Interested Article - Никонов, Павел Фёдорович

Первая беседа с Павлом Федоровичем Никоновым, записанная историком Д. Б. Споровым для Фонда «Устная история»
Вторая беседа с Павлом Федоровичем Никоновым, записанная историком Д. Б. Споровым для Фонда «Устная история»

Па́вел Фёдорович Ни́конов (род. 30 мая 1930 , Москва ) — советский и российский живописец и график , педагог, профессор.

Академик РАХ (2000; член-корреспондент 1997). Народный художник РФ (1994). Дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002, 2022). Один из основоположников « сурового стиля ».

Биография

Ранние годы

Родился в 1930 году в Москве в семье Фёдора Павловича Никонова, советского военного деятеля, участника Октябрьской революции , одного из инициаторов создания Академии Генерального Штаба Красной Армии , и Зинаиды Юльевны Фишер, дворянки по происхождению, получившей образование в Институте благородных девиц , заведующей библиотекой Генерального штаба. В 1929 году отец был репрессирован и отправлен в ссылку в Казахстан. После ареста Фёдора Павловича мать Никонова с сыном Михаилом (старшим братом Павла) переселили из квартиры в Софийском подворье в комнату в коммунальной квартире в районе площади Разгуляй . Фёдор Павлович вернулся в Москву из ссылки в 1938 году. Именно отец оказал наибольшее влияние на выбор профессии художника. По словам Никонова, «он фанатичен был в желании увидеть в нас кого угодно, но только не людей, которые связаны с политикой» .

Образование

С 1942 по 1949 год учился в Московской средней художественной школе у В. В. Почиталова , А. О. Барща и А. П. Шорчева. В годы войны вместе со школой был эвакуирован в Башкирию , в село Воскресенское . В эвакуации Никонов был вместе со старшим братом Михаилом, а также с В. И. Ивановым , Г. М. Коржевым , В. Ф. Стожаровым , А. А. Тутуновым , П. П. Оссовским и другими учениками школы, позднее ставшими известными художниками .

С 1949 по 1956 годы учился в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова , где учился у художников В. Г. Цыплакова , П. П. Соколова-Скаля , Н. Х. Максимова и П. Д. Покаржевского . Год поступления Никонова в МГАХИ им. В. И. Сурикова (1949) был ознаменован сменой профессорско-преподавательского состава института под флагом борьбы с формализмом . Новым ректором института стал Ф. А. Модоров . Во время его руководства с 1948 по 1962 годы усиливается идеологическое давление на педагогов и студентов. От преподавания были отстранены ректор института С. В. Герасимов , профессора А. А. Осмёркин , А. Т. Матвеев , Н. М. Чернышёв и другие. В новый состав вошли борцы с «формализмом», лауреаты сталинских премий и художники АХРРа : ректор Ф. А. Модоров, В. П. Ефанов , П. П. Соколов-Скаля, Ф. П. Решетников и П. И. Котов . Этот период часто называют «модоровщина» .

Я бы своё образование разделил на две части: очень качественный и очень высокий уровень образования я получил в художественной школе, потому что там были педагоги ещё старой культуры, великолепные художники и люди высокой культуры. И антиобразование – это в институте . П. Ф. Никонов

«Октябрь» и поездка в Чехословакию

Дипломная картина Никонова «Октябрь» (1956) получила высокую оценку его учителя, АХРРовца П. П. Соколова-Скаля. В статье для журнала « Творчество » он похвалил работу Никонова, а также вплёл в интерпретацию важнейшие для «оттепели» фигуры. В статье Соколов-Скаля написал: «на переднем плане у костра вот-вот появятся фигуры двух великанов-поэтов героического времени – Маяковского и Блока в страстном идейном поединке». Классику социалистического реализма не в картине Никонова не хватало классицистического конфликта – двух противостоящих друг другу персонажей, своеобразных Гектора и Андромахи .

Благодаря протекции учителя Никонова П. П. Соколова-Скаля, бывшего председателем жюри, картина завоевала большую серебряную медаль на Всесоюзной художественной выставке в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957) в Москве. По воспоминаниям Никонова, Соколов-Скаля сказал ему: «Ну, что, Никонов, мы тебе медаль дадим. Пришлось поработать — я с ГДР договорился, с Польшей , сказал, если вы поддержите нас, мы поддержим вас» .

