Interested Article - Леопарди, Джакомо

Джакомо Леопарди ( итал. Giacomo Leopardi , 29 июня 1798 , Реканати , Мачерата 14 июня 1837 , Неаполь ) — крупнейший романтический поэт Италии , выразитель беспросветной « мировой скорби » . Известен также как моралист и филолог.

Биография

Выходец из провинциальной аристократии. Отец его, граф (1776—1847), был весьма образованным человеком и небезызвестным публицистом крайне консервативного и клерикального направления . Мать, маркиза (1778—1857), приходилась мужу двоюродной сестрой и обладала тяжёлым, властным характером.

Дворец в Реканати, где Леопарди провёл бо́льшую часть жизни

Как часто бывает при инбридинге , Джакомо был болезненным ребёнком. В юном возрасте перенёс лихорадку или воспаление лёгких , что привело к сильному сколиозу и ревматоидному артриту . Долгое время считалось, что у него был туберкулёз костей, однако современные медики предпочитают говорить о ювенальном спондилите . В письмах Леопарди сетовал на «расстройства мочеиспускания, деформацию позвоночника, нарушения зрения, астению, низкий вес и рост, кишечные расстройства, а также легочные и сердечно-легочные осложнения» .

Нарушение нормального телесного развития лишило его обычных для этого возраста занятий. Первые двадцать пять лет жизни прожил в отцовском доме в Реканати , точнее — в его библиотеке, где самостоятельно выучил греческий , латынь , иврит , английский и французский языки , пристрастившись к труду переводчика и комментатора . Крайне болезненный от природы, несчастливый в любви, он уже к двадцати годам доконал своё здоровье ночными бдениями над книгами.

В 1815 году литературные и философские труды Джакомо обратили на себя внимание его дяди по материнской линии Карло Античи, представившего их на экспертизу Франческо Канчельери . В ноябре 1822 года с разрешения отца дядюшка впервые привёз Джакомо в Рим .

Первые оригинальные стихи Леопарди обратили на себя внимание авторитетного литератора Пьетро Джордани . С ним, начиная с 1817 года, у Леопарди завязалась оживлённая переписка . Дружба и покровительство П. Джордани сыграли роль в дальнейшей литературной судьбе Леопарди. Он не только ввёл его в круг итальянских литераторов, но многие годы был его деятельным советчиком и руководителем.

Попытки позднее как-то устроиться в Риме, Милане , Флоренции , Пизе не принесли Джакомо успеха. В 1825 году он взялся было редактировать издания трудов Цицерона и Петрарки для издателя Стелла в Милане , поселившись в Болонье , где завёл дружбу с просвещённой графиней Мальвецци, но, не имея достаточных средств и здоровья для продолжения научных занятий, вынужден был вернуться в отцовское поместье .

В 1833 году он переехал в Неаполь . Последние месяцы жизни провёл на загородной . Умер в Неаполе 14 июня 1837 года от сердечной недостаточности или отёка лёгких . Похоронен в в .

Творчество

Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков известных стихотворений, впервые опубликованных в 1831 году под общим названием «Песни» (Canti). Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом, окрасившим практически всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди — «Нравственные очерки» ( итал. Operette morali ), философские эссе, написанные в основном около 1824 года и опубликованные в 1827 году; «Мысли» (Pensieri), опубликованные посмертно в 1845 году; а также «Дневник размышлений» ( Zibaldone ), конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829 годы, опубликован лишь в 1900 году.

Библиотека Леопарди в Реканати

Жизнь Леопарди прошла в непрерывных поисках и разочарованиях. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь, он во всём терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что христианство — ещё одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности , а видел её поверженной под австрийским владычеством .

Приверженец теории Руссо об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах своё чувство естественной красоты. На создание таких стихотворений, как «Бесконечность», его вдохновили окрестности родного Реканати. Но рассматривая природу отвлечённо, как движущую силу вселенной, он находил её равнодушной и холодной. Нередко в одном произведении присутствуют оба взгляда, как в знаменитом стихотворении «Дрок» («Цветок пустыни»; , 1836).

