Interested Article - Вакф

Вакф ( араб. وقف ‎ — букв. «остановка», «приостановление», «удержание»), вакуф , хабус — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакф называется учредителем вакфа.

  • Законный вакф , основанный на мусульманском праве, предполагал полную утрату учредителем прав на переданное имущество.
  • Обычный вакф (в отличие от законного, называвшийся ) закреплял за потомками учредителя право получения части дохода от вакфа. Возникновение вакфалета («обычного вакуфного права») объясняется в том числе стремлением собственников оградить имущество от широко практиковавшихся на Востоке захватов, конфискаций и произвола властей. Тем самым вакф служил известной гарантией спокойного пользования имуществом .

Согласно мусульманскому праву вакуфное имущество (будь то земля, постройки и т. д.) перестает быть собственностью дарителя, но и не становится собственностью того, кто получает право пользования доходом, получаемым от него. Собственность, переданная в вакф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины (уммы). Принципиально здесь то, что при передаче имущества в вакуф действие права собственности как бы останавливается (вакуфа), и ни даритель, ни государство уже не могут в принципе изменить статус этого имущества. Институт вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.

Аналогии, иногда проводимые между вакфом и отношениями доверительной собственности , достаточно ограничены (вакф ближе к англосаксонскому трасту ):

  • По ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечёт за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в то время, как бывший собственник имущества, передаваемого в вакф, права собственности на него лишался.
  • На имущество, переданное в доверительное управление, может быть наложено взыскание; вакф же неотчуждаем, и так далее.

История

Некоторые историки утверждают, что сам институт траста появился в XII XIII веках в Западной Европе под воздействием вакфа, с которым столкнулись крестоносцы .

Создание вакфа возможно в письменном виде или путём публичного оглашения в мечети. Вакф вступает в силу немедленно и не может быть отозван. Для управления вакфом назначается особое лицо ( ); учредитель может указать способы расходования полученного дохода. В Османской империи использовалась практика назначения мутавалли самого учредителя или его детей для гарантии получения дохода. Возможна передача имущества в вакф в завещании, но в этом случае не может быть передано больше одной трети состояния.

Впервые появился в VII VIII веках в Халифате и распространился на все мусульманские страны. С XI века вакф становится заметным в жизни общества. Надзор за правильностью расходования средств осуществлял кади или попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникли специальные ведомства по надзору над вакфами (диван аукаф, диван хубус).

С XII века вакф стал основным источником средств для мусульманских культовых учреждений. В XIX веке треть всех земель Османской империи входила в вакфы. Несмотря на последовавшие секуляризации , вакф сохранился до настоящего времени в некоторых странах, например, в Саудовской Аравии и Израиле [ источник не указан 2400 дней ] .

Другие значения

В наиболее широком (и ныне малоупотребительном) смысле вакф обозначал все земли, с которых платится государственный поземельный налог — харадж .

Вакф в Российской империи

До революции в мусульманских регионах России вакф был главным источником существования мечетей, школ и благотворительных учреждений. Распространены были вакфы в среднеазиатских ханствах, где в этом статусе находилось около половины обрабатываемой земли (в Турции тот же показатель доходил до двух третей). В России вакф был распространён в Русском Туркестане, в отдельных областях Кавказа и в Крыму. Вакуфное право существовало также в Персии, Афганистане, Индии.

Помимо земель, объектами вакфа становились другие объекты общественного пользования — строения, караван-сараи, бани, мельницы и пр. Акт установления вакфа совершался добровольным заявлением учредителя в присутствии казия [ уточнить ] (судьи), который составлял и выдавал вакуфный документ — . Пожертвование в форме вакфа рассматривалось как одно из тех особых добрых дел, которые, по образному выражению мусульманского предания, могли быть и после смерти «внесены в закрытую уже книгу деяний покойного» .

Управление вакуфным имуществом передавалось — управляющему, которого указывал учредитель вакфа и утверждал казий. Труд мутаваллия оплачивался из доходов вакфа.

Исторически создавались и другие отступления от строгих требований мусульманского права в отношении вакфов. Так, вакуфные земли местами отдавались в бессрочную наследственную аренду с предоставлением арендатору права (и внося за это определённую плату, выполняя повинности или отдавая часть дохода — до половины урожая) возводить постройки, селиться на этих землях и т. п. — так называемые населённые вакфы . Таким образом на почве вакуфного права воссоздавались феодальные или полуфеодальные отношения .

Царское правительство, с одной стороны, не считало возможным ликвидировать вакуфное право по причине его глубокого укоренения в системе отношений. С другой — осложнило процедуру признания и регистрации настолько, чтобы возможное меньшее число вакфов могли быть учреждены: вакф, учреждённый в полном соответствии с законом, по закону Российской империи освобождался от государственных налогов. В результате статус вакфов, официально признанных по закону, на момент Октябрьской революции имели лишь 10 % фактически существующих вакфов .

22 марта 1829 года был подписан указ " О вакуфских в Крыму имениях ", который регламентировал систему вакуфной собственности в регионе. Он разъяснял общие правила этого вида собственности и разводил понятия духовного и частного вакуфов. Вакуфы являлись " неприкосновенною собственностью Магометанского Духовенства " и находились в попечении муфтия и Таврического духовного магометанского правления, которые несли ответственность перед Главным управлением духовными делами иностранных исповеданий. Однако эта структура Министерства духовных дел и народного просвещения ещё не была сформирована и фактически не имела четких руководящих полномочий .

В Башкортостане первый вакф отмечен в 1829 году, когда Г. Г. Ибраев передал 5 торговых лавок, приносивших доход до 200 руб. в год, на содержание построенных им на свои средства здания Стерлитамакской соборной мечети и двух медресе.