Кроме серебряной медали, наградой за картину стала двухмесячная поездка в Чехословакию , куда Никонов отправился в 1958 году. Во время поездки он жил в Праге у дочери Д. Д. Бурлюка , где благодаря репродукциям в эмигрантских журналах впервые познакомился с творчеством таких художников, как Б. Д. Григорьев и М. З. Шагал .

Суровый стиль. «Рыбаки» и «Наши будни»

« Суровый стиль » стал отражением «оттепельных перемен», происходивших в СССР после XX съезда КПСС . В эпоху « Оттепели » состоялись такие важные для советской культуры события, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957). Никонов, вспоминая о международной выставке в рамках фестиваля, утверждал, что «Этот фестиваль для нас открыл целый мир, так как мы жили в полной изоляции, варились в собственном соку. <...> Наши работы отличались выдуманностью и совершенно нереальным характером самих картин, в то время как зарубежные художники показали произведения, которые по-настоящему можно было бы назвать глубоко реалистическими». Кроме того, в 1959 году после почти 30-летнего перерыва возобновляет работу Московский международный кинофестиваль , на котором были показаны в том числе фильмы режиссёров Новой волны и итальянских неореалистов, вдохновившие многих художников поколения Никонова .

В 1959 году к V Молодёжной выставке Никонов написал картину «Рыбаки» (1959). Картина была создана под влиянием кинематографа итальянского неореализма . В том же году эту картину купил А. А. Дейнека для своей личной коллекции .

В 1959 году Никонов отправился в Сибирь на строящуюся Братскую ГЭС . На основе собранных во время поездки материалов художник написал картину «Наши будни» (1960). Задний план картины написан под влиянием творчества Александра Дейнеки и его картины «Оборона Петрограда» (1928). Официальная критика обвинила художника в «огрублении образа». Картина была официально признана «творческой неудачей» и вызвала широкую общественную дискуссию .

И когда нас ругали, таскали в ЦК , мы искренне недоумевали: «За что вы нас ругаете?! Мы вписываемся в вашу идеологию, ездим в Сибирь , прославляем ваши стройки!» Непонятно было… П. Ф. Никонов

Искусствовед и арт-критик Дмитрий Смолев считает картины «Рыбаки» (1959) и «Наши будни» (1960) единственными в творчестве Никонова «безоговорочно укладывающимися в каноны сурового стиля », который он описывает как «производственную тему на новый лад» .

«Геологи»

Самая известная картина Павла Никонова, «Геологи» (1962), была написана по материалам творческой поездки, длившейся с мая по сентябрь 1960 года в составе геологической экспедиции в районе Восточных Саян . Сюжет картины связан с моментом, когда участники экспедиции вместе с художником встретили заблудившихся голодных, оборванных и измождённых туристов, у которых перевернулся плот. Туристы просили у участников экспедиции оленей, но те не смогли им ничем помочь. Проводники ( тофалары ) накормили заблудившихся туристов и проводили их до ручья. На картине изображён тофалар, ожидающий когда один из туристов перемотает портянки. Никонову эта сцена напомнила фрески Джотто : «Я привёз уйму материала, вспомнил тофалара верхом на олене, проводы туристов, их обречённый вид и Джотто. Это дало решение моей картины Геологи » .

В 1962 1963 годах картина была показана на выставке «30 лет МОСХ» и вызвала критику Хрущёва .

Вот кто заплатил? Вот тот и пусть платит свои деньги, а я не буду платить. Государственных денег мы платить не будем. Пусть пишут и пусть продают, но не за счёт государства. Интересно, кто заказывал, потому что тот, кто заказывал, пусть он и заплатит. Пусть он добросовестно выполнит обязательства. Пусть он себе повесит на шею. Картина должна вдохновлять человека, она должна его возвышать, вдохновлять на подвиг ратный, трудовой. А это что? Вот тянет осёл осла, тянется как во времена старые обречённый на казнь . Н. С. Хрущёв о картине Никонова «Геологи»

Работа была признана «творческой неудачей». Т. Т. Салахов спас картину от уничтожения и отвёз её в Баку, где она хранилась на даче у второго секретаря ЦК П. М. Елистратова . В 1987 году картина стала частью собрания Третьяковской галереи .

