Interested Article - Богословский диалог между Ассирийской церковью Востока и Римско-католической церковью

Церкви сирийской традиции . Ассирийская церковь Востока и Халдейская католическая церковь, стремящиеся к сближению в рамках данного диалога используют восточно-сирийский обряд

Богословский диалог между Ассирийской церковью Востока и Римско-католической церковью – между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока с целью установления евхаристического общения . Диалог проводится на официальном уровне в рамках работы Смешанной международной богословской комиссии. Двусторонний диалог в основном сосредоточен на темах мариологии , христологии и экклезиологии . Католические и ассирийские богословы обсуждают термин « Богородица » (в Ассирийской церкви Востока принято называть Деву Марию «Христородицей») , проблематику отношений между божественной и человеческой природами Христа, а также сакраментологические вопросы и природу Церкви .

Предыстория

Церковь Востока отвергла Третий Вселенский собор и приняла учение сформированное Несторием и Феодором Мопсуестийским , из-за чего Ассирийскую церковь Востока часто именуют « несторианской » . Первые попытки объединения с Церковью Востока начались в XIII веке католическими миссионерами . На Ферраро-Флорентийском соборе в 1445 году был принят декрет «Benedictus sit Deus» об объединении с несторианами Кипра . В 1551 году католикос в соответствии со сложившейся традицией наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, назначил своим преемником ребёнка восьмилетнего возраста . В 1552 году в церкви Востока возник раскол из-за недовольства нескольких епископов правилом наследования патриаршего престола. В результате этого патриархом был избран монах из монастыря Раббана Ормизда Иоанн (Юханнан) Сулака , который при поддержке францисканцев обратился в Рим для утверждения своего избрания. Папа Юлий III провозгласил епископа Сулаку «патриархом восточных сирийцев» . Таким образом в церкви Востока появилась группа верующих, находящаяся в унии с Римско-католической церковью. В 1672 году последователи Сулаки отказались от унии с католиками, однако преемство рукоположений католиков-халдеев была продолжена. В 1830 году папа Пий VIII объединил различные группы ассирийских униатов в Халдейскую католическую церковь . Также деятельность католических миссионеров в Индии привела к унии части верующих Церкви Востока с Римом и образованию Сиро-малабарской католической церкви .

Начало богословского диалога

В 1984 году папа римский Иоанн Павел II и католикос-патриарх Ассирийской церкви Мар Дынха IV встретились впервые . Неофициальные богословские католическо-ассирийские контакты с 1984 по 1994 годы в рамках работы экуменической организации « » привели к сближению Ассирийской церкви в целом с католиками и в частности с Халдейской церковью — одной из Восточнокатолических церквей , использующей восточно-сирийский обряд, также как и Ассирийская церковь Востока. 11 ноября 1994 года в Риме папа Иоанн Павел II и патриарх Мар Дынха IV подписали совместную христологическую декларацию . В данном документе утверждалось «единое исповедание веры во Христа , в Котором «Божество и Человечество соединены в одном Лице», и в Деву Марию , «Мать Христа Бога нашего и Спасителя». Для дальнейшего движения к полному общению главы двух церквей приняли решение о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу .

Официальный богословский диалог (1995—2004)

С 1995 года начались ежегодные заседания Смешанной богословской комиссии между Римско-католической церковью и Ассирийской церковью Востока . Одним из главных достижений диалога стал выпуск Папским советом по содействию христианскому единству в 2001 году документа под названием «Руководство по допущению к евхаристии между Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока» . В данном документе признавалось действенность таинств Ассирийской церкви Востока и допускалась возможность интеркоммуниона между верующими двух церквей в случае необходимости . Также в данном документе Католическая церковь фактически признала действенность таинства евхаристии в литургии Фаддея и Мария , в которой отсутствуют « установительные слова » . На фоне проведения официального богословского диалога, отношения между Ассирийской церковью и Халдейской католической церковью также улучшились . Патриарх-католикос Мар Дынха IV провёл ряд встреч с предстоятелем Халдейской церкви Рафаэлем Бидавидом I . Итогом этих встреч стало подписание ряда совместных заявлений и учреждение «Совместной комиссии воссоединения» .

Приостановка диалога

В 2005 году принял решение об отказе подписания взаимного признания таинств с Римско-католической церковью. Отказ был вызван предложением Папского совета по содействию христианскому единству о положительной оценке примата папы римского . В 2007 году новый папа Бенедикт XVI встретился с патриархом Мар Дынхой IV . В 2008 году участник Смешанной богословской комиссии с ассирийской стороны епископ Калифорнии , недовольный приостановкой богословского диалога с католиками, вместе с шестью священниками, тридцатью дьяконами и около тысячей верующих разорвал общение с Ассирийской церковью и перешёл в Халдейскую католическую церковь . Этот шаг стал причиной обострения отношений Ассирийской церкви с Халдейской католической церковью в США. В 2008 году между ассирийцами и католиками прошла неофициальная встреча в США , на которой обсуждались вопросы возникших трудностей между Ассирийской и Халдейской католической церквами на западном побережье США и дальнейший ход богословского диалога . В 2015 году патриарх Халдейской католической церкви Луис Рафаэль I Сако обратился к Ассирийской церкви Востока и отколовшейся от неё Древней Ассирийской церкви Востока с призывом об объединении и воссоздании единой церкви Востока под властью папы . Данная инициатива не была реализована .