Поэзия Леопарди по сути своей лирична. В ней есть философские заключения или, вернее, скепсис, но нет сколько-нибудь цельной философской системы. Скорее её можно найти в его прозе. Благодаря познаниям в греческой филологии и культу классического стиля Леопарди считал себя классицистом, и этот взгляд разделяли и его современники. Однако ярко выраженный субъективизм заставляет отнести его скорее к романтическим последователям Руссо. Субъективность отличает как стихи, так и прозу Леопарди, хотя на первый взгляд его Мысли объективнее стихов и обнаруживают немалую психологическую проницательность.

Леопарди провозглашает воображение основным источником человеческого счастья. Воображение для него — бегство от реальности, из царства правды. Первое эссе «Нравственных очерков», «История человечества» (1824), представляет собой краткое изложение мировоззрения Леопарди и аллегорически отражает его собственный жизненный опыт: наивный энтузиазм, поиски совершенства, разочарование, усталость от жизни и, как следствие, отчаяние. В романтическом мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием. Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве, человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убеждённость Леопарди в том, что знание губительно для счастья.

Наследие

Леопарди на смертном одре

Воплощённый поэт мировой скорби , Леопарди был высоко оценён другим мыслителем-пессимистом — Артуром Шопенгауэром . В русской поэзии нередко сопоставляется с Баратынским .

На русский язык стихи Леопарди переводили Анна Ахматова и Анатолий Найман . Исследованиями его творчества занимались Себастьяно Тимпанаро и Лючия д'Эрамо . У Льва Лосева есть ироническое двустишие:

Как говорил горбун Леопарди:
«У меня есть горб — значит бога нет».

В честь Леопарди назван на Меркурии .

Публикации на русском языке

  • Лирика. М.: Художественная литература, 1967
  • Этика и эстетика. М.: Искусство, 1978
  • Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1989
  • Нравственные очерки; Дневник размышлений; Мысли. М.: Республика, 2000
  • Поэмы. М.: Летопись, 2001

Примечания

  1. от 18 августа 2020 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  2. от 22 июня 2020 на Wayback Machine // Gran enciclopèdia catalana.
  3. М. Н. Розанов . Очерк истории английской литературы XIX века. Москва: Гос. изд-во, 1929. С. 236—237.
  4. Водовозов В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Tartari Achille. от 14 августа 2020 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Vol. 64. — Roma: Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 2000.
  6. от 22 июня 2020 на Wayback Machine // Treccani. Enciclopedia on line.
  7. Garnett Richard. от 21 июня 2020 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica , 11’th ed. — Vol. 16. — Cambridge University Press, 1911. — p. 457.

Литература

  • Полуяхтова И. К. Жизнь и творчество Джакомо Леопарди. М.: Наука, 2003.
  • Solmi S. Studi e nuovi studi leopardiani. Napoli: Riccardo Ricciardi, 1975
  • Jonard N. Giacomo Leopardi: essai de biographie intellectuelle. Paris: les Belles lettres, 1977.
  • Blasucci. L. Leopardi e i segnali dell’infinito. Bologna: Mulino, 1985 .
  • Il pensiero storico e politico di Giacomo Leopardi. Firenze: Olschki, 1989.
  • Bellucci N. G. Leopardi e i contemporanei: testimonianze dall’Italia e dall’Europa in vita e in morte del poeta. Firenze: Ponte alle Grazie, 1996.
  • Gaetano R. Giacomo Leopardi e il sublime: archeologia e percorsi di una idea estetica. Soveria Mannelli: Rubbettino, 2002
  • Maglione A. Lectura leopardiana. Venezia: Marsilio, 2003.
  • Negri A. Lent genêt: essai sur l’ontologie de Giacomo Leopardi. Paris: Éditons Kimé, 2006.

Ссылки

  • [lib.ru/POEZIQ/LEOPARDI/leopardi.txt Русские переводы стихов Леопарди]
Источник —

Same as Леопарди, Джакомо