Выставка «30 лет МОСХа»

По словам Никонова, экспозиция выставки « 30 лет МОСХ » (1962—1963) была построена иначе, чем прежние выставки Союза художников в Манеже . В стандартной экспозиции в первом зале обязательно был портрет и бюст Ленина . За ним академики и народные художники, и только за ними все остальные. На выставке «30 лет МОСХ» вместо академиков и народных художников разместили картины репрессированных , расстрелянных и изгнанных из Союза художников авторов. Павел Никонов принимал активное участие в подготовке выставки «30 лет МОСХ». По предложению Д. А. Шмаринова показать художников, которые были первыми в рядах Союза, Никонов вместе с художниками братьями Смолиными посещал запасники музеев и мастерские художников, активно работавших в 1920-х и 1930-х годах и позднее исключённых из художественной жизни. В экспозиции «30 лет МОСХ» после долгого забвения были представлены такие художники, как Б. А. Голополосов , А. А. Древин , А. В. Щипицын , Л. Ф. Жегин , С. Б. Никритин и другие. Картина П. М. Шухмина «Приказ о наступлении» (1927) была найдена свёрнутой на барабан в Центральном доме Советской Армии . Картины К. Н. Истомина его ученик и друг Леонид Казенин хранил под диваном в комнате своей коммунальной квартиры. Во время подготовки выставки возник термин «поддиванная живопись». Некоторые члены правления СХ, в том числе Г. М. Коржев , выступали против экспонирования живописи репрессированных художников. Однако их всё же удалось включить в экспозицию. Открытие имён многих из этих художников и их живописи оказало огромное влияние на творческие поиски Никонова .

Нам удалось открыть целый пласт мастеров, которые были забыты, изгнаны из Союза художников, не показывались на выставках. Тогда мы познакомились с Александром Древиным, Надеждой Удальцовой и всей плеядой художников 1920–1930-х годов. Качество живописи было такое, что я для себя понял, что с прежними моими картинами надо завершать П. Ф. Никонов

Двойной раскол

События вокруг выставки «30 лет МОСХа» обозначили раскол на правое консервативное крыло, представленное Академией художеств с одной стороны, и так называемый «Левый МОСХ», представителями которого был Павел Никонов и его коллеги В. Е. Попков , В. Б. Эльконин , Н. И. Андронов, А. В. Васнецов и другие. На волне разоблачения выставки художник В. А. Серов стал президентом Академии художеств СССР. Академия художеств, по словам Никонова, олицетворяла собой «всё самое реакционное и приспособленческое». Это противостояние доходило до тайных заговоров .

Одновременно с работами, представленными в основной экспозиции, на антресольном этаже Манежа была показана выставка студии Э. М. Белютина , Ю. И. Соостера , В. Б. Янкилевского и Э. И. Неизвестного . Представленные там работы привели Хрущёва в ярость. Несмотря на это все представленные в основной части выставки работы на антресольном этаже) остались в экспозиции. Сам Никонов объясняет произошедший конфликт тем, что консервативно настроенные художники старшего поколения не хотели терять свои позиции и привилегии и для этого спровоцировали гнев Хрущёва и последующие санкции в отношении молодых художников. Позднее произошли две встречи участников выставки с Н. С. Хрущевым и другими представителями администрации, на которых от художников требовали покаяться и объяснить свою позицию. На встрече в конце декабря 1962 года на заседании идеологической комиссии ЦК КПСС, куда пригласили некоторых участников выставки, Никонов резко высказался против выставленных в Манеже неофициальных художников .

Не для этого мы ездили в Сибирь, не для этого я вместе с геологами ходил в отряде, не для этого нанимался туда рабочим, не для этого мы несли свои произведения, чтобы повесить их с работами, которые никакого отношения к живописи не имеют... Это фальшивое сенсационное искусство П. Ф. Никонов

Таким образом, дискуссии вокруг выставки определили раскол как между левым и правым крылом официального советского искусства, так и между официальным и неофициальным искусством .

«Смольный — штаб Октября» и «Москва праздничная»

В 1960-х и 1970-х Никонов создаёт картины по официальному заказу. Одна из них «Смольный — штаб Октября» (1965), которая не была принята заказчиком, но, благодаря стечению обстоятельств, оказалась в коллекции Русского музея.

