Interested Article - Секвенция (музыка)

Секве́нция ( позднелат. «последовательность») в технике музыкальной композиции — последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте . Полное проведение секвенцируемого оборота именуется звеном .

Критерии систематики

Секвенции систематизируют

  • по типу секвенцируемого оборота — мелодические, гармонические, мелодико-гармонические;
  • по количеству звеньев (двухзвенная, трёхзвенная секвенции и т. д.);
  • по направлению высотного смещения — восходящие и нисходящие; восходящая секвенция типично применяется для нагнетания эмоциональной напряжённости — например, перед кульминацией ; нисходящая секвенция чаще применяется для создания эффекта «ухода», «истаивания» музыки;
  • по шагу (интервалу) смещения (может быть постоянный: например, на целый тон — либо непостоянный, то есть на разные интервалы);
  • по степени точности при повторе — точные и неточные; точную секвенцию иначе называют транспонирующей ;
  • по интервальному роду диатонические и хроматические ;
  • по качеству замкнутости в тональном ладу — немодулирующие (иначе называемые однотональными) и модулирующие .

Пример гармонической секвенции (трёхзвенной, точной, хроматической, нисходящей, квартовой ):

Глинка. Руслан и Людмила: Марш Черномора

Этос секвенции

Секвенция создаёт в восприятии эффект динамического обновления музыки, способствует важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени. Однако чрезмерное количество звеньев (особенно в точной) секвенции создаёт прямо противоположный эффект механического повторения, ассоциируется с бедностью воображения, неизобретательностью композитора. Многозвенные диатонические секвенции обильно применяются в популярной и эстрадной музыке. В европейской музыкальной литературе такие банальные секвенции получили название « » (по названию итальянской популярной песенки «Rosalia, mia cara») или «сапожная заплатка» ( нем. Schusterfleck ):

Банальной считается и так называемая золотая секвенция, в которой выдерживается равномерная кварто-квинтовая последовательность аккордов, в то время как в мелодии обычно наблюдается диатоническая секвенция с небольшим варьированием, например, (в тональности a-moll, указаны основные формы аккордов): A 7 , Dm, G 7 , C, F, Hm 7-5 , E 7 , Am.

Исторический очерк

Мелодические секвенции изредка отмечаются уже в одноголосии григорианского хорала : например, трёхзвенная секвенция в большом респонсории утрени Великого Четверга «Una hora» на слове «Judaeis» :

Примеры секвенций встречаются в раннем и развитом многоголосии Средних веков и Возрождении: в органумах школы Нотр-Дам , в итальянской (и реже во французской) музыке Ars nova , в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы Бюнуа , Обрехта , Жоскена и др.):

Антуан Бюнуа. Мотет «In hydraulis» (1467). Квадратными скобками показаны звенья секвенции

С развитием (начиная с XVI в.) инструментальной музыки и внедрением генерал-баса значение секвенции постепенно возрастало. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко , когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя . Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского ). Композиторы-новаторы XX века, выступавшие против банальности романтической музыки (например, С. С. Прокофьев и И. Ф. Стравинский ), намеренно избегали секвенцирования.

Примечания

  1. англ. , progression; итал. , нем. ; фр. progression, , marche d’harmonie .
  2. от 24 июня 2021 на Wayback Machine в БРЭ (2020).
  3. «Первым» звеном именуется первое проведение мелодического или гармонического оборота, «вторым» — первый (секвенционный) повтор и т. д.
  4. Строго говоря, в расширенной тональности необходимо различать «хроматизированную» и «хроматическую» секвенции, но по традиции, установившейся в отечественной гармонии, все их именуют «хроматическими». См. об этом подробней раздел 16 главы 11 в учебнике Ю. Н. Холопова «Гармония. Теоретический курс».
  5. Liber Usualis. Tournai, 1950, p.645. Древнейшая копия этого респонсория находится в санкт-галленском Антифонарии Харткера, который датируют 990—1000 гг.

Литература

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. Москва, 1969;
  • Берков В. О. Формообразующие средства гармонии. Москва, 1971;
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. Москва, 1988.

Ссылки

Источник —

Same as Секвенция (музыка)