Interested Article - Валторна

Конструкция двойной валторны (вид снизу):
1. мундштук . 2. мундштучная трубка (мундрор). 3. регулируемый крючок для мизинца. 4. сливной клапан. 5. квартвентиль для переключения между строями F и B . 6. клавиша вентиля. 7. вентиль . 8. кроны вентилей. 9. настроечный крон строя F. 10. основной настроечный крон. 11. короткий крон строя B . 12. устье раструба. 13. раструб

Валто́рна ( нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno , фр. cor , англ. French horn ) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра .

Инструмент симфонического оркестра . Вместе с трубой и тромбоном составляет группу характерных инструментов духового оркестра .

По сравнению с любыми другими медными духовыми инструментами валторна имеет самый объёмный натуральный звукоряд :

\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {\time 7/1
f,1 c f a c' es' f' }
\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {\time 8/1
g'1 a' bes' c'' d'' es'' e'' f'' }

История

Произошла от охотничьего сигнального рога , в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовали ещё в классической и барочной музыке, в том числе Бах , Моцарт , Бетховен ).

Одинарная и двойная валторна

Несмотря на введение вентилей, одинарная валторна оказалась сложной для использования в самом высоком диапазоне. Раннее решение состояло в том, чтобы просто использовать валторны более высокого строя, обычно.

Двойная валторна также сочетает в себе два инструмента в одном: оригинальную валторну в F, и вторую, в более высоком строе B♭. При помощи четвёртого вентиля — квартвентиля (который обычно нажимается большим пальцем), валторнист может быстро перейти от глубокого, тёплого тембра строя F к более высокому и яркому строю B♭.

Техника игры на валторне

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

В настоящее время используют инструмент главным образом in F (в строе Фа).

Диапазон валторны по действительному звучанию — от H 1 (си контроктавы ) до (фа второй октавы ) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду .

Ноты для валторны in F пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков).

Тембр инструмента несколько грубоватый, напоминающий фагот или тубу в нижнем регистре, в среднем и верхнем — мягкий и певучий на пиано , светлый и яркий на форте , в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.

Среди приемов изменения звука — закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона — приём использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) — на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий.

Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) — звук на пиано звенящий, напряжённо-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.

Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского , в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (с длинным певучим соло валторны в первом разделе), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте , как в Пятой симфонии Шостаковича ) и мелодий широкого дыхания ( кантилен ). Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Классические произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт :

  • Концерт для валторны с оркестром № 1 ре-мажор K. 412 ( 1791 )
  • Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор K. 417 ( 1783 )
  • Концерт для валторны с оркестром № 3 ми-бемоль мажор K. 447 ( 1787 )
  • Концерт для валторны с оркестром № 4 ми-бемоль мажор K. 495 ( 1786 )
  • Концертное рондо для валторны с оркестром ми-бемоль мажор К. 371 ( 1781 )

Рейнгольд Глиэр :

Рихард Штраус :

Примечания

  1. Чулаки М.И. Валторна // Инструменты симфонического оркестра. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1972. — С. 115—122. — 176 с.
  2. .
  3. Готлиб М, Зудин Н. Пособие по инструментовке для руководителей самодеятельных духовых оркестров. — М. : МузГИз, 1961. — С. 3, 8. — 128 с.

Литература

  • Буяновский В.М. Валторна. — М. : Музыка, 1971. — 69 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Валторна // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М. : МузГИз, 1953. — С. 12—80. — 447 с.
  • Прасолова К.,
  • Черных А.В. Валторна // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М. : Советский композитор, 1989. — С. 95—98. — 320 с.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 653—655. — 1072 с.
Источник —

Same as Валторна