Когда я учился в школе, в учебниках писали — « октябрьский переворот », а не революция. И я решил — если переворот, значит — заговор . То есть Ленин и его соратники собрались и решили в эту ночь взять власть в свои руки. А тогда в творческих союзах играли большую роль парткомы. И один из членов парткома написал заказчику, что работа безобразная и совершенно неправильно трактует октябрьские события. И заказчик прислал отказ. Но на мое счастье тогда в Москву приехал В. А. Пушкарёв , и он узнал об этом. Посмотрел, спросил: «Она вам не нужна? — Нет». И забрал — потом она неоднократно выставлялась в экспозиции Русского музея. Так что опыт с «творческими неудачами» у меня довольно большой П. Ф. Никонов

Для 5-й республиканской выставки « Советская Россия », посвященной ХХV съезду партии , Никонов пишет картину «Москва праздничная» (1974–1975). Работа была создана как парная к картине Э. Г. Браговского «Москва трудовая» (1974–1975) .

Группа «Девять» и время творческих поисков

Вместе с братом Михаилом был членом группы «Девять». В объединении в разное время состояли художники Н. А. Андронов , Б. Г. Биргер , В. Г. Вейсберг , Н. А. Егоршина , М. В. Иванов, К. А. Мордовин, М. Ф. Никонов , Л. Л. Берлин и М. В. Фаворская . Художников объединяло стремление к творческому эксперименту и обновлению художественного языка, а также к модернистской живописной культурной традиции. С 1961 до 1973 года прошли четыре выставки объединения. Объединение распалось из-за внутренних конфликтов. Последняя выставка «Девяти» прошла в 1978 году в выставочном зале на улице Вавилова , в ней приняли участие только 4 художника: В. Г. Вейсберг, М. В. Иванов, К. А. Мордвин и П. Ф. Никонов .

Вторая половина 1960-х и 1970-е годы были посвящены творческому осмыслению художественного наследия 1920-х и 1930-х , а также поиску собственного пластического языка. По словам искусствоведа и друга художника Елены Муриной , это был «период явной растерянности в поисках близких по духу творческих ориентиров». В эти годы Никонов побывал в нескольких творческих командировках в Азербайджане , Средней Азии , Мордовии и на Белом море , однако в результате этих поездок так не появились новые картины, воспевающие трудовые достижения социализма .

Деревенская тема

В 1972 году Никонов впервые оказался в деревне Алексино Калязинского района Тверской области , где он приобрёл дом, построил мастерскую и работал в ней бóльшую часть года. В 1970-х и 1980-х годах появляются картины, посвящённые теме деревни, например, «Ненастье» (1984). Деревенская тема на многие годы стала главной в творчестве Никонова. В 1980-х годах складывается узнаваемый авторский язык, для которого характерна экспрессия и многослойность. Одним из самых ярких образов деревенского цикла стала затопленная в 1939 году при строительстве Угличского водохранилища колокольня в Калязине , которой Никонов посвятил целый ряд картин .


Всё, что вижу вокруг себя, то и рисую. В деревне восприятие острее и проще, чем в городе. Небо и земля, а на ней человек со своими проблемами. П. Ф. Никонов

У Никонова — правда о сегодняшней, живой, хотя и умирающей деревне. В представлении художника она — в центре мира. Земля, небо, человек, его труд, который он несет как крест в течение всей жизни — до гроба, — это никоновская вселенная. Она великая, но страшная. Никто прежде не достигал такого драматического напряжения в изображении русской деревни. Художник ставит нас лицом к лицу этого трагического мира и вместе с тем заставляет нас почувствовать его высшую красоту — первородство земли, беспредельность неба, сопричастность космосу человеческого бытия и значение правды, которую всегда искали люди России. Та сила, которая жива в природе и человеке, рождает веру и надежду. Д. В. Сарабьянов

Будучи человеком сугубо городским, Никонов ищет в деревне не столько следы исчезнувшей крестьянской цивилизации, сколько проявления чего-то архетипического и общечеловеческого. <...> Со временем никоновские сюжеты становились все более аллегоричными, а манера — более экспрессивной. В небесах у него постоянно происходит нечто бурное и мистическое, как на картинах Эль Греко , а «человек на земле» становится то участником античного хора, то главным героем некоего действа космического масштаба. Скажем, сельский быт без нажима трансформируется в библейские мотивы. И все это выражено в категориях живописи как таковой — без избыточных литературных подпорок. Д. А. Смолев

В конце 1990-х и в 2000-х годах Никонов обращается к библейским сюжетам. Одна из самых известных картин этого цикла — «Человек, несущий крест» (2005) .

