Interested Article - Арабское завоевание Армении

Арабское завоевание Армении мусульманские завоевания после смерти пророка Мухаммеда в 632 году . Персидская Армения пала незадолго до этого в 639 году , а Византийская Армения была завоёвана Арабским халифатом в 645 году .

Исламская экспансия

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году его преемники начали военную кампанию с целью расширения территории Исламского халифата. При халифе Умаре арабы завоевали большую часть Ближнего Востока .

Подробная карта путей вторжения арабов в Армению в 638 году .

В 639 году 18-тысячная армия арабов под руководством , проникнув в гавар Тарон и область озера Ван прошлась по ним огнём и мечом. Арабские воины были бедны и плохо вооружены, но безрассудно храбры и наполнены религиозным фанатизмом, до этих пор неизвестным среди местных народов .

6 января 642 года арабы штурмом взяли город Двин , 12 тысяч его жителей было убито, а 35 тысяч попали в рабство . Армянский полководец Теодорос Рштуни атаковал арабов и освободил порабощённых армян .

Армения в период Арабского Халифата

Социальное положение

Гонение армян началось с региона Ван ( Западная Армения ), когда эти земли стали завоёвываться мусульманами. Арабское завоевание ознаменовало тяжёлым периодом в истории Армении. Захватчики считали христианский народ добычей и собственностью, что положило начало мученичеству . Мусульмане активно насаждали ислам среди армян. Тем не менее, армяне очень стойко сопротивлялись и крепко держались за христианство , что было для них не только религией, но и частью их национальной идентичности .

Епископ Себеос в своей Истории императора Иракла записал историю арабского завоевания, писал о печальной судьбе своей страны :

«Кто может знать ужасы нашествия мусульман (арабов), которые подвергают земли и моря огню? […] Святой Даниэль предвидел и предсказал эти несчастия. […] В следующем году (643) арабская армия перешла в Атрпатакан и была разделена на три корпуса, один направился к Арарату; другой на территорию Sephakan Gound [ что? ] , третий в землю аланов. Те, что вторглись в Sephakan Gound разошлись по всей области, уничтожая, грабя и захватывая пленных. Оттуда они вместе направились в Ереван, где попытались захватить крепость, но не смогли взять её.»

Епископ Себеос

Политическое положение

Теодорос Рштуни и другие армянские нахарары добровольно признали власть арабов над Арменией . Византийский император Констант II направил небольшое подкрепление в Армению, но этого оказалось недостаточно. Командующий городом Двин Смбат согласился платить дань арабам, не имея сил противостоять мусульманской армии под командованием халифа Омара .

В 644 году Омар был убит персидским рабом, и следующим халифом стал Осман . Признание Арменией арабского владычества раздражало византийцев . Император Констант II пытался навязать в Армении . Ему не удается достичь своей цели, но при помощи , считавшего налоги, налагаемые мусульманами, слишком тяжёлыми, византийцы восстановили свой сюзеренитет в Закавказье . Халиф приказал убить 1775 армянских заложников, и уже собирался идти против армянских повстанцев, когда был убит в 656 году .

Армения оставалась под властью арабов в течение примерно 200 лет, формально — начиная с 645 года . Армянские христиане пользовались политической автономией и относительной религиозной свободой, но считались гражданами второго сорта . Армянская церковь пользовалась большим признанием, чем под властью Византии и Сасанидов . Эмиров Армении и вали провинций, которые иногда имели армянское происхождение, назначал халиф. Первым наместником, например, был Теодорос Рштуни. Командующий же 15-тысячной армией всегда был армянином, из родов Мамиконянов , Багратуни и Арцрунидов . Он обязан был защищать страну от захватчиков и помогать халифу в его военных походах . Например, армяне помогали халифам отражать нашествия хазаров .

Арабы подавили множество восстаний в Армении, распространяли ислам, повышали налог (джизью) для армянского народа. Восстания против арабов были локальными и никогда не носили общеармянского характера. Арабы провоцировали между различными армянскими нахарарами распри для того, чтобы подавить восстания. Роды Мамиконян , Рштуни , Камсаракан и Гнуни постепенно ослабели, а Багратуни и Арцруни усилились . На основе исторических событий этого времени создан легендарный эпос « Давид Сасунский ».

Во время исламского правления арабы из других частей халифата селились в Армении. К IX веку образовался класс арабских эмиров, более или менее равносильный армянским нахарарам .

В 885 году армянами было восстановлено Армянское царство .

Анийское царство в 884—962 годах

Послесловие

Согласно древней традиции, времён Арабского Халифата , так же и в Османском государстве в состав исторических областей(вилаятов) Малой и Великой Армении (аль-Арминийи), включались помимо самих Османских провинций( эялетов ) Западной Армении и Сефевидских Чухур-Саада и Каpабага в Восточной Армении , так же включались, переходившие из рук в руки кызылбашей и османов, страны Южного Кавказа : Арминийя первая( Ширван с Дербентом ) и Арминийя вторая (Гюрджистан( Восточная Грузия ) с Тифлисом ), что было изложено в знаменитом детальном труде «Джихан-нюма» выдающегося османского путешественника, писателя и географа XVII века Кятиба Эвлеи Челеби .

Примечания

  1. .
  2. (арм.) Kurdoghlian, Mihran. Hayots Badmoutioun (Armenian History), Volume II (англ.) . — Hradaragutiun Azkayin Ousoumnagan Khorhourti, Athens, Greece, 1996. — P. 3—7.
  3. Herzig, Kurkichayan, Edmund, Marina. The Armenians: Past and Present in the Making of National Identity (англ.) . — Routledge , 2005. — P. 42—43.
  4. . Дата обращения: 8 июля 2019. 8 июня 2019 года.

Литература

См. также

Источник —

Same as Арабское завоевание Армении