Interested Article - Московская живописная школа

Московская живописная школа (или Московская школа живописи) – устойчивое понятие, закрепившееся с конца XIX века в отношении нескольких поколений московских живописцев, тяготевших в своём творчестве к «широкому спектру традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества».

История

Ко второй половине XIX века Московское училище живописи, ваяния и зодчества стало центром художественных исканий. В разные годы здесь преподавали такие живописцы, как А. Саврасов , И. Прянишников , В. Поленов , В. Перов , В. Серов . Они подготовили плеяду молодых художников, среди которых были И. Левитан , К. Коровин , Сергей Коровин , С. Иванов , А. Архипов , М. Нестеров , В. Бакшеев , С. Малютин и многие другие, некоторые из них также преподавали в МУЖВЗ . По мнению Н. А. Дубровиной, «чтобы быть живописцем московской школы, совершенно необязательно было родиться москвичом — творчество коренного москвича Саврасова и провинциала Архипова в равной мере принадлежит московской живописной школе» . На формирование личности и раскрытие талантов молодых художников влияла особая атмосфера, созданная педагогами в стенах училища. Она во многом отличалась от духа петербургской Академии художеств .

В 1903 году москвичами — членами Товарищества передвижных художественных выставок было создано творческое объединение « Союз русских художников » (СРХ). Темами для своих картин А. Степанов , К. Коровин , С. Виноградов , С. Жуковский , П. Петровичев , Л. Туржанский , М. Аладжалов , В. Мещерин, составившие ядро московской группы «Союза русских художников», избирали русский пейзаж и сюжеты из жизни народа. Отличительной чертой их произведений стало тяготение к натурному письму и работе на пленэре, умение показать в картине движение, рождённое ветром, течением воды, игру теней. Главным для них стала красота и поэзия родной природы, одухотворенная присутствием человека. Выставки СРХ, проходившие до 1923 года, сформировали представление об отличительных особенностях московской живописной школы и обозначили основные направления, в русле которых в дальнейшем развивалось творчество её многочисленных приверженцев и последователей. Одну из таких характерных особенностей «московской школы» известный ленинградский искусствовед Л. Мочалов образно определил как «бьющий через край восторг колористического жизнеощущения» .

После революции выставочная деятельность СРХ продолжалась до 1923 года. После самороспуска СРХ и до образования в 1932 году единого МОСХ преемниками идей Союза русских художников стали такие художественные организации, как АХРР , «Искусство движения», « Маковец », «Объединение художников-реалистов». В 1917 году в Москве по инициативе группы художников, окончивших в разные годы МУЖВЗ, возникло Общество художников московской школы (ОХМШ). Оно объединило свыше 60 художников и просуществовало до 1924 года. Членами ОХМШ и экспонентами его выставок были, в частности, А. М. Герасимов , Е. А. Кацман , Н. Г. Котов , Н. Б. Терпсихоров, М. М. Черемных , А. В. Моравов и другие .

МУЖВЗ стало для московской живописной школы главной кузницей кадров (подобно Академии художеств — для петербургской, позднее — для ленинградской школы живописи). В 1930-е годы эту роль унаследовал МГХИ имени В. И. Сурикова . У истоков его создания стояли такие яркие представители московской живописной школы, как С. Герасимов, И. Э. Грабарь , учителями которого в МУЖВЗ в начале века были С. Иванов и К. Коровин . Восстановление лучших традиций «московской школы», их преемственность связаны с именем И. Э. Грабаря , который в 1937 году стал директором МГХИ . «Так как рисунок был самой сильной стороной „петербургской школы“, И. Э. Грабарь пытался пригласить для преподавания в Москве профессора ленинградской Академии художеств М. Д. Бернштейна и выпускников Д. К. Мочальского и А. А. Деблера . Чувствуя особенности двух основных российских художественных школ, он стремился к их тесному сотрудничеству в целях взаимообогащения » .

Свой вклад в формирование московской школы внесли Петр Кончаловский и Илья Машков , Павел Кузнецов и Аристарх Лентулов , Александр Куприн и Николай Крымов , Александр Дейнека и Федор Богородский , Роберт Фальк и Аркадий Пластов .

В вопросе о принадлежности художников к «московской школе» большинство исследователей не ограничиваются кругом МУЖВЗ и СРХ . Так, по мнению Н. А. Дубровиной, «…школа отличается от художественного объединения тем, что в искусстве она полнее выражает, прежде всего, национальный характер и особенности времени… Объединения возникают и изменяются, вливаясь в единый поток художественной жизни, создавая национальную школу, которая переживает столетия. „Товарищество передвижников“ и „Союз русских художников“, „ Бубновый валет “ и „ Ассоциация художников революционной России “, студия военных художников им. Грекова и Московский Союз художников — все это московская школа. Каждое из этих творческих сообществ привнесло в московскую школу неповторимость и легло прочными кирпичами в её фундамент» . Схожей позиции придерживался А. И. Морозов, отмечавший, что и «такие столпы советского художественного официоза, как А. М. Герасимов или Б. В. Иогансон, сами уходят корнями в московскую живописную школу» .