Профессор мастерской станковой живописи

С 1998 -го по 2006 год руководил мастерской станковой живописи в МГАХИ им. В. И. Сурикова вместе с Ю. А. Шишковым . Никонов возглавил мастерскую, которой с 1992 года до своей смерти в 1998 году руководил Н. И. Андронов. В отличие от других мастерских института, набор студентов в неё происходил сразу с первого курса (в то время как в большинство других мастерских с третьего). Мастерскую Андронова и Никонова отличала атмосфера творческого эксперимента и отношение к студентам, как к коллегам. Главной дисциплиной на протяжении всех лет существования мастерской была композиция . Никонов продолжал общение и старался поддерживать своих учеников после окончания института .

В 2010 2011 годах в залах Российской Академии Художеств прошла выставка «Диалог: Павел Никонов и молодые художники», на которой были представлены работы Павла Никонова и выпускников его мастерской .

Работы находятся в собраниях

Персональные выставки

Семья

Награды

Ученики

Виталий Беспятый, Павел Боркунов, Евгения Буравлёва , Ольга Гуревич, Айсулу Кадыржанова, Дарья Котлярова , Павел Отдельнов , Егор Плотников, Ирина Привознова, Дмитрий Самодин, Наталья Ситникова , Максим Смиренномудренский, Михаил Смирнов, Николай Смирнов, Мария Суворова , Айгерим Сыздыкова, Роман Усачёв, Ирина Филатова, Елена Цицулина, Татьяна Чурсина .

Литература

  • А. А. Дех­тярь . «Павел Никонов». — Л. : Художник РСФСР , 1981. — 112 с.
  • Е. Б. Мурина . «Заслуженный художник РСФСР Павел Никонов: Живопись. Графика» / В. А. Старицына. — М. : Советский художник , 1990. — 71 с. — ISBN 5-269-00651-0 .
  • / С. М. Грачёва // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • «П. Никонов, 60–06 гг. Х.М.». — М. , 2006. — 198 с.
  • Д. В. Сарабьянов , О. Н. Мусакова . «Павел Никонов». — СПб. : Palace Editions, 2008. — Т. 198. — 143 с. — (Русский музей. Альманах). — ISBN 978-5-93332-273-3 .
  • А. Л. Дьяконицына от 27 августа 2019 на Wayback Machine . — Третьяковская галерея . — 2019. — № 2 (63)
  • А. Д. Боровский . «Никоновы. Три художника». — М. : Государственная Третьяковская галерея , 2020. — 162 с. — ISBN 978-5-89580-312-7 .

Фильмы о художнике

  • «Эпизоды. Павел Никонов». 2005. Валерий Самойлов, ГТРК «Культура»
  • «Никонов». 2020. Режиссёр Антон Белянкин, оператор Степан Малков. Фильм снят галереей ГРОСART при поддержке Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея А.С.Пушкина .
  • «Павел Никонов. Мужская работа». 2020. Московская биеннале современного искусства .
  • «Павел Никонов. Во власти образа». 2022. Q-ART, ГРОСART .

