения, когда спрос очевидно превышает предложение, режиссёром может стать всякий, кто не доказал обратного. Остаётся лишь смущённо ностальгировать по временам, когда ненавистные в ту пору худсоветы не пускали в профессию пошляков и неучей.

Кинорежиссёр Алексей Герман :

Ни про один сериал я не могу сказать, что я его посмотрел. Я их не смотрю. Я не могу. Мне кажется, это как-то неловко.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 февраля 2020. 5 февраля 2020 года.
  2. Телевизионное искусство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Alessandra Stanley. . The New York Times (24 июля 2007). Дата обращения: 21 января 2013. 7 февраля 2013 года.
  4. Glen Creeber. . — BFI Publishing, 2004. — 184 с.
  5. [tvp.netcollect.ru/tvps/lsuoozfoftdl.jpg Программа передач на 3-5 июня 1992 года]
  6. . Дата обращения: 21 мая 2020. 16 июня 2020 года.
  7. [tvp.netcollect.ru/tvps/fewblmnkmjbq.jpg Программа передач на 1-3 января 1992 года]
  8. . Дата обращения: 21 мая 2020. 10 декабря 2019 года.
  9. . Дата обращения: 21 мая 2020. 4 декабря 2019 года.
  10. Дата обращения: 12 июня 2020. 28 июля 2020 года.
  11. Robert C. Allen. . museum.tv - Museum of Broadcast Communications . Дата обращения: 7 января 2013. Архивировано из 14 января 2013 года.
  12. . Дата обращения: 27 октября 2022. 6 ноября 2022 года.
  13. . Дата обращения: 21 мая 2020. 10 августа 2020 года.
  14. James Poniewozik. . Time (4 декабря 2008). Дата обращения: 21 января 2013. 7 февраля 2013 года.
  15. Bill Carter. . The New York Times (13 мая 2012). Дата обращения: 21 января 2013. 7 февраля 2013 года.
  16. . Дата обращения: 27 октября 2022. 27 октября 2022 года.
  17. . Дата обращения: 27 октября 2022. 25 февраля 2021 года.
  18. от 19 ноября 2015 на Wayback Machine // Psychologies, 2015
  19. Цит. по: Терин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. — М., 1999. с. 52-53)
  20. от 8 октября 2013 на Wayback Machine // журнал « Сеанс »
  21. от 8 октября 2013 на Wayback Machine // журнал « Сеанс »

Литература

  • Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы: Сборник / Составитель ; Отв. ред. ; Худож. О. М. Гребенюк; Институт истории искусства Министерства культуры СССР . — М. : Искусство , 1976. — 256 с. — 10 000 экз.
  • Козлов Е. В. // Массовая культура на рубеже XX—XXI веков: Человек и его дискурс / Сборник научных трудов. — М.: Азбуковник , 2003. — С. 201—211.
  • Козлов Е. В. Развлечение сериалом // Развлечение и искусство. — СПб.: Алетейя , 2008. — С. 244—256.

Ссылки

  • // Psychologies
  • // Лицензионные плеера
  • в цикле «Трудности перевода» на Радио «Свобода» (аудио, 13 апреля 2020)
Источник —

Same as Телесериал