К представителям московской школы середины — второй половины XX века относят таких разных мастеров, как Н. Андронов , В. Попков , П. Никонов , Т. Салахов , братья Ткачевы, В. Гаврилов, В. Стожаров , Б. Тальберг, братья Смолины, В. Иванов , Г. Коржев , Д. Жилинский и многих других. Они стали преемниками традиций таких мастеров старших поколений московской школы живописи, как Петр Кончаловский , Илья Машков , А. Шевченко, Аристарх Лентулов , Роберт Фальк , Александр Дейнека , Ю. Пименов , А. Лабас , А. Древин, Д. Штеренберг , Н. Удальцова , А. Родченко , Павел Кузнецов и других .

В целом, по мнению А. Морозова, последователями «московской живописной школы» в середине 1970-х являлась «едва ли не большая часть состоящей почти из тысячи членов московской секции живописи» . На практике, полагал А. Морозов, это явление включает в себя «широкий спектр традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества — от своеобразного импрессионизма Союза русских художников до „русского сезанизма“; традиций некогда полярных друг другу, но ныне часто сосуществующих» .

Имеют место и расширительные трактовки понятия «московской школы живописи», включающие в него мастеров московской школы древнерусской живописи XIV—XV веков. Например, у Н. Дубровиной встречаем мнение о том, что «художников московской школы, от Рублева и Дионисия до Никонова , Браговского и других наших современников, объединяет ясная нравственная позиция, одухотворенность, чистота и глубина цвета. Духовный и ремесленный опыт, накопленный поколениями живописцев и сосредоточенный в Москве, к настоящему времени сложился в стройную систему художественных и человеческих ценностей» .

Современность

Произведения мастеров московской школы советского и дореволюционного периодов составляют основу фондов живописи крупнейших музеев, включая Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковскую галерею в Москве. Некоторые музеи выделяют произведения мастеров «московской школы живописи» в особый раздел. По мнению Н. А. Дубровиной, «московская школа сегодня – это не только традиция, не только узкопрофессиональные интересы художников. Национальная идея, определение ценностей нашего времени пересекаются с художественным творчеством современников». Её своеобразие по-прежнему проявляется, прежде всего, в живописности. «Вообще, цвет – самое «московское» свойство школы. Цвет у истинного представителя московской школы – это культ, страсть, это предмет изучения и поклонения. Современные московские художники создают волшебный трепещущий мир, полный жизни и цвета».

Отражением интереса к наследию и современному состоянию московской живописной школы стали групповые и персональные выставки её художников. Среди них «Московская школа живописи. 1870 - 1920-е гг.». (Музей истории Москвы, 2006 год) , «Романтики Реализма. Московские живописцы» (Выставочный зал МСХ, 2012), «А. А. Пластов и московская школа живописи» (Ульяновский областной художественный музей, 2014) , выставка «Союз русских художников. Сто лет общей истории» (Большой дворец Государственного музея-заповедника «Царицино», 2013) и др.

Галерея

Примечания

  1. А. И. Морозов. Искусство – своему времени // Искусство. 1977, № 10. С.22.
  2. Дубровина Н. А. от 1 февраля 2015 на Wayback Machine
  3. Мочалов Л. В. Искусство Ленинграда // Творчество. 1977, № 3. — С. 4.
  4. . Дата обращения: 1 февраля 2015. 31 октября 2014 года.
  5. Морозов А. И. О живом феномене реализма // Третьяковская галерея. № 3, 2004. — С. 57.
  6. . Дата обращения: 1 февраля 2015. 8 мая 2013 года.
  7. Морозов А. И. После выставки // Третьяковская галерея. № 1, 2003. — С. 31.
  8. Ильина А. Эстафета поколений // Третьяковская галерея. № 3, 2012.
  9. . Дата обращения: 1 февраля 2015. 31 марта 2015 года.
  10. Дата обращения: 1 февраля 2015. 1 февраля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 1 февраля 2015. 1 февраля 2015 года.
  12. от 1 февраля 2015 на Wayback Machine ,
  13. . Дата обращения: 1 февраля 2015. 1 февраля 2015 года.

Литература

  • А. И. Морозов. Искусство – своему времени // Искусство. 1977, № 10.
  • Л. В. Мочалов. Искусство Ленинграда // Творчество. 1977, № 3.
  • А. И. Морозов. После выставки // Третьяковская галерея. №1, 2003. С. 31.
  • А. Ильина. Эстафета поколений // Третьяковская галерея. №3, 2012.
  • Иогансон Б.И. Первые тридцать лет Московского союза художников (1932—1962). Мифы, реальность, парадоксы // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 537—563.
  • Иогансон Б.И. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. Книга первая (1932-1962) (Москва 2018, ISBN 978-5-6040055-2-1 )
  • Иогансон Б.И. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. Книга вторая (1962-1991) (Москва 2021, ISBN 978-5-907267-75-6 )

Ссылки

  • Дубровина Н. А.
  • Максудова И. Г.
Источник —

Same as Московская живописная школа