Галерея

Примечания

  1. Pavel Nikonov // Архив изобразительного искусства — 2003.
  2. Pavel Fedorovich Nikonov // (нидерл.)
  3. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  4. Анна Ароновна Дехтярь . Павел Никонов. — Л. : Художник РСФСР, 1981. — 69 с.
  5. А. Д. Боровский . Никоновы. Три художника. — М. : Государственная Третьяковская галерея , 2020. — 162 с. — ISBN 978-5-89580-312-7 .
  6. Дмитрий Споров. . Устная история (16 декабря 2013). Архивировано из 2 сентября 2014 года.
  7. . Дата обращения: 10 октября 2023.
  8. Анастасия Сиренко, Надежда Степанова, Ксения Карпова, Илья Кухаренко. Искусство в эвакуации. — М. : Принт, 2015. — 284 с. — ISBN 978-5-9906501-9-0 .
  9. Мария Вяжевич, Александр Толстиков. Четыре портрета. Художники. — М. : Российская Академия Художеств, 2018. — 150 с. — ISBN 978-5-00058-842-0 .
  10. А. Ю. Чудецкая. . Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки «30 лет МОСХ» в московском «Манеже» (3 июня 2022). Дата обращения: 23 октября 2023.
  11. П. П. Соколов-Скаля (1957), «Октябрь» - картина Павла Никонова , Журнал «Творчество» №7
  12. Валентин Дьяконов . Московская художественная культура 1950-1960-х годов. Возникновение неофициального искусства. — М. : Российский государственный гуманитарный университет Кафедра истории и теории культуры, 2009. — 213 с.
  13. Хельга Белянцева. . Петразоводск говорит (19 апреля 2021).
  14. К. В. Карпова. «Суровый стиль». Начало пути // . — М. : Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, 2014. — 148 с.
  15. Дмитрий Споров. . Устная история. Дата обращения: 25 февраля 2013.
  16. Владимир Сальников. . Искусство № 4 (583) (2012). Дата обращения: 22 октября 2023.
  17. Дмитрий Смолев (2020-10-12). . The Art Newspaper Russia. №85 .
  18. Е. К. Никонов. . Мемо Клуб.ру. Дата обращения: 25 октября 2023.
  19. Ю. А. Герчук . «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже. — М. : Советский художник , 2008. — 311 с. — (Очерки визуальности). — ISBN 985-5-86793-597-9.
  20. Владимир Тольц. . Радио Свобода (1 декабря 2019). Дата обращения: 24 октября 2023.
  21. . Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения: 22 октября 2023.
  22. Анна Дьяконицына. . Журнал Третьяковская галерея #2 (63) (2019). Дата обращения: 22 октября 2023.
  23. Ирина Мак. . Лаврус (23 декабря 2020). Дата обращения: 27 октября 2023.
  24. Андрей Борзенко. . Коммерсантъ (22 ноября 2014). Дата обращения: 27 октября 2023.
  25. Альфия Низамутдинова. . Виртуальный Русский музей.
  26. Анна Матвеева. . Коммерсантъ (13 февраля 2008). Дата обращения: 23 октября 2023.
  27. Жанна Васильева. . Российская газета - Федеральный выпуск: №125(8773) (13 июня 2022). Дата обращения: 22 октября 2023.
  28. . Музей изобразительных искусств Кузбасса (2020). Дата обращения: 22 октября 2023.
  29. Дмитрий Сарабьянов. . Наше Наследие. Дата обращения: 22 октября 2023.
  30. Вильям Мейланд. . Наше Наследие: №83—84 (13 июня 2022). Дата обращения: 2007.
  31. . Российская Академия Художеств (2023).
  32. Людмила Лунина. The Art Newspaper (3 июня 2020). Дата обращения: 20 октября 2023.
  33. Мария Чегодаева. . Новости МСХ (2011). Дата обращения: 27 октября 2023.
  34. . Ваш Досуг (2010). Дата обращения: 20 октября 2023.
  35. . Министерство Культуры РФ. Дата обращения: 21 октября 2023.
  36. Матвеева А. // Коммерсантъ. — 2008. — 13 февр.
  37. . Дата обращения: 16 января 2009. 22 сентября 2017 года.
  38. Атлас Д. // www.colta.ru. — 2013. — 1 апр.
  39. Жанна Васильева. . Российская газета (29 сентября 2020). Дата обращения: 1 октября 2020. 29 октября 2020 года.
  40. Татьяна Ткачёва (2022-06-06). . Российская газета .
  41. . Дата обращения: 20 октября 2023.
  42. . Дата обращения: 20 октября 2023.
  43. Дата обращения: 10 июня 2022. 18 февраля 2022 года.
  44. . Дата обращения: 28 января 2019. 25 января 2019 года.
  45. . Дата обращения: 17 сентября 2018. 18 сентября 2018 года.
  46. . Дата обращения: 9 июня 2022. 9 июня 2022 года.
  47. . ГРОСАRT (10 октября 2020). Дата обращения: 21 октября 2023.
  48. София Боровикова, Лия Окрошидзе, Александр Евтюшкин, Антон Рябинин. . Q-ART on YouTube (30 декабря 2020). Дата обращения: 21 октября 2023.

Ссылки

Источник —

Same as Никонов, Павел Фёдорович