Официальный богословский диалог (с 2017 года)

В 2017 году официальный богословский диалог был возобновлён очередным заседанием Смешанной богословской комиссии в Риме . В ходе заседания комиссии с 21 по 24 ноября стороны подписали первое совместное заявление «Сакраментальная жизнь», которое завершило второй этап диалога. В заявлении говорилось: «Поскольку одно и то же таинство происходит в двух традициях, его различные особенности могут рассматриваться как замечательный элемент взаимодополняемости в Церкви Христа» . Таким образом, стороны завершили обсуждение вопросов на пути к полному единству. В ходе заседания также было принято решение о начале третьего этапа диалога, на котором планируется обсудить вопросы экклезиологии . В 2018 году папа Франциск принял в Риме патриарха Ассирийской церкви Востока Гиваргиса III . В ходе встречи папа и патриарх подписали совместную декларацию, осуждающую насилие над христианами на Ближнем Востоке и выражающую стремление к восстановлению полного единства . На заседаниях, прошедших в Риме в 2018, 2019, 2022 и 2023 годах стороны обсуждали экклезиологические вопросы . В ходе заседания 2022 года, 19 ноября стороны подписали второе совместное заявление «Образы Церкви в сирийской и латинской святоотеческих традициях» .

Комментарии

  1. Интеркоммунион — совместное участие в евхаристии представителей различных христианских конфессий .
  2. В 1968 году в Ассирийской церкви Востока произошёл раскол, в результате которого часть иерархов и верующих, не принявшая календарную реформу в церкви, во главе с епископом Мар Фома Дармо основала новую церковь, получившую название Древняя церковь Востока .

Примечания

  1. Дмитрий Каниболоцкий; Гиваргис Бадаре. . Релiгiя в Україне (22 сентября 2009). 9 мая 2021 года.
  2. (англ.) . Официальный сайт Святого Престола . 10 февраля 2020 года.
  3. Заболотный Е. А. : [ 17 января 2022 ] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. — 2014. — № 5 (40). — С. 33—44.
  4. , с. 142.
  5. В. В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 484—492. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  6. , с. 64.
  7. , с. 65.
  8. Е.А. Ракульцева. : [ 1 ноября 2018 ] // История и международные отношения стран Востока. — 2007. — С. 67—69.
  9. , с. 150.
  10. , с. 151.
  11. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 16 ноября 2019 года.
  12. . BBC News (27 марта 2015).
  13. , с. 83.
  14. , с. 146.
  15. В. И. Петрушко , В. В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIV : « Иоанн Воин Иоанна Богослова Откровение ». — С. 467—499. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-044-8 .
  16. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 16 ноября 2019 года.
  17. John A. Radano (Editor), Walter Cardinal Kasper (Foreword). (англ.) . — Eerdmans; First Edition edition, 2012. — P. 313. — 356 p. — ISBN 978-0802867056 . 20 октября 2021 года.
  18. Сперанская Е. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 116—117. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  19. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству . 16 ноября 2019 года.
  20. Штефан Липке. : [ 8 января 2021 ] // Вестник. — 2020. — С. 28—36.
  21. (англ.) . CNEWA. 3 июля 2020 года.
  22. Н. Н. Селезнёв. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 509—510. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-028-8 .
  23. (англ.) . Официальный сайт Ассирийской церкви Востока (15 июня 2008). 20 октября 2021 года.
  24. (англ.) . Catholic News Agency (5 июня 2008). 20 октября 2021 года.
  25. Селезнёв Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 265—266. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-028-8 .
  26. . Седмица.Ru (26 июня 2015). 19 октября 2021 года.
  27. . Благовест-инфо (23 июля 2015). 17 октября 2021 года.
  28. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 17 ноября 2019 года.
  29. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 10 февраля 2020 года.
  30. . Благовест-инфо (12 ноября 2018). 1 июля 2020 года.
  31. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 17 ноября 2019 года.
  32. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 17 ноября 2019 года.
  33. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 ноября 2019 года.
  34. (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству. 11 июня 2023 года.
  35. (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству. 9 декабря 2023 года.
  36. (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству. 9 июня 2023 года.

Литература

  • Gros, Jeffrey; Best, Thomas F.; Fuchs, Lorelei F., eds. Assyrian Church of the East/Chaldean Church-Roman Catholic Dialogue. Growth in Agreement III: International Dialogue Texts and Agreed Statements, 1998-2005 (англ.) . — William B. Eerdmans Publishing Company, 2008. — 200 p. — ISBN 9782825415115 .
  • Н. Н. Селезнёв. . — Москва, 2001. — 105 с. — ISBN 5-86748-082-8 .
  • Н. Н. Селезнёв. . — Москва: Euroasiatica, 2002. — 200 с. — ISBN 5-86748-101-8 .

Ссылки

  • (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству.
  • (англ.) . Centro Pro Unione.
  • (англ.) . Официальный сайт Святого Престола .
Источник —

Same as Богословский диалог между Ассирийской церковью Востока и Римско-католической церковью