Interested Article - Матфей Эдесский

Маттео́с Урхаеци́ , Маттео́с из Урха ( арм. Մատթէոս Ուռհայեցի ; дата рождения неизв. — 1144 ) — армянский историк и хронист XII века родом из города Эдесса (Урха)

Биография

Маттеос Урхаеци, будучи очевидцем ряда важных событий в истории Армении , родился во второй половине XI века в Эдессе (Урхе), где прожил всю свою сознательную жизнь и умер предположительно между 1138 и 1144 годами .

Деятельность

Обложка издания 1898 года

Стиль повествовании Матвея Эдесского отличается большой скрупулёзностью и внимательностью к деталям. Сочинения Матвея Эдесского — единственные сохранившиеся источники информации о церковных и светских событиях его родного региона в современную Матвею эпоху. Матвей был страстным армянским патриотом и в своих сочинениях воспевал героизм и оплакивал тяжелую долю своего народа. Благодаря ему до наших дней дошли два важных документа того времени — письмо византийского императора Иоанна Цимисхия армянскому царю Ашоту III и запись речи, которую произнес в Софийском соборе в присутствии императора Константина X Дуки Гагик II , изгнанный армянский царь из династии Багратидов , касательно разногласий между константинопольской православной и армянской апостольской церквями.

Из сочинений Матвея Эдесского также можно почерпнуть немало сведений о событиях первых крестовых походов и борьбе Византии с арабами за право владения территориями северной Сирии и восточной части Малой Азии . Матвей Эдесский предположительно был убит в 1144 году во время взятия Эдессы сельджуками под предводительством мосульского эмира Имад ад-Дина Занги .

Хронография

«Хронография» Урхаеци состоит из трёх частей. Первая часть охватывает события с 952 по 1051 года, вторая — с 1051 по 1101 , третья — с 1101 по 1136 / 37 года . Если события последних лет второй и третьей части происходили при непосредственном внимании автора, то для первой и большей части второй частей он использовал сторонние источники. Сам Маттеос по этому поводу пишет, что историю событий 952 год—1051 годов он изложил на основании рассказов «много раньше родившихся очевидцев и свидетелей и читая труды старых историков, бывших очевидцами всех происшествий». До недавнего времени было неясно, какого или каких историков имеет в виду Маттеос, пока в 1971 году не появилась работа Л. С. Хачикяна, в которой он убедительно доказывает, что труд Акопа Санаинци является главным первоисточником первой и ряда мест второй частей «Хронографии» . Матфей Эдесский подчеркивал ужас и чувство беспомощности, которые были вызваны внезапным появлением турок . Турецкий историк М. Кешик писал, что работа Матфея написана беспристрастно, а многие предоставляемые автором сведения уникальны и отсутствуют в других работах .

Примечания

  1. В. А Арутюнова-Фиданян // от 17 октября 2013 на Wayback Machine // Историко-филологический журнал . 1978. № 2 стр 191—206
  2. Thomson R. W. Armenian Literary Culture through the Eleventh Century // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 233.
  3. Kesik M. Türkiye Selçuklu Devleti Tarihi: Sultan I. Mesud Dönemi (1116—1155). — An. : Türk Tarih Kurumu , 2003. — S. XXII.

Ссылки

  • Матфей Эдесский. . Дата обращения: 17 февраля 2013.
  • Отрывки из Хронографии Матвея Эдесского
  • / . — Leiden: BRILL , 2016.
  • Christopher MacEvitt. // Dumbarton Oaks Papers. — 2007. — Т. 61 . — С. 157—181 .
Источник —

Same as Матфей Эдесский