Interested Article - Амьенский собор

Собор Амьенской Богоматери ( фр. Cathédrale Notre-Dame d'Amiens ) — кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен ( Амьенской епархии ). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции .

С 1981 года собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История

Амьенский собор во время ПМВ , 1916

Собор, дошедший до наших дней, был не первым каменным сооружением, стоявшим на его месте. Предшествовавший ему храм, третий по счёту, сгорел в 1218 году . Возведение собора началось в 1220 году . Работами руководил автор проекта , его преемниками стали и его сын , о чём имеется запись в лабиринте на полу собора .

Около 1236 года был закончен неф, а в 1243 году — башни фасада [ источник не указан 1041 день ] . С 1298 года боковые нефы хора расширяются пристройкой капелл, среди которых капелла кардинала де Лагранжа является ранним образчиком пламенеющего стиля . Только в 1528 году был установлен шпиль, возвышающийся над собором.

После разграбления Константинополя крестоносцами в соборе появилась реликвия — лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи .

Средневековые витражи собора утрачены.

В марте 1918 собор был сильно повреждён в ходе немецкого артобстрела, после чего отреставрирован, в годы Второй мировой войны не пострадал .

Архитектура

  • Длина: снаружи 145 м, изнутри 133,5 м, трансепта 70 м
  • Ширина: нефа 14,6 м, боковых нефов 8,65 м
  • Высота: свода 42,3 м, шпиля 112,7 м
  • Площадь: 7700 м²
  • Внутренний объём: 200 000 м³

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами зрелой готики . В эпоху поздней французской готики существовала поговорка: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Архитектура собора включает в себя также элементы пламенеющего стиля (большая роза , северная башня, амвон и кресла со спинкой). Высота свода — 42,3 м — близка к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа [ источник не указан 1041 день ] .

В соборе получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймсском соборах. В Амьенском соборе трансепт ещё больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).

Западный фасад собора, вариант развитого готического фасада, имеет не вполне безупречные пропорции. Четыре контрфорса разделяют его на три поля, которые в нижнем ярусе занимают три глубоких скульптурных портала с двойными дверьми. Второй ярус расчленён на две части: полосу арок с окнами и «галерею королей». Верхняя часть фасада занята розой и несколько сдавлена по сторонам двумя башнями, завершенными в середине 15 века .

В простенке центральной двери помещена статуя Христа, характерно называемого «прекрасным богом Амьена», — яркий образец средневекового ваяния. В тимпане — изображение страшного суда .

Интерьер

Интерьер собора

Значительные высота (18 м) и ширина (8,6 м) боковых нефов способствуют устранению впечатления «коридорности». Пространство собора воспринимается как единое и моделированное по схеме: от трёхнефной базиликальной входной части — к трёхнефному трансепту, плавно  перерастающему в пятинефный хор. В хоре боковые нефы, имеющие одинаковую высоту, формируют зальную структуру, окружающую высокий (42,5 м) центральный неф. Сочетание основного базиликального разреза с локальными зальными частями создаёт сложную, богатую планами взаимосвязь пространств, воспринимаемую при движении как увлекательный архитектурный спектакль. Залитый светом интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей. Впервые в готике здесь использован звездчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора. Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части – декоративный карниз под трифорием , который проходит на половине высоты собора, на три равные части – столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа (сквозные трифории с узкой галереей , нижняя часть окон до капителей колонок, верхняя часть окон с розами). Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором – алтарная преграда, статуи у столбов на консолях, деревянная скульптура XVI в. в хоре .

Источники

  1. // Аконит — Анри. — М. : Советская энциклопедия , 1926. — Стб. 572. — ( Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 2).
  2. . www.krugosvet.ru . Дата обращения: 19 сентября 2020. 26 сентября 2020 года.
  3. Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества . — Москва: Искусство, 1988. — С. 169. — 350 с. — 25 000 экз.
  4. Louis Jourdain (chanoine.), Duval (chanoine.). (фр.) . — typ. de Duval et Heiment, 1844. — 426 с. 28 июля 2018 года.
  5. . — Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств. 1 мая 2007 года.
  6. Соловьёв Н.К., Майстровская М.Т., Турчин В.С., Дажина В.Д. Всеобщая история интерьера . — Москва: Эксмо, 2013. — 784 с. — ISBN 978-5-699-53727-3 .

Ссылки

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 162
• •
  • (фр.)
  • (фр.) , (нем.)
Источник —

Same as Амьенский собор