Передача земли в вакф ограничивалась «Положением о башкирах» от 14 мая 1863 года и дополнениями к нему от 2 июля 1865, Законом от 10 февраля 1869 года. В соответствии с положением мечети, медресе и мектебы не могли принимать в дар вотчинные земли башкир. Земли могли быть отданы в вакф, только с особого разрешения губернских правлений, иногда с разрешения самого императора.

В СССР

В первые месяцы революционных преобразований в Средней Азии по инициативе, исходившей с мест, многие вакфы были изъяты в общегосударственный фонд. С теоретической точки зрения, ничего не должно было измениться: одну форму общественной собственности преобразовали в другую. Но на практике в некоторых местах это привело к волнениям. Рассмотрев поступавшие в Москву жалобы, Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР (нарком — И. В. Сталин ) указал в срочном порядке отменить допущенные в этом вопросе перегибы. В частности:

  • все религиозные вакфы были возвращены мечетям.
  • все «населённые вакфы» были безвозмездно переданы, на основании , дехканам , в пользовании которых эти участки находились
  • вакфы просветительного назначения на первом, переходном этапе, были переданы в управление особой комиссии. При этом, во исключение из закона об отделении школы от церкви, в состав этих комиссий наряду с представителями Наркомпроса, вошли и представители мусульманского духовенства — см. декрет от 10 июня 1922 года № 75.

В дальнейшем, вакфы просветительного назначения в Туркестане были переданы от временных комиссий в ведение Народного комиссариата просвещения Туркреспублики, в составе которого было образовано Главное вакуфное управление . Декретами № 164 от 22 октября 1922 года и № 173 от 28 декабря 1922 года на местах в составе исполкомов были образованы специальные вакуфные отделы .

Политика Советского правительства в отношении вакфов ставила своей задачей, «временно сохраняя вакуфное право, придать ему такую конструкцию и так организовать управление вакуфным делом, чтобы согласовать его с задачами советского строительства и направить деятельность вакуфных учреждений в область этих задач, в частности, школьного дела» .

К вопросу о вакфах советская власть вновь возвращалась в 1925 году, при вхождении Бухары и Хорезма в состав СССР. При этом вакфы, принадлежавшие мечетям, были переданы в пользование соответствующим религиозным общинам .

Проблематика вакфов в Российской Федерации

В Татарстане закон о вакфе был принят в 1999 году . Из-за партнерства государственных органов и наличия местного Закона «О свободе совести и религиозных объединений» с соответствующим положением о вакфах, до 90 процентов вакуфной собственности было возвращено мусульманским общинам . В феврале 2008 г. прокурор Республики Татарстан опротестовал местное положение о вакфах, как отсутствующее в федеральном законодательстве. Президенту Татарстана пришлось вносить в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе было сохранено, но с оговоркой, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Таким образом, было принято решение, которое де-факто прекратило действие республиканского положения о вакфах. После этого предпринимались неоднократные попытки ввести понятие вакуфной собственности в федеральное законодательство .

См. также

Примечания

  1. Н. Фиолетов . Вакуфное право //Большая Советская энциклопедия. 1-е изд. М., 1927. Т. 8: Буковые-Варле. Стлб. 608—610
  2. Rinat A. Nabiev. Vlastʹ i religioznoe vozroždenie. — Kazanʹ: Kazanskij universitet, 2014. — Т. vypusk 24. — 303 с. — (Serija "Kulʹtura, religija i obščestvo"). — ISBN 978-5-00019-186-6 .
  3. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.. — М. : Наука, 1986. — С. 9-10.
  4. Gaudiosi, Monica M. (April 1988), , , University of Pennsylvania Law Review, Vol. 136, No. 4, 136 (4): 1231—1261, doi : . Дата обращения: 28 сентября 2010. Архивировано 5 ноября 2015 года.
  5. Бойцова Е. В., Ганкевич В. Ю., Муратова Э. С., Хайрединова 3. 3. . — Симферополь: Элиньо, 2009. — С. 135. — 432 с. 23 октября 2022 года.
  6. Сайганова С. Мусульмане учатся управлять тем, что имеют. // Время и деньги. : журнал. — 2004. — 16 июня.
  7. Ахунов А. М. // Проблемы современной экономики. : журнал. — 2013. — № 4 (48) . — С. 431 – 432 . 7 октября 2022 года.

Литература

  • О. Г. Большаков . Вакф // Ислам: Энциклопедический словарь. — М.; Наука . Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с : ил. ISBN 5-02-016941-2 ( С.45 )
  • М. Амин . Ал-Аукаф ва-л-хайат ал-иджтима’ийа фи Миср 648—923/1250—1517. Каир, 1980;
  • В. П. Наливкин . Положение вакуфного дела в Туркестанском крае. Таш., 1904;
  • Бухарский вакф XIII в. Факс. Изд. текста, пер. с араб, и перс, введ. и коммент. А. К. Арендса. А. Б. Халидова, О. Д. Чехович . М., 1979 (ППВ, LII);
  • А. Г. Периханян . Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983;
  • Н. Clavel . Rite musulrnan: le waqf ou habus (rite hanafite et malekite). 1—2. P., 1895—1896;
  • Sh. Bidair . L’institution des biens dits habous ou waqf. P., 1924;
  • Cl. Cahen . Quelques reflexions sur le waqf ancien.— MKB, ( 25, 38—40 );
  • W. Heffening . Waqf.// The Encyclopaedia of Islam. 1—4. Ley de-London, (1908), 1913—1934, ( 4, 1187—1194 ).

Ссылки

  • . // Башкирская энциклопедия.
Источник —

Same as Вакф